Глава 3. Коммуникативные навыки

Отработка навыков совместных действий проходит в контексте раз­вития коммуникативных способностей ребенка, необходимых ему для успешной социальной адаптации. Парные и групповые упражнения фор­мируют навыки совместных действий, способствуя лучшему пониманию друг друга. Одним из видов группового взаимодействия являются дви­гательные импровизации — начиная с задаваемых образов (образы зверей) и заканчивая импровизациями, направляемыми внутренним импульсом ребенка.

«Когда человек входит в комнату, он делает это ради какой-то цели... Или чтобы отыскать кого-нибудь, или чтобы передать ему мысль, или получить на свой вопрос ответ, или объяснить чувст­во...» — писал К.С. Станиславский. На первом занятии участникам следует объяснить, что все они, приходя куда-то, имеют определен­ную цель, и предложить изобразить это невербально.

16. «Что ты хочешь нам сегодня показать, спросить, попросить,
рассказать?» Все остальные участники угадывают смысл происходя­
щего. Впредь это становится ритуалом в начале каждого занятия.

17. Предлагается вспомнить и воспроизвести (телом, мимикой,
жестами) человека или предмет, которого сейчас нет в зале, какой-
то эпизод прошлого занятия, стараясь при этом оживить в памяти как
можно больше деталей. Изобразить человека, наделенного определен­
ными качествами: сутулого, стройного с офицерской выправкой,
сгорбленного, радостного, сделавшего открытие, удивленного, ста­
рика, младенца, красивую женщину и т.д. Такого рода упражнения
выполняются сначала в статике (принять соответствующую позу, ми­
мику и т.д.), а уже потом — в динамике. На первых порах, без подго­
товки, упражнения оказываются для детей достаточно трудными. По­
этому, прежде чем перейти к спонтанному их выполнению, они да­
ются в форме домашнего задания.

18.Детям предлагается по очереди не словами, а только звуками
или придуманным «иностранным языком» имитировать различные
состояния и действия, например: мямлить в речи; путаться, подби­
рая слова; говорить со всхлипыванием и подвыванием, с воплем,
удивлением, страхом, с жалобой, патетически, иронически, стара­
ясь обмануть и т.д. Остальные участники игры отгадывают, что было
сказано.

Раздел 3 Формирование смысл сообразующей функции психических процессов 221

В разминку, в начале занятия, хорошо включать различные парные упражнения, в том числе этюды по согласованным действиям: «пилка дров», «гребля», «перемотка ниток», совместный рисунок и т.п.

19. «Зеркало». Дети разбиваются на пары и становятся лицом друг
к другу. Один из них делает замедленные движения, другой должен
стать его точным «зеркальным» отражением.

Сложность и рисунок двигательных мелодий, естественно, долж­ны варьироваться, поскольку дети-«отражения» довольно быстро обучаются угадывать движения партнера, иногда предвосхищают, более того — опережают их. Это и следующие упражнения — прекрас­ное средство для установления психологического контакта.

20. «Тень». Первый участник двигается определенным образом, а
стоящий за ним ребенок, изображающий его тень, повторяет его дви­
жения. Особое внимание уделяется тому, чтобы «тень» двигалась в том
же ритме и постаралась догадаться о чувствах, мыслях и целях парт­
нера, уловить нюансы его настроения.

21. Партнеры, стоя спиной друг к другу, сцепляются руками на
уровне локтевых сгибов. Из этого положения один из партнеров, при­
седая и сгибаясь вперед, приподнимает другого, удерживая его в этом
положении 3—5 сек.

22. Один из партнеров принимает положение «упор лежа», дру­
гой берет его за ноги и приподнимает. Первый начинает движение на
руках, второй идет за ним, поддерживая его ноги и учитывая ско­
рость его движения.

23. Партнеры стоят спиной друг к другу, сцепляясь руками на
уровне локтевых сгибов. Из этого положения оба приседают, а затем
встают, стараясь опираться друг на друга всей поверхностью спины,
чтобы правильно выполнить упражнение (например, не упасть).

В упражнениях, предлагаемых ниже, условия поставлены таким образом, что дети должны двигаться как единое целое.

