ЗАНЯТИЕ 5. «Использование коммуникативных способностей»

Цель: совершенствование коммуникативных способ­ностей участников.

Часть 1. « Разминка»

3-4 участника разыгрывают роль человека, испыты­вающего радость (выиграл большую сумму денег, полу­чил резкое повышение). Остальные молча невербально должны поздравить его. После анализируется, кто больше всего почувствовал ситуацию.

Часть 2. «В самолете»

Далее группе предлагается разыграть следующую ситуацию: «Вы купили билет на самолет Москва-Хаба­ровск, впереди 7 часов полета. Спать вы не хотите, интересной книги у вас нет, вы обращаете внимание на соседа и пытаетесь завязать с ним разговор.

Как вы поступите, если вашим соседом ока­жется молодая девушка, военный, пожилая женщина, читающий книгу и т. п.

Все члены группы попеременно включаются в игру –­ то в роли желающего вступить в контакт, то в роли его попутчика в разных вариантах.

Часть 3. Упражнение «СМЕНА ЛИДЕРСТВА В КОНТАКТЕ»

Участники разбиваются на пары и ведут беседу на общую тему.

3адача более пассивного говора перехватить инициативу в контакте, используя удачный жест, вопрос, подхватить какое-либо слово, и плавно перевести разговор на обсуждение своей темы. Затем повто­ряется то же самое, но теперь цель инициатора разговора - отдать нить разговора партнеру, навести его на высказывание своих мыслей, можно диалогическими вопросами.

Часть 4. Упражнение «ТРОЙКИ»

Участники разбиваются на тройки. Один выходит, а двое договариваются о том, что они хотели бы узнать у третьего, например его любимый стиль одежды и др.

Отсутствующий возвращается, и кто-то из участников начинает разговор, цель которого - узнать нужную информацию, но так, чтобы он не догадался, о чем хоте­ли узнать. Вопросы задает один из договаривавшихся, а второй наблюдает и оценивает ведение беседы, естественность партнера и т. д. Беседовавшие также высказыва­ются о том, где они почувствовали «слабые» места в раз­говоре, что было удачным.

Часть 5. Упражнение «ВЫХОД ИЗ КОНТАКТА»

Психолог предлагает представить ситуацию: «Вы встретили не очень близкого знакомого, который располагает временем и имеет желание пообщаться с вами, а вам некогда».

Участники группы разыгрывают эту ситуацию, пред­лагая несколько вариантов выхода из контакта. После этого следует обсуждение.

Домашнее задание

Каждый участник дома должен написать сочинение «Я в группе тренинга в начале и сейчас», отразив свои представления о целях тренинга в начале работы и на настоящий момент, описать развитие отношений с дру­гими участниками, поделиться новыми для себя мысля­ми, чувствами, переживаниями и т. д.

ЗАНЯТИЕ 6. Итоговое

Цель: проанализировать динамику в развитии ком­муникативных навыков каждого члена тренинга, закре­пить полученные навыки.

Часть 1. Упражнение «ГОРЯЧИИ CTУЛ»

Каждый из участников группы по очереди садится на стул в центре круга. Остальные участники группы обращаются к нему со словами: «Когда ты делаешь, го­воришь или ведешь себя так-то и так-то, то у меня воз­никают вот такие чувства, мне кажется, что это означает то-то и то-то».

Все фразы должны быть корректными. В оценке ис­пользуется информация о человеке, полученная во вре­мя тренинга. Оценивать следует поведение, черты ха­рактера, а не самого человека. Следует избегать определений «правильно», «хорошо», «плохо».

Описанную процедуру проходит каждый участник тренинга. После того как все участники высказались, тот, о ком шла речь, рассказывает о том, что он извлек из этих обсуждений, с чем не может согласиться. Ис­пользуя выдержки из домашнего сочинения, выступаю­щий оценивает свою работу в тренинге, результаты.

Часть 2. Анкетирование

Анкета участника тренинга

1. Тренинговое имя ________________________________________

2. Дата заполнения _________________________________________

3. Что мешало вам в общении с людьми до тренинговых занятий?

