Методика изучения психологического климата коллектива
3 2 1 0 1 2 3
где 3 – свойство проявляется в группе всегда; 2 – в большинстве случаев; 1 – свойство проявляется редко; 0 – проявляется в одинаковой степени и то, и другое свойство.
1. Преобладает бодрый, жизнерадостный тон настроения. 2. Доброжелательность в отношениях, взаимные симпатии. 3. В отношениях между группировками внутри коллектива существует взаимное расположение, понимание. 4. Членам коллектива нравится вместе проводить время, участвовать в совместной деятельности. 5. Успехи и неудачи товарищей вызывают искреннее сопереживание всех членов коллектива. 6. С уважением относятся к мнению друг друга. 7. Достижения и неудачи коллектива переживаются как свои собственные. 8. В трудные минуты для коллектива происходит эмоциональное единение. 9. Чувство гордости за коллектив, если его отмечают руководители. 10. Коллектив активен, полон энергии. 11. Участливо и доброжелательно относятся к новым членам коллектива. 12. Совместные дела увлекают всех, велико желание работать коллективно. 13. В коллективе существует справедливое отношение ко всем членам, поддерживают слабых. | Преобладает подавленное настроение. Конфликтность в отношениях и антипатии. Группировки конфликтуют между собой. Проявляют безразличие к более тесному общению, выражают отрицательное отношение к совместной деятельности. Успехи и неудачи товарищей оставляют равнодушными или вызывают зависть, злорадство. Каждый считает свое мнение главным, нетерпим к мнению товарищей. Достижения и неудачи коллектива не находят отклика у членов коллектива. В трудные минуты коллектив "раскисает", возникают ссоры, взаимные обвинения, растерянность. К похвалам и поощрениям коллектива относятся равнодушно. Коллектив инертен. Новички чувствуют себя чужими, к ним проявляют враждебность. Коллектив невозможно поднять на совместное дело, каждый думает о своих интересах. Коллектив заметно разделяется на "привилегированных", пренебрежительное отношение к слабым. |
Обработка данных:
Сложить оценки левой стороны – сумма А; сложить оценки правой стороны – сумма В; найти разницу С=А–В. Если С равно 0 или отрицательное, то психологический климат в коллективе неблагоприятный с точки зрения конкретного работника. Если показатель С выше 22, то климат благоприятный. От 8 до 22 – средняя степень благоприятности; от 0 до 8 – начальная неблагоприятность.
Референтометрия
У каждого человека в группе есть круг лиц, с мнением которых он считается. Это значимый для него лично круг общения. Для того чтобы определить круг лиц, чьё мнение важно для конкретного члена коллектива, разработана методика "Референтометрия"
Проблеме референтности были посвящены работы Г. Хаймена, Дж. Келли и др., а также ряд работ отечественных психологов: А.В. Петровского, Е.В. Щедриной.
Референтометрия проводится в два этапа. Первый этап вспомогательный.
Психолог просит всех членов коллектива оценить друг друга, сделав запись на специальных бланках, где перечислены фамилии членов группы, а по горизонтали вверху – качества, которые предлагается оценить (умный, добрый, веселый, честный, смелый, скромный...). Оценивают эти качества по пятибалльной шкале (1 – полное отсутствие качества, 5 – яркая выраженность этого качества).
3атем членов коллектива просят представить ситуации расформирования коллектива и создания нового. Каждый член группы должен отметить знаком "+" 3-5 фамилий людей, с которыми он хотел бы работать во вновь созданном коллективе, а знаком "–" тех 3-5 человек, с которыми он мог бы расстаться без сожаления.
Второй этап начинается через несколько дней. Психолог-практик проводит индивидуальную беседу с каждым испытуемым и предлагает ознакомиться с оценкой человека, чье мнение ему особенно интересно. Чтобы соблюсти принцип анонимности, экспериментатор просит каждого на тыльной стороне своего бланка сделать пометку "+", если обследуемый не возражает против показа его опросного листа товарищам; знак "– " – в противном случае. После того как собеседник ознакомился с мнением наиболее значимого для него человека, ему необходимо предложить назвать еще одну фамилию, чья оценка ему интересна. Наконец, после второго выбора, психолог предлагает в порядке исключения сделать третий выбор, на этот раз действительно последний. Эти данные заносятся в таблицу, подобную социометрической.
Кто выбирает | Мнение того, кого выбирают | ||||||
... 20 | |||||||
1. | |||||||
2. | |||||||
3. | |||||||
4. | |||||||
….. | |||||||
20. | |||||||
Количество полученных выборов | |||||||
Статус |
Референтометрический статус вычисляется по формуле:
3R1+2R2+3R3
С= 3(N-1)
где R1 – количество 1-х выборов, полученных членом группы;
R2 – количество 2-х выборов;
R3 – количество 3-х выборов;
N – количество членов в исследуемой группе.
Полученные при помощи референтометрии сведения выявят наиболее влиятельных членов коллектива. Эти данные помогут при необходимости оказывать влияние на мнение группы, воздействуя на референтных членов. Кроме того, воздействовать на отдельного работника можно через авторитетного для него человека. И это косвенное влияние будет более сильным, чем прямое.
Помимо методик, направленных на описание процессов, происходящих в коллективе, существует группа тестов по изучению руководителя коллектива (его деловых, личностных качеств, стиля руководства). Каждый руководитель стремится укрепить свой авторитет, повысить эффективность труда. Поэтому он заинтересован в информации, которая помогла бы ему узнать свои особенности, положительные и отрицательные качества, сравнить себя с другими. Информацию подобного рода можно получить благодаря тестам. Охарактеризовать стиль, которым осуществляется руководство, поможет "Методика определения стиля руководства", адаптированная В. П. 3ахаровым. Состоит она из 16 групп утверждений, отражающих различные стороны взаимодействия руководителя и подчиненных.
Результатом теста будет определение одного из 3-х стилей руководства:
а) авторитарный (начальник ориентируется только на собственное мнение, не желает признавать свои ошибки, пренебрегает инициативой и творчеством подчиненных);
б) либеральный (отсутствие требовательности, строгой дисциплины, склонность перекладывать ответственность в принятии решений);
в) демократический (требовательность и контроль сочетаются с творческим подходом, существует стремление разделить с подчиненными и полномочия и ответственность, демократичность в принятии решений).
Опытный руководитель готов поддержать любое исследование, которое поможет в деятельности коллектива, но он сам весьма неохотно пойдет на тестирование, будет стремиться избежать таких ситуаций, в которых может проявиться его несоответствие занимаемой должности. В то же время у руководителя есть необходимость иметь объективную информацию о себе и своей работе. Практический психолог может предложить вариант самооценки качеств руководителя. Результаты подобного самотестирования помогут личностно расти руководителю.
Например, тест "Какой вы руководитель"? Этот тест апробирован, проверен на валидность.