Раздел 16. НОМИНАТИВНЫЕ ПРОЦЕССЫ
Кроме упражнений данного блока, во время работы также используются проговаривание действий ребенка, проговаривание своих действий ребенком, проведение ребенком упражнений, проговаривание инструкций и уточняющих вопросов детьми, просьбы помочь объяснить что-либо другим и т.п.
_____________________________________________ 5—6 лет
Занятие 1
«Я знаю пять...» Дети стоят в кругу. Психолог передает мяч по кругу- Первый ребенок, у которого оказался мяч, ударяет им об пол и на каждый удар называет 5 овощей (имен, животных, красных предметов и т.д.).
Занятие 2
«Я знаю пять...» Проводится так же, как на предыдущем занятии, но на другом материале.
446 Часть III. Дидактические материалы
Занятия 3—4
«Закончи словосочетания». Психолог предлагает детям подобрать подходящие по смыслу слова, чтобы закончить словосочетания: хитрая ..., злая..., душистое туалетное...
Занятия 5—6
«Что делает?» Психолог предлагает детям назвать словом то, что он делает (символически показывает).
Занятия 7—8
«Сравнение понятий». Психолог предлагает детям подобрать подходящие определения с противоположным значением: морковь — сладкая, а редька — ...
Занятия 9—10
«Описание по схеме». Психолог предлагает детям описать какой-нибудь предмет по следующей схеме: «Какого он цвета? На что похож? Из какого материала он сделан? Какого размера, формы? Каков он на ощупь? Чем пахнет? Каков на вкус? Где встречается? Для чего нужен человеку? Что с ним можно делать? К какой группе предметов относится?»
Занятия 11—12
«Загадки». Психолог описывает предмет, а дети угадывают, какой предмет он задумал. Затем они меняются ролями.
Занятия 13—14
«Нарисуй слово». Психолог диктует слова, а дети рисуют их (сначала различные — относящиеся к разным категориям, а затем сходные, например, фрукты — яблоки). Затем психолог с детьми обсуждают, в чем же их различия.
Занятия 15—16
«Закончи предложение». Взрослый читает незаконченные предложения, а дети должны назвать недостающие слова: животное, которое мяукает, называется...; дерево, на котором растут яблоки, называется... и т.д.
Программа 2. Курс занятий с детьми 5—10 лет 447
Занятие 17
«Определение понятия». Психолог предлагает детям объяснить (описать словами), что такое чашка, мышка, книжка и т.д.
Занятие 18
«Составление рассказа по серийным картинкам».
Занятия 19-20
«Составление рассказа по сюжетной картинке».
_____________________________________________ 7—8 лет
Занятие 1
«Я знаю пять...» Дети стоят в кругу. Психолог передает мяч по кругу. Первый ребенок, у которого оказался мяч, ударяет им об пол и на каждый удар называет 5 овощей (имен, животных, красных предметов и т.д.).
Занятие 2
«Закончи словосочетания». Психолог предлагает детям подобрать подходящие по смыслу слова, чтобы закончить словосочетания: хитрая ..., злая..., душистое туалетное...
Занятия 3—4
«Что делает?» Психолог предлагает детям назвать словом то, что он делает (символически показывает).
Занятие 5
«Сравнение понятий». Психолог предлагает детям подобрать подходящие определения с противоположным значением: морковь — сладкая, а редька — ...
Занятия 6—7
«Описание по схеме». Психолог предлагает детям описать какой-нибудь предмет по следующей схеме: «Какого он цвета? На что похож? Из какого материала он сделан? Какого размера, формы? Каков он на ощупь? Чем пахнет? Каков на вкус? Где встречается? Для чего нужен человеку? Что с ним можно делать? К какой группе предметов относится?»
Занятия 8—9
«Загадки». Психолог описывает предмет, а дети угадывают, какой предмет он задумал. Затемони меняются ролями.
Занятия 10—11
«Закончи предложение». Детям предлагают вместо точек вставить нужные слова: животное, которое мяукает, называется ...; дерево, на котором растут яблоки, называется ... и т.д.
Занятия 12-13
«Определение понятия». Психолог предлагает детям объяснить (описать словами), что такое чашка, мышка, книжка и т.д.
Занятия 14—15
Составление рассказа по серийным картинкам.
Занятия 16—17
Составление рассказа по сюжетной картинке.
Занятие 18
«Опиши свой день». Ребенок последовательно рассказывает о том, что с ним происходило в течение дня.
Занятие 19
«Общая история». Дети сидят в кругу. Первый начинает рассказывать историю, следующий продолжает и т.д. Каждый произносит по два предложения. В конце кто-нибудь один рассказывает историю целиком.
Занятие 20
«Расскажи свой любимый мультфильм или сказку».
Программа 2. Курс занятий с детьми 5—10 лет___________________ 449
____________________________________________ 9—10 лет
Занятие 1
«Я знаю пять...». Дети стоят в кругу. Психолог передает мяч по кругу. Первый ребенок, у которого оказался мяч, ударяет им об пол и на каждый удар называет 5 овощей (имен, животных, красных предметов и т.д.).
Занятие 2
«Закончи словосочетания». Психолог предлагает детям подобрать подходящие по смыслу слова, чтобы закончить словосочетания: хитрая ..., злая..., душистое туалетное...
Занятие 3
«Что делает?» Психолог предлагает детям назвать словом то, что он делает (символически показывает).
Занятие 4
«Сравнение понятий». Психолог предлагает детям подобрать подходящие определения с противоположным значением: морковь — сладкая, а редька — ...
Занятие 5
«Описание по схеме». Психолог предлагает детям описать какой-нибудь предмет по следующей схеме: «Какого он цвета? На что похож? Из какого материала он сделан? Какого размера, формы? Каков он на ощупь? Чем пахнет? Каков на вкус? Где встречается? Для чего нужен человеку? Что с ним можно делать? К какой группе предметов относится?»
Занятия 6—7
«Загадки». Психолог описывает предмет, а дети угадывают, какой предмет он задумал. Затем они меняются ролями.
Занятие 8
«Закончи предложение». Детям предлагают вставить нужные слова в незаконченные предложения: животное, которое мяукает, называется ...; дерево, на котором растут яблоки, называется ... и т.д.
450 Часть III. Дидактические материалы
Занятия 9—10
«Определение понятия». Психолог предлагает детям объяснить (описать словами), что такое чашка, мышка, книжка и т.д.
Занятия 11—12
«Составление рассказа по серийным картинкам».
Занятия 13—14
«Составление рассказа по сюжетной картинке».
Занятие 15
«Составление рассказа по серийным картинкам».
Занятие 16
«Составление рассказа по сюжетной картинке».
Занятие 17
«Общая история». Дети сидят в кругу. Первый начинает рассказывать историю, следующий продолжает и т.д. Каждый произносит по два предложения. В конце кто-нибудь один рассказывает историю целиком.
Занятие 18
«Опиши свой день». Ребенок последовательно рассказывает о том, что с ним происходило в течение дня.
Занятие 19
«Расскажи свой любимый фильм».
Занятие 20 «Расскажи историю».
Программа 2. Курс занятий с детьми 5—10 лет___________________ 451
Раздел 17. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