Неречевые звуки и бытовые шумы. Чувство ритма
Формирование слухового гнозиса необходимо начинать с расширения его репертуара, используя для этого природные, бытовые и музыкальные шумы, голоса животных, людей и т.д.
148. «Чудо-звуки». Прослушайте с ребенком аудиозаписи звуков
природы (шум дождя, морской прибой, журчание ручья, капель, го
лоса животных и птиц и т.д.). Проанализируйте и обсудите услышан
ные звуки (их сходство и различие, где можно их услышать и т.д.).
Сначала прослушиваются хорошо отличающиеся между собой звуки,
затем — сходные по звучанию.
149. «Послушай, как звучит». Исследуйте звуковую природу лю
бых предметов и материалов, имеющихся под рукой (постучите,
бросьте, поскребите, подергайте и т.д.), варьируя громкость и темп,
нарастание и затухание звука.
150. «Угадай, чей звук». Попросите ребенка прислушаться к зву
кам вокруг. Проанализируйте бытовые шумы: скрип двери, телефон
ный звонок, шум транспорта, свисток, шум кипящей воды и т.д.
151. «Шумящие коробочки». Поиграйте с ребенком с коробочка
ми, заполненными различными материалами (песок, крупа, скреп
ки, бумажные шарики и т.п.), которые при сотрясении создают раз
личные шумы. Необходимо иметь два идентичных набора: для себя и
ребенка. Взрослый берет коробочку из своего набора, трясет ее, ребе
нок внимательно прислушивается к шуму, закрыв глаза. Затем он бе
рет по одной коробочке из своего набора и сравнивает их между со
бой, находя аналогичную. Игра продолжается до тех пор, пока для
каждой коробочки из набора взрослого не будет найдена пара.
Другой вариант игры: психолог трясет одну за другой несколько коробочек, ребенок должен запомнить звуки и повторить их в том же порядке.
152. «Подбери картинку». Упражнение состоит в узнавании и на
зывании ребенком различных звуков и подборе подходящих к ним
картинок.
153.Начните «диалог» с ребенком на инструментах — чередуйте
«высказывания» каждый на своем инструменте, внимательно прослу
шивая реплики друг друга. Когда ребенок сыграет что-то достаточно
Раздел 2. Формирование операционального обеспечения 193
структурированное, повторите. Продолжайте игру — один копирует ритмоформулы другого, затем поменяйтесь ролями. Продолжайте, пока ребенок не отработает спонтанную находку.
Развитие чувства ритма осуществляется по двум направлениям. Первое — совмещение ритма дыхания с движением, работа с самим ритмом дыхания (углубление вдоха и увеличение длительности фаз с их последующим уравниванием). Аналогичные упражнения уже были описаны в разделе 1. Детям интересно бывает услышать свой пульс, прислушаться к ритму своего сердца или сердца другого.
Второе направление — ориентация на внешний ритм. Здесь используется все многообразие средств. При выполнении любых упражнений, где вы сами считаете ребенку (счет на 8, на 12), можно, хлопая в ладоши, варьировать темп выполнения, то ускоряя, то замедляя его. Можно использовать чередование звуков разной громкости и тональности внутри ритмического рисунка. Это способствует развитию внимания и большей приспособляемости ребенка к изменяющимся условиям.
154. Психолог задает ритм, отстукивая его одной рукой, напри
мер, «2-2-3» (в начале освоения дается зрительное подкрепление —
ребенок видит руки психолога). Затем происходит постепенный пере
ход только к слуховому восприятию (с закрытыми глазами):
—ребенок повторяет ритмический рисунок правой рукой, левой
рукой, двумя руками одновременно (хлопки или удары по сто
лу), комбинированно (например, «2» правой рукой, «2» левой
рукой, «3» одновременно двумя руками);
—ребенок сначала «дирижирует» всей рукой, затем только кистью;
—ребенку предлагается воспроизвести тот же ритмический рису
нок ногами: сначала отмашка всей ногой, затем движения
только стопой; прыжки на одной, двух ногах.
