Часть 1. О предметной области и задачах психологии труда
ББК 88.4я73 К49
К49
Рецензенты: академик РАО, профессор А.А.Бодалев и профессор И.И. Ильясов
Главный редактор издательства Н.Д. Эриашвили
Климов Е.А.
Введение в психологию труда: Учебник для вузов. — М.:
Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998. — 350 с. ISBN 5-85178-060-6.
В учебнике труд рассматривается в широком смысле слова: как создание не только материальных, но и духовных ценностей, как производство научной, художественной информации, а также как упорядочение социальных процессов.
Особое внимание обращается на своеобразие психологического содержания труда в разнотипных профессиях. Обсуждаются вопросы установления оптимального соответствия требований профессии и личных качеств человека.
Для студентов и преподавателей вузов, психологов, руководителей и служб управления персоналом предприятий, а также для широкого круга читателей, интересующихся психологией.
ББК 88.4я73
© Е.А. Климов, 1998 С ЮНИТИ, 1998
Вопросы и темы для размышления и разработки
1. Психика развивается в деятельности. К чему идут люди, высвобождая себя от эргатических функций (передавая их техническим средствам)?
2. Какие эргатические функции целесообразно передавать техническим средствам деятельности?
3. Какими техническими средствами вы хотели бы располагать (пофантазируйте)?
Тема 1. Представление об основных эргатических функциях и опасность огульного подхода к разнотипным профессионалам.
Тема 2. Представление об эргатических функциях и возможности индивидуального подхода к субъекту труда.
Тема 3. Оптимальное распределение функций между человеком и техникой.
Вопросы и темы для размышления и разработки
1. Возможны ли невещественные результаты труда?
2. Где область существования продуктов труда педагога?
3. Может ли быть продуктом труда душевное состояние?
Тема 1. Продукты труда практикующего психолога.
Тема 2. Продукты труда психолога-исследователя.
Тема 3. Продукты труда организатора производства.
Средства и условия деятельности как компоненты трудового поста
Рассматривая средства труда как системный компонент трудового поста, обратимся, прежде всего, к внешним, объективированным средствам, характеризующим как бы вакантный трудовой пост. Они очень разнообразны. Однако не оставим без внимания и внутренние. Общая группировка основных средств такова:
Вещественные средства, орудия труда
1. Средства познания (приема, получения, "добычи", обработки информации).
1) Приборы, машины, дающие изображение (бинокль, микроскоп, телевизионная система).
2) Приборы, машины, дающие условный знак, символ, сигнал (вольтметр, термометр, мнемоническая схема на сигнальном табло диспетчерского пульта управления).
3) Приборы, машины, обрабатывающие информацию (счетчики, электронные вычислительные машины).
2. Средства воздействия на предметную ситуацию.
1) Применяемые в социальных системах (система средств массовой информации, специально построенная информация, обращенная к людям, мегафон, сирена, группы специально подготовленных людей, скажем, боевые подразделения в работе военачальника, специализированные группы, подчиненные руководителю любого рода).
2) Применяемые в природных, технических системах
• ручные (молоток, топор, коловорот);
• механизированные (пневматический молоток, электродрель);
• машины с ручным управлением (экскаватор, подъемный кран, бульдозер);
• автоматизированные и автоматические системы, аппараты для осуществления длительных, непрерывных процессов (ткацкий станок, дрожжерастительный аппарат, робото-технологический комплекс).
Внешние функциональные средства труда
3. Выразительные средства поведения, речи человека как субъекта труда (например, в работе руководителя, педагога, актера, диктора — интонации речи, позы, жесты, выражение лица).
4. Организм человека как субъекта труда, его некоторые системы, органы (например, в работе педагога-тренера, артиста балета, акробата).
Вопросы и темы для размышления и разработки
1. Каково "устройство" среды у меня как субъекта деятельности?
2. Изменялась ли моя среда? Когда, как, в результате каких причинных обстоятельств?
