Конструирование и копирование
Неотъемлемой частью формирования пространственных представлений являются упражнения, выполняя которые ребенок может творчески манипулировать разнообразными объектами. Ими могут быть предметы, конструкторы, кубики, «лего», пазлы, разрезные картинки, мозаики и т.п. Так, в частности, ребенку важно при усвоении букв и цифр самому «сваять» их из пластилина или проволоки.
70. «Конструирование предметов из заданных частей». Ребенку дается основная деталь, свойственная всем предметам данного класса: например, емкость (для посуды) или туловище (для животных), стебель (для растений), и различные фрагменты, благодаря которым основная деталь постепенно дополняется, преобразуясь в самые различные объекты. Ребенку предлагают пофантазировать и сложить несколько фигур с единой основой: например, на базе одной и той же «основы» для посуды могут быть (с помощью разных соответствующих фрагментов) сконструированы: чайник, сахарница, чашка и т.п. То же — с фигурой человека или животного, растениями и т.п. Каждый раз ребенка спрашивают: «Что это? На что (кого) похож этот предмет?» Потом он зарисовывает сложенные из деталей предметы и делает к ним подписи.
Раздел 2. Формирование операционального обеспечения
Рис. 12
Рис. 13 |
71. «Я' — конструктор». Ребенку предлагается из спичек, счетных
палочек, мозаики сконструировать какое-либо предметное изображе
ние или выложить печатную букву. Пусть он проделает это с открыты
ми и закрытыми глазами. Затем путем перекладывания элементов мож
но превратить их в другие предметы, букву, цифру или орнаменты.
72. «Найди нужный блок». Инструкция: «Найди среди верхних
фигур нужный блок и дострой нижнюю фигуру так, чтобы она стала
такой же, как соседняя. Ты можешь разворачивать "блоки"» (рис. 12).
73. «Орнамент». Разрежьте квадраты, расположенные слева на ри
сунке 13, сначала на четыре, а потом — в более сложном варианте —
лишь на две (по горизонтали или вертикали) части. Попросите ребен-
170 Часть II. Комплексная нейропсихологическая коррекция и абилитация |
Рис. 14
ка сложить из полученных частей придуманные вами орнаменты; сначала более простые, а затем — аналогичные тем, что представлены на рисунке 13 справа. Понятно, что для маленьких детей здесь более адекватны привычные для них кубики.
На первом этапе формирования процессов копирования целесообразно осуществлять его с помощью кальки или копировальной бумаги и только затем переходить к обычному срисовыванию. Помимо прочего, этот прием формирует «память руки» и необычайно эффективен при усвоении букв и цифр.
74. «Копирование фигур».
а) Копирование различных простых фигур.
б) Копирование сложных фигур и изображений, как, например,
на рисунке 14. Сначала фигура анализируется совместно психологом
и ребенком: она разбивается на части, обсуждается удобная последо
вательность ее воспроизведения. Далее ребенку предлагается самосто
ятельно проанализировать изображение и выработать стратегию ко
пирования.
в) Копирование фигур с поворотом их на 90° и 180°. Поворот на
90° может быть обыгран следующим образом: «Нарисуй эту фигуру
лежащей на левом (или правом) боку». На 180°: «Нарисуй эту фигуру
"вверх ногами", но так, чтобы все части фигуры остались на своих
местах». Для проверки можно сравнить или наложить друг на друга
образец и рисунок ребенка, если они выполнены с соблюдением мас
штаба, например, на бумаге в клетку.
Удивительным образом действует на ребенка обсуждение его собственного рисунка, отраженного в зеркале, которое приставляется к полученному изображению и/или образцу сверху, слева и т.д.
Раздел 2. Формирование операционального обеспечения
Квазипространственные»
(логико-грамматические) речевые конструкции
Формирование «квазипространственных» представлений начинается с введения в работу предлогов посредством сопоставления их с отработанными выше пространственными представлениями. Например, ребенку предлагается выполнить следующее: «Встать (или присесть) перед, за, слева, справа, на, под предмет», «Поставить или положить предмет перед, за, слева, справа, над, под собой» и т.п. Постепенно через вербальное обозначение соответствующих пространственных представлений осуществляется переход от понятий «выше», «ниже» к понятиям «над», «под» и т.д.
75. «Положи ручку...» Дайте ребенку два разных предмета, напри
мер, ручку и пенал и предложите положить ручку в, на, под, над, перед,
за, слева, справа от пенала.
76. «Где лежит карандаш?» Положите карандаш на тетрадь и
предложите ребенку определить его положение относительно тетради
(«Карандаш лежит на тетради, а тетрадь..., а стол...»). Так поиграйте,
перекладывая карандаш под, в, слева от тетради, поднимая его над,
пряча за или помещая перед тетрадью. Каждый раз просите ребенка
составить предложение про тетрадь и карандаш, обращая его внима
ние на то, что в предложении меняется предлог. Затем поменяйте эти
предметы местами («Тетрадь лежит под карандашом»).
Когда ребенок освоит задание, проделайте его заново, но на этот раз просите просто называть соответствующий предлог.
Рис. 15
172 Часть П. Комплексная нейропсихологическая коррекция и абилитация
Рис. 16
77. «Нарисуй предлог». Предложите (с вашей помощью) ребенку
нарисовать (не написать) предлоги любым удобным для него спосо
бом, например как на рисунке 15.
78. «Зашифрованное послание». Ребенок должен прочитать посла
ние, содержание которого ясно из рисунка (рис. 16), и записать его
прямо под картинками.
Нарисуйте несколько подобных фраз с разными предлогами. Предложите ребенку самому придумать и написать вам аналогичные послания с известными ему предлогами.
79. «Теремок». Стоит в поле теремок в четыре этажа: бабочка жи
вет над волком, улитка под волком, а выше всех — лев. Ребенок рас
селяет жильцов, потом сам дает задание другим детям и контролиру
ет правильность выполнения.
80. «Новоселье». Освоив предыдущее упражнение, ребенок реша
ет подобные задачки, но уже в умственном плане:
В теремке поселились — лягушка под мышкой, зайчик — над лисичкой, а мышка — под лисичкой. Кто на каком этаже живет?
Построили новый четырехэтажный дом. На каждом этаже должна жить одна семья: Борисовы — под Карповыми, Ивановы — над Черновыми, а Карповы — под Черновыми. Помоги новоселам найти свои квартиры.