_________________________________________________________

_________________________________________________________

4. Какие навыки вы приобрели, пройдя курс тренингов?

_________________________________________________________

_________________________________________________________

_________________________________________________________

5. Самые значимые для вас упражнения, во время ко­торых удалось сделать «прорыв»

_________________________________________________________

_________________________________________________________

6. Понравилось ли вам работать в группе?

_________________________________________________________

7. Ваши основные ошибки в ходе занятий по отноше­нию к себе

__________________________________________________________

__________________________________________________________

по отношению к членам группы

__________________________________________________________

__________________________________________________________

по отношению к психотренеру

__________________________________________________________

__________________________________________________________

8. Что тебе не понравилось на занятиях?

__________________________________________________________

__________________________________________________________

9. Ваши замечания, пожелания психологу (по форме, по содержанию занятий, по его поведению и т. д.)

__________________________________________________________

__________________________________________________________

__________________________________________________________

Ведущий собирает анкеты и переходит к заключительной части всего курса тренингов.

Часть 3. Подведение итогов

Анализируя анкету каждого, используя свои записи в журнале наблюдения, психолог подводит итоги работы каждого члена тренинга: анализирует эффективность, ус­тойчивость приобретенных навыков, ищет причины неудач, анализирует свою работу и психологический климат группы. Если есть такая возможность, раздает каждому участнику тренинга видеокассеты с записью занятий.

Рекомендуемая литература по теме «Работа психоло­га-тренера»:

1. Большаков В. Ю. Психотренинг. Социодинамика, игры, упражнения. СПБ., 1994.

2. Гройсман А. Л. Коллективная Психотерапия. М., 1997.

3. Исуриена Г. Л. и др. Методы и техники групповой психотерапии. М., 1990.

4. Захаров В. П., Хрящев Н. Ю. Социально-психологи­ческий тренинг. Учебное пособие. Л., 1989.

5. Цзен Н. В., Пахомов Ю. В. Психотренинг: игры и упражнения. М., 1988.

АРТТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ

Практически в любом тренинге используют элемен­ты арттерапевтических методик. Что такое арттерапия?

Арттерапия - это лечение изобразительным искус­ством. Арттерапия включает такие направления, как рисуночная терапия, драмтерапия, библиотерапия, музыкоте­рапия, танцетерапия, кинотерапия, куклотерапия. В справочнике будут рассмотрены направления, наиболее часто использующиеся практическими психологами: рисуноч­ная терапия, библиотерапия, кинотерапия, музыкотерапия. Одним из первых заговорил об искусстве как о фор­ме психотерапии Наумберг, опираясь на слова Фрейда о том, что первичные мысли и переживания выражаются в форме образов и символов, а не вербально.

Применяют арттерапевтические методики как само­стоятельные, так и в качестве вспомогательных к дру­гим видам терапии.

Арттерапия работает с продуктами творчества само­го клиента (его рисунки, текстовые работы и т. д.) и с готовыми уже произведениями искусства (картины, скульптуры, книги, продукция киноискусства).

Арттерапия показана, в первую очередь, в случаях тя­желых эмоциональных нарушений, а также в случае труд­ностей в общении, замкнутости, стеснительности клиен­та. Наиболее полно разработана рисуночная терапия.

Рисуночная терапия

Картины оказывают на человека огромное воздей­ствие: они создают настроение и вызывают определен­ные чувства. Живописные полотна служат не только украшением стен, но и помогают расслабиться, абстра­гироваться от рутинных дел.

Одно из самых мощных выразительных средств, ко­торыми пользуется изобразительное искусство, это крас­ки, воплощающие многообразие окружающего нас мира. Чтобы выразить свои чувства, не обязательно что-то го­ворить, можно взять краски или карандаши и выразить свои чувства в рисунке. Если сразу же после того, как человека что-то расстроило, он сядет и начнет рисовать, его отрицательные эмоции уйдут, а он полнее и глубже осознает свои эмоции.

