Социально-психологический тренинг

Практический психолог - это человек, обладающий теоретическими знаниями в области психологии и прак­тически работающий с жизненными и личностными проблемами клиента. Для этого помимо консультаций психолог использует активные методы обучения, игры. К традиционным методам обученияотносят лекции, беседы, семинары, а к активным методам обучения- социально-психологические тренинги, ролевые и дело­вые игры. Традиционная форма обучения дает знания, а активные методы обучения помогают приобрести на­выки.

Активные методы обучения применяет в своей прак­тике психолог-тренер. Он совмещает в себе преподавателя, организатора, экспериментатора, консультанта. Основная форма работы психолога-тренера - групповые

социально-психологические тренинги.

В теорию и практику тренинговых групп внесли свой вклад практически все направления психологии ХХ века, но создание стройной теории тренинговых групп связы­вают с именем К. Левина. Он считал группу самым

эффективным методом обучения, коррекции и терапии.

Группа - это реальный мир в миниатюре, в группе, как и в жизни, существуют проблемы межличностных отношений, проблемы принятия решений, выбора линии поведения и т. д.

Основные задачи тренинговых групп:

· самопонимание;

· саморегуляция;

· понимание других людей в ситуации общения;

· коррекция неадекватных и приобретение новых, адекватных, навыков общения.

Исходя из этих целей, выделяют следующие виды социально-психологических тренингов: тренинг самопоз­нания и личностного роста, тренинг развития коммуни­кативных навыков.

Следует назвать принципы организации тренинговых групп.

Первый – принцип добровольности. Все участники должны самостоятельно принимать решение об участии в тренинге в общем и в каждом упражнении в отдель­ности. Принуждение в данном вопросе не даст никаких результатов, ибо личностные изменения возможны только благодаря внутренней заинтересованности человека.

Второй принцип – принцип диалогизации взаимо­отношений, т. е. полноценное межличностное общение между участниками группы должно быть основано на взаимном уважении участников, на их полном доверии

друг другу.

Третий принцип – принцип самодиагностики. Со­стоит он в том, что в первую очередь клиент должен сам осознать и сформулировать свою личностную проблему, иными словами, самораскрыться.

Четвертый принцип – принцип информированно­сти. Он предполагает, что каждый клиент имеет право знать все, что с ним может произойти на занятиях.

Наиболее оптимальным возрастом для участия в тренинговой группе является возраст от 16 до 40 лет.

Бывают закрытые и открытые группы. Более про­дуктивно работают закрытые группы (т. е. группы с по­стоянным составом). Для тех, кто только начинает ра­ботать психотренером, лучше выбрать малую группу (10­ – 12 человек). После приобретения опыта количество уча­стников можно увеличить до 30 человек.

Продолжительность занятий должна быть опреде­лена в самом начале работы группы. Наибольший эф­фект достигается на тренингах продолжительностью 40-60 минут.

В помещении для тренинга должна быть возможность свободного перемещения, расположения участников по кругу.

Работа психотренера заключается в организации, ме­тодическом обеспечении и проведении тренинга.

Первый этап его работы – подготовка к тренингу. 3аключается она в беседе, анкетировании предполагае­мых участников тренинга, изучении их документов, ха­рактеристик. Психолог также выясняет проблемы и пожелания будущих участников тренинга. На основе пред­варительного изучения составляется список группы (не рекомендуется вносить в него людей с явными физичес­кими дефектами, людей с низким интеллектом, близких родственников, лиц, испытывающих неприязнь друг к другу), разрабатывается программа, определяются темы, а также время и место занятий, подбираются аудио- и видеозаписи, готовится раздаточный материал.

Второй этап – проведение тренинга. Методика про­ведения занятий может быть различная, но обязательно любой социально-психологический тренинг должен включать в себя ролевую игру и групповую дискуссию.

Ниже будут даны методические разработки занятий тренинга самораскрытия и тренинга коммуникативных навыков и умений. Данные методические разработки можно использовать в том виде, как они представлены, а можно переработать, исходя из конкретных целей, со­става группы и т. д.

Третий этап – подведение итогов. Первичное под­ведение итогов происходит в конце каждого занятия.

Заключается оно в оценке самими участниками своих достижений и ощущений, в оценке ведущим динамики личностного роста каждого участника тренинга. После каждого занятия психолог вносит в журнал свои наблю­дения, регистрирует в нем процессы, происходящие в группе, эмоциональное состояние членов группы, запи­сывает темы, затронутые на занятии, оценивает вклад каждого в обсуждение проблем.

Подведение итогов вторичное происходит после за­вершения цикла занятий. Психолог на основе своих на­блюдений, анкет, тестов, просмотра и анализа видеозапи­сей тренинга анализирует результаты работы каждого члена тренинговой группы.

Предлагаем вашему вниманию методические разра­ботки циклов занятий по самораскрытию и личностно­му росту и разработку тренинга коммуникативных на­выков. Основу этих методических разработок составляют источники следующих авторов:

1. Прутченков А. С. Тренинг личностного роста. М., 1995.

2. Цзен Н. В., Пахомов Ю. В. Психотренинг: игры и упражнения. М., 1988.

3. Oбозов Н. Н. Социально-психологический тренинг. CIIб., 2000.

Наши рекомендации