Психодинамическое направление

Для этого подхода характерно внимание к прошлому каждого члена семьи, к прошлым психологическим проблемам, проекциям, проявившимся на разных эта­пах существования семьи. Большое значение в психо­динамическом направлении придается осознанию того, что нерешенные в прошлом семейные проблемы влия­ют на теперешние отношения в семье и поведение вне семьи каждого члена семейного коллектива.

Представители психодинамического направления ут­верждают, что члены семьи часто из-за груза прошлого не могут действовать независимо друг от друга, что, соб­ственно, и приводит к внутрисемейным проблемам. Роль психолога здесь подобна позиции тренера, который учит членов семьи налаживать внутрисемейное общение.

Системное направление

В семейном консультировании

Работа психолога в рамках системного направления направлена прежде всего на преодоление неадекватной близости, нечеткости границ между членами семьи. Те­оретики этого направления (Дж. Хейли, К. Маданес, П. Вацдавик, Л. Хоффман и др.) утверждают, что семей­ные проблемы возникают из-за непродуктивной орга­низации семьи, а не из-за ее истории. Прошлое не явля­ется предметом рассмотрения системной семейной те­рапии, она исследует структуру семьи – альянсов и коалиций членов семьи.

Техники коррекции семейных проблем

Сейчас все возрастает количество техник и процедур, используемых в работе практического психолога. Наи­более традиционная и распространенная форма семей­ного консультирования – беседа.

В этой главе мы предлагаем альтернативные формы проведения семейного консультирования. Многие из них становятся возможными благодаря применению новей­ших технологических средств, таких как видеомагнито­фон, одностороннее зеркало, телефон, компьютер, сред­ства быстрой транспортировки. Другие создаются с по­мощью введения в семейную систему новых членов (как это, например, происходит в котерапии), образования груп­пы из супружеских пар, группы из множества семей, суррогатной семейной группы (когда в работе с пробле­мами семьи принимают участие родственники, друзья, сослуживцы членов семьи).

Само применение психологом альтернативных форм семейного консультирования предоставляет возможность творческого подхода в оказании психологической помо­щи клиенту.

Котерапия

Котерапия – это одновременное участие в работе с клиентами двух или более психологов. Использование данной техники поможет значительно увеличить эффективность консультирования, потому что взгляд на ситу­ацию в семье двух профессионалов более объективный. К преимуществам котерапии относится также то, что психологи помогают друг другу, обращая внимание на разные аспекты взаимоотношений в семье. Когда один «застревает», у другого, вероятно, может появиться хо­рошая идея. Каждый из консультантов может предло­жить совершенно новые пути выхода клиентов из труд­ной ситуации.

При использовании данной техники психологи мо­гут обсуждать между собой ситуацию в данной семье, давая возможность клиентам побыть в роли наблюда­телей, а также узнать, какое впечатление они произво­дят на других. Таким образом, используя технику коте­рапии, психологи взаимодополняют друг друга, что чрез­вычайно важно для достижения результата.

В процессе котерапии особенно актуально примене­ние парадоксальных техник. В то время как один пси­холог работает с семьей, способствуя изменениям в се­мейной системе, другой говорит о том, что время для изменений еще не наступило. В дополнение к этому консультанты могут помочь позитивным изменениям в семье, зеркально отражая внутрисемейные образцы поведения. Приведенный ниже пример применения этого подхода взят из работы Ханнум (1980).

Джон и Сью – супруги с десятилетним стажем, обратились с проблемой постоянных ссор и неудов­летворенности браком со стороны Сью. Им обоим было немного за тридцать, у них двое детей – семи­летний сын и четырехлетняя дочь. Джон – доволь­но преуспевающий адвокат, работающий в местной адвокатской компании. Выйдя замуж, Сью прерва­ла свое образование, но затем вернулась в местный университет для завершения работы над диссерта­цией.

Во время описываемой консультации супруги спо­рят о разделении обязанностей по воспитанию де­тей. Оба недовольны друг другом.

Вначале подход двух консультантов заключался в том, чтобы создать зеркальное отражение настрое­ния супругов. Они начали со следующей ролевой игры.