3. Что ценное для себя или для окружающих мне удалось привнести в мою среду?
Тема 1. Система средств труда организатора производства.
Тема 2. Система желательных средств труда психолога в роли преподавателя психологии в школе (можно фантазировать, построить эскизный проект, набросок лучшего будущего).
Тема 3. Система желательных средств труда психолога в роли консультанта по выбору профессии (пофантазируйте, возможно внесете лепту в прогресс нашей профессии).
Упражнение
Попытайтесь перечислить возможно подробнее те свои личные качества, свойства, состояния, особенности, которые именно в вашей деятельности можно рассматривать как существенные условия успеха или неуспеха.
Поскольку внутренние условия деятельности человека не стандартны (даже при стандартных внешних условиях), наиболее успешные результаты ее возможны тогда, когда система способов труда индивидуально своеобразна. Поэтому, например, неэффективно огульное распространение "передового опыта" (без учета индивидуальной неповторимости тех, кому его хотят "передать"). Освоение профессии — это не только "передача опыта человечества" отдельному человеку, но и "самостроительство" его и даже преобразование объектных условий работы, а не только приспособление к ним, что тоже важно иметь в виду.
Понятно, что вся область более или менее различимых и устойчивых так называемых личных качеств, мотивов и операциональных возможностей человека (направленность, характер, умения, опыт, психодинамика, психосоматика) может быть вместе с тем и областью внутренних условий более или менее успешной деятельности профессионала.
Упражнение
В каких, по вашему мнению, видах профессиональной деятельности такая особенность человека, как пониженная инициативность в установлении контактов с людьми, сдержанность в общении, будет благоприятным внутренним условием успеха и в каких — неблагоприятным (примерный набор профессий, который вы можете по своему желанию и разумению продолжить или изменить: чабан, проводник вагонов дальнего следования, осмотрщик вагонов, летчик — наблюдатель лесного хозяйства, экскурсовод).
Разные по своим личным качествам работники могут успешно решать определенную (пусть в каждом случае частную) профессионально-трудовую задачу, но решают ее по-разному. Более того, по логике связи внутренних условий деятельности и ее способов они и должны решать ее по-разному, иначе она может стать для кого-то из них неразрешимой на должном уровне (если навязывать человеку несвойственные ему, неудобные для него приемы, способы, режимы деятельности).
В идеале важно научиться строить концепции отдельных казусов, когда стиль рассматривается достаточно полно в зависимости от нескольких внутренних условий. Соответствующие подходы в последнее время реализованы в работах В.А. Толочка [324], [325] и М.Р. Щукина [365], [366] по проблеме индивидуального стиля деятельности.
Индивидуальный стиль формирующегося или относительно сложившегося профессионала может быть понят в общем виде как относительно устойчивая индивидуально-своеобразная организация деятельности (прежде всего ее приемов и способов), складывающаяся в результате усилий человека по наилучшему достижению целей в данных внешних и внутренних условиях.
Поскольку и цели, и условия деятельности характеризуются в данной профессии у данного человека некоторой типичностью, определенностью, повторяемостью, это приводит к возникновению черт и общезначимости, и относительной устойчивости его индивидуального стиля как профессионала. Говоря об "относительной" устойчивости, мы имеем в виду, что стиль может изменяться, корректироваться.
Попытайтесь рассмотреть свой собственный стиль и стиль нескольких хорошо знакомых вам людей. Даже малое приращение в привычке анализировать стиль будет полезно. Программа анализа:
1. Видимые проявления своеобразия работы:
• в протекании познавательной составляющей деятельности (развернутость или краткость ориентировки в среде; частый или редкий текущий контроль, преобладающая ориентация на предметную, социальную среду или на свои переживания);
• в протекании исполнительной деятельности (торопливость, медлительность; частые пробы и поправки или точность; рывкообразность, плавность и другие особенности, доставляемые наблюдением);
• в области результатов деятельности (много продукта при умеренном качестве или, наоборот, мало, но при высоком качестве; другие варианты);
2. Предполагаемые причины наблюдаемого стиля:
• в области внутренних условий (стойкие особенности психического склада, осведомленность, опыт, наличие навыков, приемов саморегуляции);
• в области внешних предметных условий (наличие или отсутствие хороших образцов продукта, инструментов, материалов);
• в области внешних социальных условий (имеются или отсутствуют традиции обмена опытом, сплочена или разобщена группа участников работы, коллег, особенности межличностных взаимоотношений).