Возможные пути усложнения задачи: удлинение и усложнение ритма, отстукивание ритма каждым игроком обеими руками по очереди и т.д. Детям также могут предлагаться для воспроизведения звуки разной громкости внутри ритмического рисунка, например: тихие (слабый удар — короткая вертикальная черта) и громкие (сильный удар — длинная вертикальная черта).
155.Воспроизведение ритмического рисунка руками и ногами
(например, «2» — левая нога, «2» — правая нога, «3» — хлопки рука
ми). Здесь же можно предложить ребенку «дирижирование» различны
ми частями тела (например, лежа на спине или стоя у стены — «2»
7 — 4794
194 Часть II. Комплексная нейропсихологическая коррекция и абилитация
двумя локтями одновременно, «2» приподнимая и опуская левую руку, «3» двумя ногами одновременно или «2» правой рукой и левой ногой одновременно, «2» левой рукой и правой ногой одновременно, «3» удара одновременно правой рукой по правому бедру и левой рукой по левому бедру).
В качестве дополнительного упражнения или в случае, если ребенок испытывает трудности при воспроизведении ритма, предлагается развернутая опора на речь. В рассматриваемом примере этой опорой могут быть слова: со-кол («2»), ле-тит («2»), вы-со-ко («3»).
156.Ребенок считает, сколько ударов в каждой серии, и подби
рает слова с тем же количеством слогов или гласных букв. Если это
вызывает затруднения, то ему дается дополнительная зрительная опо
ра: сначала предлагается нарисовать ритм вертикальными черточка
ми, например, 11 11 111, а затем подбираются слова и под каждой чер
той пишется соответствующий слог.
Если ребенок все же не может воспроизвести образец, дается ориентир в виде цифровой его записи «2-2-3», где цифра отражает число непрерывно, через равные интервалы следующих друг за другом хлопков или ударов, а тире между ними — пауза.
157. «Ритм по кругу». Дети садятся полукругом. Психолог отбива
ет какую-то ритмическую серию. Дети внимательно слушают ее и по
вторяют (по отдельности или все вместе). Когда ритм освоен, они
получают команду: «Давайте прохлопаем этот ритм так: каждый по
очереди — слева направо — отбивает по одному отрывку из всего за
данного ритма. Когда ритмический рисунок завершен, следующий по
кругу выжидает короткую паузу и начинает сначала; и так до моей
команды "Стоп". Опоздавший со своим хлопком, не выдержавший
паузу, сделавший лишний хлопок получает штрафное очко или вы
бывает из игры».
158.Сначала так, как это было показано, происходит отработка
ритмического рисунка в статике, затем — в динамике: дети идут по
кругу, все одновременно или по очереди выполняя ритмический
фрагмент, создавая единую мелодию и двигаясь в заданном ритме.
159.Упражнения с применением ритмических музыкальных инст
рументов. Ребенок может либо повторять заданный ритм, либо его при
думать и воспроизвести. Это упражнение хорошо выполнять в группе,
когда дети по кругу то воспроизводят ритмы других, то задают свой,
контролируя при этом правильность его повторения остальными.
160.Упражнения с использованием специально подобранных му
зыкальных фрагментов с различной ритмической структурой. Детям
Раздел 2. Формирование операционального обеспечения 195
предлагается произвольно (или повторяя уже усвоенные двигательные упражнения) двигаться под музыку в соответствии со звучащим ритмическим рисунком.
161. *Громко—тихо». Попросите ребенка произнести гласный
звук, слово сначала громко, потом тихо, отрывисто — протяжно,
низким голосом — высоким. Затем так же сочетания разных звуков.
162. «Камертон». Предложите ребенку проговаривать по слогам
любой стишок и одновременно отстукивать его ритм по следующим
правилам: отстукиваются слоги (каждый слог — один удар); на каж
дом слове, включая предлоги, рука меняется.
Усложнение задания: ударный слог отбивается кулаком, безударный — ладошкой, предлог с гласной — ладошкой, предлог без гласной — ребром ладони. Задание может быть действительно полезным только при регулярных упражнениях в течение длительного времени.