Консультант 1: Послушай, Джон, у меня и так много дел, о которых я должна заботиться. Тебе при­дется пересмотреть твое расписание так, чтобы ты смог пойти в следующий вторник на открытое занятие сына. Ты ведь знаешь, что на этот раз профессор Джонс будет обсуждать именно его случай.

Консультант 2: Я не смогу. В шесть часов я встре­чаюсь с Джимом по поводу дела Смита. Прости, Сью, но в этот раз я не смогу тебе помочь.

К 1: Но разве так не происходит каждый раз? Твоя работа всегда важнее моей.

К 2: Ну, моя работа позволяет обеспечить семью.

К 1: Я знала, что ты мне так ответишь. Ты всегда так отвечаешь, когда не можешь придумать ничего получше. Посмотри, мы только злимся друг на дру­га, неужели нельзя попытаться прийти к какому-то решению?

К 2: Ну, хорошо... давай. Может быть, я смогу не­много изменить свое расписание. Я попрошу Джи­ма встретиться со мной в восемь утра. Тогда я смогу уйти с работы в пять часов.

К 1: Хорошо, тогда у тебя будет более чем доста­точно времени, чтобы вовремя добраться до места.

К 2: Сью, было бы хорошо, если бы в будущем ты предупреждала меня заранее. Мне очень неудобно в последнюю минуту менять свои планы.

К 1: Это разумно. Если хочешь, может быть, мы составим расписание на следующую неделю сегод­ня вечером? У меня записаны все важные дела.

К 2: Давай займемся этим после ужина.

(Пауза.)

Консультант (обращаясь к супружеской паре): Ну, а теперь смогли бы вы вдвоем попытаться раз­решить свою проблему?

Мы видим, что консультанты вначале создали зер­кальное отражение настроений своих клиентов. Это было сделано для образования альянсов. Однако в середине диалога специалисты изменили свою стратегию и пока­зали пример совсем другого подхода к проблеме – ре­шение проблемы путем сотрудничества. Когда супруги продолжили разговор, они сразу же начали искать пути реального разрешения проблемы вместо того, чтобы пы­таться выиграть очки во взаимной борьбе или победить в споре, кто является большей жертвой.

Консультация, проведенная методикой котерапии, используется в том случае, если один из членов семьи вовлечен в другие отношения, вне семьи, мешающие внут­рисемейным отношениям.

Следующий пример показывает это.

Мать, ее двенадцатилетняя дочь и бабушка с мате­ринской стороны обратились за психологической по­мощью из-за сложностей, с которыми дочь сталки­валась в школе. Во время первой встречи стало ясно, что бабушка слишком тесно вовлечена в отноше­ния с внучкой. Консультанты, обсудив эту ситуацию, решили выбрать следующую стратегию.

Консультант 1 обратился к бабушке:

«Сегодня я был бы благодарен вам, если бы вы поработали вместе со мной. В это время ваши дочь и внучка обсудят некоторые свои проблемы с Кон­сультантом 2, вы же просто посидите здесь со мной, мы будем слушать и наблюдать». Во время беседы, когда бабушка пыталась вмешаться, ей напомина­ли: «Помните, наша с вами работа заключается в том, чтобы слушать и наблюдать».

Приостановив вмешательство бабушки в отноше­ния матери с дочерью путем союза «консультант – бабушка», консультант разрушил внутрисемейный треугольник и создал границу между поколениями. Бабушке отводится особое место в союзе с Консуль­тантом 1, так что она не чувствует себя просто ис­ключенной из семьи. Теперь она – наблюдатель, име­ющий особое задание. Вследствие этого маневра мать, дочь и Консультант 2 смогли прийти к совместному решению по поводу обсуждавшейся ими проблемы.

Котерапия может оказаться весьма полезной, когда в роли консультантов выступают мужчина и женщина. Техника также широко используется в тренинговых центрах, где она служит учебным целям. Например, на­чинающий психолог работает со своим наставником.

В процессе котерапии важно, чтобы оба психолога сотрудничали, а не мешали друг другу. Не страшно, если иногда профессионалы не соглашаются друг с другом, главное – преодолеть свои разногласия, подавая при­мер клиентам в плодотворном разрешении своих соб­ственные конфликтов.

