Пространственные представления

Формирование у ребенка пространственных представлений — одно из важнейших условий его успешности. И пользоваться здесь нужно всем богатым арсеналом внешних опор, маркеров, которые

Раздел 2. Метод замещающего онтогенеза 103

заставили бы ребенка буквально убедиться в том, что существуют правая и левая стороны, и это неизбежно и неизменно. Надо макси­мально использовать цвета, различные формы и т.п.

Первым шагом должна стать маркировка левой руки ребенка. На нее можно надеть часы, браслет, колокольчик, красную тряпочку. Таким образом вы даете прекрасную опору для дальнейших манипу­ляций с внешним пространством — ведь оно строится вначале от его собственного тела, а уж потом превращается в абстрагированные пространственные представления. Теперь он знает, что «слева» — это «там, где красная тряпка». На это знание можно нанизывать обшир­ный репертуар сведений о внешнем мире.

Для примера: читать, писать, рассматривать комиксы всегда (!) следует от «красной тряпки»; буква «Я» или цифра «9» головками повернуты к «красной тряпке», а «К» или «6» от нее отворачивают­ся. При арифметических действиях в столбик вычитание, сложение, умножение направляются к «красной тряпке», а деление — от нее.

Но ведь есть еще и верх-низ. Верх — это голова, потолок, небо, солнце, Северный полюс и Северный Ледовитый океан на глобусе. Низ — ноги, пол, земля, Южный полюс, Антарктида. Продолжая и дополняя приведенные выше примеры: буква «Ц» стоит на хвостике, как на ножке, а у буквы «Б» на голове хвостик; то же соответственно с цифрами «9» и «6». При письме, счете, чтении мы от Северного полюса движемся к Антарктиде.

Следующий крайне важный момент: ни в коем случае не пытать­ся абстрагировать внешнее пространство, объясняя что-либо детям. Они все должны пощупать, прочувствовать своим телом, руками.

Эта необходимость обусловлена тем, что объективно существует как минимум три вида пространственных представлений. Главным, ба­зовым для всех пространственно-временных психических манипуляций является наше внутреннее пространство, пространство нашего тела, обозначаемое в нейропсихологии как соматогнозис, схема и образ тела.

Схема тела, начиная с нашего «темного мышечного чувства», за­дана нам генетически. Именно эта заданность организует в процессе развития интеграцию всех наших внутренних и внешних ощущений в единый образ «Я есмь!». Онтогенез соматогнозиса происходит за счет:

а) болевых и аналогичных им дискомфортных состояний — дей­
ствительно, откуда мы в чувственном плане можем знать о существо­
вании у нас горла, живота или сердца, пока таковые не заболят? В
том числе именно поэтому один из нелицеприятных онтогенетичес­
ких законов гласит: «Развития без боли не бывает»;

б) взаимодействий, разнообразных ощущений, возникающих
вследствие соприкосновения с окружающим миром (горячая—холод-

104 Часть I. Нейропсихологическое сопровождение процессов развития

ная вода, ощущение парения на качелях, перец или клубника во рту, жалящая крапива, бархатное море, ласковое солнышко, запах сена и нелюбимой каши и т.д.);

в) разнообразных комфортных и дискомфортных контактов, чув­
ственных соприкосновений с другими людьми (точнее, их телами):
добрая или рассерженная мама, массажист, драка в песочнице, учи­
тельница, успокаивающе погладившая по плечу, сексуальные кон­
такты разного уровня и т.п.;

г) собственной двигательной активности, каковая предоставляет
нам самые разные и богатые ощущения, становящиеся наряду с вы­
шеперечисленным основой нашего самоосознания. Быстро—медлен­
но, с усилием, свободно, «как будто по болоту иду», «правая рука не
ведает, что творит левая», — все эти метафоры, которые мы приме­
няем ежедневно для описания нашего состояния, изначально пере­
житы, прочувствованы нами именно в нашей собственной двигатель­
ной (сенсомоторной) активности.

