Социально-психологический тренинг
Практический психолог - это человек, обладающий теоретическими знаниями в области психологии и практически работающий с жизненными и личностными проблемами клиента. Для этого помимо консультаций психолог использует активные методы обучения, игры. К традиционным методам обученияотносят лекции, беседы, семинары, а к активным методам обучения- социально-психологические тренинги, ролевые и деловые игры. Традиционная форма обучения дает знания, а активные методы обучения помогают приобрести навыки.
Активные методы обучения применяет в своей практике психолог-тренер. Он совмещает в себе преподавателя, организатора, экспериментатора, консультанта. Основная форма работы психолога-тренера - групповые
социально-психологические тренинги.
В теорию и практику тренинговых групп внесли свой вклад практически все направления психологии ХХ века, но создание стройной теории тренинговых групп связывают с именем К. Левина. Он считал группу самым
эффективным методом обучения, коррекции и терапии.
Группа - это реальный мир в миниатюре, в группе, как и в жизни, существуют проблемы межличностных отношений, проблемы принятия решений, выбора линии поведения и т. д.
Основные задачи тренинговых групп:
· самопонимание;
· саморегуляция;
· понимание других людей в ситуации общения;
· коррекция неадекватных и приобретение новых, адекватных, навыков общения.
Исходя из этих целей, выделяют следующие виды социально-психологических тренингов: тренинг самопознания и личностного роста, тренинг развития коммуникативных навыков.
Следует назвать принципы организации тренинговых групп.
Первый – принцип добровольности. Все участники должны самостоятельно принимать решение об участии в тренинге в общем и в каждом упражнении в отдельности. Принуждение в данном вопросе не даст никаких результатов, ибо личностные изменения возможны только благодаря внутренней заинтересованности человека.
Второй принцип – принцип диалогизации взаимоотношений, т. е. полноценное межличностное общение между участниками группы должно быть основано на взаимном уважении участников, на их полном доверии
друг другу.
Третий принцип – принцип самодиагностики. Состоит он в том, что в первую очередь клиент должен сам осознать и сформулировать свою личностную проблему, иными словами, самораскрыться.
Четвертый принцип – принцип информированности. Он предполагает, что каждый клиент имеет право знать все, что с ним может произойти на занятиях.
Наиболее оптимальным возрастом для участия в тренинговой группе является возраст от 16 до 40 лет.
Бывают закрытые и открытые группы. Более продуктивно работают закрытые группы (т. е. группы с постоянным составом). Для тех, кто только начинает работать психотренером, лучше выбрать малую группу (10 – 12 человек). После приобретения опыта количество участников можно увеличить до 30 человек.
Продолжительность занятий должна быть определена в самом начале работы группы. Наибольший эффект достигается на тренингах продолжительностью 40-60 минут.
В помещении для тренинга должна быть возможность свободного перемещения, расположения участников по кругу.
Работа психотренера заключается в организации, методическом обеспечении и проведении тренинга.
Первый этап его работы – подготовка к тренингу. 3аключается она в беседе, анкетировании предполагаемых участников тренинга, изучении их документов, характеристик. Психолог также выясняет проблемы и пожелания будущих участников тренинга. На основе предварительного изучения составляется список группы (не рекомендуется вносить в него людей с явными физическими дефектами, людей с низким интеллектом, близких родственников, лиц, испытывающих неприязнь друг к другу), разрабатывается программа, определяются темы, а также время и место занятий, подбираются аудио- и видеозаписи, готовится раздаточный материал.
Второй этап – проведение тренинга. Методика проведения занятий может быть различная, но обязательно любой социально-психологический тренинг должен включать в себя ролевую игру и групповую дискуссию.
Ниже будут даны методические разработки занятий тренинга самораскрытия и тренинга коммуникативных навыков и умений. Данные методические разработки можно использовать в том виде, как они представлены, а можно переработать, исходя из конкретных целей, состава группы и т. д.
Третий этап – подведение итогов. Первичное подведение итогов происходит в конце каждого занятия.
Заключается оно в оценке самими участниками своих достижений и ощущений, в оценке ведущим динамики личностного роста каждого участника тренинга. После каждого занятия психолог вносит в журнал свои наблюдения, регистрирует в нем процессы, происходящие в группе, эмоциональное состояние членов группы, записывает темы, затронутые на занятии, оценивает вклад каждого в обсуждение проблем.
Подведение итогов вторичное происходит после завершения цикла занятий. Психолог на основе своих наблюдений, анкет, тестов, просмотра и анализа видеозаписей тренинга анализирует результаты работы каждого члена тренинговой группы.
Предлагаем вашему вниманию методические разработки циклов занятий по самораскрытию и личностному росту и разработку тренинга коммуникативных навыков. Основу этих методических разработок составляют источники следующих авторов:
1. Прутченков А. С. Тренинг личностного роста. М., 1995.
2. Цзен Н. В., Пахомов Ю. В. Психотренинг: игры и упражнения. М., 1988.
3. Oбозов Н. Н. Социально-психологический тренинг. CIIб., 2000.