II.2.1. Современное понятие психодиагностики
Психодиагностика является универсальным научным инструментом, используемым во всех прикладных областях психологии. Как в медицине без диагностики невозможна терапия, так и в психологии психодиагностика явно или неявно предшествует, сопровождает, завершает любое взаимодействие психологической науки с практикой.
Психодиагностика имеет двустороннюю связь с прикладными проблемами, что является ее отличительной чертой. Она исторически сформировалась как область психологии, содержание которой отражало не столько потребности самой психологической науки, сколько запросы практики.
Характеризуя цель психодиагностики, некоторые исследователи определяют ее как фиксацию и описание в упорядоченном виде психологических различий между людьми и группами, объединенными по каким-нибудь признакам. Они видят ее предмет в методах классификации и ранжирования людей по психологическим и психофизиологическим признакам (К. М. Гуревич).
Другие в большей мере склонны видеть в психологической диагностике науку о методах и средствах обеспечения практики работы с людьми оперативной информацией (Е.А. Климов).
В последние годы все большее признание и распространение получает определение предмета психодиагностики как постановки психологического диагноза (А. А. Бодалев, В.В. Столин).
Термин «диагноз» понимается как распознавание любого отклонения от нормального функционирования или развития и как определение состояния конкретного объекта. Так, диагноз (в пер. с греч. – распознавание) в медицине – это заключение о характере и существе болезни и ее обозначение по принятой классификации. Он строится путем сравнения картины заболевания, выявленной у пациента, с известными врачу симптомами заболеваний. Таким образом, диагностика понимается как раздел медицины, изучающий и устанавливающий признаки болезни, а также методы и принципы, на основании которых дается медицинское заключение.
В психологии диагностируется не болезнь, а психологическая индивидуальность или ее отдельные характеристики. Очевидно, что для выделения доступных эмпирическому исследованию психологических признаков необходимо опираться на соответствующие теоретические представления (той или иной степени обобщенности) о предмете диагностики. Например, при диагностике индивидуальных особенностей памяти такими признаками могут быть скорость запоминания, легкость воспроизведения и т.д.
За выделением признаков следует этап выбора (или конструирования) методов, с помощью которых эти признаки можно диагностировать. Он обычно основывается на операциональном описании изучаемых признаков. Так, скорость запоминания проявляется, например, в количестве повторений, необходимых для заучивания определенного материала.
В настоящее время основным приемом психодиагностики является психологическое тестирование. Его преимущества по сравнению с другими способами получения диагностической информации заключаются в особенностях создания и использования психологических тестов – особого класса экспериментально-психологических методов, которые обеспечивают сравнительно быстрое и нетрудоемкое получение надежных, объективных, чаще всего имеющих количественное выражение психологических данных об индивидуальных особенностях испытуемых. В самом общем виде тест определяется как стандартизованный измерительный психологический инструмент.
В психодиагностическом эксперименте единственной переменной являются психологические характеристики индивидуальности.
Психологический диагноз – это заключение о состоянии и свойствах испытуемого на основании комплексного анализа отдельных показателей и характеристик.
Психодиагностическое исследование отличается от экспериментального тем, что задача первого – получение знаний о конкретном носителе психического, тогда как задача второго – проверка
теоретической гипотезы во взаимосвязи наблюдаемых явлений и переменных (В. В. Столин, А. Г. Шмелев). В качестве критериев установления психологического диагноза выступают следующие положения:
1. Психологический диагноз должен раскрывать специфические особенности явления, присущие данному человеку, упорядоченные в соответствии с их удельным весом в психоматическом состоянии обследуемого.
2. Диагноз не ограничивается констатацией наличного, он должен включать причинно-следственные отношения возникновения симптомов и прогноз.
3. Психологический диагноз должен обладать прогностичностью (для психодиагностики принцип прогностичности является одним из ведущих).
4. Психологический диагноз должен быть представлен с помощью объясняющих понятий, опирающихся на описательный материал, характеризующий поведение человека в условиях исследования.
5. Психологический диагноз устанавливается путем экспериментального исследования психической деятельности и личностной сферы испытуемого и представляет собой объективный анализ его физического и психического развития.
Школьная психодиагностика – относительно недавно возникшая и находящаяся в стадии становления отрасль психодиагностики (наряду с ней выделяется профессиональная и клиническая психодиагностика). В существующих публикациях сведений о ней довольно мало: можно назвать лишь несколько работ (В.И. Войтко, Ю.З. Гильбух), в которых впервые обоснована правомерность существования школьной психодиагностики как самостоятельной ветви психодиагностики и осуществлена систематизация ее принципов и задач.
Предметом школьной психодиагностики как теоретической дисциплины выступает разработка принципов, методов и процедур постановки психологического диагноза, а как экспериментально-практической деятельности – психологический диагноз.
В школьной психодиагностике термин «диагноз» употребляется в двух значениях. В широком смысле это углубленный и всесторонний анализ личности, направленный на выявление присущих ей качественно-количественных особенностей, связанный с раскрытием определенных причинно-следственных связей и в конечном счете направленный на решение практических задач преодоления обнаруженных недостатков, повышение уровня учебной или профессиональной деятельности, обеспечение гармонического развития всех психических свойств конкретного человека.
В узком смысле под психологическим диагнозом подразумевается выявление конкретных причин недостатков или отклонений в учебной либо профессиональной деятельности отдельных лиц или групп с целью устранения этих причин путем соответствующих коррекционных воздействий психолого-педагогического характера.
Существенными характеристиками школьной психодиагностики выступают ориентированность на исследование отдельной личности (или группы), в поведении и деятельности которой наблюдаются психологически обусловленные отклонения, недостатки, и осуществление обследования в целях коррекции, оказания помощи в их преодолении. На это еще в 30-е гг. обращал внимание А. С. Макаренко, утверждая, что воспитатель должен смотреть на воспитанника не как на объект изучения, а как на объект воспитания. Каждое узнавание чего-либо нового в воспитаннике немедленно должно претворяться у воспитателя в практическое действие, совет, стремление помочь.
При этом необходимо ориентироваться на возрастную норму развития – средний уровень развития изучаемого свойства у большой группы психически и физически здоровых детей, отобранных на случайной основе. Однако количество вариаций вокруг нее весьма значительно.
Недостатки – это отсутствие положительных качеств, свойств, умений и навыков, которые должен иметь ребенок определенного возраста.
Отклонения – появление вместо положительных – полярных отрицательных качеств, свойств, привычек.
Дисгармония развития – процесс и результат развития, характеризующийся несбалансированностью психических процессов, свойств, качеств и состояний, обусловливающих неустойчивость и противоречивость личности и нарушающих ее социализацию и индивидуализацию.
Нарушения (аномалии) развития (дизонтогенез) – ограничение, сужение границ психологических возможностей ребенка в силу функциональной недостаточности, грубого дефекта или распада психологических функций.
Деформация развития – такие отклонения, нарушения развития, которые вытекают из подавленности самореализации личности и приводят к извращению самой сути развития.
Таким образом, психодиагностика рассматривается как наука и практика постановки психологического диагноза, а школьная психодиагностика является одним из ее направлений. Последняя призвана отслеживать динамику психического и личностного развития детей и подростков и своевременно обнаруживать различные девиации этого процесса, их психолого-педагогические причины с целью оказания психологической помощи.