Направления профессиональной деятельности психолога

Психодиагностика личности и социально-педагогической ситуации ее развития Организация воспитательно-образовательных взаимодействий с проблемной личностью, нуждающейся в помощи
Наблюдение Беседа Опрос экспертов Интервьюирование Анкетирование Изучение документов Психодиагностика личности Социально-психологическая диагностика Отношения участия Поддержка детей из семей риска Содействие в решении проблем Сотрудничество с семьей, школой и общиной Посредничество в личностной самореализации Побуждение личности к самоорганизации и самостоятельности
Социально-психологическая помощь и поддержка личности в кризисных ситуациях Коррекция отношений, способов социального действия, посредничество в творческом развитии личности и группы
Прояснение проблемы Отреагирование проблемы Выбор программы и плана действий Обсуждение путей решения проблемы Помощь в организации выхода из проблемы Координация усилий ближайшего окружения личности Создание группы поддержки Моделирование ситуаций для нового опыта Моделирование сфер успешной деятельности Организация диалога и сотрудничества Организация микросреды с измененными отношениями Помощь в разблокировке позитивных эмоций Создание и оценка ситуаций успеха Изменение представлений личности о своем «Я» Поддержка инициатив Создание условий для творчества

Эффективность профессиональной деятельности заключается в реализации всех ее компонентов.

На каждом этапе профессиональной деятельности психологом реализуются определенные функции: диагностическая, планирования, организаторская (первый этап); коммуникативная, побудительная, формирующая (второй этап); аналитическая, оценочная, координации, коррекции и совершенствования (третий этап). Рассмотрим их более подробно.

Функции педагога-психолога:

образовательно-воспитательная – обеспечивает целенаправленное психолого-педагогическое влияние на поведение и деятельность детей и взрослых, осуществляет психологизацию педагогов и родителей, дает рекомендации по гуманизации целостного педагогического процесса, использует возможности личности ребенка как субъекта собственного развития;

диагностическая - изучает индивидуально-типологические, личностные и возрастные особенности детей и подростков, социально-психологические факторы и условия их воспитания, обучения и развития, их проблемы;

организаторская – организует общение и деятельность детей и взрослых в различных формах профессиональной деятельности (уроки психологии, факультативы, кружки, деловые игры, коррекционно-развивающие группы, социально-психологические тренинги и консилиумы и др.), обеспечивает взаимодействие специалистов образовательного учреждения и родителей в решении психологических проблем ребенка;

прогностическая – участвует в программировании, прогнозировании и проектировании педагогического процесса, осуществляет разработку критериев его результативности в терминах развития личности его субъектов;

предупредительно-профилактическая и психотерапевтическая – учитывает и приводит в действие психологические механизмы предупреждения и преодоления негативных влияний; организует оказание психологической поддержки и психологического сопровождения личности в педагогическом процессе. По своему профессиональному назначению призван предотвратить психологическую проблему, своевременно выявить и устранить причины, порождающие ее, обеспечить профилактику отклонений в развитии и поведении детей, их общении;

организационно-коммуникативная – способствует включению добровольных помощников в социально-психологическую работу, руководит их деловыми и личностными контактами, налаживает взаимодействие в их работе с детьми, семьями.

Для выполнения такого широкого круга функций психологу необходимы разносторонние знания.

Профессиональные знания психолога –это сведения из общей, социальной психологии, психологии личности, психодиагностики, возрастной, педагогической и практической психологии, других общепрофессиональных и специальных дисциплин, составляющих суть профессии и определенных Государственным стандартом соответствующего образования.

Можно представить профессиональные знания в определенной иерархии:

теоретико-методологические – комплексное знание о человеке как биосоциопсихокосмическом существе; основные методологические подходы и принципы исследования психики человека; психологические закономерности воспитания, обучения, развития личности во всех стадиях онтогенеза, влияние среды на процессы социализации и индивидуализации личности; цели, задачи, содержание и принципы профессиональной деятельности психолога образования;

методические – современные технологии социально-психологической работы с разными возрастными группами детей в различных социально-педагогических ситуациях; практические основы прогнозирования, проектирования, моделирования профессиональной деятельности;

прикладные – способы, приемы, виды психологической диагностики и коррекции, психологического сопровождения и консультирования личности и малой группы в педагогическом процессе.

Профессиональные умения психолога– это его способность применять полученные профессиональные знания в своей деятельности. Их можно классифицировать следующим образом:

гностические (поиск, восприятие и отбор информации);

проектировочные (постановка целей и задач, прогнозирование);

конструктивные (подбор и сочетание содержания, методов и средств);

организаторские (создание условий, стимулирующих целенаправленное и природосообразное изменение обучаемых);

коммуникативные (контактность, общение, взаимоотношения);

оценочные (восприятие и критический анализ действий субъектов педагогического процесса);

рефлексивные (самоанализ собственной личности, деятельности и общения).

