Управление и организация жизнедеятельности

В рамках школы созданы полуавтономные центры, полностью отвечающие за отдельные разделы ее деятельности: консультативный, диспетчерский, научно-исследовательский, методический, учебной и профессиональной ориентации учащихся, организации жизнедеятельности учащихся, общественного мнения и информации и финансово-хозяйственный.

На основе концепции образовательного учреждения и учитывая его специфику, психолог разрабатывает конкретную модель психологической службы.

АВТОРСКАЯ МОДЕЛЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ

САНАТОРНОЙ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА

Тема исследования – санаторная школа-интернат как психолого-медико-педагогическая система в работе с детьми с заболеванием «сколиоз». Задачи исследования:

1) анализ психологических проблем, обусловленных спецификой интерната;

2) изучение психологических особенностей детей с заболеванием «сколиоз»;

3) разработка программ повышения психологической культуры педагогов, родителей и учащихся в условиях эксперимента.

Этапы и методы исследования:

I этап (диагностический) – диагностика школьного коллектива и педагогического процесса в условиях ортопедического режима.

Методы: наблюдение, психодиагностика, рисунки и письма детей психологу об интернате.

II этап (формирующий) – создание авторской модели психологической службы санаторной школы-интерната.

Методы: психолого-педагогическая рефлексия, моделирование, психолого-педагогический эксперимент.

Основные блоки разрабатываемой модели

Блок I. Психодиагностика школьного коллектива.

Блок II. Психологическая культура учителя.

Блок III. Психологическая культура родителей.

Блок IV. Психологическая культура учащихся (младший школьник – подросток – старшеклассник).

III этап – апробация результатов.

Блок I. Психодиагностика школьного коллектива:анализ основных факторов, порождающих психоэмоциональные проблемы ребенка в условиях санаторной школы-интерната.

Названные факторы (сенсорная депривация, строгий ортопедический режим, замкнутая сфера общения и наличие заболевания) блокируют базовые потребности ребенка в самореализации, независимости, свободе принятия решений и действий, в непосредственном поведении и общении, в понимании, любви, поддержке, эмоциональном комфорте.

Длительное пребывание в интернате оказывает неблагоприятное воздействие на развитие личности учащегося, осложняет его социальную адаптацию, способствует формированию комплекса неполноценности, искаженной Я-концепции, обусловленной негативным восприятием своего физического «Я». Доминирующие эмоциональные состояния детей, связанные с повышенной тревожностью, ранимостью, страхами, подавленностью, усугубляют течение основного и сопутствующих заболеваний, затрудняют учебную деятельность воспитанников интерната. Анализ результатов исследования подтвердил необходимость специфической психологической помощи детям, перестройки отношений к ним со стороны родителей, педагогов и медицинского персонала.

Блок II. Психологическая культура учителя:практическая работа психолога с педагогами.

1. Диагностика педагогов (эмоциональное состояние, психологический микроклимат, личностные свойства, мотивы деятельности и уровень сформированности профессиональной направленности).

2. Индивидуальное консультирование по итогам психодиагностики.

3. Групповые консультации педагогов по психологическим трудностям в обучении, воспитании, общении с учащимися.

4. Психологический семинар педагогов:

структурный портрет педагогов различного психологического склада: плюсы и минусы;

мотивы и результаты деятельности творчески работающих педагогов;

психологические особенности учебного процесса в условиях ортопедического режима;

психологические основы урока;

психологические особенности детей с заболеванием «сколиоз»;

мы и они: специфика взаимоотношений детей и взрослых в условиях санаторной школы;

основы профессионального контакта (дистанция, позиция, пространство, языки общения);

налаживание коммуникаций «учитель –ученик»;

метод «поглаживания» в работе с детьми; физические, эмоциональные, вербальные контакты;

культура телесности в практических учреждениях;

система работы педагога с младшими школьниками по адаптации в школе-интернате;

поиск форм и методов работы с подростками по снятию эмоциональной напряженности в условиях ортопедического режима;

особенности профессиональной ориентации и социальной адаптации детей с заболеванием «сколиоз».

Блок III. Психологическая культура родителей:работа по формированию психологической культуры родителей:

родители глазами детей (по материалам индивидуальной консультативной и терапевтической работы с детьми);

история ожидания, рождения и развития ребенка (индивидуальные беседы с врачами и психологами);

рассказ о своем ребенке (через любимую игрушку и рисунок ребенка);

что я чувствую в отрыве от своего ребенка (вербализация отрицательных эмоций);

права, привилегии и обязанности ребенка в семье (анкетирование и работа в группе);

как передать ребенку свою любовь (тренинг культуры телесности);

проблемы межличностных отношений в сфере «родитель –ребенок»;

основы родительского контакта;

ребенок с заболеванием «сколиоз» глазами психоневролога (по результатам осмотра детей и анкетирования родителей «Психоэмоциональное здоровье ребенка»);

психосексуальные проблемы воспитанников интерната и помощь родителей в их разрешении;

типы семейного воспитания, их влияние на формирование личности;

поговорим о любви (семейный праздник в школе).

Блок IV. Психологическая культура учащихся:практическая работа с учащимися.

Младшие школьники

Урок 1. Как мне живется в интернате?

Урок 2. Взрослые в цвете (цветовая диагностика).

Урок 3. Какие чувства я знаю (вербализация эмоционального состояния)?

Урок 4. Психологическая разгрузка «Мое настроение».

Урок 5. Отдай свои чувства учителю (психологу).

Урок 6. Чего хочет моя душа?

Урок 7. Учимся устанавливать контакт (найди друга на необитаемом острове).

Урок 8. Учимся отдыхать (музыкотерапия, психогимнастика).

Урок 9. Учимся понимать себя (телесная терапия).

Урок 10. Праздник у самовара (чтение писем психологу).

Подростки и старшеклассники

Цикл 1. Осознание себя: «Я – уникальная и неповторимая личность» (беседы о самоценности человека).

Цикл 2. Самопонимание: «Каким я ощущаю себя в этом взрослом мире?», «Почему трудно быть подростком?» (дискуссия).

Цикл 3. Самоисследование и самоанализ: психосинтез («Путешествие по своему телу»; «Письмо своему телу»; «Письмо своему "Я"»; «Я думаю, я боюсь, я люблю»); телесное ориентирование (практикум по культуре телесности).

Цикл 4. Я глазами других: поведенческие стереотипы (беседа с упражнениями); налаживание коммуникаций (говорят лидеры и изолированные); группы поддержки (слабоуспевающих, неуверенных, влюбленных, битых в детстве); соконсультирование (индивидуальное решение проблем в присутствии группы); тренинг личностного роста (поговорите обо мне).

Цикл 5. Прощение и прощание: урок «Я хочу простить, я могу простить, я прощаю» (письменная и устная аффирмация); урок «Клубок» (визуальная и вербальная демонстрация взаимосвязей и взаимозависимостей); урок «Я и психолог» (обратная связь).

Авторская модель, определяющая содержание психологической службы, становится результатом творчества и профессиональной рефлексии специалиста, а также стратегическим ориентиром, облегчающим психологу решение тактических задач при планировании своей профессиональной деятельности.

Наши рекомендации