Перечень основных эргатических функций

Возвращаясь к рассмотренному выше частному случаю труда (и имея на сей раз в виду любые современные виды деятельно­сти человека), представим перечень основных эргатических функций следующим образом (табл. 1.1).

Таблица 1.1.Перечень эргатических функций

№ п/п Разновидность, наименование, характеристика функций Результирующее событие, состояние эргатической системы, ее составляющих
Функции духовного производства
  Построение идеологии Мысленная картина (ретроспективная, актуальная и прогнозная) существования и развития человека, его сообщества в данных условиях
Построение ближайших перспектив развития сообщества Выделены (осознаны) первостепенные нужды, потребности
Целеполагание Построен конкретный мысленный образ (система образов) по­требного будущего, потребного объекта
Накопление истинных знаний Известны свойства исходного материала, средств и условий труда, есть знания и способности субъекта достигнуть цели в разумные сроки
Накопление эмоционального опыта Осознано состояние подъема чувств от процесса и успешного ре­зультата труда, его ритма, сопровождающих звуков, положитель­ных социальных оценок
Построение смыслов трудовой дея­тельности Имеется активная положительная мотивация субъекта труда в пе­риод от начала до конца работы
Функции производства упорядоченности социальных процессов
Построение общественных норм, правил Имеются общепризнанные, поддерживаемые членами сообщества представления о должном образе жизни, деятельности, поведении, о необходимости общественно полезной деятельности, о недопус­тимости праздности и пр.
Построение социальной коммуникации и власти (кратической функции — от др. греч. "кратос" — власть), средств совоздействия на членов общества Имеются средства вербального и невербального общения, внешней фиксации целей, стимулы должного поведения, ритуалы, ритуальные действия, ориентированные на создание должных настроений, состояний субъектов труда
Построение стратегических (общих) планов деятельности У субъекта труда имеется мысленная картина, обобщенно отображающая ход предстоящей работы (как она вообще может быть вы­полнена, в каком порядке, в каких условиях)
Построение тактических (оперативных) планов У субъекта труда строится мысленная картина каждого очередного предстоящего действия в реально складывающихся и меняющихся условиях (здесь и сейчас)
Построение охраны, защиты эргатической системы от помех, отклонений, разрушения У субъекта труда имеется сознание защищенности коллективом, группой от разного рода посягательств
Функции производства полезных действий обслуживания и самообслуживания
Построение жизнеобеспечения субъекта труда У субъекта труда имеются средства существования, нормальные для данного сообщества
Построение средств стабилизации, восстановления, развития: а) выбор, построение режима работы Имеются безопасные условия труда, режим труда и отдыха для восстановления и развития дееспособности
б) инструктаж, обучение, самообу­чение Имеются приращения к знаниям, навыкам, опыту
в) самоорганизация внутренних средств Имеются средства волевой или иной регуляции состояний, поддержания состояния работоспособности субъекта труда
  г) лечение, самолечение Оказывается помощь при травмах, ушибах, нарушениях состояния здоровья субъекта труда
  д) ремонтное обслуживание средств (внешних) и предметной обстанов­ки труда Находятся, устанавливаются неисправности предметной части системы и устраняются (замена или правка средства труда, правка или отбрасывание брака продукта)
  е) совершенствование эргатической системы Возрастает уровень упорядоченности элементов системы сообраз­но ее целям
  Функции материального производства
Оперативно- гностические: а) "прием" информации (наблюде­ние, поиск, обнаружение, испыта­ние) В оперативной памяти субъекта труда есть знания об актуальном, "текущем" состоянии системы
  б) "переработка" информации (срав­нение, классифицирование, оценка, обобщение, запоминание, построение прогнозов, промежуточных целей) Имеются данные для принятия ответственных решений субъектом труда
  в) Принятие ответственных реше­ний (выбор предмета, условий, средств, способов действия, заклю­чение о достижении цели труда, об обращении за помощью) Имеются принятые решения
Оперативно-практические: а) организация предметной среды и внешних средств работы Имеется оснащенное рабочее место
  б) организация непосредственной со­циальной среды Установлены контакты и взаимопонимание субъекта труда с со­циальным окружением
  в) оперативная самоорганизация субъ­екта труда в конкретной обстановке Субъект труда принял и поддерживает рабочую позу, концентри­рует внимание на необходимых объектах, регулирует свои движе­ния, состояния
  г) перемещение предмета и средств труда (транспортная функция) Предмету и средствам труда придается необходимое положение, сообщается движение
  д) приложение физических усилий ("энергетическая" функция) Изменяется состояние объекта труда
  е) управление средством, предметом, обстановкой труда Состояние объекта трудовой деятельности изменяется сообразно ее цели
  ж) взаимодействие средства и пред­мета труда (собственно технологи­ческая функция) Имеется заданный результат труда




Полагаем, читатель уже сам отметил для себя, что новое средство деятельности возникает как результат осознания обще­ственной потребности в повышении производительности, эф­фективности труда и что это новое средство, предъявляя разно­образные требования к человеку, не может не стимулировать его психического развития.

Пример о каменном рубиле мы использовали в предыдущем разделе из чисто дидактических соображений (на простой моде­ли легче начинать думать о сложных вещах), в то время как вы­деленный перечень эргатических функций может рассматривать­ся как исходная ориентировочная программа рассмотрения функций в любом труде — и оператора современной автомати­зированной системы управления производством, и участника деловых переговоров, и артиста цирка.

