Курс занятий с детьми 5—10 лет

В этой программе представлены варианты коррекционных циклов для детей разных возрастов и разнообразный репертуар психолого-педагогического сопровождения психического развития детей.

Программа состоит из двух основных частей и осуществляется двумя группами специалистов. Первая часть преимущественно ориен­тирована на коррекцию и абилитацию 1-го функционального блока мозга и соответственно инициацию базовых составляющих подкорко-во-корковой и межполушарной организации процессов развития. Эта часть программы представлена в 1—9 разделах. Вторая часть направле­на на коррекцию когнитивных процессов и произвольной саморегу­ляции, актуализируемых благодаря активизации 2-го и 3-го ФБМ (10—17 разделы).

Возможно как параллельное, так и последовательное (два цикла длительностью 2,5—3 месяца каждый) проведение данной програм­мы в течение учебного года.

Внутри тематических разделов упражнения структурированы по возрастам детей (от 5 до 10 лет) и распределены по занятиям. Таким образом, из приведенных ниже упражнений можно составить про­грамму в зависимости от конкретных целей работы и специфики про­блем детей, с которыми проводятся занятия.

Занятия могут проводиться как индивидуально, так и в группе.

Раздел 1. ВНИМАНИЕ

_____________________________________________ 5—6 лет

Занятия 1-2*

«Остановись». Дети свободно двигаются по залу под музыку. Как только музыка прекращается, они застывают на месте (не шевелятся).

* Как правило, упражнения отрабатываются в течение нескольких заня­тий в неизменном либо модифицированном виде.

320 Часть III. Дидактические материалы

Занятия 3—4

«Стоп-игра-1». Дети находятся на своих местах в зале. По коман­де взрослого (например, один хлопок) они начинают свободно бе­гать по залу. Затем звучит вторая команда (один хлопок). Услышав ее, дети занимают свои места в зале.

Занятия 5—6

«Стоп-игра-2». Вторая команда взрослого отличается от первой (например, первая — один хлопок, а вторая — два хлопка).

Занятие 7—8

«Запретное движение». Психолог показывает детям различные движения. Дети их повторяют. Одно из движений повторять нельзя, дети его пропускают.

Занятия 9—10

«Запретное слово». Дети стоят в кругу и по очереди повторяют за ведущим названия овощей (цветов, городов, цифр, букв и т.п.). На­звание одного овоща (например, «огурец») является запретным сло­вом. Его нельзя произносить, вместо этого надо хлопнуть в ладоши.

Занятие 11

«Запутанные руки-1». Дети сидят в кругу, руки перекрещены с руками рядом сидящих. По кругу передается мячик из руки в руку. Задача — как можно быстрее передавать мяч. Количество мячей мо­жет постепенно увеличиваться (2, 3 и т.д.).

Занятие 12

«Запутанные руки-2». Вместо передачи мяча дети хлопают ру­ками по коленкам сидящих рядом. Первая рука стучит один раз, вто­рая — два раза, следующая за ней — снова один раз и т.д.

Занятия 13, 14, 15

«Летели две птички*. Психолог поет песенку: «Летели две птич­ки, птички невелички, пролетали мимо, почесали спины. Летели, летели, на (головку) сели». Птички садятся на разные части тела. При этом психолог называет части тела правильно и одновременно пока­зывает их неправильно, например, говорит: «На головку сели», а по­казывает плечо. Дети должны выполнить задание правильно (так, как говорит психолог).

Программа 2. Курс занятий с детьми 5—10 лет 321

Занятие 16

«Найди и обведи фигуру*. Ребенку предлагается бланк с набором различных фигур. Задача как можно быстрее найти среди них все тре­угольники и обвести их в круг.

Занятие 17

«Найди и зачеркни фигуру». Ребенку предлагается бланк с набо­ром различных фигур. Задача найти все круги и зачеркнуть их как можно быстрее.

Занятие 18

«Охота на фигуры». Ребенку предлагается бланк с набором раз­личных фигур. Задача ребенка — как можно быстрее все квадраты за­черкнуть, а все круги подчеркнуть.

Занятие 19

«Найди и обведи букву». Ребенку предлагается бланк с набором различных букв. Задача ребенка — как можно быстрее найти все бук­вы «А» в бланке и обвести их.

Занятие 20

«Найди и зачеркни букву». Ребенку предлагается бланк с набором различных букв. Задача ребенка — как можно быстрее найти все бук­вы «С» в бланке и зачеркнуть их.

_____________________________________________ 7—8 лет

Занятие 1

«Остановись». Дети свободно двигаются по залу под музыку. Как только музыка прекратилась, дети застывают на месте (не шевелятся).