3. Проекты рекомендаций по улучшению стиля (узнать о приемах саморегуляции, о требованиях к продукту, лучше узнать друг о друге в группе).
Будьте осторожны с выдачей рекомендаций, советов другим: не все любят, когда их "учат жить"; рекомендации можно формулировать в виде вопросов ("А почему бы не...", "А что если...").
Вопросы и темы для размышления и разработки.
1. Если внутренние условия деятельности у каждого уникальны, то возможен ли здесь научный подход (ведь дело науки выявлять общее, закономерное)?
2. Практикующий психолог: работник науки или искусства?
3. Что закономерно в области внутренних условий труда?
Тема 1. "Матч" между индивидуальным стилем и передовым опытом работы (что уместно распространять среди других).
Тема 2. Пути коррекции индивидуального стиля труда.
Тема 3. Индивидуальный стиль саморегуляции работника.
1.9. "Золотое правило" психологии труда.
Генеральная практическая задача в области самоорганизации и организации любого труда, а вместе с тем и центральная проблема человековедческих областей знания, обслуживающих решение этой задачи, могут быть охарактеризованы следующими ключевыми словами: установление наилучшего взаимного соответствия — взаимосообразности — человека как субъекта труда, с одной стороны, и объективных требований социально фиксированного трудового поста — с другой.
Эта идея о сообразности человека и заданного ему дела возникает сама по себе настолько легко, что приоритет ее генерирования нельзя приписать никому из психологов, мыслителей.
Обсуждаемая идея с разными оттенками широко представлена—в явном виде или в виде логически неизбежных допущений — не только в специальной литературе по вопросам человеческого фактора труда, но и в самых разных формах общественного сознания, даже в фольклоре, например, в пословицах: "Не за свое дело не берись, а за своим не ленись", "Из одной мучки, да не одни ручки", "Каков строитель, такова и обитель" и др.
Проблема установления взаимосообразности субъективного и объективного факторов трудовой деятельности является атрибутивным признаком любой работы в области информационно-психологического обслуживания сферы труда. Иначе говоря, соответствующую мысль можно рассматривать как своего рода критерий отнесения той или иной работы — научной или практической — к области психологических подходов к труду: если указанная мысль не содержится в некоей работе (явно или в виде логически реконструируемых предпосылок), то такую работу, какими бы "прочими" достоинствами она ни характеризовалась, нельзя отнести к рассматриваемой здесь области.
По сути дела мы обсуждаем здесь, в частности, проблему так называемой "профессиональной пригодности". Но признак "пригодности" неправомерно приписывать только человеку, поскольку как раз непригодными могут оказаться плохо спроектированные и изготовленные средства и неудачно организованные условия труда. Простой и общепонятный пример: в свое время были придуманы и установлены цветные сигналы светофоров. В результате некоторая часть людей, не различающих красный и зеленый цвета (так называемые "дальтоники"), должны признаваться непригодными для водительских профессий. Но светофор — не явление природы. Можно бы вместо красного сделать горизонтальную белую черту значительного размера (символ шлагбаума), вместо зеленого — вертикальную (символ открытого пути), вместо желтого — круг или крест. Современная техника способна и на большее. И не было бы непригодных по рассматриваемому признаку. Правда, всякая реконструкция требует затрат.