Нет концептуальных ограничений и к применению этого пе­речня для анализа, скажем, организаторского, научного или ху­дожественного труда. Ведь в любом труде есть и субъект, и предмет, и средство, и среда, и, конечно, цель.

В ходе применения указанного перечня заинтересованными и творчески работающими специалистами к частным случаям он должен и неизбежно будет обогащаться, детализироваться, де­формироваться, а его пункты могут получать соответствующую все более содержательную интерпретацию.

С научной точки зрения, задача единого подхода к разно­типным видам труда важна не в связи с культивированием огульного подхода к разным работникам, а в связи с тем, что решение ее способствует дифференцированному видению фено­менов профессионального мастерства, индивидуально неповто­римого стиля деятельности, отделению существенного от слу­чайного при анализе трудовых процессов.

Приведенный перечень эргатических функций, используе­мый в качестве программы рассмотрения деятельности, мало знакомой для психолога или руководителя (менеджера), новой или относимой в порядке традиционного предрассудка к катего­рии бессодержательного, "физического", "неинтересного" и прочего труда (а такого рода ситуации и задачи систематиче­ски возникают в практике профконсультации, организации тру­да, расстановки кадров, улаживания производственных кон­фликтов), поможет не упустить те ее стороны, которые на пер­вый взгляд могут показаться в этой деятельности не выражен­ными.

Упражнение

Ниже представлена последовательность этапов развития в нашей стране профессии тракториста [87, с. 95 — 98]. Опираясь на приведен­ный в табл. 1.1 перечень эргатических функций и вашу общекультур­ную осведомленность, попытайтесь каждому этапу развития профессии тракториста приписать подходящие функции.

0. ("Нулевой этап"). С незапамятных времен до 20-х годов двадца­того века существовали занятия — "профессии" — крестьянина-земле­дельца (хлебороба, плодоовощевода) и кузнеца.

1. В 20-е годы с появлением нескольких сотен тракторов возникли про­фессии тракториста-рулевого и ремонтного рабочего-кузнеца (последняя — на базе сельского кузнеца).

2. В 30-с годы с увеличением тяговой мощности тракторов и шири­ны захвата прицепных машин (плугов, косилок и т.д.) возникла специ­альность (будем называть ее профессией) прицепщика (тракторист — за рулем, прицепщик — на тракторном плуге, например; в этом случае прицепщика в просторечии называли "плугарь").

3. Примерно в 40-е годы профессия прицепщика преобразовалась в следующие: комбайнер прицепного комбайна, прицепщик (обычный), сеяльщик, машинист свеклоуборочного комбайна, машинист картофе­леуборочного комбайна, машинист силосоуборочного комбайна.

Одновременно с появлением значительного количества колесных и гусеничных тракторов профессия тракториста-рулевого расчленилась на две: тракторист колесного трактора и тракторист гусеничного трактора. А поскольку появилась потребность в тракторах-тягачах в промышлен­ности и строительстве, возникла профессия тракториста-водителя.

В связи с усложнением устройства тракторов и возрастанием их ко­личества как в сельском хозяйстве, так и в промышленности профессия ремонтного рабочего расчленилась на следующие: слесарь по ремонту ходовой части трактора, слесарь по ремонту системы питания, слесарь по ремонту электрооборудования, слесарь по ремонту гидравлической системы, электрогазосварщик, шлифовщик, токарь, кузнец.

4. В 50-е годы с появлением тракторов, оборудованных гидравличе­ской системой для "навешивания" к трактору сельскохозяйственных машин (не прицепных, а навесных, управляемых из кабины трактори­ста), исчезла профессия прицепщика. Работу по управлению навесным орудием (плугом, культиватором и др.) стал исполнять тракторист, ко­торый стал вместе с тем трактористом-машинистом. Одновременно происходит процесс слияния профессии тракториста колесных и трак­ториста гусеничных тракторов. Поскольку трактор с навесными ору­диями позволяет фактически выполнять трактористу разнообразные и многие земледельческие функции (полеводческие, садоводческие, по заготовке кормов), профессия тракториста-машиниста преобразуется в профессию тракториста-машиниста широкого профиля.

5. В 60-е и последующие годы в связи с усложнением техники появ­ляется ряд новых профессий — мастер-наладчик, слесарь-наладчик, мас­тер-диагност сельскохозяйственной техники. Ведение работ на научной основе и интенсификация сельского хозяйства привели к тому, что пона­добились специализации профессии тракториста: тракторист-машинист-полевод, тракторист-машинист-овощевод, тракторист-машинист садовод.

Вопросы и темы для размышления и разработки

1. Психика развивается в деятельности. К чему идут люди, высвобождая себя от эргатических функций (передавая их тех­ническим средствам)?

2. Какие эргатические функции целесообразно передавать техническим средствам деятельности?

3. Какими техническими средствами вы хотели бы распола­гать (пофантазируйте)?

Тема 1. Представление об основных эргатических функциях и опасность огульного подхода к разнотипным профессионалам.

Тема 2. Представление об эргатических функциях и возмож­ности индивидуального подхода к субъекту труда.

Тема 3. Оптимальное распределение функций между челове­ком и техникой.

Наши рекомендации