Создание доверительных отношений между психологом и клиентом
(ВЕРБАЛЬНЫЕ И НЕВЕРБАЛЬНЫЕ СПОСОБЫ)
Начинать психологическую консультацию нужно с создания доверительных отношений между психологом и клиентом. Если со стороны клиента не возникает доверия к психологу, на вторую встречу он просто не пойдет.
Доверие бывает сознательное и подсознательное. Сознательное доверие к другому человеку никогда не возникает с первой встречи. Сознательно мы доверяем только тому, с кем уже имели дело, и он нас не обманул. Стало быть, не обманет и в следующий раз. При сознательном доверии говорят: "Я ему доверяю поэтому, поэтому и потому".
Бывает и другой вариант доверия: "Окрутил, околдовал, почему – не пойму, но я ему поверил..." Это доверие с логикой никак не совмещается. Именно это – подсознательное доверие. Для практического психолога именно оно, подсознательное доверие, является основой и началом работы с клиентом. Подсознательное доверие называют раппортом (термин из классического гипноза, обозначающий связь гипнотизера и гипнотизируемого). Для того чтобы создать эту связь, нужно овладеть несколькими приемами.
Первый – подстройка к позе (кроме термина "подстройка", это называют "отражение", "присоединение", "отзеркаливание"). Психологу необходимо принять ту же позу, что и у консультируемого. Отражение позы может быть прямым (как отражение в зеркале) и перекрестным (отражение части позы партнера: если у собеседника закинута левая нога за правую, сделайте то же самое).
"3ачем это нужно?" – спросите вы. Да затем, что подражание очень льстит любому человеку. "Отражение – высшая награда", – говорят американцы. Но подражать нужно так, чтобы собеседник не осознавал, что его копируют. Так, наблюдая со стороны за людьми, которых вы никогда не видели, даже не слыша их разговор, теперь вы сможете определить, согласны ли собеседники друг с другом. Если да, то они разговаривают в состоянии подстройки к позе друг друга. Когда подстройки нет, даже если в словах выражается согласие, внутренне один с другим не согласен.
Теперь более сложная подстройка – подстройка к дыханию, т. е. копирование дыхания собеседника. Возможна прямая и непрямая подстойка по дыханию.
Прямая подстройка. Вы начинаете дышать так же, как и клиент, в том же темпе. Прямая подстройка более эффективна.
Непрямая подстройка. Вы согласуете с ритмом дыхания клиента какое-нибудь движение или говорите в такт его дыханию, т. е. на выдохе.
Необходимо обратить внимание на то, что у мужчин и женщин разные типы дыхания. У мужчин брюшной тип дыхания, у женщин – грудной. Поэтому чтобы уловить дыхание мужчины, нужно смотреть на его живот, и на грудь – чтобы подстроиться к дыханию женщины.
Вы можете оценить, насколько хорошо вы подстроились Для этого начинайте лидировать (вести), т. е. после присоединения замедляйте частоту своего дыхания. Если у клиента наблюдается замедление дыхания, вы установили раппорт.
Есть одна тонкость, касающаяся подстройки к дыханию. Предположим, вы работаете с клиентом, у которого очень частое дыхание. Вам так дышать сложно. Нужно применить непрямую подстройку (говорить на его выдохе) или копировать дыхание через раз.
Подстройка к позе и дыханию – главные и сравнительно простые способы создания раппорта. Есть более сложные. Подстойка к движению, например. В беседе клиент жестикулирует, кивает головой, меняет позу. Это все – предмет для подстройки. Нужно быть наблюдательным и подстраиваться так, чтобы собеседник не осознавал этого. Легче отразить движение руками, пантомимику. К жестам рук собеседника можно подстроиться с помощью движения пальцев, причем движения не нужно копировать зеркально и полностью. Можно их только наметить, отразить направление, не обязательно завершать. Из мелких движений хорошо подстраиваться к миганию. Делайте это так мигайте с той же частотой, что и собеседник.
И еще один вид подстройки. Подстройка к типу мышления, точнее, к способу обработки внутреннего опыта. Способов обработки внутреннего опыта три: аудиальный, визуальный, кинестетический.
