Обратившихся с проблемой затруднений в общении
Жалобы на трудности в общении – наиболее распространенная причина обращения за психологической консультацией. Клиенты с этой проблемой делятся на три группы:
· клиенты, которые считают, что им общаться мешает застенчивость, неуверенность в себе;
· клиенты, которые считают, что вокруг них нет интересных людей;
· клиенты, испытывающие проблемы в общении с противоположным полом.
Первый вывод, к которому психолог должен подвести клиента любой из трех групп, это принятие ответственности за свои трудности на себя. Также не следует забывать, что в большинстве случаев за трудностями общения скрываются личностные проблемы. В общении с другими людьми клиенту часто мешает его характер, в основе которого лежат родительские программы. К установкам, затрудняющим процесс общения, относятся: представление о собственном превосходстве, завышенные требования к окружающим и одновременно отсутствие требований к себе.
Клиенты первого типа в привычной среде чувствуют себя хорошо, но как только застенчивый человек попадает в окружение малознакомых или вообще незнакомых людей, он чувствует дискомфорт, замыкается. Такая черта характера, если ее не корректировать, может привести к депрессии и алкоголизму. 3адача психолога в работе с таким типом клиентов – показать источник проблем, рекомендовать потихоньку выдавливать из себя эту черту характера, делая что-либо необычное в окружении малознакомых людей.
Вот несколько упражнений, которые психолог может рекомендовать клиенту:
1. Надо научиться заговаривать с самыми разными людьми. Даже если к вам обратился пожилой человек, не уходите от разговора. Более того, попытайтесь в беседе найти что-то приятное и интересное. Пытайтесь вести разговор.
2. Постарайтесь играть роль балаболки. Препятствие застенчивых людей – если начал говорить, говори только умные вещи. Перешагните через это, разрешите себе болтать всякую ерунду, хотя бы иногда.
3. Воспитывайте в себе детское, веселое начало. Первое время это лучше делать без свидетелей. А если тяжело настроить себя на то, чтобы стать чуть-чуть ребенком, почитайте для начала "Вредные советы" Г. Остера.
4. Учитесь быть спонтанным. Как этому учиться? Начните с рассказывания анекдотов. Но попытайтесь рассказывать их к месту и, естественно, на одном дыхании.
5. Привыкайте помогать и отзываться на помощь.
6. Следите за своим лицом. Выражением лица должна
стать доброжелательность и готовность к улыбке.
Клиенты второго типа начинают свой рассказ с жалоб на своих сослуживцев, своих домашних. Они его раздражают – кто своей болтливостью, кто инертностью и т. д. Психолог должен предложить клиенту задуматься о причинах поведения других людей, о том, что ими движет, что им необходимо. Например, раздражающая клиента болтунья – одинокая женщина, ее чрезмерная общительность – это попытка найти сочувствие и признание. А высокомерный человек просто скрывает свою застенчивость и т. д. Трудности в общении часто бывают связаны с неумением прощать, с вниманием к мелочам, огрехам. Задача психолога – помочь клиенту концентрировать свое внимание на положительных качествах партнера, зная и обходя отрицательное в нем.
В основе трудностей клиентов третьего типа лежат стереотипные представления о своем поведении и о поведении представителей другого пола. Надо сказать, что многие уже приходят на консультацию с мнением о том, что виновники проблемных отношений с противоположным полом – они сами.
Первое в работе с подобными трудностями – уделить внимание требованиям, ожиданиям, которые клиент связывает с представителями другого пола. О требованиях к партнеру клиент говорит без труда, но это стереотип. Например, клиентка жалуется на то, что сейчас трудно найти настоящего мужчину, и именно поэтому у нее не складываются отношения с представителями противоположного пола. Психологу следует уточнить, что для нее значит "настоящий мужчина". Она обязательно ответит, что он должен быть мужественным, умным и т. д. После этого психолог может спросить: "Кому он должен?"; "Почему вы так считаете?"; "Чего вам не хватало в партнерах, с которыми вы встречались ранее?" и многое другое. Подобные вопросы – естественный способ вместе начать думать и разбираться в ситуации.
Часто к стереотипным требованиям к партнеру клиент добавляет стереотип своего собственного поведения (например, у женщины это внешняя холодность, неприступность, сокрытие заинтересованности мужчиной). Люди, исповедующие подобные стереотипы, загоняют себя в угол, так как, во-первых, редко встречаются люди, вписывающиеся в ожидаемую схему, а во-вторых, стандарт своего поведения тоже не способствует установлению контактов. 3адача психолога – разрушение и коррекция жестких программ, представлений, мешающих общению.
Итак, проблемы в общении – это проблемы личностные. Решить их можно только благодаря личностному росту. Помощь в этом окажут техники, описанные выше. И не следует ждать от человека, что он тут же преобразится. Главное, чтобы он осознавал проблему и хотел работать над собой.