Технику котерапии можно организовать так, что один из консультантов будет находиться за односторонним зеркалом, взаимодействуя с коллегой, работающим с се­мьей, при помощи телефонных звонков, стуков в дверь и т. д. Подробнее о технике телефонных звонков далее.

Просмотр видеозаписей

Видеомагнитофон может оказаться полезным не толь­ко как средство для запоминания психологом и клиен­тами тех или иных событий, происходящих во время консультации, но и в качестве собственно терапевтиче­ского инструмента. Предполагается, что если члены се­мьи и психолог будут наблюдать на экране свое поведе­ние, то это поможет как той, так и другой стороне. Кон­сультант поймет, что в действительности происходит в семье, в частности, он лучше представит роль каждого в семье. Кроме того, просмотр видеозаписей поможет во­очию увидеть конфронтацию в семье, и ее уже трудно будет кому-либо отрицать. Члены семьи имеют возмож­ность с помощью видеомагнитофона наблюдать собствен­ное поведение. Можно обсуждать, анализировать и пос­ле коррекции переигрывать отдельные моменты. Это очень помогает в работе с теми семьями и супружески­ми парами, члены которых по-разному смотрят на мир.

Данная техника разработана Алджером (1976). Се­мье сообщается о том, что психолог планирует записать работу на видеомагнитофон. Указывается, что пленка не будет показана никому до тех пор, пока клиенты не да­дут на этот счет своего разрешения. Клиентов заранее нацеливают на то, чтобы они не очень переживали от несоответствия представления о себе самих и того, что увидят на телеэкране. Главное внимание при просмотре видеозаписи психологу нужно уделять внутрисемейным взаимодействиям. Фрагменты записи выбирает или сам психолог, или же члены семьи,

Супруги А. обратились к психологу по поводу суп­ружеских проблем. Они были женаты уже восемь лет, имели двоих детей. Жена жаловалась на деп­рессию, в то время как муж полагал, что они жили бы гораздо счастливее, если бы она беспрекословно его слушалась.

Психолог: Уважаемая А., вы только что сказали, что ваш муж ведет себя так, как будто он вас не уважает. Что вы имеете в виду?

Муж: Я не понимаю, почему ей пришло в голову сказать такую глупость и бессмыслицу.

Психолог: Вопрос задан вашей жене. Дайте ей, по­жалуйста, возможность ответить.

Жена: Мой муж совершенно не прислушивается к моим словам, не спрашивает у меня совета, даже по поводу домашних дел.

Муж: Ты же прекрасно знаешь, почему так проис­ходит. Я работаю. На мне держится дом. И я боль­ше разбираюсь в том, что происходит в мире и как он устроен.

Жена: Ты считаешь, я ни в чем не разбираюсь?

Муж: Я пытаюсь заботиться о тебе и детях, делаю для тебя только хорошее. Не знаю, что тебе не нра­вится. Если бы ты поступала так, как я тебе говорю, у нас все было бы чудесно.

Жена: Ты же относишься ко мне как к ребенку!

Муж: Я же должен заботиться о тебе, я отвечаю за тебя.

Жена: Ты же мне муж, а не отец и не господь Бог...

Муж: Ты сказала очень глупую вещь.

Психолог дал возможность супругам просмотреть этот эпизод. Ниже приведена запись последовавше­го за просмотром обсуждения.

Психолог: Что вы думаете по поводу только что увиденного?

Жена: Неужели это действительно я?

Психолог: Имейте в виду, что ваш образ на экране не совсем соответствует тому, как вы выглядите в реальной жизни. На экране люди выглядят гораздо хуже, чем в жизни.

Жена: Надеюсь.

Муж: Я тоже выглядел довольно неуклюже.

Психолог: Что же вы думаете по поводу только что увиденного?

Муж: Я не задумывался раньше, над тем, что выг­ляжу так беспардонно.

Психолог: В чем беспардонность?

Муж: Я вмешивался в вашу беседу с женой. И еще я заметил, что говорю слишком громко.