Определить ведущий для каждого человека способ обработки внутреннего опыта (ведущую модальность) можно, задав вопрос: "Как вы узнаете о мире?" Собеседник ответит глазами: обращение его взгляда вверх покажет, что перед вами визуал; взгляд по горизонтали выдаст тип аудиала, взгляд вправо вниз – кинестетика. О ведущей модальности можно получить сведения не только по глазам, но и по анализу слов собеседника. Так, аудиала можно узнать по выражениям: "Давайте договоримся", "Говорите громче", "Нет, вы только послушайте!". Визуал употребляет слова: яркий, пустой, освоить... Кинестетик добиваться, вялый, коснуться, мягко, грубо...
Жесты собеседника тоже расскажут о его способе восприятия и переработки информации. Визуал жестикулирует в верхней части тела (от середины груди и выше). У аудиала руки совершают движения на среднем уровне (от пояса до середины груди). Руки кинестетика при разговоре двигаются в нижней части тела. По голосу психолог также сможет определить, кто перед ним: аудиал, визуал или кинестетик. У визуала голос ровный, но часто рывками повышается, у аудиала голос ровно, без ощутимого повышения и понижения интонации, голос кинестетика начинается ровно, но в процессе разговора переходит на тихий.
Практический психолог должен научиться выявлять ведущую модальность клиента и говорить с ним так, чтобы клиенту удобно было слушать, а слова психолога совпадали с внутренним опытом консультируемого. Свои решающие аргументы психолог обязательно должен переводить на язык ведущей модальности клиента.
Помимо раппорта, психологу, для создания доверительных отношений, очень важно уметь слушать, не вмешиваться в речь собеседника. В зависимости от ситуации консультант может выразить свое понимание, одобрение, поддержку короткими фразами и междометиями. Иногда нерефлексивное слушание бывает единственно возможным способом поддержания беседы, поскольку клиент бывает настолько возбужден, что его мало интересует чужое мнение, он просто хочет, чтобы его выслушали. Реплики психолога типа: "Понимаю вас", "Конечно", "Да", – помогут в этом. Одобрение и интерес к проблеме клиента выразят фразы: "Продолжайте, это интересно", "Можно подробнее об этом?" и т. д. Кроме того, есть фразы, которые являются помехой в общении: "Давайте быстрее", "Это почему же?", "Кто вам такое сказал?" и т. д.
Прием нерефлексивного слушания просто необходим в работе с клиентом, переживающим сильнейший эмоциональный кризис, – ему не нужны рекомендации, ему нужно, чтобы его выслушали.
А в работе с клиентом, которому необходимо разобраться в самом себе, решить конкретные жизненные проблемы, после создания раппорта используют другие приемы создания доверия:
- сообщение клиенту о том, как его воспринимает консультант ("Видимо, это вас очень волнует", "Вы чем-то встревожены"?);
- сообщение клиенту о своих личных ощущениях ("Мне очень приятно слышать это", "Меня беспокоит, что... ");
- замечания по поводу содержания беседы ("Я думаю, что мы с вами нашли решение проблемы", "Пора приступить к данному вопросу" и т. д.;
- уточнение содержания высказываний и чувств клиента ("Вы сказали, что любите ее. А что такое любовь по-вашему?", "Вы сказали, что были расстроены. Опишите подробнее, что вы имели в виду");
- перефразирование. Это способ сформулировать сообщение говорящего для проверки его точности ("Если я правильно понимаю, вы говорите...", "Другими словами, вы считаете...");
- подведение итогов ("Сначала вы чувствовали печаль, а затем она сменилась сожалением. Это так?");
- интерпретация. Консультант анализирует поступки клиента раскрывает реальные причины его поведения ("Выходит, что вы вымещаете свой гнев на муже и детях").