Думаю, что после этого краткого перечня становится очевид­ным, почему при коррекции и абилитации пространственных пред­ставлений следует начинать с различного рода массажей, ванн с мор­ской солью и травами, устранения разнообразных проблем с желу­дочно-кишечным трактом, дыхательной дизритмией, ЛФК и т.п. Зак­репляем же мы достигнутое непременным введением в повседневную жизнь и каждое упражнение ритмической составляющей, поскольку таковая является основой представленности в нашей психике ощуще­ния времени. Ведь время дано нам либо через ощущение, восприятие внешних и внутренних ритмов, либо через отражение смены состоя­ний и событий, происходящих с нами самими и вокруг.

Та же логика преследуется и при выполнении ежедневных упраж­нений, описанных в предыдущем параграфе: растяжки, ползание и хождение на четвереньках, глазодвигательные манипуляции отдельно и в соединении с языком, одно- и разнонаправленные движения все­ми «конечностями». Не будем заново перечислять то, что уже подроб­но описано.

Отметим лишь, что, применяя этот нейропсихологический ком­плекс, мы как бы реконструируем вместе с ребенком те этапы его сенсомоторной актуализации, которые не были им своевременно пройдены, или были пройдены, но в искаженной форме. А это — од­нозначный залог деформации всего дальнейшего онтогенеза его про­странственных представлений.

Сегодня в нашей стране уже достаточно развито направление психологии, связанное с коррекцией и абилитацией различных пси­хологических проблем через телесно-ориентированные технологии.

Раздел 2. Метод замещающего онтогенеза 105

Если ко всему сказанному добавить занятия детей в подобных груп­пах, равно как и ЛФК, танцы, у-шу, театральный кружок и т.п. — считайте, что треть пути к вершине уже пройдена. Особенно если вы порекомендуете родителям взять за правило постоянно тискать, об­нимать, бороться и поглаживать ребенка по спинке перед сном...

Взаимодействия с внешним пространством, надстраивающиеся в онтогенезе над внутренним, телесным, дано нам, как известно, через призму зрительного, слухового, тактильного, вкусового, обонятельного анализаторов и их альянсов. Ведь мы должны его — внешнее, окружа­ющее нас пространство — увидеть, попробовать на вкус и запах, ус­лышать, а уж потом собрать, интегрировать все эти образы воедино. Другого пути эволюция нам не предлагает.

Наконец, отраженное в речи,абстрагированное от наглядных чув­ственных образов: «квазипространство».Уже давно в книге «Чудо языка» (1971) В. Порциг написал: «...Эта особенность принадлежит к неизменным чертам ("инвариантам") человеческого языка. Времен­ные соотношения выражаются в языке в пространственных терминах: перед Рождеством и после Рождества, на протяжении двух лет. Ког­да речь идет о психических процессах, мы говорим не только о внешнем и внутреннем, но также о том, что происходит "выше и ниже порога" сознания, о переднем и заднем планах, о глубинах и слоях. Пространство вообще служит моделью для всех не наглядных отношений: наряду с работой он преподает; любовь была больше че­столюбия; за этой мерой стоял замысел. Значение этого явления можно продемонстрировать не только на примере употребления предлогов, которые все первоначально означают пространственные от­ношения, но также на словах, обозначающих виды деятельности и свой­ства» (курсив везде мой — А.С.)

Вершиной усвоения пространственных представлений является речевое квазипространство, или логико-грамматические конструкции. Они включают все предложные конструкции нашего языка, модифи­кации, происходящие вследствие употребления творительного (кем? чем?) и родительного (кого? чего?) падежей, сравнительные катего­рии и т.д.

Выше обсуждалась коррекция и абилитация речевых процессов как производных от движения, вокализации и слухового восприятия вообще. Здесь же в фокусе нашего внимания — формирование речи как функции, производной от наглядных пространственных представ­лений.

