Профессиональное развитие социального педагога и педагога-психолога в вузе.
Теоретический анализ и практическое изучение образовательных условий подготовки школьного психолога в системе высшего образования привели к выводу, что эффективное профессиональное развитие студента происходит при условии активной работы механизмов идентификации и обособления с профессиональной культурой школьного психолога [271], представляемой студенту на протяжении всего периода подготовки в вузе в содержании изучаемых дисциплин и в поведении (деятельности) преподавателей.
1. Субъектная позиция студента и пути профессионального развития.
Система профессиональных психологических норм и способов, как профессиональнаякультура школьного психолога, представлена студенту в учебной и внеучебной работе преподавателей предметных - психологических - дисциплин. В то же время студенту представлена система норм и способов студенческой жизни, как студенческаякультура, которая присутствует в поведении студентов старших курсов, других вузов, в студенческом фольклоре, в представлениях самого первокурсника, в поведении преподавателей не психологов. Кроме этого, действует система норм и способов личной жизни, как личная культура, которая присутствует у студента, начинающего профессиональное обучение в вузе, как у человека, сформировавшегося в определенной культурной среде.
Взаимодействие трех культурных, или - социально-психологических систем, оказывает влияние на субъекта активности - студента, вынуждая его занять определенную позицию по отношению к образовательному процессу. Формально, это могут быть три позиции: профессиональная, студенческая, личная. Каждая из этих позиций соотносится с одной из культур, определяющих поведение студента, являющихся основой регуляции его активности в вузе в процессе подготовки.
Личная позиция - образовательные воздействия воспринимаются с позиции сохранения себя, своего состояния, и, в то же время, достижения личных целей, самопроявления. Проявляется положительное отношение к тем профессиональным нормам, которые совпадают с личными, в противном случае нормы игнорируются. Осваиваются способы действия, совпадающие с личными интересами и целями. В образовательном процессе преобладает личные мотивы.
Студенческая позиция - образовательные воздействия воспринимаются с позиции соответствия нормам и способам жизни студента. Происходит активная идентификация с нормами и способами регуляции деятельности студентов, как социальной группы. В образовательном процессе преобладают социальные мотивы.
Профессиональная позиция - образовательные воздействия воспринимаются с позиции необходимости для профессиональной деятельности. Происходит активная идентификация с нормами и способами регуляции деятельности психологов, как социальной группы. Желание стать профессионалом, деятелем в определенной сфере, приводит к изменениям личности. В образовательном процессе преобладают познавательные мотивы.
В реальном образовательном процессе в вузе данные три вида субъектной позиции встречаются редко. Чаще происходит столкновение норм и способов разных культур в сознании студента. Противоречия норм и способов регуляции активности личной, студенческой и профессиональной систем могут порождать конфликты в самосознании студента, барьеры в восприятии профессиональных норм и способов регуляции активности школьного психолога и, как следствие, движение студента от одной к другой позиции, или присутствие разных позиций в разных условиях. Сложности в восприятии, освоении и присвоении профессиональной психологической культуры у студента увеличиваются при отсутствии специальной организации социально-психологических условий профессиональной подготовки.
Если развитие осуществляется через присвоение основ (материальной и духовной) культуры, в которую погружен развивающийся индивид, то профессиональное развитие осуществляется через присвоение основ культуры профессиональной деятельности, как части общечеловеческой культуры. Если человек попадает в условия специально организованного процесса целенаправленного представления профессиональной культуры, то именно люди и материальные носители представляют собой саму эту профессиональную культуру, в которую может "погрузиться" человек. Однако, профессиональная подготовка происходит в том возрасте, в котором человек уже является носителем культуры, освоенной ранее. В данной ситуации появляется три пути профессионального развития, обусловленных внутренней позицией человека.
Первый путь (профессионал) - "погрузиться" в новую культуру как средство осуществления собственных интенций, развивающее способности совершать ту деятельность, или форму активности, которая является эмоционально и личностно (имеются в виду положительное отношение к данной деятельности и переживание положительных эмоций в процессе ее выполнения) созвучной человеку, значимой для него. Этот путь открывается человеку, занимающему профессиональную позицию. Это проявление непосредственно образовательной мотивации, "познавательного мотива способа" по классификации учебной мотивации, то есть сущностного мотива образования. Учебные действия на основе данного мотива дают наибольший эффект, то есть являются акмеологичными как по отношению к студенту, так и по отношению к профессии.
Второй путь (личность) - освоение отдельных элементов культуры как средства достижения личных целей, не связанных непосредственно с профессией. При этом из культуры выделяются способы действия и игнорируются нормы деятельности, так как способы расширяют возможности реализации тех норм, которые уже есть у человека, и которые он менять не собирается. Этот путь открывается человеку, занимающему личную позицию, или позицию саморазвивающейся личности. Это проявление опосредованного мотива, или "социального мотива саморазвития". При этом отсутствует "погружение", как активное участие в разных ситуациях взаимодействия обучающегося с профессиональной культурой как системой норм и способов регуляции активности человека. Тем не менее, общий образовательный процесс осуществляется - у студента изменяется целый ряд характеристик: прежде всего - индивидных, и даже личностных. Часто встречающимися вариантами второго пути являются "хороший студент" и "активный студент". Такие студенты с хорошей и средней успешностью осваивают учебный материал, более или менее активно участвуют в студенческой жизни, но при этом плохо справляются с модельным и, тем более, реальным выполнением профессиональной деятельности. Им мешает отсутствие необходимых для профессионала норм регуляции активности. А их собственные нормы обычно отличаются от профессиональных.
Третий путь (студент) - попутное освоение отдельных норм и способов регуляции активности школьного психолога как результат выполнения студенческих обязанностей - посещение и подготовка к занятиям, сдача зачетов и экзаменов. Данные путь наименее эффективен для освоения профессиональной культуры, так как профессиональные нормы и способы регуляции активности значительно отличаются от норм и способов регуляции активности студента как представителя социальной группы, для которого успеваемость - это условие сохранения принадлежности к данной социальной группе. В этом случае действует социальный мотив, проявляющий студенческую позицию. По отношению к данной позиции профессиональная культура не является референтной и может быть заменена любой другой. Студенты, занимающие данную позицию, могут активно участвовать во внеучебных формах студенческой жизни, особенно - развлекательных, имеют низкий уровень успеваемости, практически не работают по профессии. Однако, после окончания вуза могут становиться успешными предпринимателями, используя навыки и умения включения в новую социальную группу.
Выделяя способы и нормы регуляции активности как главные элементы профессиональной культуры, можно зафиксировать их состояние в разных путях развития профессионализма.
В первом пути происходит дополнение своих, имеющихся у человека, способов регуляции активности (СвСп) профессиональными способами (ПрСп), и перестройка системы своих норм (СвНр) на профессиональную систему норм (ПрНр). Тем самым формируется целостная система профессиональной культуры: ПрСп + ПрНр.
Во втором пути происходит дополнение своих, имеющихся у человека, способов регуляции активности (СвСп) профессиональными способами (ПрСп), и остается своя система норм (СвНр). В результате профессиональная культура как система не складывается: ПрСп + СвНр. Человек может использовать в своем поведении профессиональные способы действия, но профессионалом при этом не является и профессиональную деятельность не выполняет.
В третьем пути происходит замена своих норм и способов регуляции активности на студенческие. Попутно освоенные нормы и способы регуляции активности психолога не осознаются как собственные, принадлежащие субъекту активности. Они относятся к условиям обучения в вузе, но не к условиям профессиональной деятельности, и не могут активно участвовать в регуляции деятельности человека, занимавшего студенческую позицию в период обучения в вузе.