Инициативная профессиональная активность и формирование субъектной технологии.

Инициативное самостоятельное выполнение различных видов профессиональной деятельности студентом создает условия обособления его от сложившихся, зафиксированных в описаниях, "омертвевших" форм активности школьного психолога. Инициативное выполнение профессиональной деятельности - это субъектная активность, когда студент в качестве субъекта активности пытается регулировать свою активность исходя из профессиональных норм и способов, использую при этом собственные личностные особенности, личные интересы и предпочтения. Такая форма активности студента по своей сути является учебно-профессиональной деятельностью, включающей все этапы реальной профессиональной деятельности, но имеющая уникальное содержание, соединенное с субъективными особенностями личности этого студента. Успешное освоение такой деятельности завершается формированием субъектной технологии, как целостной системы взаимодействия конкретной личности и профессиональной культуры, выраженной нормами и способами регуляции активности, предназначенной для решения профессиональных задач. Субъектная технология объединяет в единое целое все периоды работы школьного психолога от начала решения профессиональной задачи до завершения этого процесса. Причем, это объединение происходит в профессиональном сознании студента как специалиста, сопровождаясь его личными переживаниями. Это позволяет студенту как субъекту деятельности "прожить" весь комплекс ощущений, предположений, ассоциаций, эмоций, ожиданий, гипотез и подтверждений результатов своих действий, совершенных в роли специалиста. Эмоционально окрашенные переживания всех этапов выполнения профессиональной деятельности создает возможность оценки отдельных действий с позиции их эффективности по отношению к поставленной цели. Корректировка своих действий субъектом деятельности с целью повышения ее эффективности, выработка алгоритма собственных действий, и есть образование субъектной технологии специалиста. В субъектной технологии школьный психолог проявится как профессионал. Достижение данного результат будет свидетельствовать о завершении периода первичной профессионализации.

6.Периоды профессионализации и содержание учебных дисциплин.

С позиции вузовского преподавателя - преподавателя психологии, да и преподавателей других дисциплин, - активность студента в вузе на протяжении всего периода обучения достаточно постоянна. Традиционно различают лишь степень подготовленности студента к восприятию содержания преподаваемой дисциплины: готов или нет информационно к освоению материала данной сложности. Отсюда делаются выводы о желательности (или необходимости) расположения конкретной учебной дисциплины в конкретном месте учебного плана или в конкретный период обучения (например, "педагогическую психологию" нужно поставить не на второй семестр, а на четвертый). Обычно, психологическое обоснование такого отношения к расположению учебных дисциплин отсутствует, а учет только информационной готовности студента недостаточен для эффективного процесса профессионализации.

Анализ характеристик учебной деятельности студента за весь период обучения в вузе, а также, характеристик иных видов деятельности молодого человека, который является студентом вуза, представлен с позиции преподавателя, осуществляющего профессиональную подготовку будущего специалиста.

1.Выделяются два вида содержания, обусловливающих профессиональное развитие студента в процессе подготовки в вузе - это: 1)нормы регуляции активности психолога; 2)способы регуляции активности психолога.

2.Выделяются три типа учебных дисциплин, в которых по-разному присутствуют данные содержания (нормы и способы регуляции активности профессионального школьного психолога):

1)базовые психологические дисциплины (общая, возрастная, социальная психологии и т.п.), определяющие изменения, преимущественно, в предметно-деятельностном плане, то есть представляющие студенту способы регуляции активности психолога по отношению к предмету его профессиональной деятельности (представление о предмете деятельности психолога - психические явления, механизмы и закономерности; представление о методе деятельности психолога - наблюдение, эксперимент, изучение продуктов и др.; представление о цели деятельности психолога - психическое здоровье и развитие);

2)специальные психологические дисциплины (педагогическая психология, психология семьи, психология управления и т.п.), продолжающие воздействие в предметно-деятельностном плане, и активно воздействующие на личностно-профессиональный план развития, то есть представляющие студенту нормы регуляции активности психолога по отношению к предмету его профессиональной деятельности - другому человеку, его психике и развитию;

3) интегративно-рефлексивные дисциплины (история психологии, методология и методы психологического исследования и некоторые другие), которые выполняют функцию рефлексивного соотнесения знаний и действий будущего психолога, смыслов его профессиональной деятельности, то есть норм и способов как системы профессиональной культуры, тем самым, активизируя изменения в предметно-деятельностном и личностно-профессиональном планах развития.