Выбор цветов расскажет о многом: красный цвет предполагает гнев, черный - печаль, а серый - беспо­койство. Специалисты утверждают, что отдельные цве­та вызывают особые душевные состояния, в частности желтый и красно-желтый цвета рождают бодрое, деятельное настроение, мрачные тона вызывают и соответствующие настроения. 3еленый цвет является самым успокаивающим цветом, он поднимает настроение, спо­собствует отдыху при нервной раздражительности, бес­соннице.

(Более подробно о влиянии цветов на психику чело­века можно прочитать в главе «Цветотерапия».)

Итак, рисуя, человек дает выход своим чувствам, жела­ниям, благодаря рисованию он постигает, иногда моде­лирует действительность, легче воспринимает болезнен­ные для него образы и события.

Используя рисуночную терапию в своей работе, прак­тический психолог выбирает темы рисунков так, чтобы предоставить клиенту возможность графически выразить свои чувства и мысли, иногда даже не осознаваемые им.

Обычно темы охватывают:

1. Отношения к самому себе, своей семье («Я в прошлом», «Я такой, какой я есть», «Мой обычный день», «Я дома», «Мой мир», «Ситуации, в которых я чувствую себя неуверенно»; «Я и мои дети», «Моя главная проблема в общении с детьми»).

2. Абстрактные понятия («Одиночество», «Страх», «Лю­бовь», «Три желания», «Остров счастья»).

3. Отношения к группе («Что я котел и что получил от работы в группе», «Что я дал группе»).

На занятиях по рисуночной терапии используют раз­нообразные методики:

– каждый рисует самостоятельно то, что хочет. Обсуж­дая рисунок, сначала о рисунке высказывается вся группа, а потом - автор;

– на одном листе рисуют пара участников, тема рисун­ка задается, вербальные контакты между рисующи­ми исключаются. После обсуждается содержание ри­сунка, отношения друг к другу в процессе рисования;

– вся группа рисует на одном листе бумаги на задан­ную тему. По окончании работы обсуждается вклад каждого в работу и взаимоотношения членов группы в процессе работы;

– дополнительное рисование. Один начинает, другой продолжает рисунок и т. д.

Готовые рисунки можно демонстрировать одновре­менно все, сравнивать их, находить общее и отличия в содержании.

Можно анализировать каждый рисунок отдельно, пе­редавая его из рук в руки, высказываться по очереди о его психологическом содержании.

Обсуждая рисунок, внимание стоит обращать на его содержание, цвет, размеры, повторы из работы в работу. Вначале члены группы рассказывают, что, на их взгляд, хотел изобразить автор, каков его замысел, какие чув­ства вызывает рисунок. 3атем сам автор рассказывает о собственном замысле.

Литература по методике рисуночной терапии:

1. Бурно М. Е. Терапия творческим самовыражением. М., 1989.

2. Кратохвил С. Биографическая, тематическая и инте­ракционная ориентация в групповой психотерапии. Л., 1976.

3. Беляускайте Р. Ф. Рисуночные пробы как средство диагностики развития личности ребенка. М., 1988.

4. Бурковский Г. В. и др. Исследование изобразительно­го творчества в психотерапии. Л., 1982.

Библиотерапия

Библиотерапия - это одна из форм психотерапии, направленная на улучшение состояния клиента, способ­ствующая его духовному росту. Она довольно сильно и длительно воздействует на человека, устраняет послед­ствия депрессии, отрицательные эмоции.

Эта методика может использоваться как в индивиду­альной, так и в групповой работе.

Психолог, в зависимости от цели занятия, подбирает художественное произведение, которое, должно соответствовать следующим требованиям:

1. Оно должно быть высокого художественного уровня.

2. Герои произведения должны быть духовно близки читателю.

3. Ситуации, описанные в книге, должны быть близки переживаниям клиента, должны побуждать к дей­ствиям, борьбе, отыскиванию в себе духовных сил.

4. Нужно избегать сюжетов, в которых успех к герою приходит случайно, утомительных, путаных философ­ских книг, не рекомендуется сентиментальная лите­ратура и литература ужасов.

5. Рекомендуемые писатели: Л. Толстой, И. Тургенев, А. Пушкин, Ф. Достоевский, В. Короленко, А. Чехов, М. Шолохов, М. Горький, В. Шекспир, Р. Киплинг, Ч. Диккенс, В. Гюго, А. Дюма, Э. 3оля, О. Бальзак, ре­лигиозная литература. Не стоит выбирать слишком объемные произведения, а также произведения, изу­чаемые в школе.