24. Разбившись на пары, дети ложатся на спину ногами друг к
другу. Затем ступни ног соединяются таким образом, что ноги обра­
зуют букву «Л». Аккуратно и медленно дети начинают делать «велоси­
пед», удерживая контакт ступнями и приспосабливаясь к темпу друг
друга.

25. Дети встают лицом друг к другу, держась за талии, на под­
вижную опору физкультурного снаряда «педали». Требуется проехать
до конца зала, придерживая друг друга, чтобы не упасть.




222 Часть II. Комплексная нейропсихологическая коррекция и абилитация

26.Дети встают боком друг к другу и «приклеиваются»: берут друг
друга под руку и плотно присоединяются боковыми поверхностями
ног, становясь «сиамскими близнецами» Пара пробует двигаться в
разных направлениях, с разной скоростью, выполнять какие-либо
действия, писать и т.д.

27. «Слепой и поводырь». Дети делятся на пары: один из них —
слепой (ребенок закрывает глаза), а другой — поводырь. Держась за
руки, они молча передвигаются по залу, не сталкиваясь с другими
парами. Задача поводыря — познакомить слепого с окружающим его
пространством (заполненным различными предметами); позволить
ему получить максимум информации, оберегая при этом от возмож­
ных опасностей. Поводырю необходимо учитывать характер слепого,
его темперамент. Задача слепого — максимально «вслушиваться» в
поводыря, повторяя его действия и невербальные указания.

28. «Паровоз». Дети разбиваются на команды по 4—5 человек,
выстраиваются «паровозиком» в затылок друг другу (стоящий сзади
держит двумя руками за талию или за плечи того, кто стоит впереди).
Все закрывают глаза, кроме первых — вагоновожатых, которые мед­
ленно начинают движение. Их задача — аккуратно, молча вести «па­
ровоз», огибая препятствия, не сталкиваясь с другими; задача осталь­
ных — максимально «прислушиваться» к стоящему впереди, улавли­
вая и повторяя все изменения в его движениях, тем самым обеспечи­
вая точную передачу информации стоящим сзади. По команде
психолога дети останавливаются, первый встает в конец «паровоза»,
снова продолжается движение, пока все не побудут в роли ведущего
и ведомого. Усложнение упражнения: увеличение количества детей в
«паровозике», усложнение траектории движения (крутые повороты,
ограничение движений по высоте — идти согнувшись и т.п.).

Следующий этап — соревнования, в которых группа разбивается на команды. Условия должны включать как самостоятельную активность каждого ребенка из пары, так и их взаимодействие, когда можно и нужно помогать друг другу, чтобы победить в соревновании.

29. «Представление». Дети встают или садятся в круг. Один (двое
или трое) из них выходит в центр и изображает при помощи мимики
и пантомимики какой-либо предмет, растение или животное. Сидя­
щие в кругу угадывают. Тот, кто первым угадает, встает в центр круга
и изображает один или с партнерами что-то свое и т.д. Более слож­
ный вариант, когда психолог или кто-то из детей задает на ушко ис­
полнителям образ или ситуацию, которую надо изобразить.

224 Часть II. Комплексная нейропсихологическая коррекция и абилитация

Наконец, ребенок должен самостоятельно из перемешанных кар­точек выстроить событийный ряд и составить рассказ.

33. «Составление рассказа по сюжетной картинке или серии кар­
тинок». Перед ребенком выкладывается картинка с понятным сюже­
том или серия картинок в правильной смысловой последовательнос­
ти, которые отражают определенное развертывающееся событие. Ему
необходимо воспроизвести заданный сюжет. Если он не может само­
стоятельно рассказать историю по данным картинкам, предложите
ему ответить на вопросы к ним.

На следующем этапе важно намеренно нарушить заданный поря­док картинок. Цель — наглядная демонстрация того, что изменение порядка картинок (событий) коренным образом меняет (вплоть до полного абсурда) сюжет.

34. «Прослушай, прочти и перескажи». Прослушивание (прочте­
ние) коротких рассказов (басен) с последующим пересказом и бесе­
дой о смысле произведения, его морали.

35. «Пословицы и поговорки». Работа над пониманием пословиц и
поговорок, прямо отражающих наличие причинно-следственных свя­
зей. Например: «Лес рубят — щепки летят», «Что посеешь, то и по­
жнешь», «Готовь летом сани, а зимой — телегу».