Подобного рода явления, когда придуманные и изготовленные средства труда оказываются неудобными для человека, встречаются нередко. Иной раз для нажатия часто употребляемой кнопки пульта управления оператору приходится привставать, "дотягиваться", даже совершать маршрут в обход каких-нибудь столов или значительное время стоять, изогнувшись винтом, поскольку, оперируя кнопками пульта, он одновременно должен наблюдать за объектом, находящимся сзади, причем так, что в нормальном сидячем положении оператора за пультом этот объект просто не виден. Это еще "легкие случаи". Сложнее обстоит дело, когда работник либо чрезмерно перегружен информацией, либо должен управлять настолько быстротекущими процессами, что это превосходит его естественные возможности (начинают иной раз толковать об ошибках "по вине" оператора, а вины-то в юридическом смысле нет с его стороны: техника должна проектироваться для удобства работы человека).
Итак, хотя нередко употребляют выражения "профпригодность человека", "диагностика профпригодности людей", "определение профпригодности школьников", нам следует хорошо помнить, что эти выражения, если не совсем бессмысленны, то, по крайней мере, должны пониматься очень условно: если принять наличные условия и средства труда за нечто неизменное, то можно рассматривать людей как более или менее пригодных для данной работы "здесь и сейчас". Другими словами, свойство профпригодности может приписываться человеку лишь как ситуативное — присущее, строго говоря, не ему, а конкретной системе "субъект — объект". Ситуацию взаимной пригодности субъекта труда и трудового поста можно создавать одним или несколькими из следующих способов: подобрать человеку подходящую работу из числа существующих, сформировать у него дополнительно некоторые требуемые профессией качества (знания, опыт, умение использовать свои "сильные" стороны и компенсировать те, которые противодействуют успеху), распределить трудовые функции, с которыми человек, как правило, не в силах справиться, между двумя или более людьми (положив тем самым начало формированию двух или более новых профессий вместо одной прежней), снабдить его новыми более совершенными техническими средствами труда (этот путь в свою очередь может фактически вести к возникновению новых профессий. Так, внедрение технических средств дистанционного управления судовым двигателем привело в свое время к тому, что вместо двух отдельных профессий возникла одна, объединив их названия, — "рулевой-моторист речного флота").
Если встать на позицию только "работодателя", то возникает еще один путь установления некоторого взаимосоответствия человека и работы — селекция, или профотбор (выделение наиболее годных из некоторого множества претендентов). Идея этого пути часто приходит людям в голову, будучи навеяна привычками технического мышления. Правда, в технике широко практикуется и создание материалов с заранее заданными свойствами, но, тем не менее, часто имеет место и такой ход мысли, что надо выбрать "со склада" для той или иной цели "наиболее подходящий" материал. Этот шаблон мышления переносится на практику обращения с людьми — "выбрать лучших". В качестве ограничения здесь выступают следующие обстоятельства: не всегда есть достаточно большое множество претендентов, чтобы среди них случайно вдруг оказались такие, которые "вполне пригодны"; кроме систем профессионального образования, учреждений по подготовке и переподготовке кадров нет никакого таинственного фактора, который бы почему-то обеспечил появление профессиональной пригодности людей. "Природа", образно говоря, "не знает", какие профессии, с какими требованиями к человеку появятся завтра в условиях бурного научно-технического прогресса современности, и соответствующего "склада" у нее нет. Наконец, государственный и гуманный подход к человеку как высшей ценности требует подумать об оптимальном трудоустройстве и тех, которые оказались "отсеянными" в ходе профотбора на определенный вид труда или профессионального обучения.
В связи со сказанным профотбор не может быть не только единственным, но даже основным средством приведения в соответствие множества людей, с одной стороны, и множества трудовых постов в обществе — с другой. Трудности с поиском претендентов на те или иные трудовые посты могут быть стимулом для организаторов производства в деле улучшения условий труда, создания новых более привлекательных профессий ("мастер по эстетике" вместо "уборщица" и т.п.). Профотбор в определенных случаях неизбежен и необходим, но всегда при этом полезно помнить, что он является выходом из положения, обусловленного нашим неумением гарантировать человеку нормальное состояние физического и психического здоровья, обучить, воспитать его, дать ему необходимые внутренние и внешние средства труда.