6. Особо рекомендуется научно-популярная литература, призванная дать общее представление об областях знания, проблемы в которых испытывает клиент.

7. Самой большой популярностью пользуются мораль­но-бытовые повести, приключенческая литература, ис­торические романы, книги о путешествиях.

8. Хороший лечебный эффект дает серия «Жизнь заме­чательных людей», потому что в ней описаны жиз­ненные трудности и их преодоление выдающимися людьми, а клиент идентифицирует себя с героем.

9. Рекомендуется использовать сатирическую и юмори­стическую литературу, она помогает укрепить уверен­ность в себе, стимулирует положительные эмоции.

10. Нельзя забывать о том, что читатели неодинаково реагируют на литературу. Поэтому возбужденных, не­спокойных следует успокоить, сосредоточить, а людей с подавленным настроением, безразличных - наоборот, заинтересовать, взволновать, активизировать.

Каждый клиент получает индивидуальный план чте­ния. В план включаются примерно 7 книг для чтения в течение 3-4 недель. Планируется 7 собеседований, во время которых проводится коррекция понимания чита­телем содержания книги, акцентируется только самое важное, актуальное для обратившегося.

Книга может даваться клиенту совершенно чистой, без пометок, а можно в тексте выделить места, над которыми клиент должен подумать, уделить им особое внимание. Можно раскрасить текст разноцветными карандашами, например красным - все, что касается чувств, которые испытывают герои; зеленым - те места, где говорится о действиях, которые предпринимают герои, и т. д.

Перед чтением книги дается инструкция: «Прочти­те и отметьте те места, которые произвели на вас особое впечатление, вызвали чувства, мысли, воспоминания. Выделите особо те места, которые явились для вас не­обычными, непонятными».

Ориентировочный план чтения рекомендуемой лите­ратуры может состоять из четырех частей.

В первую часть рекомендуется включать литературу, далекую от сути конфликта, однако помогающую настро­иться на работу, заинтересовать клиента.

Вторая часть плана - основная, чаще всего это 2-3 книги. Конкретные рекомендации трудно пред­ложить, поскольку многое зависит от интеллектуаль­ного уровня клиента, от способностей и изобретательности психолога).

Третья часть плана работы над рекомендуемой ли­тературой должна закрепить полученный эффект.

Четвертая - дополнительная часть плана - поддерж­ка духовной уравновешенности и оптимизма в клиенте.

В ходе библиотерапии клиент ведет читательский дневник, который помогает анализировать динамику личностного роста и может помочь диагностировать улучшения или ухудшения эмоционального состояния клиента.

Книги для чтения не должны быть слишком объем­ными (50-70 страниц), витиеватыми и дидактичными. Если занятия происходят в группе, то это должны быть 5-7 человек с общими литературными вкусами, общим уровнем культуры. Групповое обсуждение дает возмож­ность говорить о своих проблемах в опосредованной форме, проявлять свои эмоции, сравнивая их с эмоция­ми героев и участников занятия, услышать об альтерна­тивных способах переживаний, обсудить альтернативы выхода из сложной ситуации.

Более исчерпывающую информацию о библиотерапии дадут работы:

1. Миллер А. М. Особенности руководства чтением боль­ных в библиотеках лечебно-профилактических учреж­дений. Л., 1975.

2. Рожков В. Е. Руководство по психиатрии. М., 1985.

3. Осипова А. А. Общая психокоррекция. М

Кинотерапия

Это метод терапии, предполагающий просмотр и об­суждение кинофильма с помощью психолога.

Метод еще более эффективный, чем библиотерапия, т. к. фильм содержит не только фабулы, сюжет, но и визуальный ряд, музыкальное сопровождение. Все это действует на состояние человека более интенсивно и раньше, чем прочитанная книга.