Кроме трех видов дисциплин, выделяется особый вид деятельности студента - практика, который должен сопровождать изучение всех видов дисциплин. Формы практик должны соответствовать особенностям каждого вида учебных дисциплин (психологический практикум, специальная психологическая практика, школьная практика и т.п.).

Размещение учебных дисциплин и практик в учебном плане должно соответствовать периодам профессионализации в вузе и линиям профессионального развития студента в процессе подготовки школьного психолога в системе высшего образования выделяется: 1)линии развития ориентаций в смыслах профессиональной деятельности; 2)линии развития ориентаций в способах профессиональной деятельности.

1 период профессионализации - "Профессиональное младенчество". 1 курс. Учебные дисциплины должны создавать возможность непосредственно-эмоционального общения студента с профессионалом, что будет формировать: потребность в профессиональном общении в последующем обучении; положительное отношение к нормам профессиональной деятельности. Например, "Введение в психолого-педагогическую деятельность", "Основы саморазвития личности" и т.п.

2 период - "Ранняя профессионализация" - 2 и 3 курсы. Учебные дисциплины должны создавать возможность выполнения "предметно-манипулятивной" деятельности студента с предметом психологии и деятельности школьного психолога, что позволит осваивать способы действия с предметом деятельности профессионального психолога.

3 период - "Допрактический профессиональный возраст" - период 4 и 5 курсы. Учебные дисциплины должны создавать возможность игровой деятельности в роли школьного психолога с выполнением его производственных функций и их элементов, что позволит освоить профессиональные роли и виды деятельности психолога, или нормы отношений между психологом и клиентом.

Расположение учебных дисциплин и практик в соответствии с указанной периодизацией профессионализации школьного психолога будет акмеологичной для профессионального развития студента.

7.Динамика профессионализации школьного психолога в акмеологических условиях подготовки в вузе.

Акмеологические социально-психологические, технологические и организационные условия подготовки школьного психолога обусловливают следующую динамику образовательного процесса.

Обозначения: "З" – знания. "У" – умения. "ПВЛК" – профессионально важные личностные качества. "Св" – свои. "Пр" - профессиональные. "Нр" – нормы регуляции активности. "Сп" – способы регуляции активности.