Рассмотрим более подробно профессиональные умения педагога-психолога, отражающие специфику его деятельности.

Коммуникативные умения:

вступать в контакты с разными людьми;

устанавливать профессиональные отношения;

осуществлять индивидуальный подход к людям со специфическими проблемами;

сотрудничать, вступать в деловые контакты;

создавать атмосферу комфортности, доброжелательности;

вызывать доверие у клиентов, соучаствовать в решении их проблем;

соблюдать конфиденциальность в работе и такт;

побуждать человека к действию, творчеству, проявлению милосердия;

влиять на общение, отношения между людьми в микросоциуме;

правильно воспринимать, учитывать, реагировать на критику.

Прикладные умения:

исследовательские – анализ, сбор, учет, обработка информации, подготовка аналитических материалов, разработка программ, подготовка аннотаций, статей, докладов;

психолого-педагогические – анализ социальной ситуации развития ребенка, его психологических проблем, планирование, прогнозирование, формы и методы психологической помощи;

социально-психологические – психологическая диагностика, психологическое консультирование, психотерапия и др.

Организаторские умения:

ставить конкретные задачи, направленные на решение проблем;

организовывать подопечных на их выполнение;

рационально организовывать свое рабочее время;

планировать этапы и средства деятельности;

планировать индивидуальную работу с клиентом;

организовывать отдельные виды психологической работы, выполнение программ и проектов;

определять нужды клиентов и помогать им найти соответствующие их потребностям службы;

выявлять и поддерживать полезную инициативу, создавать условия для ее реализации;

объединять людей на основе их общих интересов, духовной близости.

Аналитические умения:

изучать личность, ее микросоциум, ставить психологический диагноз;

анализировать конкретные жизненные ситуации клиента, предвидеть и предотвращать жизненные кризисы;

проектировать конечный результат профессиональной деятельности;

анализировать полученные результаты в сопоставлении с исходными данными, выдвигать новые задачи;

анализировать недостатки своей профессиональной деятельности;

анализировать опыт и практику работы специалистов психологической службы образования;

творчески перерабатывать необходимую информацию;

анализировать конкретную социальную ситуацию, причины и истоки проблем.

Педагогические умения:

обучать других искусству помогать людям, прикладным умениям и навыкам;

выявлять резервные возможности личности, открывать положительное в человеке и организовывать процесс его самопомощи;

обучать социальным повседневным жизненным навыкам;

стимулировать положительные проявления, гуманность, милосердие в поступках, поведении человека, в отношении к другим людям;

воздействовать на подопечного, группу средствами педагогической техники (речь, голос, жесты, ораторское мастерство);

передавать клиенту знания, полученные в процессе профессионального обучения и собственного опыта;

излагать материал доступно, логично, образно, выразительно.

Умения саморегуляции:

контролировать свои эмоции в любой ситуации;

управлять своим настроением;

предъявлять к себе повышенную требовательность;

переносить большие нервно-психические нагрузки;

поступаться своими интересами ради интересов подопечного;

снимать психологическое напряжение.

Результаты многолетних исследований доказывают (М.В. Молоканова), что успешность деятельности психолога определяется уровнем сформированности коммуникативных умений: уровнем сформированности антропоцентрической направленности личности; уровнем чувствительности к объекту, процессу и результатам психологической деятельности; уровнем сформированности проективных умений (или силой воздействия на поведение других людей).

Умения, как и деятельность в целом, также могут быть рассмотрены с качественной стороны: автоматизированные, репродуктивные, поисковые и творческие.

В соответствии с уровнем сформированности профессиональных умений определяется уровень профессиональной деятельности. Так, Н.В. Кузьмина выделяет следующие уровни деятельности:

1) репродуктивный – умение сообщать другим знания, которыми владеешь сам (однако даже самые глубокие знания не являются признаком профессиональной квалификации);

2) адаптивный – достижение нового уровня знаний и умений, включающего в себя знание не только предмета деятельности, но и особенностей его восприятия и понимания;

3) локально моделирующий знания – умение не только передавать и транслировать знания применительно к конкретной аудитории, но и конструировать их;

4) системно моделирующий знания - владение стратегиями формирования системы знаний, навыков и умений в целом;

5) системно моделирующий творчество – владение стратегией формирования творческой личности, способной к развитию.

Можно выделить три уровня осуществления профессиональной деятельности психолога: 1) копирование чужих образцов, 2) осуществление деятельности по собственному представлению без учета обстоятельств и 3) творческое осуществление деятельности, исходя из ее системного понимания.

Профессиональная деятельность психолога может быть представлена в виде примерной модели. Это комплекс взаимосвязанных деятельностей, направленных на разные объекты, для осуществления которых необходимы определенные профессиональные знания, умения и навыки, а также профессионально важные качества.

Наши рекомендации