Существует еще факт так называемого "естественного профессионального отбора", состоящий в том, что человек, будучи "не на своем месте" и испытывая в связи с этим неприятные переживания (они могут быть результирующим эффектом несоответствия его трудовому посту по самым разным признакам, начиная от несносного характера непосредственного руководителя и кончая вынужденной неудобной рабочей позой), уходит, увольняется с одного места работы в поисках более подходящего. Такого рода факты ведут, с одной стороны, к тому, что часть людей "находит себя" в той или иной работе, а с другой — общество сталкивается с явлениями повышенной текучести кадров, их нестабильностью, неоправданными миграциями и т.п.
"Золотое правило" психологии труда в том и состоит, что мы, желая повысить производительность, эффективность, качество работы человека, не можем произвольно делать все, что хотим, с системой "человек — предмет труда — средство труда — среда", не считаясь с фактом взаимосоответствия человека и трудового поста. А именно, если мы теми или иными мероприятиями нарушаем здесь традиционно сложившееся соответствие (вводя, например, новые требования к человеку, поручая ему новые функции, усложняя, изменяя, заменяя предмет, средства, предметные или социальные условия труда), необходимо компенсировать неизбежно создающееся рассогласование в каждом случае "контрмероприятиями", комплекс которых нужно специально изыскивать, быть может, в прикладном исследовании. Частным выражением указанного правила является положение о том, что если распределение, перераспределение функций в эргатической системе и между такими системами мы осуществляем произвольно, без учета обсуждаемого здесь феномена "соответствия — несоответствия", то это закономерно приводит к определенным, часто непредусмотренным последствиями (ошибкам, авариям, "отсеву", "текучести" кадров, неблагоприятным функциональным состояниям работников с последующими отклонениями в состоянии их здоровья, а вместе с этого рода явлениями — также к непредвиденным, стихийным изменениям "облика" профессий — их слиянию, разделению, отмиранию одних и появлению других).
Правда, опыт уже породил многие формы указанных выше "контрмероприятий" — при введении новой техники обычно проводятся инструктажи, переобучение, доучивание, повышение квалификации кадров; если низок уровень руководства трудовым коллективом и неблагоприятны личные качества руководителя, его могут сменить и тем создать более хорошие социальные условия труда. Если молодежь перестает стремиться в сферу материального производства, зная, что там «не сладко», стараются поднять уровень культуры материального производства, делая его более привлекательным, активнее ведут пропаганду рабочих профессий. Тем не менее, здесь еще предстоит много работы по упорядочению фактов и выделению существенных закономерностей, опираясь на которые можно было бы оптимизировать эргатические системы (причем и на уровне их проектирования, а не только доводки или перестройки).
Основные встречающиеся в практике тенденции установления взаимосоответствия человека и работы отражены в табл. 1.2.
Двенадцать вариантов таких тенденций, представляющих собой своего рода "выходы из положения" — исходы из ситуаций большего или меньшего взаимного несоответствия человека объективным требованиям настоящей или будущей работы, профессии, распределены в этой таблице в зависимости от того, какими возможностями проявления самостоятельной активности располагает человек как субъект трудовой деятельности. Оптимальными исходами следует считать обозначенные цифрами 5, 6, 7, 8; допустимыми при достаточно хорошем уровне развития человека как субъекта — 1, 2, 3, 4; малоэффективными и нежелательными — 9, 10, 11, 12 (ибо они порождают в конечном счете явления стихийного "естественного" профессионального отбора). Исходы, распределенные по горизонтальным графам таблицы, могут объединяться в комплексы, взаимодополняя один другого.