«Фокус». По команде «Начали!» каждый мысленно «уходит» внутрь себя, в свое тело. Затем с периодичностью в 5—30 секунд психолог подает команды: «Правая кисть», «Мочка левого уха» и т.д. Задача ребенка — сосредоточиться на этой части тела, почувствовать ее.

Занятие 2

«Фокус» (см. занятие 1).

«Стоп-игра-1». Дети находятся на своих местах в зале. Им дается команда (например, один хлопок). Услышав команду, дети начинают

322 Часть III. Дидактические материалы

свободно бегать по залу. Затем звучит вторая команда (один хлопок). Услышав ее, дети занимают свои места в зале.

Занятие 3

«Фокус»(см. занятие 1).

«Стоп-игра-2». Вторая команда отличается от первой (например, первая — один хлопок, а вторая — два хлопка).

Занятие 4

«Фокус» (см. занятие 1).

«Запретное движение». Психолог показывает детям различные движения. Дети их повторяют. Одно из движений повторять нельзя, дети его пропускают.

Занятие 5

«Фокус» (см. занятие 1).

«Запретное движение» (см. занятие 4).

Занятия 6—7

«Запретное слово». Дети стоят в кругу и по очереди повторяют за ведущим названия овощей (цветов, городов, цифр, букв и т.п.). На­звание одного овоща (например, «огурец») является запретным сло­вом. Его нельзя произносить, вместо этого надо хлопнуть в ладоши.

Занятие 8

«Запутанные руки-1». Дети сидят в кругу, руки перекрещены с руками рядом сидящих. По кругу передается мячик из руки в руку. Задача — как можно быстрей передавать мяч. Количество мячей мож­но постепенно увеличивать.

Занятия 9—10

«Запутанные руки-2». Вместо передачи мяча дети по очереди хло­пают руками по коленкам сидящих рядом. Первая рука стучит один раз, вторая — два раза, следующая за ней — снова один раз и т.д.

Занятие 11

«Летели две птички». Психолог поет песенку: «Летели две птич­ки, птички невелички, пролетали мимо, почесали спины. Летели, летели, на (головку) сели». Птички садятся на разные части тела. При этом психолог называет части тела правильно и одновременно пока-


Программа 2 Курс занятий с детьми 5—10 лет 323

зывает их неправильно, например, говорит: «На головку сели», а по­казывает плечо. Дети должны выполнить задание правильно (так, как говорит психолог).

Занятие 12

«Повтори за мной». Ребенок задает ритм или любую пантомими­ческую модель (позу, движения). Задача остальных — повторить. Тот, кто сможет повторить первым, становится ведущим и т.д. Если никто не может повторить модель, задающего просят самого повторить. Если у него не получается, он выбывает из игры.

Занятие 13

«Найди и обведи фигуру». Ребенку предлагается бланк с набором различных фигур. Задача — найти среди них все треугольники и обве­сти их в круг как можно быстрее.

Занятие 14

«Охота на фигуры». Ребенку предлагается бланк с набором раз­личных фигур. Задача ребенка — как можно быстрее все квадраты за­черкнуть, а все круги подчеркнуть.

Занятие 15

«Найди и обведи букву». Ребенку предлагается бланк с набором различных букв. Задача ребенка — найти все буквы «А» в бланке и обвести их как можно быстрее.

Занятие 16

«Найди и зачеркни букву». Ребенку предлагается бланк с набором различных букв. Задача ребенка — найти все буквы «С» в бланке и зачеркнуть их как можно быстрее.

Занятие 17

«Охота на буквы-1». Ребенку предлагается бланк с набором раз­личных букв. Задача ребенка — как можно быстрее обвести в бланке все буквы «П», зачеркнуть все буквы «Д», подчеркнуть все буквы «О».

Занятие 18

«Охота на буквы-2». Ребенку предлагается бланк с набором раз­личных букв. Задача ребенка — как можно быстрее обвести в бланке все буквы «Б», зачеркнуть все буквы «Т», подчеркнуть все буквы «И».

и*

324 Часть III. Дидактические материалы

Занятия 19—20 «Таблицы Шульте»

___________________________________________ 9—10 лет

Занятие 1

«Остановись». Дети свободно двигаются по залу под музыку. Как только музыка прекращается, дети застывают на месте (не шеве­лятся).

«Фокус». По команде «Начали!» каждый мысленно «уходит» внутрь себя, в свое тело. Затем с периодичностью в 5—30 секунд психолог подает команды: «Правая кисть», «Мочка левого уха» и т.д. Задача ребенка — сосредоточиться на этой части тела, почувствовать ее.