Психолог: А как вы разговариваете дома? Что мо­жете сказать по поводу тона и содержания своих слов?

Муж: Я назвал ее замечания глупыми.

Жена: Да, именно так. Держу пари, ты не отдаешь себе отчет в том, насколько часто так поступаешь. Кроме того, заметил ли ты, что совсем не смотрел на меня, когда говорил?

Психолог: А на кого смотрели вы, когда разгова­ривали с мужем?

Жена: Я не смотрела ни на кого. Я сидела, уста­вившись в пол.

Психолог: Почему?

Жена: Я просто вся сжимаюсь, когда он разговаривает со мной подобным образом. Я вела себя про­сто как ребенок, но именно так я себя чувствую все­гда, когда он на меня орет.

В данном случае просмотр видеомагнитофонной за­писи оказался особенно полезным в прояснении того поведения, которое отрицается одним из членов супру­жеской пары. Муж смог признать права жены высказы­вать свое мнение. Кроме того, жена сделала весьма важ­ные наблюдения, свидетельствует о том, что ее собствен­ное поведение влияет на то, как муж с ней обращается.

Техника просмотра видеозаписей используется везде, где имеется соответствующая аппаратура. Его с успе­хом можно применять не только в работе со взрослыми клиентами, но и с детьми, особенно с подростками.

Телефонные звонки

Использование телефона в процессе семейного кон­сультирования впервые было описано Копперсмитом в 1980 г. Первоначально телефонные звонки использова­лись для того, чтобы осуществлять наставничество и контроль со стороны более опытного коллеги. Вместе с тем, телефонные звонки могут выполнять коррекцион­ные функции: включать в консультирование новых чле­нов, в том числе и наблюдателей за односторонним зер­калом, или же членов семьи, которые в этот момент находятся в другом месте. 3вонки могут обратить внима­ние психолога на то, что он, возможно, упустил (часто профессионалы замечают больше, наблюдая со стороны, по сравнению с непосредственно работающим с семьей их коллегой). Они также могут вызвать любопытство у клиентов, помочь клиентам и психологу отвлечься на время от текущего обсуждения и взглянуть на пробле­му с другой стороны; облегчить образование новых аль­янсов; давать возможность наблюдателям принимать сторону различных членов семьи и т. д.

Психотерапевт Копперсмит говорит о трех различ­ных типах телефонных звонков, используемых в семей­ном консультировании. Первый тип – звонок консуль­танту от наставника или какого-то другого члена, кото­рый производится из комнаты за односторонним зерка­лом. Его целью может быть стремление придать работе новое направление – наблюдатель почувствовал, что консультант не касается, хотя и должен, очень важного вопроса. 3а односторонним зеркалом может находить­ся и референтная группа из членов семьи. Эта группа тоже может сообщить психологу, что разочарована тем, как настроена на работу семья, или, наоборот, довольна тем прогрессом, который достигнут. Психолог может занять позицию, противоположную команде наблюдате­лей, надеясь при этом на поддержку семьи.

Второй тип – телефонный звонок от члена команды наблюдателей непосредственно какому-нибудь члену семьи. Результат, как и в первом случае, может быть самым неожиданным, т. к. звонок нарушает устоявшу­юся на момент консультации атмосферу, внося в нее новые элементы. Кроме того, телефонный звонок может быть особенно полезен тогда, когда консультант пытает­ся включить в обсуждение какого-либо вопроса отмал­чивающегося члена семьи.

Третий тип – звонок от члена семьи, который ранее покинул кабинет психолога или присоединился к на­блюдателям за односторонним зеркалом. Его звонок и разговор со своим родственником также может изменить атмосферу и перенести внимание членов семьи на другой аспект проблемы.

Следующие два примера описаны в работе Коппер­смита (1980).

