IV. 4.4. Психологическая поддержка подростков-инвалидов
С точки зрения медицины понятие инвалид обозначает лицо, имеющее нарушение со стойким расстройством функций его жизнедеятельности и трудоспособности. Однако уровень социальной и профессиональной адаптации инвалидов зависит не только от состояния их физического здоровья, но и от многих психологических параметров. Исследуя подростков-инвалидов, специалисты пришли к выводу о ведущей роли психического и личностного здоровья в инвалидизации человека. Оно понимается как определенный уровень развития, сформированности и совершенства форм и способов взаимодействия индивида с внешней средой (приспособление, уравновешивание, регуляция и т.д.).
Рассмотрим психологические параметры психического и личностного здоровья подростка-инвалида.
1. Отношение к себе, «Я-концепция».Это система представлений о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими людьми и относится к себе. В «Я-концепцию» входит несколько компонентов:
когнитивный (образ своих способностей, внешности, социальной значимости);
эмоциональный (самоуважение, самолюбие и т.д.);
оценочно-волевой (стремление повысить самооценку, завоевать уважение и т.д.).
Важно также сравнение реального «Я» с идеальным как степень адекватности «Я-концепции» в плане ее формирования, развития и коррекции.
2. Отношение к другим.Этот параметр касается характера взаимодействия в микросоциальных отношениях, в кругу значимых других. Отношение к другому человеку является наиболее приемлемым критерием, позволяющим разграничивать нормальное и аномальное развитие (Б. С. Братусь). Наиболее важными являются три характеристики взаимодействия: позиция, дистанция, валентность. В межличностных отношениях подростков-инвалидов можно предположить эгоцентрическую направленность установок, избираемые социальные роли типа «жертвы» или «обиженного ребенка».
3. Отношение к болезни.Это комплекс переживаний и ощущений больного, интеллектуальных и эмоциональных реакций на болезнь, лечение и взаимодействие с окружающими. Квалификация отношения к болезни является основой коррекции неадекватных позиций и выбора адаптивных стратегий поведения.
4. Специфика развития эмоционально-волевой и интеллектуальной сфер.Важно увидеть, что наиболее подвержено дефекту, что сохранно. Для задач психологического консультирования наиболее значимы оценка уровня зрелости психических функций, наличие или отсутствие элементов психического инфантилизма, выделение благоприятных прогностических факторов как предпосылок успешной социальной адаптации клиента.
5. Характеристика типа личности.В основу данного критерия положена концепция эмоционально-динамического паттерна личности, проявляющегося одной или несколькими ведущими тенденциями. Согласно нашей трактовке, индивидуально очерченный тип личности определяется как конституционально заданным темпераментом, так и социальными аспектами жизни человека. Для характеристики индивидуально-личностной типологической принадлежности используется тест М. Люшера, согласно
которому цвета, занимающие 1 – 2-е места цветового ряда, характеризуют ведущие потребности личности (тип личности).
6. Тип и уровень адаптации.Это характеристика процесса приспособления к условиям и требованиям социальной среды. Адаптивные возможности клиента могут быть описаны качественно и количественно на основании данных методики М. Люшера. Основные цвета теста отражают потребности, определяющие стиль жизненного стереотипа, способ существования, насущные, всегда существующие и никогда ненасыщаемые потребности. Их присутствие в начале ряда характеризует стабильную, энергичную личность, активно взаимодействующую с внешней средой. Потребности, проявляющиеся в предпочтении дополнительных цветов, тесно связаны с защитными механизмами. Они характеризуют напряженную, нестабильную личность.
В работе с подростками-инвалидами психолог учитывает отклонения развития, вызванные болезненным процессом и его последствиями. Болезнь, вызывая нарушения биологической линии развития, создает препятствия и для социально-психологического развития. Вторично возникающие явления психического недоразвития, а также личностные установки нередко становятся главным препятствием социальной адаптации.
7. Уровень регуляции поведения и деятельности.Это единство энергетических, динамических и содержательно-смысловых аспектов, которое включает в себя: способность к целеполаганию, планированию жизненных целей; степень произвольности, осознанности, опосредованности речью психической деятельности; степень рефлексии; энергетический фон.
Органический (первичный) дефект или порок реализуется как социальная ненормальность поведения (Л.С. Выготский). Основными психологическими параметрами дизонтогенеза являются: локализация функционального нарушения, время поражения, взаимоотношения между первичным и вторичным дефектами, нарушение межфункциональных взаимодействий, приводящих к дисгармониям развития (В.В. Лебединский).