36. «Подбери следующее». Попросите ребенка подобрать слово,
которое должно обозначать явление, идущее вслед за названным:

первый — ..., завтрак — ..., июль — ..., лето — ..., январь — ..., зима — ..., седьмой — ..., 1998 — ... и т.п.

Если решение позволяет предложить несколько ответов, подроб­но обсудите их, а потом выберите вместе с ребенком наиболее точ­ный.

37. «Расставь события по порядку».

—Я ложусь спать; я обедаю; я смотрю телевизор; я чищу зубы; я
играю в футбол и т.д.

—Листья опадают; распускаются цветы; идет снег; созревает
клубника; улетают перелетные птицы и т.д.

—Через год; позавчера; сегодня; завтра; месяц назад и т.д.

38. «Время и антивремя». Каждому из участников предлагается
описать какое-либо событие: экскурсию, вчерашнее происшествие,
кинофильм и т.п. Сначала правильно, а затем — задом наперед, от
конца к началу.

Раздел 3. Формирование смыслоообразующей функции психических процессов 225

Крайне важно в обязательном порядке включать в коррекцион-ные занятия эстафеты, которые проводятся по обычным, традици­онным правилам. Содержанием каждого этапа эстафеты должны быть упражнения из тех, что описаны выше, прежде всего в 1 и 2 разделах настоящего пособия.



Часть II. Комплексная нейропсихологическая коррекция и абилитация

44. «Запретное движение». Психолог показывает различные дви­
жения, дети должны их повторять, если к показу будет добавлено
слово «пожалуйста» или если показанное движение не является за­
претным. Вместо запретного движения предлагается, например, не
двигаться или делать движение в противоположную сторону — шаг
назад, если он был сделан вперед, или руки опустить, если психолог
их поднял вверх.

45. «Гонка за лидером». Дети стоят за стульями, расставленными
кругом. Двое (четверо) участников соревнования, чьи позиции были
напротив друг друга, бегут, огибая стулья, «змейкой», вперед спи­
ной, каждый стараясь догнать соперника. Через пять кругов определя­
ется победитель. Им считается тот, кто догнал или приблизился к со­
пернику. Если кто-то из них три раза задел за стул, то он считается
проигравшим.

46. «Внимательный». Ставится стул и дается команда начать дей­
ствовать в следующем порядке: один раз обойти стул и один раз от­
жаться (или прыгнуть или присесть), затем два раза обойти стул и два
раза отжаться и так далее до 10 раз. Затем то же, но в обратном по­
рядке — от 10 до 1. При этом играющий имеет право обходить стул
только в одном направлении; каждый вслух ведет отсчет отжиманий
и количество обходов стула.

Усложненные варианты этого упражнения: по сигналу ребенок меняет направление движения на противоположное — 1 раз приседа­ет и 2 раза подпрыгивает и т.д.

47. «Повтори за мной». Ребенок, начинающий игру, демонстри­
рует своему сопернику придуманный им ритм или пантомимическую
модель в расчете на то, что сложность задания не позволит тому его
повторить. Если так и происходит, то автор должен сам воспроизвес­
ти свое задание, в противном случае он же и выбывает. Если же со­
перник справился с заданием, то уже он предлагает следующему иг­
року свой образец для повтора.

48. «Японская машинка». Это упражнение направлено прежде все­
го на развитие внимания в разных модальностях. Кроме того, оно тре­
бует полной сосредоточенности, участия памяти и умения ориенти­
роваться в окружающих условиях в ситуации ограниченного времени
(задается темп). Наблюдая за выполнением упражнения, можно вы­
делить лидеров группы, «компаньонов», «отверженных». Интересно
также проследить за интонациями, с которыми называются номера,
и за установлением контакта между членами группы.