1 период - "Профессиональное младенчество" - 1 курс.
Акмеологическая характеристика образовательных условий в данный период Создание возможности непосредственно-эмоционального общения студента с психологом профессионалом. Формирование потребности в профессиональном общении в последующие периоды подготовки. Формирование положительного отношения к нормам профессиональной деятельности психолога.
Цель образовательных воздействий (З)Формирование представления об основных характеристиках профессиональной деятельности школьного психолога: цель труда, предмет труда, средства труда, профессионально важные личностные качества. (У)Формирование умений наблюдения, установления контакта с другим человеком. (ПВЛК)Формирование представления о соотношении личных качеств студента с качествами психолога.
Учебные дисциплины Введение в психолого-педагогическую деятельность, Основы саморазвития личности.
Учебные практики Получение опыта наблюдения за поведением человека с позиции норм деятельности психолога.
Состояние норм и способов регуляции активности студента Состояние сравнения собственных и профессиональных психологических норм и способов регуляции активности в самосознании студента: СвНр+СвСп <=> ПрНр+ПрСп
2 период - "Ранняя профессионализация" - 2,3 курсы.
Акмеологическая характеристика образовательных условий в данный период Создание возможности выполнения "предметно-манипулятивной" деятельности студента с предметом психологии и предметом деятельности школьного психолога. Возможность освоения базовых способов регуляции активности профессионального психолога.
Цель образовательных воздействий (З)Формирование представления о психологии человека и его развития в социальных условиях. Формирование представления о средствах воздействия психолога на другого человека в основных сферах его социальной жизни. (У)Формирование умений: психодиагностики нормы и отклонений развития; составления программы действий психолога для коррекции разных характеристик в разных сферах социальной жизни человека и ребенка, то есть психологического эксперимента. (ПВЛК)Формирование наблюдательности, коммуникабельности, прогностичности, гибкости мышления и т.п.. .
Учебные дисциплины Общая, возрастная, социальная психология. Педагогическая психология, Психология семьи, Психология труда, Конфликтология и т.п.
Учебные практики Получение опыта психодиагностики и программирования коррекции и развития человека в разных сферах социальной жизни. Получение опыта использования (освоение) психологических средств регуляции собственной активности.
Состояние норм и способов регуляции активности студента Замена своих способов на профессиональные психологические способы регуляции активности в учебной деятельности студента, при эпизодическом использовании психологических норм регуляции активности: СвНр+ПрСп
3 период - "Допрактический профессиональный возраст" - 4,5 курсы.
Акмеологическая характеристика образовательных условий в данный период Создание возможности "игровой деятельности" в роли школьного психолога с выполнением его производственных функций и их элементов. Возможность освоения профессиональных ролей и видов деятельности психолога. Возможность совмещения в учебной активности студента норм и способов регуляции активности школьного психолога.
Цель образовательных воздействий (З)Формирование представления о специальных способах коммуникации и организации деятельности другого человека в основных видах профессиональной деятельности психолога. Формирование представления о технологиях психологической работы с человеком и ребенком. (У)Формирование умений: индивидуального консультирования, психокоррекции, психотерапии, психологического просвещения. (ПВЛК)Формирование такого уровня развития личностных качеств, который не противоречит системе профессионально важных требований.
Учебные дисциплины Психологическое консультирование, Психологическая коррекция, Психотерапия, Психологическая служба системы образования и т.п.
Учебные практики Получение опыта психологической работы с индивидом, личностью и субъектом активности и жизнедеятельности. Получение возможности формирования субъектной технологии собственной профессиональной деятельности.
Состояние норм и способов регуляции активности студента Объединение в систему профессиональных психологических норм и способов регуляции активности в учебной деятельности студента, при эпизодическом использовании в реальной трудовой деятельности школьного психолога: ПрНр+ПрСп

2.Подготовить ответы на вопросы:

2.4.Социальная ситуация и периодизация профессионального развития психолога в вузе.

2.5.Инициативная профессиональная активность и формирование субъектной технологии.

2.6.Периоды профессионализации и содержание учебных дисциплин

2.7.Динамика профессионализации школьного психолога в акмеологических условиях подготовки в вузе.

3.Подготовить сообщение (желающие):

3.1.Профессиональные деформации личности психолога.

3.2.Индивидуальная профессиональная диагностика.

Заключение.

Формирование представления о профессиональной деятельности педагога-психолога – основа, позволяющая соотнести себя, свои личные особенности и особенности выбранной профессии.

В результате такого соотношения можно принять решение:

1) да, Я выбрал именно ту профессию, о которой мечтал и Я буду активно её осваивать в процессе обучения в вузе;

2) нет, эта профессия не для Меня, нужно срочно переходить на другой факультет или в другой вуз.

Приложение 1.

Программа учебной дисциплины

«Введение в психолого-педагогическую деятельность»

Составитель: И.А.Вишняков, доктор психологических наук, доцент, заведующий кафедрой практической психологии факультета психологии и педагогики Омского государственного педагогического университета (ОмГПУ).

Пояснительная записка.

Учебная дисциплина «Введение в психолого-педагогическую деятельность» относится к блоку общепрофессиональных дисциплин, федеральному компоненту ГОС ВПО. Наиболее целесообразно её осваивать на первом курсе в первом семестре.

Количество часов: Трудоемкость по стандарту – 80 часов. В том числе до 50% аудиторных занятий, то есть:

Лекций – 20 час.

Семинарских занятий – 20 час.

Самостоятельная работа студента – 40 час.

Форма контроля: зачёт.

Основное содержание дисциплины:

Из стандарта 2000 года:

Общая характеристика психолого-педагогической профессии. Профессиональная деятельность и личность педагога-психолога. Требования государственного образовательного стандарта к личности и профессиональной компетентности педагога-психолога. Подготовка, профессионально-личностное становление и развитие педагога-психолога.

Из обновленного стандарта 2005 года:

Наши рекомендации