Занятие 2

«Фокус» (см. занятие 1). f

«Стоп-игра-1». Дети находятся на своих местах в зале. Им дается команда (например, один хлопок). Услышав команду, дети начинают свободно бегать по залу. Затем звучит вторая команда (один хлопок). Услышав ее, дети занимают свои места в зале.

Занятие 3

«Фокус» (см. занятие 1).

«Стоп-игра-2». Вторая команда отличается от первой (например, первая — один хлопок, а вторая — два хлопка).

Занятие 4

«Фокус» (см. занятие 1).

«Запретное движение». Психолог показывает детям различные движения. Дети их повторяют. Одно из движений повторять нельзя, дети его пропускают.

Занятие 5

«Запретное слово». Дети стоят в кругу и по очереди повторяют за ведущим названия овощей (цветов, городов, цифр, букв и т.п.). На­звание одного овоща (например, «огурец») является запретным сло­вом. Его нельзя произносить, вместо этого надо хлопнуть в ладоши.

Программа 2. Курс занятий с детьми 5—10 лет___________________ 325

Занятия 6—7

«Птица, рыба, зверь...». Дети стоят в кругу. Первый ребенок на­зывает птицу, а изображает в это время рыбу, следующий называет рыбу, а изображает зверя, следующий за ним называет зверя, а изоб­ражает птицу и т.д. Сделавший ошибку выбывает из игры.

Занятие 8

«Запутанные руки-1». Дети сидят в кругу, руки перекрещены с руками рядом сидящих. По кругу передается мячик из руки в руку. Задача — как можно быстрее передавать мяч. Количество мячей мо­жет увеличиваться (2,3 и т.д.). По хлопку направление меняется.

Занятие 9

«Запутанные руки-2». Вместо передачи мяча дети по очереди хло­пают руками по коленкам сидящих рядом. Первая рука стучит один раз, вторая — два раза, следующая за ней — снова один раз и т.д.

Занятие 10

«Правильно—неправильно-!». Психолог говорит: «Сейчас я буду называть части тела правильно, а показывать неправильно, вы долж­ны делать правильно, то есть так, как я говорю». Затем психолог, на­пример, кладет руки на плечи, а говорит — «колени». Дети должны положить руки на колени.

Занятие 11

«Правильно—неправильно-2». Упражнение проводится так же, как предыдущее, однако теперь дети должны делать так, как психолог показывает, а не говорит (психолог делает правильно, а говорит не­правильно).

Занятие 12

«Повтори за мной». Ребенок задает ритм или пантомимическую модель (позу, движения). Задача остальных повторить — кто сможет повторить первым, становится ведущим и т.д. Если никто не может повторить модель, просят повторить задающего. Если у него не полу­чается, он выбывает из игры.

326 Часть III. Дидактические материалы

Занятие 13

«Найди и обведи фигуру». Ребенку предлагается бланк с набором различных фигур. Задача — найти среди них все треугольники и обве­сти их в круг как можно быстрее.

«Условный сигнал». Психолог договаривается с детьми, что по одному хлопку они будут прислушиваться к себе, по двум хлопкам — бегать по залу, на три хлопка — слушать звуки за окном, а на четыре хлопка — называть четыре глагола.

Занятие 14

«Охота на фигуры». Ребенку предлагается бланк с набором раз­личных фигур. Задача ребенка — как можно быстрее все квадраты за­черкнуть, а все круги подчеркнуть.

«Условный сигнал» (см. занятие 13).

Занятие 15

«Найди и обведи букву». Ребенку предлагается бланк с набором различных букв. Задача ребенка — найти все буквы «А» в бланке и обвести их как можно быстрее.

«Условный сигнал» (см. занятие 13).

Занятие 16

«Найди и зачеркни букву». Ребенку предлагается бланк с набором различных букв. Задача ребенка — найти все буквы «С» в бланке и зачеркнуть их как можно быстрее.

«Условный сигнал» (см. занятие 13).

Занятие 17

«Охота на буквы-1». Ребенку предлагается бланк с набором раз­личных букв. Задача ребенка — как можно быстрее обвести все буквы «П», зачеркнуть все буквы «Д», подчеркнуть все буквы «О» в бланке.

Занятие 18

«Охота на буквы-2». Ребенку предлагается бланк с набором раз­личных букв. Задача ребенка — как можно быстрее обвести в бланке все буквы «Б», зачеркнуть все буквы «Т», подчеркнуть все буквы «И».

Занятия 19—20 «Таблицы Шульте»

Программа 2. Курс занятий с детьми 5—10 лет 327

Наши рекомендации