Группа рассаживается в полукруг. Участники рассчитываются по порядку, начиная с любого края. Ведущему всегда присваивается но-

Раздел 3. Формирование смыслоообразующей функции психических процессов 227

мер «ноль». Ведущий может принимать участие в упражнении, но чаще всего он только начинает его и задает темп. Темп отбивается все­ми участниками группы следующим образом: на счет «раз» — удар ладонями обеих рук по коленям, на счет «два» — удар правой ладо­нью, на счет «три» — удар левой ладонью и т.д. Одновременно с уда­ром правой ладонью ведущий начинает игру, произнося свой номер: «Ноль». На удар левой ладонью он называет номер игрока, который продолжает игру дальше. (При этом участники, приглашая к игре друг друга, должны обязательно сопровождать свое приглашение взгля­дом.). Далее следует удар ладонями по коленям (все молчат). Участ­ник, допустивший ошибку в выполнении задания, прекращает игру, продолжая, однако, сидеть в полукруге и отстукивая ритм. Ведущий, не меняя темпа, констатирует, например: «Третьего нет», и продол­жает игру.

Ошибками считаются: сбой темпа; неправильное называние сво­его номера или номера партнера; приглашение к игре выбывшего участника или ведущего (если он не играет); приглашение к игре, не сопровождаемое взглядом. Возможные пути усложнения игры: убыст­рение темпа, изменение направления расчета участников, расчет нечетными числами или буквами.

Развитию внимания, памяти и произвольности способствуют также игры, происходящие во внутреннем плане действия.

49. «Муха». Играть может любое количество людей. Каждый пред­
ставляет себе поле, как для «крестиков-ноликов» размером 3x3, в се­
редине которого сидит муха. Игра состоит в том, что каждый из учас­
тников по очереди перегоняет муху по клеткам: ходить можно вверх,
вниз, вправо, влево, нельзя ходить по диагонали и делать ход, про­
тивоположный предыдущему. Проигрывает тот, кто выпускает муху за
поле. Важно, чтобы участники игры были заинтересованы в победе,
например, проигравший должен выполнить какое-либо задание, а
выигравший получает приз.

50. «Фокус». По команде «Начали!» каждый мысленно «уходит»
внутрь себя, в свое тело, так, будто ничего больше на свете не суще­
ствует. Затем с периодичностью от 5 до 30 сек. психолог подает коман­
ды: «Правая кисть», «Мизинец левой ноги», «Левое колено» и т.д.
После определенной команды каждый должен сосредоточиться на
той части тела, которая указана.

Более сложная задача — услышать свой пульс, а затем почув­ствовать его в соответствующей части тела. Другим вариантом уп­ражнения является восприятие указанной части тела как максималь­но разогретой.



Часть II. Комплексная нейропсихологическая коррекция и абилитация

Синестезии

Известно, что любое наше состояние: сон — бодрствование, ус­талость — активность, радость — печаль и т.п. — контролируется моз­гом. В последние годы ученые доказали, что человек может сам управ­лять ритмикой своего мозга и теми биохимическими процессами, которые в нем происходят, используя метод «обратной связи». На этой основе были изобретены специальные методы, позволяющие человеку (без привлечения лекарств) избавляться от страха и боли, тоски и чрезвычайного возбуждения и т.п.

Предлагаемые ниже упражнения направлены на то, чтобы, во-пер­вых, расширить возможности восприятия, памяти, внимания, воображе­ния ребенка и, во-вторых, попытаться научить мозг подчиняться его соб­ственным командам и работать именно так, как требуется в данный момент. Из предложенных ниже упражнений ребенок может в резуль­тате составить, собрать картину, образ которой поможет ему макси­мально расслабиться или, наоборот, собраться, оказывает стимули­рующее действие и т.д. Поэтому в конце каждого из упражнений ре­бенок должен словами описать свои ощущения и/или нарисовать их.

51. «Зрительные представления».

а) Представьте себе различные фигуры: круг, треугольник, квад­
рат. «Покрасьте» фигуру в какой-нибудь цвет, теперь измените немно­
го тон на более светлый или более темный; представьте себе, как
фигура приобретает более «теплый» и более «холодный» цветовой от­
тенок. Затем представьте себе сразу две фигуры: два треугольника или
треугольник и круг; раскрасьте, как и раньше, каждую из фигур; по­
пробуйте наложить их друг на друга; подберите сочетание цветов и
размеров так, чтобы вам было приятно смотреть на них.