По мнению Л.С. Выготского, именно вторичный дефект является основным объектом психологического изучения. Для психолога подросток-инвалид не столько результат биологического дефекта, сколько носитель собственных ресурсных возможностей для преодоления своих проблем. В консультировании психолог продвигается в направлении актуализации, поддержания и развития сохранных элементов психического и личностного здоровья подростков-инвалидов. В психологическом консультировании подростков-инвалидов важнее видеть удельный вес позитивного ресурсного начала, степень сохранности, нежели диагностировать степень отклонения, аномалии и нездоровья (И.В. Кузнецова).
Специалисты особо отмечают качественное своеобразие развития человека, имеющего дефект. Качественное своеобразие подростка-инвалида задается законом о диалектическом превращении органической неполноценности через субъективное чувство неполноценности и стремление к компенсации и сверхкомпенсации.
При рассмотрении процесса компенсации в психологическом консультировании важно ориентироваться на ряд положений, раскрывающих ее сущность и механизмы.
1. Дефект является препятствием, которое актуализирует внутренние силы к выздоровлению и социальной полноценности.
2. Любая помощь человеку с дефектом должна опираться на компенсаторные возможности – именно они выступают на первый план в развитии как его движущие силы.
3. Компенсация имеет целенаправленный характер. Ее цели зависят, с одной стороны, от внутренних стремлений человека к целостности, с другой – от социальных требований и ожиданий и направлены на достижение определенного социального типа (А. Адлер). Социальная полноценность есть конечная цель, так как все процессы сверхкомпенсации направлены на достижение определенного социального типа, т.е. устранение социальных последствий, связанных с дефектом.
4. Успешность компенсации имеет двойную обусловленность факторами внешнего (социального) и внутреннего (психологического) характера.
5. Компенсация – это результат целенаправленных действий. Компенсаторные силы создают возможность преодоления. Сверхкомпенсация есть крайняя точка одного из двух возможных исходов. Другой полюс – неудача компенсации, бегство в болезнь, полная асоциальность психологической позиции.
6. Путь к полной компенсации сложен и тяжел. Ценность для человека имеет не сам дефект и связанные с ним страдания, а их преодоление. Идея испытания есть средство для пробуждения сопротивления и развития ранее не задействованных сил и резервов.
Основными принципами психологического консультирования подростка-инвалида являются следующие:
гуманизм – вера в возможности человека;
реалистичность – учет реальных возможностей и ситуации;
системность – рассмотрение человека как целостного, качественно своеобразного, развивающегося субъекта;
вариативность – изменчивость содержания, форм и способов консультирования в зависимости от своеобразия консультируемого, заказа на консультацию, позиции и возможностей консультантов.
Психологическое консультирование инвалидов, основанное на гуманистическом подходе, предполагает прежде всего субъектное отношение к консультируемому. Как субъект собственной жизни,
подросток-инвалид имеет мотивы и стимулы к развитию своего неповторимого внутреннего мира, его активность направлена на адаптацию и самореализацию. Он, как правило, способен нести ответственность за свою жизнь в условиях ограниченных возможностей. В части субъект-субъектного взаимодействия психологическое консультирование инвалидов отличается от консультирования других категорий. Поскольку инфантильность является распространенной чертой подростков-инвалидов, в ходе консультирования необходимы специальные действия, актуализирующие активность и ответственность консультируемого: позитивный настрой, укрепление веры в свои возможности, «разрешение» на пробы и ошибки, распределение ролей в ходе консультирования, передающее ответственность подростку, и т.д. Специфика консультирования обусловливается возрастом, характером заболевания и заказом на консультацию. Содержание консультирования будет определяться характером вопросов, в разрешении которых человек хочет получить помощь от психолога.
Анализируя опыт работы с подростками-инвалидами, И. В. Кузнецова выделяет три наиболее типичные группы вопросов:
1) вопросы взаимоотношений: поиск друга, партнера, спутника жизни, получение признания у значимых людей, преодоление страхов и барьеров во взаимоотношениях с разными людьми, формирование навыков общения, преодоление конфликтов, улучшение взаимоотношений с родителями, друзьями, педагогами и другими значимыми людьми, преодоление переживаний, связанных с отсутствием понимания и поддержки или, наоборот, гиперопекой и ограничениями автономии и самостоятельности;
2) вопросы, связанные с жизненной перспективой: обучение, способы деятельности и жизнедеятельности, выбор профессии, планирование жизненного и профессионального пути, преодоление трудностей обучения, развитие познавательных функций, выработка индивидуальной стратегии, способов и стиля деятельности, поиск вариантов и путей реализации социальной и профессиональной;