Психологическое сопровождение акцентуированных подростков

№ п/п Тип акцентуации Основные признаки Положитель-ные качества Формы дезадаптации Провоцирующие факторы Рекомендации Психологические упражнения для акцентуированных подростков
б
Гипертимная (приподнятое настроение, повышенная активность) Стремление к лидерству, смена увлечений, склонность к переоценке возможностей, повышенная активность, подвижность, чрезмерная самостоятельность, склонность к риску. Экстраверти-рованность Предприимчив-ость. Быстрота усвоения учебного материала. Легкость общения. Активность, энергичность, выносливость. Умение вызывать доверие. Находчивость в нестандартной ситуации. Готовность быть ответственным Авантюризм. Неустойчивость. Склонность к алкоголю. Отвле-каемость. Склонность к риску. Недисциплинированность. Прогулы, конфликты со взрослыми Безделье. Ограничение выбора. Одиночество. Регламентирование деятельности. Эмоциональная ответственность. Жесткий контроль Разнообразие деятельности и контактов. Деятельность в коллективе. Демократический стиль общения Полный порядок, конец – делу венец, планированность
Циклоидная (эйфория – дисфория) Эйфория – гипертимы, дисфория – неустойчивые. Скрытый тип   По фазам Перегрузки, притеснения, неожиданность Гибкая тактика в зависимости от фазы Полный порядок, конец – делу венец (эйфория). Победитель; шут; похвала (дисфория)
  Неустойчивая (безволие) Непоседливость, непостоянство, зависимость от других, внушаемость, пассивность в деятельности, стремление к праздности и поверхностным увлечениям Умение не переутомляться, получать сильные впечатления, доверчивость, открытость, услужливость Побеги из дома, делинк-вентное поведение, аддитивное по-' ведение Бесконтрольность, нецеленаправленное воспитание Твердое, властное руководство, строгий режим, порядок, группа с + установками Флегматик, репортер, тимуровец, золушка, делу– время, постоянное хобби  
  Лабильная (подвижность, крайняя изменчивость настроения) Немотивированная смена настроения, чувствительность к чужому мнению, ранимость, раздражительность, болезненность, зависимость состояния от настроения, Общительность, добродушие, чуткость, привязанность, увлечения -музыка, общение в компаниях Аффектнос поведение. Неврозы, депрессия. Демонстративные побеги. Суицидальное поведение. Гомосексуализм Отвержение близких, потери, утраты Позиция друга – учителя. Одобрение и эмоциональная поддержка. Эмпатия Аналитик, единственная роль, раздражение отменяется  
      вспыльчивость, слабый самоконтроль, конфликтность            
  Конформная (соглашательство, подчинение мнению группы) Отсутствие личностного отношения к миру, жизнь по правилу «как все», чрезмерная приспособляемость ценой личностных жертв, некритичность поведения, несамостоятельность, безволие Преданность группе, консерватизм, стремление к устойчивости, уживчивость Участие в групповых правонарушениях и преступлениях   Отрицательный пример, группа, смена коллектива Позиция опекающего, развитие критического мышления. Развитие рефлексивного поведения Лидер, собственное мнение, оппонент, разногласие  
  Истероидная (жажда внимания, потребность удивлять, восхищать, вызывать сочувствие) Завышенная самооценка, похвальба несуществующими достижени-ями, неспособность переносить удары по эгоцентризму, Упорство, инициативность, коммуникабель-ность, активность, организаторские способности, энергичность (спринтер) Демонстративное поведение, эгоцентризм, эффектное поведение Публичное лишение ореола, развенчание, изоляция, серость Позиция родителя или зрителя. Игнорирование демонстратив-ного поведения. Представление «сцены»    
    ненасытная жажда поклонения, стремление быть «на сцене», дружба с неизвестными людьми            
  Шизоидная (замкнутость и отгорожен -ность) Чудаковатые поступки, трудности контактов, эмоциональная холодность, общение со взрослыми, фантазирование и резонерство, малая активность (физическая и интеллектуальная) Холодный ум, способность к нестандартному мышлению, увлеченность, способность работать в одиночку, аналитические способности Побеги. Асоциальное поведение борца за справедли-вость. Аддитивное поведение. Сексуальные суициды. Фантазии Насильственное помещение в группу. Эмоциональные контакты. Лидерство Анонимное обсуждение. Телесно-модульные занятия. Позиция учителя, разубеждаю-щего, опровергающего неполноцен-ность Оратор, массовик-затейник, сопереживание  
  Астеноневро-тическая (повышенная утомляемость, ипохондрия) Раздражительность, вялость, пугливость, неуверенность, тревожность, склонность к неврозам, жалобы, постоянное недовольство «все плохо и все плохие» Способность рассчитывать на свои силы, аккуратность, дисциплинированность, скромность, покладистость Аффектное поведение. Школьная тревожность. Дидактоге-нии Инвалидизация, гипер- и гипо-опека. Конфликты Посильные требования, режим, сбалансированное отношение Победитель, шут, яканье, мои достоинства, помощь другим, жизнь прекрасна, я хороший, ты хороший  
  Эпилептоид-ная (склонность к тоскливо-злобному настроению) Вязкость, инертность, бережное соблюдение своих правил, грубость, стремление сорвать злость на окружающих. Льстивость к руководителям, деспотизм, мстительность среди сверстников Упорство в достижении цели, пунктуальность, обязательность, выносливость, внимание к мелочам Сексуальные отклонения. Склонность к азартным играм. Воровство, алкоголизация, эффектное поведение Отсутствие эмоционального тепла, жестокость, ущемление эгоистических интересов Опора на бережливость, аккуратность, способность к ручному мастерству, склонность к коммерции, тактичность Добрая улыбка, я рад тебя видеть, приятный разговор, день без замечаний, день прошедший, исполнение желаний, ведомый, созерцатель, мудрец  
                                       

Окончание таблицы





Сензитивная (чрезмерная чувствительн-ость) Мнительность, пугливость, замкнутость, склонность к самобичевание, повышенная впечатлительность, комплекс неполноценности, привязанность к родителям и друзьям Острое нравственное зрение, способность чувствовать внутреннюю суть, ориентация на истинные чувства Социальная отгорожен-ность. Побеги в результате психических травм, суицид, попытки реакции компенсации и гиперкомпен-сации Эмоциональная ответствен-ность, домашняя гиперпротекция, повышенная моральная ответственность Длительные разубеждения, демонстрация нужности для других, опора на интуицию, эстетические увлечения Полный покой души, приятное событие, идеальный день, идеальное окружение, киногерой, встречный пример
Психостени-ческая (тревожная мнитель-ность) Робость, страхи, нерешительность, педантизм, повышенная чувствительность к порядку, опасение за будущее свое и своих близких, навязчивые идеи, суеверность Интересы, способность брать на себя ответственность за других, эмоциональная привязан н ость к матери, ответственность за дело Невротические заболевания в будущем. Легкая переносимость невзгод в настоящем Повышенная ответственность, ситуация выбора, доминирующая гиперпротекция, повышенная моральная ответственность Рациональное разубеждение. Поощрение реальной деятельности . Занятие спортом без соревнований Риск – благородное дело, решительность, внутренние голоса

2. Работа с классными руководителями (сообщение о возможностях и ограничениях каждого подростка).

Подведение итогов, выделение функций психологического и педагогического сопровождения проблемных подростков, планирование последующей работы.

Наши рекомендации