Цели терапии детско-родительских отношений

По отношению к детям:

1. Дать возможность детям распознавать и выражать свои чувства полно и конструктивно.

2. Предоставить детям возможность быть услышанными.

3. Помочь детям развить умение эффективно решать проблемы и справляться с трудностями.

4. Увеличить уверенность в себе и поднять самооценку.

5. Увеличить доверие детей к родителям и уверенность в них.

6. Сократить или устранить недостаточно адаптивные способы поведения и выражения проблем.

7. Помочь в развитии активности в поведении.

8. Обеспечить существование атмосферы открытости и близости в семейных отношениях.

По отношению к родителям:

1. Улучшить понимание закономерностей развития детей.

2. Углубить понимание собственного ребенка.

3. Помочь признать важное значение игры и эмоций в жизни детей и в своей собственной жизни.

4. Уменьшить чувство фрустрированности собственными детьми.

5. Помочь развить разнообразные умения, важные в работе с детьми.

6. Увеличить уверенность родителей в их собственных возможностях.

7. Помочь «открыть двери» общению с детьми и сохранять их открытыми.

8. Научить родителей работать вместе с детьми, в одной команде.

9. Усилить чувство тепла и доверия к детям.

10. Обеспечить безопасную атмосферу, в которой родители могут работать с собственными проблемами в отношении детей и своей родительской роли.

Кроме того, терапия ДРО направлена на устранение источника наличных проблем, развитие позитивного взаимодействия между родителями и детьми, а также умения общаться, решать проблемы и находить выходы из трудных ситуаций.

Длительные исследования процесса и результатов терапии ДРО обнаружили ее эффективность в решении проблем детей и увеличении степени родительского принятия. Было выявлено, что эффект терапевтического воздействия сохраняется по крайней мере в течение трех лет.

Курс обучения терапии ДРО включает последовательное прохождение ряда этапов:

а) диагностической оценки;

б) освоения основных умений;

в) первоначальных игровых сессий;

г) игровых сессий под наблюдением терапевта как супервизора;

д) перенесения игровых занятий в домашние условия;

е) обобщения умений;

ж) завершения терапевтической работы.

Игровые сессии, центрированные на ребенке

В соответствии с принципами игровой терапии ребенок сам решает, во что и как играть, сам выбирает игрушки. Терапевт демонстрирует принятие действий и чувств ребенка с помощью эмпатического слушания. Терапевт вводит несколько правил и ограничений с целью создания атмосферы, в которой ребенку удобно выражать свои истинные чувства. В случае необходимости терапевт устанавливает или усиливает ограничения таким образом, чтобы ребенок учился уважать границы и брать ответственность за свои действия. Терапевт вступает в игру, только если этого требует ребенок, и так, как он этого хочет.

Терапевт придерживается принципов недирективной терапии, центрированной на ребенке, которые сформулировала В. Экслайн, создает теплые, дружеские отношения с ребенком, в условиях которых очень быстро устанавливается раппорт, принимает ребенка таким, какой он есть, и др.

В терапии ДРО модель игровой терапии, центрированной на клиенте, используется по ряду причин:

1) ее преимущество заключается в относительной простоте освоения ее родителями;

2) она учит родителей проявлять эмпатию и одновременно устанавливать ограничения и осознавать их последствия;

3) использование терапевтами искусства эмпатического слушания в работе с родителями одновременно с пониманием и принятием их помогает снизить потенциал защитных механизмов поведения. Овладение родителями этими умениями сдерживает их стремление ускорять развитие ребенка и директивно управлять им;

4) родители способны научиться проводить игровые сессии, центрированные на ребенке, на уровне профессиональных терапевтов.

Выбор игрушек

Отбор игрушек для игровой комнаты, в которой проводятся терапевтические сессии, центрированные на ребенке, обусловлен стремлением облегчить выражение широкого спектра чувств и избегать игрушек и игр с заранее определенными правилами, требующими директивного управления игрой ребенка. Рекомендуется присутствие в игровой комнате игрушек, облегчающих выражение гнева и агрессии (приспособления для метания дротиков, мягкий резиновый нож, веревка и т.п.). В зоне досягаемости для ребенка должны быть также игрушки, ассоциирующиеся с выращиванием малыша (детские бутылочки, миски с водой, куклы) и семейной тематикой (игрушечный дом, мебель, посуда и само кукольное семейство, включающее всех возможных членов семьи).

Полифункциональные игрушки должны способствовать выражению стремления ребенка к конструированию, соревнованию и сотрудничеству (кубики, карточки, игрушечные деньги и т.п.).

Приемлемы также такие предметы, как детский медицинский набор, комплекты костюмов и масок, марионетки, а также различные средства художественного самовыражения: песок, бумага, фломастеры, краски...

Условия помещения различных предметов в игровую комнату связаны:

а) с безопасностью;

б) с их способностью обеспечивать выражение ребенком своих чувств;

в) с возможностью проективного, творческого применения, помогающего развитию воображения детей.

Наши рекомендации