Тест структуры интеллекта Амтхауэра

Тест используется в различных редакциях: первая предложена Р.Амтхауэром в 1953 г., последняя - в 1973 г. Он содержит восемь субтестов:

  • 1) логический отбор (закончить предложение одним из приведенных слов);
  • 2) определение общих черт (найти лишнее из пяти слов, где четыре объединены общей связью);
  • 3) аналогии (предлагается пара слов и третье слово; нужно найти так же относящееся к третьему, как второе - к первому);
  • 4) классификация (обозначить два слова общим понятием);
  • 5) задания на счет (решение арифметических задач);
  • 6) ряды чисел (установить закономерности и продолжить числовые ряды);
  • 7) выбор фигур (предъявляются изображения частей фигуры; из предложенных фигур нужно найти ту, которую можно сложить из этих частей);
  • 8) задания с кубиками (предъявляется изображение куба с разнообразно окрашенными сторонами; нужно найти аналогичный куб среди предъявленных изображений с учетом того, что он мог изменить свое положение).

Разумеется, мы рассмотрели далеко не все тесты интеллекта, но кратко описанные нами тесты, во-первых, широко распространены в дефектологической практике, а во-вторых, дают представление о типичных тестовых заданиях при диагностике интеллекта.

Безусловным достоинством тестовых методов является их большая объективность, возможность сравнивать результаты разных испытуемых. В то же время исследования, построенные по типу жестко стандартизированной методики (теста), показывают только отклонение от нормы, но не позволяют выявить нарушенные функции и сохранные звенья.

Тесты креативности

В психодиагностике методы изучения способностей составляют отдельную группу и известны под названием "тесты креативности".

Методологической базой, на которой строятся эти диагностические приемы, является концепция креативности - универсальной творческой способности, предложенная Дж. Гилфордом. Согласно его представлениям, творческие способности являются самостоятельным фактором, независимым от уровня интеллекта.

Дж. Гилфорд выделил несколько параметров креативности (творческой способности):

  • - способность к обнаружению и постановке проблем;
  • - способность к генерированию большого числа идей;
  • - способность к продуцированию разнообразных идей (гибкость);
  • - способность отвечать нестандартно, устанавливать необычные ассоциации (оригинальность);
  • - способность усовершенствовать объект, добавляя детали;
  • - способность решать проблемы.

На основе этих теоретических предпосылок были разработаны тесты для исследования способностей. Всего в методике 14 субтестов (4 - на невербальную креативность, 10 - на вербальную). Среди них есть такие задания:



  • - перечислить как можно больше способов использования каждого предмета (например, банки);
  • - нарисовать заданные объекты, используя следующий набор фигур: круг, треугольник, прямоугольник, трапеция.

В дальнейшем разработку методов исследования креативности продолжил Е.П. Торренс. Его методика предназначена для людей разного возраста - от дошкольников до взрослых. В состав методики Торренса входят 12 субтестов, сгруппированных в три блока: вербальный, изобразительный, звуковой. Они диагностируют соответственно словесное творческое мышление, изобразительное творческое мышление и словесно-звуковое творческое мышление. Эти тесты Торренс разрабатывал в ходе учебно-методической работы по развитию творческих способностей детей. Его методика включает несколько этапов.

На первом этапе испытуемому предлагаются задачи на поиск слова из бессмысленной последовательности букв. Он должен найти единственное верное решение и сформулировать правило, ведущее к решению поставленной задачи.

На следующем этапе испытуемому предлагаются сюжетные картинки. Он должен перечислить все возможные обстоятельства, которые привели к изображенной на картинке ситуации, и дать прогноз ее дальнейшего развития.

Далее испытуемому предлагаются различные предметы и его просят перечислить все возможные способы их применения.

При изучении творческих способностей и воображения детей и подростков с нарушениями развития методики Дж. Гилфорда и Е.П. Торренса в классическом варианте, как правило, не используются, однако широко используется модификация методики Е.П. Торренса "Дорисуй фигуру". При изучении детей дошкольного возраста используются также такие задания, как "Разрезные картинки", "Нарисуй целое" (А.А. Катаева, Е.А. Стребелева). При изучении школьников с интеллектуальными нарушениями могут использоваться задания на составление рассказа с опорой на предложенные слова, рисование иллюстраций к этому рассказу (О.В. Боровик).

Наши рекомендации