Большое значение для установления контакта имеет пол психолога. Так, мужчины предпочитают консультироваться у психологов своего пола. Это связано с тем, что мужчины стремятся к эмоционально-нейтральному типу общения, ценят в собеседнике внимательность, серьезность, чувство долга. Иногда с этим связано сопротивление консультированию, проводимому женщиной психологом. Что делать в такой ситуации? Во-первых, не стоит настаивать на том, чтобы клиент работал исключительно с вами, если уж обратился к вам. Во-вторых, следует ему пообещать, что если возникнет в этом необходимость, сразу можно будет обратиться к другому специалисту. А в-третьих, нужно обратить внимание клиента на то, что практическая психология – это наука, и пол психолога не играет большой роли, гораздо важнее профессионализм, опыт.
Для клиентов-женщин важны сочувствие, чуткость психолога, а не пол.
Психолог-консультант любого пола должен внушать доверие своим внешним видом, манерой вести беседу. Часто чувство доверия зарождается в ответ на открытое, искреннее поведение психолога.
Близость между консультантом и консультируемым возникает при обращении психолога к клиенту по имени (имени и отчеству). Для любого человека нет в мире слова приятнее, чем его имя. Безымянная форма взаимного общения оправдана лишь тогда, когда консультируемый хочет быть на 100% уверен в анонимности.
Выражение спокойствия и уверенности на лице психолога само по себе располагает к доверию, и у клиента создается впечатление, что все нормально, ничего страшного не происходит, со всеми проблемами можно справиться.
Наличие пауз в беседе дает ощущение продуманности происходящего, значительности сказанного. Паузу психологу необходимо делать после каждого высказывания клиента, не следует слишком спешить задавать вопросы или комментировать слова клиента.
Итак, связь между консультантом и консультируемым налажена, можно переходить к оказанию психологической помощи.
3.3. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ.
ОБЩИЙ ОБЗОР МЕТОДОВ И ПРИЕМОВ
На взгляд человека непосвященного, консультативная беседа мало отличается от обычного разговора двух людей о жизни, семье, работе. Однако содержательная ткань беседы в рамках психологического консультирования соткана из определенных приемов и техник.
Начинается психологическое консультирование с диагностической беседы, в ходе которой практический психолог диагностирует не только затруднения обратившегося, но и его индивидуальные особенности (психическое состояние, свойства личности, психические процессы). Консультирование можно начинать с рассказа клиента на любую тему, обращая внимание на содержание рассказа, манеру изложения, расставленные акценты, настроение. Если у консультируемого нет конкретно сформулированных затруднений, а обнаруживается неудовлетворенность настроением, необходимо в беседе затронуть темы семьи, работы, друзей, любовную сферу. По поведению и отношению к этим вопросам можно установить сферу затруднений. Помочь клиенту начать рассказ о себе можно репликами: "Слушаю вас внимательно", "Расскажите, что вас привело к нам...."
Иногда наблюдается сопротивление консультированию. Тогда клиенту объясняют, что такое психологическое консультирование, на что он может рассчитывать, обращаясь за помощью. А в случае его скептических вопросов типа: "А вы уверены, что сможете помочь?" – лучше не вступать в прения, не гарантировать 100%-ный результат, а ограничиться предложением: "Давайте попробуем".
По мнению В. В. Столина (1989), спонтанно высказанные жалобы клиента делятся на:
- субъективные (на кого жалуется),
- объективные (на что жалуется).
Субъективных жалоб пять. Это жалобы на ребенка (поведение, развитие, здоровье), на семью (все в целом плохо), на супруга, на самого себя (характер, способности), на третьих лиц.
Виды объективных жалоб: на психосоматическое здоровье (страхи, фобии), на ролевое поведение, на психологическую ситуацию (трудности в общении), на объективные обстоятельства (трудности с жильем, работой).
В процессе диагностической беседы можно использовать методику Розенцвейга, цветовой тест Люшера. Введение в беседу любого тестового материала увеличивает доверие к психологу, стимулирует предметность собеседования.
Итак, проблема определена, необходимо перебрать варианты решения проблемной ситуации. В ходе перебора гипотез происходит их оценка, сравнение альтернативных решений. Обсуждая их с клиентом, психолог должен помнить, что приемлемое для него лично решение не обязательно является таковым для клиента (Г. С. Абрамова, 1995).
3ачастую объективные, на первый взгляд, проблемы являются прямым следствием особенностей характера клиента, поэтому одним из этапов индивидуального консультирования будет коррекционный этап. Его цель – создание нового взгляда на себя, окружающий мир, гармонизация личности.