Во всех случаях одним из исходов может быть (в близкой или далекой перспективе) изменение множества трудовых постов, профессий, в фактическом содержании труда соответствующих работников (при сохранении даже старого названия профессии). Так, если от какого-то вида работ систематически происходит "отток" кадров (при малейшей возможности люди в порядке "естественного отбора" стремятся уволиться с этой работы или часто заболевают и пр.), то это рано или поздно вынуждает организаторов производства что-то предпринимать в смысле изменения характера и условий труда — фактически появляются новые профессии, в большей степени согласующиеся с указанным выше "золотым правилом". Человек с творческим складом ума, выбравший, казалось бы, случайно и неудачно работу очень однообразную, рутинную, стереотипную, придумывает существенные нововведения, приспособления; в результате радикально меняет содержание труда и фактически создает новую профессию (вместо того чтобы вручную раскалывать орехи, придумывает эффективное техническое устройство для той же цели и т. п.).
Таблица 1.2.
Разновидности особенностей человека и эмпирических феноменов объективных требований труда, работы, установления взаимосоответствия профессии | ||||
Уровни самостоятельности человека -как потенциального или актуального субъекта труда | Распределение возможных исходов человека и требований из ситуации деятельности большего или меньшего несоответствия профессии, работы, трудового поста | направленное формирование возможностей Формирование профессионально ценных качеств человека Ф | потребных Конструирование, создание все более совершенных объективных факторов труда К | |
выбор и согласование имеющихся возможностей. Отбор людей для имеющихся трудовых постов, профессий, работ | Подбор имеющихся работ, трудовых постов, профессий для определенных людей П | |||
Самостоятельная активность человека, не располагающего помощью специалиста-человековеда | 1. "Естественный" профессиональный отбор ("отсев" кадров, их миграции в поисках удовлетворяющих вариантов) | 2. Самостоятельное профессиональное самоопределение (на этапе выбора профессии или в ходе профессионального становления) | 3. Профессиональное самообразование, самовоспитание, освоение новых внутренних средств труда, "профессионального роста" | 4. Самостоятельное улучшение, рационализация, построение все более совершенных социальных и предметных (технических) условий и средств труда |
Самостоятельная активность человека в условиях его оптимального научного обслуживания | 5. Профотбор на научной гуманистической основе (с рекомендациями по трудоустройству всех претендентов) | 6. Профконсуль-тация по выбору профессии, адаптации к ней и по рациональной расстановке кадров | 7. Специальное (профессиональное) образование, трудовое воспитание, обучение. Социально-трудовая реабилитация инвалидов. Психотренинг. Прикладная физкультура | 8. Специальное проектирование и внедрение все более совершенных социальных и технических — "эргономичных", эффективных — условий и внешних средств |
Деятельность человека в условиях, когда он рассматривается как некомпетентный и пассивный объект "научного" управления | 9. Профотбор, ограниченный функцией "отсекания" непригодных для учебы или работы претендентов | 10. Работа по проф-консультации, профадаптации, расстановке кадров с позиций "жесткого" управления человеческим фактором | 11. Формирование подготовленности и профессионально ценных качеств с позиций "жесткого" управления этим процессом труда | 12. Совершенствование, проектирование, внедрение внешних технических средств труда с позиций "вытеснения" человека из эргатических систем |
Факт "соответствия — несоответствия" человека требованиям трудового поста имеет сложную структуру. Наиболее очевидны признаки физической тяжести работы, временных и пространственных ее ограничений, а также производные от них (требования к скорости действий, к перенесению скоростных перегрузок, недостаток движений, невесомость). Так, если приходится поднимать, опускать, передвигать очень тяжелые предметы, с трудом дотягиваться до рычагов управления или прилагать к ним большие усилия, принимать решения и действовать очень быстро, укладываясь в доли секунды, то феномены "соответствия — несоответствия" человека и работы замечаются сравнительно легко как самим работником, так и окружающими.
