I.3.3. Школьный психолог и его позиции
Позиция – это единство ведущей онтологической категории и ведущей деятельности специалиста [3]. Ведущей деятельностью психолога можно считать сопереживание (Ф. Е. Василюк, Л.С. Выготский и др.). Оно изначально психологично, просто и доступно каждому; явным образом пронизывает все частные деятельности психолога, наполняет их психологическим содержанием. Переживания клиента и со-переживания психолога – это две деятельности, хотя они совершаются вместе. В этом смысле психолог и клиент сопереживают отрезок жизни клиента. Co-переживание психолога и клиента есть прежде всего со-развитие, личностный рост, проявление культурной со-продуктивности, так как решение проблемы клиента есть шаг в личностном росте не только клиента, но и психолога.
Основными онтологическими категориями, на основе которых психолог видит клиента и его проблему, являются категории личностного роста и культурной продуктивности.
В отличие от представителей других «помогающих» профессий, от психолога требуется не лечение, воспитание, защита прав и интересов или отпущение грехов, а со-переживание, со-проживание отрезка жизни клиента, развитие его и со-развитие вместе с ним.
Кроме профессиональной позиции можно выделять социальные и личностные позиции психолога в профессиональной деятельности. Все они взаимосвязаны и взаимообусловлены и определяют профессиональные и ролевые стратегии психолога.
Педагогу-психологу приходится осваивать различные социальные роли и связанные с ними позиции, менять их в практической деятельности в зависимости от ситуации и характера решаемой проблемы. Это могут быть роли защитника интересов ребенка, психотерапевта, фасилитатора и др.
Различия профессиональных позиций специалистов (по А. Г. Лидерсу)
Профессия | Ведущая деятельность | Ведущая онтологическая категория | Профессиональная позиция |
Врач | Лечение (терапия) | Болезнь, нездоровье, патология | Лечит |
Педагог-воспитатель | Оценивание личности в соответствии с идеалом, социокультурной нормой | Категория идеала | Воспитывает |
Юрист | Защита прав и интересов личности | Категория права и правовой нормы | Представляет права и интересы личности с точки зрения правовой нормы |
Священник | Отпущение грехов | Категория греха | Отпускает грехи |
Психолог | Развитие и со-развитие личности | Категория личностного развития и активности | Co-переживает, со-развивает |
Социальные роли психолога
Социальная роль | Деятельность | ||
Защитник интересов | Защищает право каждого человека быть уникальной и неповторимой личностью | ||
Духовный наставник | Содействует личности в контактах с соответствующими специалистами, помогая разрешать конфликтные ситуации | ||
Фасилитатор | Заботится о формировании гуманистических, общечеловеческих ценностей в социуме, создает благоприятные психологические условия для развития личности и ее самовыражения и самореализации | ||
Участник совместной деятельности, партнер | Мотивирует деятельность, побуждает социально-психологическую активность человека, способствует развитию субъектных свойств личности | ||
Эксперт | Отстаивает права подопечного, определяет методы допустимого, компетентного педагогического вмешательства в решение его проблемы | ||
Посредник Собеседник Психотерапевт | Связующее звено между личностью и ее микросоциальным окружением Обладает способностью выслушать, понять и принять любого человека, осуществить культурную и психологическую эмпатию по отношению к нему Оказывает психоэмоциональную поддержку личности в трудных, кризисных и критических ситуациях, развивает способность личности к самостоятельному решению собственных проблем | ||
Выбор позиции влияет на технику взаимодействия с клиентом и определяет меру активности специалиста и степень его ответственности за результаты работы. С одной стороны, он зависит от индивидуальных особенностей психолога и установок клиента, с другой – диктуется концептуальной «школой» психолога и техническими особенностями используемых методов.
Авторитарная позиция «отца» характерна для реализации поведенческих и суггестивных методов, а авторитарная позиция «матери» – для медитативных техник. Позиция «сестры» адекватна клиент-центрированной терапии, нейтральная позиция «зеркала» – психодинамическим методам, позиция директивного «брата» – позитивной психотерапии.
Авторитарная позиция «сверху» подразумевает отношение к клиенту как к объекту психологических манипуляций, сопровождается пространственным дистанцированием (гипнотизер, возвышающийся над своим пациентом) и подкрепляется имиджем «всезнающего мудреца». Более современный партнерский подход базируется на видении пациента в качестве равноправного субъекта, на пространственном расположении «лицом к лицу» или «плечом к плечу в кругу», на демократичном образе психолога («простого парня» или «затейника»).
В групповых формах работы выделяют альфа-позицию эмоционального лидера, бета-позицию лидера-эксперта, гамма-позицию пассивного конформиста и дельта-позицию отвергаемого «козла отпущения», объекта групповой агрессии. Эти позиции психолог занимает сознательно соответственно фазе развития психотерапевтической группы, ее динамике.
Показатель профессионализма психолога - его способность сознательно и пластично занимать различные позиции, исходя из интересов клиента и требований используемых методов.