Просмотр фильма менее утомителен и более прием­лем для человека, не любящего читать. Кинотерапия требует гораздо меньших затрат по сравнению с библио­терапией: можно выбрать фильм, идущий по телевидению, а можно взять кассету напрокат. Хотя кинотерапия более эффективна как групповая форма работы, ее можно использовать и как индивиду­альную.

Первый этап кинотерапии - подготовительный. Под­готовка к проведению занятия заключается в выборе фильма и в составлении программы проведения заня­тия. Психолог обязательно заранее просматривает фильм и анализирует его, чтобы избежать непредвиденных ре­акций. Фильм должен являться высокохудожественным произведением, должен иметь строгую и четкую темати­ческую линию. Выбирать лучше такой фильм, который по времени не превышает 120 минут.

Следующий этап - просмотр фильма.

Промежуток между просмотром и обсуждением не должен превышать 20 минут.

3аключительный этап кинотерапии - обсуждение фильма. Высказываются все желающие, сообщая о том, что запомнилось из фильма, что вызвало наибольшее впечатление. Хорошо, если у психолога будет помощ­ник, фиксирующий то, что является общим для многих, и то, что является спорным.

Особое внимание при обсуждении фильма уделяется главным героям, анализируются чувства, мысли, реак­ции, которые вызвали у участников тренинга те или иные персонажи. В процессе просмотра фильма человек сли­вается с одним из героев, если ему близко настроение персонажа или ситуация, которая обыгрывается в филь­ме. Иногда анализ поведения и мотивов поступков пер­сонажей помогают клиенту выразить те мысли, которые трудно было передать словами.

3атем психолог обобщает то, что высказали участни­ки группы, без обращения к личностям, дает перечень чувств и проблем, которые вскрыл фильм. После анали­зирует мысли, идеи, которые возникли во время просмот­ра и обсуждения. В конце занятия обычно дается оцен­ка успешности или неуспешности работы группы.

Для кинотерапии подходят фильмы режиссеров: Феллини, Антониони, Куросавы, Хичкока, Тарковского, Чухрая, Михалкова, Рязанова…

Более подробно о концепции кинотерапии можно прочитать в работах А. Менегетти:

1. Менегетти А. Словарь образов. Л., 1991.

2. Менегетти А. Кинотерапия. Пермь, 1993.

Музыкотерапия

Музыкотерапия - метод использования музыки для лечения расстройств нервной системы. Рядом исследо­ваний было доказано, что музыка оказывает воздействие на различные системы человеческого организма. Наблю­дается это благодаря тому, что процессы, происходящие в двигательной и вегетативной системе человека, протекают ритмично, а музыка как ритмичный раздражитель может их стимулировать. Наиболее сильное влияние на человека оказывает орган.

Композиторы, произведения, которых особо реко­мендуются для музыкотерапии: К. Глюк, Ж. Массне, Я. Сибелиус, Р. Шуман, С. Рахманинов, А. Дворжак, Д. Шостакович, П. Чайковский, Л. Бетховен, Ф. Лист, Ф. Шопен.

На одном занятии лучше прослушивать не более 3-х произведений или музыкальных отрывков. Первое про­изведение должно вводить в занятие, формировать опре­деленную атмосферу. Это должно быть спокойное произведение, расслабляющее.

Второе произведение несет основную нагрузку, оно должно быть динамичным напряженным, стимулирующим эмоции, ассоциации. Третье произведёние дол­жно снять напряжение или зарядить оптимизмом и энергией. Время звучания каждого произведения не более 10 минут.

Успокаивающие мелодии

Музыкальное произведение И.С. Бах Прелюдия № 1 И.С. Бах Прелюдия № 8 Время звучания
2 мин 4 мин   30 с
И.С. Бах Хор   3 мин 30 с
Ф. Шопен Прелюдия № 4 2 мин 5 с
Ф. Шопен Прелюдия № 13 4 мин 35 с
Ф. Шопен Прелюдия № 15 1 мин 10 с

Мобилизующие мелодии

К. Глюк «Мелодия» 4 мин 5 с

Ф. Шопен Прелюдия № 17 3 мин 45 с

М. Таривердиев «Мгновение» 1 мин 10 с

Ж. Бизе - Р. Щедрин

Тема «Теодор» 45 с

После прослушивания происходит обсуждение возник­ших у каждого воспоминаний, фантазий, ассоциаций. Мож­но стимулировать активность слушателей дополнительны­ми заданиями: например, соотнести свое эмоциональное состояние с каком-либо музыкальным отрывком, подобрать музыкальный портрет одного из членов группы и т. д.