Менее очевидны, но не менее "коварны" по последствиям факты, относящиеся к процессам познавательной деятельности. Если, например, человеку практического склада ума приходится решать теоретические задачи, да еще находиться среди теоретиков, а человеку с недостаточно развитым "социальным интеллектом" (способностью разбираться в людях, их состояниях и взаимоотношениях) приходится решать задачи по оптимизации отношений в коллективе, если, например, шкалы приборов, показания которых надо быстро и ответственно считывать, мелки, плохо различимы, слишком удалены от глаз работника, вынужденного находиться на определенном месте, то возникающие при этом трудности могут рассматриваться и самим работником, и окружающими как нечто вполне естественное ("труд труден") и не стимулировать к оптимизации эргатической системы. В то же время объективная цена этих, казалось бы, само собой разумеющихся трудностей может быть очень высокой (низкая эффективность большой производственной системы, аварии, травмы, "развал" коллектива, сообщества и пр.).
Еще менее очевидны факты "соответствия — несоответствия" работы и работника в связи с характеристиками личностных качеств человека — его идеалами, убеждениями, потребностями, характером, хотя именно эти психические регуляторы наиболее существенным образом определяют "крутые повороты" человека на профессиональном жизненном пути. От плохой досягаемости кнопки на пульте или "тугой" рукоятки никто менять профессию не станет, а вот от разочарования в трудовом коллективе, от рассогласования тех или иных твердых взглядов (убеждений), моральных, понятий, представлений — да.
Наиболее общими признаками соответствия человека работе являются:
а) ее успешность,
б) удовлетворенность человека избранным трудовым путем,
в) преобладание благоприятных функциональных состояний человека в ходе трудовой деятельности (таких, как хорошая внутренняя мобилизованность, бодрость, хорошее самочувствие, положительные эмоциональные переживания от контактов с предметной и социальной средой).
Основные компоненты пригодности человека к работе:
1. Гражданские качества — идейный, моральный облик человека как члена общества. В профессиях, связанных с руководством людьми, обучением и воспитанием их, оказанием медицинской помощи, торговым обслуживанием, правоохраной и т.д., человек оказывается непригодным, если названная группа качеств не развита у него нужным образом.
2. Отношение к труду, профессии, интересы и склонности к данной области деятельности. Если, например, профессия требует ответственной работы в одиночку, без частого внешнего контроля за исполнителем (объездчики, осмотрщики, контролеры), то такая черта характера, как добросовестность (отношение к труду), выступает в роли особенно важного звена профпригодности. Еще: отсутствие интереса к биологии, физиологии животных — важное препятствие для успеха работы в качестве оператора индустриализированного животноводческого комплекса и т.п.
3. Дееспособность (общая). Она образуется качествами, важными во многих и разных видах деятельности: состоянием физического и психического здоровья, так называемыми общими способностями, в основе которых лежат активность и саморегуляция человека как субъекта деятельности. Частным выражением общих способностей являются, например, склонность к постоянной занятости, положительные качества ума, развитый самоконтроль, инициативность, "творческость" — непредвзятый подход к решению возникающих на трудовом посту задач.
4. Единичные, частные, специальные способности. Это стойкие личные качества человека, которые важны для данной работы, профессии или узкого их круга (например, "цепкая" память на эталоны вкусовых качеств для кулинара, товароведа, контролера пищевых продуктов; устойчивость к действию монотонных раздражителей для машиниста локомотива; тонкий звуковысотный и тембровый слух для настройщика пианино и роялей, приемщика продукции на фабрике музыкальных инструментов и др.).
5. Навыки, выучка, знания, опыт. Эта составляющая профессиональной пригодности обычно с большей или меньшей полнотой бывает представлена в специальных документах — профессионально-квалификационных характеристиках, составляемых в разных ведомствах и ориентировочно задающих, "что должен знать" и "что должен уметь" тот или иной специалист.
