Занятие 1. Гласные звуки А О У Э Ы И
* Семафор»
1) Ребенок проговаривает гласные с движениями рук:
• «а» — руки вверх
• «о» — руки вперед
• «у» — руки в стороны
• «э» — руки вдоль тела
• «ы» — руки сложить в замок за спиной
• «и» — руки сложить в замок на голове
2) Ребенок должен угадать гласные по движениям рук и записать
их красным цветом в таблице:
a. руки вверх, руки вдоль тела
b. руки вперед, руки в замок на голове
c. руки сложить в замок за спиной, руки в стороны
d. руки вперед, руки вдоль тела, руки сложить в замок за спи
ной
e. руки в стороны, руки сложить в замок на голове, руки впе
ред
f. руки вдоль тела, руки вверх, руки в замок на голове
а. | Ь. | с. | d. | е. | f. |
Занятие 2. Гласные буквы первого и второго ряда-1
«Игра в мяч»
Гласные первого ряда: а о у э ы; гласные второго ряда: я ё ю е и.
На доске вывешивается (или пишется) схема, чтобы ребенок понял, как путем слитного произнесения мягкого согласного «и» и гласных первого ряда образуются гласные второго ряда, служащие для обозначения мягких согласных на письме (исключением является пара гласных «ы—и»).
Программа 2. Курс занятий с детьми 5—10 лет___________________ 427
О | а | У | э | ы | |
и | йа | йо | йу | йэ | - |
О | я | ё | ю | е | и |
1) Ребенок самостоятельно заполняет таблицы с пропущенными
гласными буквами красным цветом. Кружок (О) перед гласными пер
вого ряда (а о у э ы) следует закрасить в синий цвет, они пишутся
после твердых согласных; кружок (О) перед гласными второго ряда
(я ё ю е и) надо закрасить в зеленый цвет, они пишутся после мягких
согласных (смягчают согласные). Задание можно выполнять с опорой
на схему и по памяти.
О | а | у | э | ы | |
О |
О | |||||
О | я | ё | ю | е | и |
а | у | ы | |||
О | ё | е |
Пары гласных можно отработать с мячом: взрослый бросает мяч и произносит гласную первого ряда (например, «а»), а ребенок бросает мяч обратно и называет гласную второго ряда («я»).
2) Взрослый произносит слово (список слов приводится ниже)
и кидает мяч ребенку. Ребенок называет гласную букву из этого слова
и кидает обратно мяч.
Слова с гласными первого ряда: а о у э ы
мак | дуб | сто |
сэр | сыр | ус |
дым | ах | мэр |
ось | сок | сад |
Слова с гласными второго ряда: я ё ю е и
мяч | ёрш | юг |
ель | ключ | кит |
рёв | як | ил |
клюв | свет | ряд |
3) В представленных выше словах ребенок закрашивает гласные
буквы красным цветом; согласную букву, стоящую перед гласными а
о у э ы, — синим цветом (обозначает твердый согласный звук); со
гласную букву, стоящую перед гласными я ё ю е и, — зеленым цве
том (обозначает мягкий согласный звук).
428 Часть III. Дидактические материалы
Занятие 3. Гласные А—Я
«Игра в мяч»
Здесь и далее на занятиях схема гласных первого и второго ряда обязательно вывешивается или пишется на доске. Кружки закрашиваются (см. занятие 2).
1) Взрослый произносит слово (список слов приведен ниже) и
кидает мяч ребенку. Ребенок называет гласные звуки из этого слова и
кидает мяч обратно. Например, Ася — а-я.
2) Ребенок красным цветом вписывает гласные буквы «а-я» в
слова.
Занятие 4. Гласные О—Ё «Игра в мяч»
а | о | у | э | ы | |
я | ё | ю | е | и |
1) См. занятие 3, задание 1.
2) См. занятие 3, задание 2.
Программа 2. Курс занятий с детьми 5—10 лет___________________ 429
Занятие 5. Гласные У—Ю
«Игра в мяч»
1) См. занятие 3, задание 1.
2) См. занятие 3, задание 2.
Занятие 6. Гласные Э—Е «Игра в мяч»
а | о | у | э | ы | |
я | ё | ю | е | и |
1) См. занятие 3, задание 1.
2) См. занятие 3, задание 2.
430 Часть III. Дидактические материалы
Занятие 7. Гласные Ы—И
«Игра в мяч»
1) См. занятие 3, задание 1.
2) См. занятие 3, задание 2.