3аканчивается консультация подведением итогов, оценкой эффективности работы психолога. Чтобы сделать это, конкретных стандартных форм не существует. Наверное, психологу целесообразно кратко повторить, к какому именно решению пришел клиент с помощью психолога. Иногда стоит сказать несколько поддерживающих, ободряющих фраз: "Я уверен, что вы с этим справитесь" – и т. д.
Работая с каждым клиентом, практический психолог создает программу, в которой он расписывает этапы консультирования, цели и задачи каждого этапа, стратегию и тактику, методику работы, необходимые материалы, требования, предъявляемые к участникам программы. Психолог определяет частоту необходимых встреч (ежедневно, 1-2 раза в неделю). На завершающей психологической консультации, прощаясь с клиентом, если есть такая возможность, можно подарить ему видеокассету с записью консультирования. После завершения работы с клиентом желательно осуществлять контроль и наблюдение за клиентом в течение 1-2 месяцев.
Частыми мотивами обращения за психологической консультацией являются: трудности в общении, стресс при потере и поиске работы, фобии, депрессивные, кризисные состояния, семейные проблемы, конфликты на производстве.
При работе с этими проблемами используют самые разнообразные направления и методики, но такие направления в психокоррекционной и психотерапевтической практике, как психоанализ, трансактный анализ, логотерапия, гештальттерапия, НЛП являются приоритетными.
3.4. НАИБОЛЕЕ ЭФФЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
ПРАКТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ПРОЦЕССЕ
ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ
Классический психоанализ
Его основоположником является 3. Фрейд. Центральное понятие классического психоанализа – понятие конфликта. Именно конфликт является причиной всех нарушений в поведении человека и его эмоциональной жизни.
Главной задачей психоанализа является помощь в осознании конфликтной ситуации, при которой бессознательные влечения не признаются сознанием.
З. Фрейд анализирует структуру личности и выделяет в ней три компонента: "Я", "Сверх Я" и "Оно".
"Я" – контролирует поведение, осуществляет анализ окружающей ситуации, вырабатывает план поведения, ориентируясь на окружающую среду.
"Сверх Я" – осуществляет оценку действий и намерений человека с учетом социальных норм, ценностей. Шкала ценностей программируется родителями.
"Оно" – вместилище инстинктов, управляемое принципом удовольствия. Это неосознаваемая часть личности. Именно она является источником влечения и действий.
Конфликт возникает между "Я", "Оно", с одной стороны, и "Сверх Я", с другой. У "Я" существуют механизмы защиты: рационализация, отрицание, проекция, сублимация, ритуал, вытеснение и т. д. Используя технику психоанализа при консультировании, практический психолог помогает клиенту понять и осознать истинную причину его поведения, минуя защитные механизмы...
Психолог должен быть готов к тому, что "Я" клиента будет защищать себя, сопротивляясь влиянию психолога. Формы сопротивления могут быть, разнообразные: молчание, юмор, перенос на психолога чувств, вызванных значимыми для клиента людьми.
Клиент должен, в первую очередь, принять концепцию психоанализа, быть готовым к длительной совместной работе. Результатом этой работы будет улучшение психологического состояния и способность реалистически управлять своим поведением. Чем моложе клиент, – тем лучше результат.
Противопоказанием являются психические заболевания и наличие суицидальных мыслей у клиента. Программа психоаналитической работы с клиентом в рамках психоанализа складывается из пяти этапов.
Первый этап – это поиск болезненного очага в бессознательном. Находят его, анализируя оговорки, описки человека, ассоциации.
Второй этап – проговаривание человеком своих проблем. Это очень болезненный процесс, т. к. клиент как бы заново переживает и страдает. На этом этапе возникает агрессия, направленная на психолога.
Третий этап – переоценка событий, изменение системы взглядов.
Четвертый этап – придание положительной окраски новой системе ценностей.
Пятый этап – забывание, ликвидация очага возбуждения.
При психоанализе используют техники свободных ассоциаций, толкования сновидений, анализ сопротивления, анализ переноса, интерпретации.