Упражнение
Обратитесь к тексту упражнения в конце §1.5 и рассмотрите приведенные там факты с точки зрения "золотого правила" психологии труда:
1) в чем состоит возникшее несоответствие человека и трудового поста?
2) к чему это несоответствие в данном случае приводит?
Вопросы и темы для размышления и разработки
1. Человека подбирать к "месту" или "место" к человеку?
2. Самоопределение субъекта или "указующий перст" извне?
3. Если профотбор, то откуда возьмутся нужные люди?
Тема 1. Теория и практика формирования субъекта труда.
Тема 2. Теория и практика формирования внешних условий и средств труда сообразно особенностям трудящегося человека.
Тема 3. Пути противостояния отношению организаторов производства к трудящемуся как к "инженерному сооружению".
ББК 88.4я73 К49
К49
Рецензенты: академик РАО, профессор А.А.Бодалев и профессор И.И. Ильясов
Главный редактор издательства Н.Д. Эриашвили
Климов Е.А.
Введение в психологию труда: Учебник для вузов. — М.:
Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998. — 350 с. ISBN 5-85178-060-6.
В учебнике труд рассматривается в широком смысле слова: как создание не только материальных, но и духовных ценностей, как производство научной, художественной информации, а также как упорядочение социальных процессов.
Особое внимание обращается на своеобразие психологического содержания труда в разнотипных профессиях. Обсуждаются вопросы установления оптимального соответствия требований профессии и личных качеств человека.
Для студентов и преподавателей вузов, психологов, руководителей и служб управления персоналом предприятий, а также для широкого круга читателей, интересующихся психологией.
ББК 88.4я73
© Е.А. Климов, 1998 С ЮНИТИ, 1998
Часть 1. О предметной области и задачах психологии труда
... нахожусь в том противном состоянии, которое принято называть отдыхом от усиленных занятий и посвящать разным накопившимся отложенным мелочам... Итак, я отдыхаю, а вернее — скучаю и потому о времени труда говорю, как о милом прошлом.
М.А. Врубель (письмо к АА. Врубель от апреля 1863 г.)
Естественные и технические науки, оснащенные специально разработанными для них математическими средствами, давно используются людьми и для создания материальных условий существования, искусственной среды обитания и даже для широкомасштабного уничтожения людьми друг друга. Вполне понятно, что у человека, живущего в современной культуре, эти науки уже в порядке не обязательно сознаваемой "презумпции" вызывают заслуженное почтение, уважение с разными их оттенками (от восхищения до страха) и отношение как к образцам проявлений разума. Исходя из такой позиции, казалось бы, надо строить научную психологию труда по образу и подобию указанных наук, а историю психологии понимать как приближение к их историческому пути или как его запаздывающее повторение. Кстати, есть примеры соответствующих подходов к рассматриваемому делу, с чем мы отчасти, столкнемся, несколько ниже. Но все же идея построения психологических наук и, в частности психологии труда по названным уважаемым и достойным в своем роде (в рамках их корректного приложения) образцам ведет в пределе к абсурду. Почему?
Дело в том, что, во-первых, и категориальный строй (множество понятий), и системы, методов указанных наук нечувствительны как раз к той реальности, которая существенна для психологии. Более того, по-житейски различимые и свойственные человеку как субъекту особенности, качества понимаются в естественных и технических науках скорее как помехи или источники затруднений, от которых важно избавляться (повышать, скажем, надежность производственных систем за счет вытеснения из них человека, который ошибается, утомляется, отвлекается; совершенствовать методы познания, очищая их от субъективности, т.е. опять-таки от чего-то присущего человеку, и т.п.). Во-вторых, явления природы и техники относительно стабильны, если иметь в виду масштабы, времени человеческой жизни (серная кислота и в прошлом веке, и в будущем будет взаимодействовать со щелочью по давно известной формуле, и это будет происходить и в пробирке, и в заводском резервуаре); человек же со всей системой его