Муж, жена и двое их детей проходили семейную те­рапию. Супруги огромное внимание уделяли поведе­нию дочери. Создавалось впечатление, что на сына се­мья не обращает никакого внимания. С другой сторо­ны, самый младший член семьи не очень-то хотел уча­ствовать в консультировании. Во время одной из кон­сультаций, беседуя с родителями, психолог занял сына рисованием. Сразу же после того, как он начал выпол­нять это задание, один из членов референтной коман­ды позвонил мальчику по телефону и похвалил его за работу. Звонок вызвал любопытство у других членов семьи, они стали расспрашивать ребенка, кто это ему звонил, и ответы мальчика помогли вербально вовлечь его в работу психолога с семьей. За этим последовало сокращение дистанции между мальчиком и родите­лями, а также уменьшилась слишком сильная вклю­ченность родителей в жизнь дочери.

Следующий пример демонстрирует телефонное общение между консультантом и наставником.

Во время работы психолог столкнулся с большим сопротивлением семьи. Домашние задания посто­янно игнорировались. Наставник позвонил консуль­танту и спросил, хочет ли семья работать и имеет ли смысл тратить на нее время; точка зрения настав­ника состояла в том, что не имеет. Консультант пе­редал сказанное семье и прибавил, что он не согла­сен с наставником, так как достаточно хорошо знает семью и считает, что занятия рано или поздно при­несут пользу. Семья объединилась вокруг консуль­танта, и работа пошла более интенсивно.

Техника телефонных звонков применяется в работе со всеми членами семьи, за исключением совсем ма­леньких детей. Она особенно полезна для перестройки семейной системы. Телефонные звонки могут прояснить границы и организацию семьи, облегчить формирование альянсов. То, что члены команды могут занять позицию, отличную от позиции работающего с семьей консуль­танта, создает парадоксальную «двойную связь». И не­важно, что конкретно они делают, они должны с кем-то кооперироваться. Звонки могут также помочь психоло­гу присоединиться к семье.

Описанная техника может также использоваться для того, чтобы включить в консультирование отсутствую­щего члена семьи, связавшись с ним по телефону. Так­же эта техника может быть использована как тренинг. Например, прямо из кабинета психолога стеснительный член семьи может позвонить о приеме на работу, или кто-то здесь и сейчас сможет позвонить родственни­кам и решить с ними наболевшие проблемы.

Домашние визиты

С помощью этой техники психологу будет легче понять атмосферу семьи, если он, хотя бы изредка, сможет наблюдать своих клиентов в их домашнем окружении, более естественном для них, чем кабинет. Домашние ви­зиты могут помочь включить в работу всех членов семьи.

В тот момент, когда психолог решил использовать технику домашних визитов, он информирует семью о своем желании посетить их дома, согласовывает время, удобное для визита. Ни о каких неожиданных визитах психолога в семью не может быть и речи. Количество таких визитов в каждом конкретном случае будет раз­ное. Большинство психологов включают один домаш­ний визит в план работы с семьей. Во время визита чле­ны семьи и консультант могут просто разговаривать, играть, выполнять упражнения. В любом случае цель домашних визитов состоит в оценке устройства семьи и помощи ее членам в том, чтобы их общение стало более продуктивным.

Женщина 30 лет обратилась к семейному консуль­танту по поводу трудностей, которые возникли у ее сына, мальчика одиннадцати лет, в школе... Она была сильно встревожена и, кроме того, глубоко пережива­ла свою материальную несостоятельность. Консуль­тант предложил провести работу в доме клиентки, та согласилась. Хотя клиентка описала свои жилищ­ные условия как весьма приемлемые, консультант отметил, что здание, в котором находилась квартира клиентки, было в плохом состоянии, хотя сама квар­тира была безукоризненна. Мебель – старая, но очевидно, что за ней тщательно ухаживали. В единствен­ной комнате была установлена ширма, и за ней рас­полагалась постель мальчика. В ходе предыдущих бесед клиентка говорила, что ее мать больна диабе­том и недавно ей ампутировали ногу. Как только вся семья собралась, стало очевидно, что бабушке при­надлежит власть в доме, она находится в центре всех семейных событий и именно ее слушается мальчик. С точки зрения клиентки, бабушка очень авторитар­на. До ампутации ноги бабушка была вполне самодо­статочна: работала, содержала собственную квартиру в идеальном порядке. Но после ампутации ноги она сосредоточила свою жизнь на дочери и внуке.

