Типы сотрудников в служебном общении
Исполнительская деятельность,отвлекаясь от ее предметных и профессиональных качеств, описывается семью психологическими характеристиками (шкалами):
а) целенаправленность – бесцельность;
б) мотивированность – незаинтересованность;
в) самостоятельность – зависимость;
г) организованность – стихийность;
д) ответственность – безответственность;
е) компетентность – некомпетентность;
ж) творчество – рутинность.
По этим шкалам можно составить психологические «профили»исполнителей и путем качественного анализа выделить наиболее типичные. Основными из них являются:
1)творческий тип исполнителя,самостоятельный, компетентный, ищущий;
2)сверхнормативный– целенаправленный, заинтересованный, организованный;
3) регламентированный(наиболее распространенный);
4)пассивный;
5)«преобразовывающий»указания руководителя;
6)низкомотивированный;
7)уклоняющийсятип исполнителя;
8) трудноуправляемыеисполнители– подчиненные. Среди трудноуправляемых служащих выделяют разновидности:
· ленивые:просто работают недостаточно;
· «злые»:«загрязняют» свои отношения с людьми раздражительностью и вызывающим поведением;
· беспомощные:так стремятся не потерпеть неудачи, что обязательно терпят неудачу;
· эмоциональные:слишком купаются в своих чувствах;
· аморальные:ради собственного удовольствия используют людей и системы и наносят им ущерб;
· занимающие оборонительную позицию:воздвигающие барьеры при малейшем намеке на перемены;
· ожесточенные: «носятся» со старыми обидами;
· уклоняющиеся:активно избегают света;
· бесчувственные:их не трогают окружающие;
· неумные: делают неверные или ограниченные умозаключения;
· самоуверенные: близки к тому, чтобы счесть себя непогрешимыми;
· запуганные: ограничивают свои потенциальные возможности, опасаясь неизвестно чего.
В научно-исследовательских учреждениях, как установлено, работники делятся на три категории:
Генераторы идей– 3%;
Активные эрудиты– 10%;
Ремесленники– 87%.
Генераторы идей– это люди, рождающие новые идеи. Их может осенить ночью, в праздники, во время обеда и т.п. Это благодаря им движется наука вперед. Провести водораздел между свободным и рабочим временем генератора идей невозможно. Особенности, которые присущи творческой личности:
· Открытость ума.
· Отсутствие конформизма.
· Напористость, склонность к самоутверждению.
· Стремление работать «по своему расписанию».
· Способность к напряженной работе в течение длительного времени.
· Желание и вкус к рассмотрению иррациональных идей, ко всему странному, необычному, «сверхъестественному».
· Склонность к работе с неясно определенными, запутанными и двусмысленными проблемами.
Активные эрудиты– это люди, подхватывающие чужие идеи и активно воплощающие их в жизнь. Это очень важная категория людей, полная инициативы и оптимизма. С их помощью осуществляются грандиозные проекты.
Ремесленники– это люди, которые ждут постоянных указаний от руководителей и делают только то, что им скажут, если, конечно, они в состоянии это сделать. Выполняют они рутинную работу– машинопись, калькирование, курьерские функции и т. п.
Можно выделить четыре типа поведения человека в организации.
Первый тип поведения(преданный и дисциплинированный член организации) характеризуется тем, что человек полностью принимает ценности и нормы поведения, старается вести себя таким образом, чтобы своими действиями никак не входить в противоречие с интересами организации. Он искренне старается быть дисциплинированным, выполнять свою роль в соответствии с принятыми в организации нормами и формой поведения. Результаты действий такого человека в основном, зависят от его личных возможностей и способностей и от того, насколько верно определено содержание его роли. Для этих людей руководство и подчинение представляют собой осознанную необходимость, в том числе вытекающую из чувства долга.
Второй тип поведения(«приспособленец») характеризуется тем, что человек не приемлет ценностей организации, однако старается вести себя, следуя нормам и формам поведения, принятым в организации. Он делает все по правилам, но его нельзя считать надежным членом организации, так как он, хотя и является хорошим и исполнительным работником, может в любой момент покинуть организацию или совершить действия, противоречащие ее интересам, но соответствующие его собственным. Для этих людей руководство или подчинение внутренне желательны, приносят определенное удовлетворение (у руководителей это обусловлено возможностью проявить себя, продемонстрировать собственную власть, получить наслаждение от этого ощущения; подчиненные освобождаются от необходимости думать, принимать самостоятельные решения)
Третий тип поведения(«оригинал») характеризуется тем, что человек приемлет ценности организации, но не приемлет существующие в ней нормы поведения. В данном случае у него может быть много трудностей во взаимоотношениях с коллегами и руководством. В том случае, когда организация может отказаться от устоявшихся норм поведения по отношению к таким ее членам и обеспечить им свободу выбора форм поведения, они могут найти свое место в организации, успешно приспособиться к организационному окружению.
Четвертый тип поведения(«бунтарь») характеризуется тем, что человек не приемлет ни норм поведения, ни ценностей организации, все время входит в противоречие с организационным окружением и создает конфликтные ситуации. Необходимость определенного типа поведения для таких людей является вынужденной, внешне навязанной, что обусловлено как непониманием важности, необходимости ценностей и норм поведения в организации, так и отсутствием соответствующих навыков и привычек.
Интересную классификацию сотрудников предложил российский ученый В.М. Шепель:
· коллективисты –общительные работники, активно поддерживающие общественные начинания;
· индивидуалисты –тяготеющие к персональной ответственности, самостоятельности;
· претензионисты –работники, которым присущи тщеславие, обидчивость, желание находиться в центре внимания;
· подражатели –сотрудники, имитирующие чужие манеры и избегающие осложнений;
· пассивные –слабовольные работники, не проявляющие инициативы;
· изолированные –работники с несносным характером.
В книге «Общение с трудными людьми» Роберт Брэмсон выделяет следующие типы трудных людей, с которыми ему пришлось работать в различных фирмах:
· агрессист –говорящий грубые и бесцеремонные, задирающие других колкости и раздражающийся, если его не слушают. Как правило, за его агрессивностью скрывается боязнь раскрытия его некомпетентности;
· жалобщик –человек, охваченный какой-то идеей и обвиняющий других (кого-то конкретно или весь мир в целом) во всех грехах, но сам ничего не делающий для решения проблемы;
· «разгневанный ребенок» –человек, относящийся к этому типу, по своей природе не зол, а взрыв эмоций отражает его желание взять ситуацию под свой контроль. Например, начальник может вспылить, чувствуя, что его подчиненные потеряли к нему уважение;
· максималист –человек, желающий чего-то без промедления, даже если в этот нет необходимости;
· молчун –держит все в себе, не говорит о своих обидах, а потом внезапно срывает зло на ком-то;
· «тайный мститель» –человек, причиняющий неприятности с помощью каких-то махинаций, считая, что кто-то поступил неправильно, а он восстанавливает справедливость;
· «ложный альтруист» –якобы делающий вам добро, но в глубине души сожалеющий об этом, что может проявиться в виде саботажа, требования компенсации и т.п
Конечно, подобные характеристики работников –это абстракция, ибо в каждом типе зафиксирована только одна черта характера. Зато такая, которая в глазах окружающих перевешивает все остальные и способна отравить любую благожелательную атмосферу.