б) Представьте какой-нибудь предмет (одушевленный или не­
одушевленный), медленно рассмотрите его форму, изгибы, пропор­
ции, цвет. Вообразите, как он ведет себя при слабом дуновении ве­
терка и в бурю. Представьте как постепенно этот предмет окружается
другими предметами. Меняйте эти декорации до тех пор, пока ваша
картина не понравится вам до такой степени, что вам захочется все
это ощутить в реальности.

Что у вас получилось? Что это было?

52. «Тактильные и кинестетические представления».

а) Представьте себе свои ощущения, когда вы прикасаетесь к какому-нибудь предмету (дерево, вата, бархат, волосы и т.д.). При­коснитесь в воображении к коре дерева, крапиве; к снегу, только что выпавшему и тающему; к разным цветкам, их лепесткам, стеблю, листьям; песку, струе воды, потоку горной реки, морю, перышку.

Раздел 3. Формирование смыслоообразующей функции психических процессов 229

б) Представьте пожатие руки, ощутите его тепло (или холод),
силу давления на вашу руку. Погладьте кошку, собаку, жабу, ежа.

в) Вы идете, бежите, лежите на пляже у реки, моря (песок, галь­
ка, ракушки); ныряете, плывете разными стилями. Карабкаетесь в
гору, вползаете в пещеру; гребете на лодке, ведете велосипед, играе­
те в теннис, футбол, волейбол. Вдеваете нитку в иголку, шьете кожу
(шелк); занимаетесь различными бытовыми действиями и т.д. Поста­
райтесь ощутить напряжение мышц и силу, которая вам для всего
этого необходима.

г) Представьте, что ручка медленно пишет ваше имя. Как оно
будет написано, если вы волнуетесь, засыпаете, торопитесь, вам
скучно? Как вы — поэт записываете: «Буря мглою небо...»?

53. «Обонятельные и вкусовые представления».

Представьте себе, что вы вдыхаете запах: прибитой дождем пыли, сада после грозы, знойной степи, луга; бензина, духов, дыма костра; мяты, сирени, моря, водорослей; свежеиспеченного хлеба, своего нелюбимого блюда, своего любимого блюда. Представьте вкус, температуру, плотность воды, пепси-колы, банана, йогурта, сыра и т.д.

54. «Слуховые представления». Представьте себе голоса знакомых
вам людей; вообразите, как они произносят что-то вопросительно,
удивленно, гневно, радостно, растерянно. Представьте различные
бытовые шумы, шум транспорта; скрип половиц в деревянном доме,
скрип двери, окна, шелест занавесок; шум дождя, ливня, грозы, на­
бегающей на берег волны; звук колокола и колокольный перезвон;
звуки различных музыкальных инструментов.

55. «Синестетические образы».

а) Психолог предлагает представить и назвать предметы, фрук­
ты, цветы определенного цвета, например красного, или определен­
ной формы. Через минуту по его сигналу — предметы синего цвета и
т.д. (подобных заданий может быть 5—6). Сначала упражнение выпол­
няется произвольно, а затем сочетается с движениями глаз. Напри­
мер, глаза направо — помидор, налево — вишня (или вверх — трава,
вниз — огурец).

б) Вспомните и постарайтесь воссоздать переживание различных
чувств: радости, страха, ярости, покоя, удивления, раскаяния.
Пользуясь теми образами, которые вы воспроизвели ранее, «введите»
эти чувства в соответствующие декорации, где сочетались бы все те
представления, которым вы научились. Это может быть один изоли­
рованный образ, но ощущаемый вами всеми органами чувств, а мо­
жет — пейзаж, законченное сценическое или кинематографическое

230 Часть II. Комплексная нейропсихологическая коррекция и абилитация

произведение с большим количеством действующих лиц (может быть, и исторических), наполненное звуками, запахами, яркими красками.

в) Закройте глаза, представьте образ, рассмотрите его в деталях и затем заставьте измениться: молодой человек постепенно превращает­ся в старого и наоборот; молодой побег развивается в большое ветви­стое дерево; зимний пейзаж превращается в весенний, летний — в осенний; старуха нищенка — в красавицу; лягушка — в царевну. По­пробуйте изобразить это только своим телом, в рисунке, расскажите, что произошло.

Наши рекомендации