Итак, вы уже освоили с детьми сенсомоторные паттерны, требу­ющие разнообразных взаимодействий между различными частями

106 Часть I. Нейропсихологическое сопровождение процессов развития

тела, глазами и языком, добились успехов в изображении змей, чере­пах и львов. Отработали адекватный ритм дыхания, становитесь по­степенно вместе с ними гибкими, ловкими, научились ловить мячик и рисовать двумя руками. Самое главное — они уже могут сосредото­читься на целых пять минут. Отлично, можно эти пять минут употре­бить в «мирных целях» — для расширения и овладения многомерным пространственно-временным ареалом. И первым шагом здесь будет работа над соматогностическими и тактильно-кинестетическими функциями.

Осваивая внешнее пространство, дети не всегда, точнее сказать — очень редко понимают в абстрактных формулировках, что значит «зад-перед», «над-под», «в-на». Проговорите это с ребенком, сидя в его комнате, где все ему привычно. Разберитесь, где сейчас стоит ди­ван, а где он окажется, если перетащить его к другой стене. И как рассказать о своей комнате (мебель, окна, дверь), и вообще — сколь­ко в комнате углов? А если стоять в центре комнаты?

Родителям интересно будет узнать, что думает их ребенок по по­воду слов: «в вазе», «под вазой», «перед вазой», «на вазе». Посоветуйте им проделать вместе с ним все эти действия, проговаривая вслух и постепенно расширяя поле деятельности сначала до всей квартиры, потом дома и улицы, потом города (путешествуя по карте).

Постепенно пробуйте вместе с ним изобразить все на листе бу­маги в виде рисунка или схемы. Ребенок не понимает задач «на дви­жение поездов» и понятий типа «ближе—дальше», «выше—ниже»? Изобразите это вместе с ним. Как без слов, только своим телом можно выразить: «быстро—быстрее», «быстро—медленно», «навстре­чу и встретились», «одновременно и один раньше (позже) другого», «в противоположном направлении», «вырос и уменьшился»? Если все это удалось — нарисуйте вместе с ребенком эти процессы в аль­боме, найдите в его книжках и фильмах аналогичные сюжеты. Скла­дывая с ним разрезные картинки или рисуя, не забывайте подска­зать ему, с чего следует начать, задайте алгоритм деятельности. Проговорите, как это удобнее сделать, особенно при наличии боль­шого количества фрагментов.

Базовый алгоритм формирования взаимодействий между внут­ренним и внешним планами пространственных представлений заклю­чается в том, что наряду с маркировкой левой руки каждое из на­правлений пространства связывается (закрепляется) определенным движением. Например, вверх, вперед, назад, вправо и влево — про­стой шаг или прыжок на двух ногах, шаг или прыжок с разворотом в соответствующую сторону; вниз — присесть. Здесь же аналогично за­крепляются понятия «дальше», «ближе», «выше» и т.п. Вначале ребе-

Раздел 2. Метод замещающего онтогенеза 107

нок выполняет движения вместе с вами. Еще раз подчеркнем необхо­димость использования (особенно на первых этапах) зеркала при вы­полнении упражнений предлагаемого цикла.

Дополнительно могут даваться внешние ориентиры, например: если встать лицом к окну, то справа будет дверь, а слева — стена; возможный ориентир по телу ребенка — сердце находится слева (при­колоть значок) и т.п. Далее происходит постепенное «сворачивание» движения, а также переход от совместного к самостоятельному вы­полнению, переход из внешнего во внутренний план. Например, по ва­шей инструкции ребенок переходит от движений всем телом к показу рукой названного направления или к повороту головы, а затем толь­ко указывает взором.

Итак, первым шагом в формировании пространственных пред­ставлений должно стать осознание ребенком пространства и двига­тельных возможностей собственного тела: отдельных его частей (го­лова, живот, плечи и т.д.) и их взаимосвязей, тела в целом.