Очень хороший эффект дает сочетание музыкотера­пии с ароматерапией.

Подробнее с различными аспектами музыкотерапии можно познакомиться:

1. Брусиловский Л. С. Музыкотерапия: Руководство по психотерапии. Ташкент, 1979.

2. Брусиловский Л. С., Цынман А. Об одном варианте сочетания аутогенной тренировки с музыкой. Алма-­Ата, 1974.

3. 3авьялов В. Ю. Музыкальная релаксационная тера­пия: Практическое руководство. Новосибирск, 1995.

Существует еще несколько методов арттерапии, но использовать их в работе практическому психологу до­вольно затруднительно, если он не имеет музыкального образования, хореографических навыков и т. п.

АРОМАТЕРАПИЯ

Люди непрерывно сталкиваются с миром запахов. Ароматы в нашей жизни играют значительную роль. Современные люди воспринимают запахи как вещества, которые при попадании в нос раздражают нервные окон­чания и передают информацию в головной мозг. Древ­ние считали ароматы тончайшим проявлением стихии Земли.

История ароматерапии начинается с глубокой древ­ности. Древние греки, египтяне использовали ароматы в течение всей жизни для того, чтобы сохранить свое здо­ровье, красоту и молодость. Ароматы являлись неотъемлемой частью их искусства любви, сопровождали рели­гиозные празднования.

В Древнем Китае, Индии перегонка паров растений была поставлена на высокий уровень. Секреты выработ­ки и эфирных масел сохраняли и передавали от родите­лей к детям.

Сейчас ароматерапия - одна из популярных, разви­вающихся областей психотерапии. Ароматерапия - наука и искусство влияния ароматов на психологичес­кое и физическое состояние человека. Специалистами в области ароматерапии разработаны принципы воз­действия определенных эфирных масел на человека. Правильно применяя и грамотно составляя композиции из эфирных масел, можно достичь самых неверо­ятных результатов.

Ароматерапию чаще всего используют на групповых занятиях. Применяют ее как способ предотвращения переутомления, раздражительности, депрессий. Арома­ты повышают устойчивость к неблагоприятным факто­рам, помогают саморегуляции, саморазвитию личности. Чтобы собрать группу для проведения ароматерапии, необходимо подобрать людей с учетом их личной сов­местимости и совместимости их восприятий ароматов.

При всей благоприятности ароматерапии, есть очень важ­ные моменты, о которых психолог не должен забывать: знать о наличии аллергии у клиента, беременности, эпи­лепсии. В этих случаях от посещения занятий аромате­рапией следует отказаться. А при болезни почек проти­вопоказаны ароматы ели, можжевельника, пихты.

Способы распространения эфирных масел различные: ингаляции, ванны, компрессы, растирания, массаж, точеч­ный массаж. При проведении групповых занятий наи­более удобны способы ингаляции, точечный массаж.

При ингаляции ароматы попадают на определенные точки носа, массируют их, вызывая импульсы, передаю­щиеся в зоны головного мозга, которые отвечают за тот или иной орган, систему органов. Ароматы также ока­зывают прямое воздействие на органы дыхания, устра­няя застойные и воспалительные реакции. Ингаляции делятся на холодные (на ткань или камень из мелкопо­ристой глины), горячие (в горячую воду капают масла, вдыхают их, накрывая голову полотенцем), аромакури­тельницы (в верхнюю часть емкости наливается вода и несколько капель эфирного масла, после внизу зажига­ется свеча; 3-5 капель на 15 м2).

На групповых занятиях также можно применять то­чечный массаж. Для этого эфирное масло смешивают с маслом для массажа и наносят на рефлексогенные точки.

Психолог фиксирует ощущения каждого клиента, помечая ухудшение состояния, неприятные ассоциации.

Наши рекомендации