Информация, полученная во время домашнего ви­зита, оказалась очень ценной. Психолог прояснил для себя, что в действительности происходит в семье – об этом клиентка совсем не говорила, а во время домашнего визита все вышло на поверхность. Кон­сультант понял сложности, с которыми приходится сталкиваться ежедневно клиентке и ее сыну.

Несмотря на все проблемы этой семьи и напря­женность в отношениях, консультант отметил, что его клиентка активно заботится о своих близких, под­держивает чистоту и порядок в доме, где, по сути дела, нет нормальных условий для существования, создала для сына его личный уголок, чтобы он мог уединиться (она считала это важным для его здоро­вого развития). Это позитивные моменты, на кото­рые можно будет опираться в процессе работы с этой семьей.

Техника домашних визитов наиболее эффективна в тех случаях, когда члены семьи не хотят или не могут прийти в кабинет психолога или же когда он замечает большие различия между тем, что говорят члены семьи, и тем, что он видит.

Понять атмосферу отдельно взятой семьи поможет зна­комство с семейными реликвиями, фотографиями и т. д.

«Семейная фотография»

На основе данной методики можно определить силу влияния прошлого семьи на ее настоящее.

Психолог дает задание каждому члену семьи принес­ти несколько фотографий, которые расскажут об эпизо­дах, значительных для семьи. На следующей встрече каж­дому дается по 15 минут, чтобы рассказать, почему именно эти фотографии были выбраны и какие чувства они вы­зывают. Психолог задает уточняющие вопросы: «Кто изображен на снимке?», «Какие чувства вы испытывали в этот день?», «Кто сделал фото?», «Что происходило после?» и т. д.

Психолог обращает внимание на очередность показа фотографий, время на каждую, чувства, вызываемые фо­тографией, а также реакцию членов семьи. Во время об­суждения консультант анализирует внутрисемейные отношения, зависимость членов семьи друг от друга, об­ладание властью, тревожность, семейные роли.

Техника может быть использована в работе с любой семьей. Применяется для определения семейных ролей, мифов, правил взаимоотношений, для изучения структуры семьи. Все это выясняется для дальнейшей коррекции.

«Семейная скульптура»

Эта техника дает психологу возможность увеличить активность каждого члена семьи, преодолеть сопротив­ление клиента, определить место каждого члена во внут­рисемейных отношениях, осознать реальную ситуацию в семье и идеальную.

Основное достоинство этой методики – ее невербаль­ный характер, который позволяет снять разнообразные психологические защиты, проекции и обвинения.

Перед началом работы психолог объясняет, что мно­гие вещи бывает труднее рассказать, чем показать. По­этому будет целесообразно заняться живой скульптурой, а позы и местоположение каждого члена семьи расска­жут об их действиях и чувствах друг к другу. Тот, кто выступает в роли скульптора, обращается с другими чле­нами семьи, словно они сделаны из глины. В этой роли побывает каждый и создаст свою скульптуру, отражаю­щую реальную и идеальную эмоциональную ситуацию в семье.

Некоторые консультанты просят скульпторов дать каждому персонажу фразу, которая охарактеризовала бы поведение этого человека.

Во время работы каждого скульптора психолог отме­чает реальные и символические семейные конфликты, альянсы.

Каждую составленную скульптуру семья обсуждает. Психолог задает вопросы как скульптору, так и членам семьи. Скульптора он может просить подобрать назва­ние своему произведению, предложить возможные перс­пективы развития в жизни семьи; семью – охаракте­ризовать свои ощущения по поводу увиденного, согла­ситься или опровергнуть взгляд скульптора на семей­ную ситуацию и т. д.

Технику семейной скульптуры можно использовать не только в семейном консультировании, но и в индиви­дуальном. В этом случае воображаемыми членами се­мьи выступают большие предметы, мебель.

«Семейно-терапевтический марафон»

Данная техника описана Бреслоу и Хроном (1977) и предназначена для использования при работе с теми се­мьями, которые не могут обратиться за помощью к се­мейному консультанту, т. к. живут далеко от того места, где ведется прием, сопротивляются регулярным встре­чам или считают, что процесс консультирования нару­шает их служебное или школьное расписание.