Для этого вы встаете рядом с ребенком лицом к зеркалу и с прого-вариванием (если это необходимо) выполняете одни и те же действия: «над головой», «под носом», «за ухом», «перед глазами», «на груди», «под подбородком», «выше всего», «ниже, чем», «между» и т.д.

Необходимым бывает осознание ребенком своих двигательных возможностей и расширение диапазона движений в разных зонах про­странства: нижней, средней и верхней.

Например, можно попросить его разыграть сюжеты: в траве, в пустыне, в море и т.п. — движения в нижней зоне. Одновременно вы обсудите с ним, кто где живет, кто кем (чем) питается, что где рас­тет. Попросите его имитировать (после просмотра по телевизору и желательно со «звуковым оформлением») разных змей, лягушек, крокодилов, медуз, водоросли и пр.

Аналогично в средней зоне будут разыгрываться зайцы, медве­ди, тигры, обезьяны и, например, «малышня на игровой площадке», пони и скакуны. А в верхней — различные птицы (воробей, лебедь и орел); животные, прыгающие и лазающие по деревьям.

Для отреагирования пережитого ребенком опыта хорошо предло­жить ему нарисовать соответствующий сюжет и обсудить разнообраз­ные телесные ощущения, чувства и мысли, которые возникали во время превращения в то или иное существо. В том числе и сказочное: например, русалку, Дюймовочку, Винни-Пуха, Железного дровосе­ка, гнома или невиданных животных.

Определению и закреплению координатных направлений в про­странстве способствуют различные упражнения типа «Движения в одном направлении», «Диспетчер и самолет» и т.п.

108 Часть I. Нейропсихологическое сопровождение процессов развития

Параллельно идет направленная работа над проблематичными зонами зрительного восприятия, тех или иных видов оптико-про­странственных представлений, рисунка, конструирования и копирова­ния', внедрение в коррекционный процесс графических схем и дик­тантов.

Формирование логико-грамматических, «квазипространствен­ных» представлений начинается с введения в работу предлогов по­средством сопоставления их с отработанными выше пространствен­ными представлениями. Постепенно через речевое обозначение соот­ветствующих пространственных представлений осуществляется пере­ход от понятий «выше», «ниже» к понятиям «над», «под» и т.д.

Проанализируйте вместе с ребенком, что он обычно делает сразу же после того, как проснулся; что делает после этого и т.д. Затем схе­матично изобразите (пропишите) распорядок дня, дайте четкое на­правление хода времени. При этом со зрительной опорой на схему у ребенка формируются понятия «раньше», «позже», соответственно — «до» и «после», на конкретном материале распорядка дня.

Попросите ребенка рассказать об основных моментах режима дня, используя наречия: вечером, ночью, утром, днем, сначала, по­том, раньше, позже, часто, редко, рано, поздно и т.п. Проанализи­руйте, чем заняты в это же время другие люди, животные (ночью гу­ляют кошки, летает сова, бегают мыши). Понятно, что все эти пре­мудрости сначала необходимо давать в наглядном плане.

Пространство-время Вселенной, частью которой мы все являем­ся, требует к себе крайне трепетного и уважительного отношения. Соблюдение должного «пространственно-временного этикета» — за­лог многих наших достижений и словно по волшебству исполненных желаний. «Эти структуры не только выражают порядок, они создают его» (Юнг, 1997).

Рассмотрев логику нейропсихологического сопровождения рече­вого развития и онтогенеза пространственных представлений, мы убедились, что их коррекция и абилитация предполагают интеграцию всех когнитивных процессов. Однако это обстоятельство не является прерогативой только этих функций. Если бы мы проанализировали формирование любого другого вида психической деятельности, то с очевидностью пришли бы к тому же заключению.

В этом и состоит системно-динамический характер единого онто­генетического процесса, отраженный в закономерностях психолого-педагогического сопровождения процессов развития.

Часть II

КОМПЛЕКСНАЯ

НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ

И АБИЛИТАЦИЯ ПРОЦЕССОВ РАЗВИТИЯ

В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ

Раздел 1

Наши рекомендации