Беседа длится в пределах от трех до семи часов и направлена на предотвращение разрушения семейной структуры, обеспечение позитивных изменений в семье. Сама проблема определяет продолжительность консуль­тации. Такой большой отрезок времени, проведенный семьей вместе, будет способствовать прорыву семьи к более функциональному состоянию.

Консультант оценивает, когда удобно использовать данную технику, и количество времени, необходимое для семейно-терапевтического марафона. 3атем обсуждает­ся с семьей, есть ли необходимость в таком виде техни­ки, а также – кто именно будет участвовать.

Перед началом использования данной техники мож­но провести традиционное консультирование, чтобы изу­чить потребности семьи и той ситуации, в которой она оказалась к настоящему моменту. Эту технику не стоит использовать, если семья еще не установила доверитель­ных взаимоотношений с психологом или если семья испытывает сильные эмоциональные перегрузки, напри­мер, после смерти близкого человека.

В том случае, когда предполагается, что встреча зай­мет более трех часов, и на нее приглашаются члены се­мьи, живущие на значительном расстоянии от места проведения марафона, суббота будет наиболее удобна для ее проведения. Один или несколько членов семьи долж­ны взять на себя ответственность за явку всех пригла­шенных на семейный марафон.

На семейно-терапевтическом марафоне применяют­ся различные приемы, соответствующие теоретической ориентации данного профессионала, которые можно ис­пользовать для диагностики именно в ситуации мара­фона (например, беседа, ролевые игры, семейная скульп­тура). Консультанту лучше применять разные техники, а не ограничиваться какой-нибудь одной.

Приведенный ниже случай взят из работы Бреслоу и Хрона (1977).

Супруги мистер и миссис Л. обратились за консуль­тацией. Каждый в прошлом потерял супруга. Диаг­ностика показала, что супружеская пара функциони­ровала в рамках чрезвычайно ригидной системы вза­имоотношений. Каждый верил в то, что, если другой изменится, все их проблемы будут решены. Свои взгля­ды на жизнь и на партнера супруги не изменили и после третьей консультации. Марафон проводился с целью сориентировать каждого супруга на ответствен­ность за свое собственное поведение. В течение мара­фона выяснилось, что взаимодействие между супруга­ми практически прекратилось после того, как каждый потребовал изменений от другого. Супруги не спори­ли и не скандалили, но жили с постоянным чувством неудовлетворенности друг другом, оба поддерживали семейный миф: «В хорошем браке не бывает конф­ликтов». Когда им об этом сказали, супружеская пара поделилась своими опасениями о том, что споры могут привести к разводу. Это высветило тяжелые чувства потери и одиночества, которые каждый из них испы­тывал в связи со смертью своего бывшего супруга.

В процессе семейно-терапевтического марафона супружеская пара, имея достаточно времени для это­го, обсудила противоречия в отношениях друг с дру­гом и начала работать над их устранением.

Семейно-терапевтический марафон можно использо­вать в работе:

1) с крайне закрытыми семьями, у которых имеется мно­жество защит;

2) семьями, сопротивляющимися изменениям;

3) семьями, которые после начала встреч с психотерапевтом зашли в своих взаимоотношениях в тупик;

4) семьями, у которых имеется страх изменений;

5) семьями, которым трудно собраться вместе, их сво­бодное время не совпадает, они живут далеко друг от друга.

Это далеко не полный перечень техник семейного консультирования – их огромное множество. Какую методику выбрать, решает психолог, исходя из особенно­стей консультируемой семьи, ее проблем и личностных особенностей самого психолога.

Литература, ознакомление с которой поможет в про­ведении семейного консультирования:

1. Алешина Ю. Е. Индивидуальное и семейное консультирование. М., 2000.

2. Алешина Ю. Е., Гозман Л. Я. Спецпрактикум по социальной психологии: опрос, семейное и индивиду­альное консультирование. М., 1989.

3. Атватер Н. Я. Я вас слушаю. М., 1988.

4. Мецковский М. С. Социология семьи. Проблемы, тео­рия, методологии и методики. М., 1989.

5. Мишина Т. И. Исследование семьи в клинике и коррекции семейных отношений. Л., 1983.

Наши рекомендации