Диагностика межличностных отношений на производстве
Любой человек входит в состав минимум двух социальных групп: семейной и производственной. Почему мы собираемся в группы? Потому что нам необходимо удовлетворить свои биологические и социальные потребности. Производственная сфера не менее, а иногда и более значима для человека, чем семейная. Поэтому изучение эмоциональных связей на производстве, симпатий, антипатий, степени взаимопонимания среди членов коллектива – это очень важный раздел работы психолога-практика.
Чтобы изучить межличностные отношения в коллективе, используют социометрию. Создание и развитие социометрической методики связано с именем американского психолога Дж. Морено.
Сущность метода заключается в следующем. Членам коллектива задают вопрос: «Если бы ваш коллектив создавался вновь, кого из членов старого коллектива вы хотели бы видеть в новом?»
При составлении вопросов для социометрии важно, чтобы они носили не абстрактный, а конкретный характер, отражали какую-то реальную ситуацию. Следует отметить, что социометрию можно проводить только в тех коллективах, где сотрудники хорошо знают друг друга и работают совместно не менее полугода. Размеры обследуемого коллектива не должны быть большими.
Социометрия направлена на выявление лидера в группе, на определение микрогрупп, на определение социометрического статуса работника. К социометрическому опросу обращаются, например, когда нужно выбрать руководителя нижнего и среднего звена.
Первый способ: попросить проголосовать за кандидатов. Кто наберет большее количество голосов, того и назначить. Недостаток этого способа в том, что каждый подходит к выбору со своими мерками. Поэтому выбор может оказаться неоптимальным.
Другой, более объективный подход – попросить каждого члена коллектива назвать три кандидата. Чья фамилия чаще других встречается, того и выбрать.
Третий подход: попросить каждого члена коллектива ответить на вопрос: "Представьте себе, что ваш коллектив в скором времени будет расформирован. С кем из членов сегодняшнего коллектива вы хотели бы остаться работать вместе? Напишите одну фамилию".
После дается вторая инструкция: "Представьте, что ваше желание по объективной причине не удается воплотить Укажите под цифрой 2 фамилию сотрудника, из оставшихся членов коллектива, с которым бы вы хотели работать в новом коллективе".
После выполнения этого задания дается третья инструкция: "Если так получится, что и это ваше желание не удается осуществить, то кого бы вы выбрали третьим?" На этом процедура опроса заканчивается.
Обработку результатов можно проводить двумя способами:
1) составить социоматрицу;
2) составить карту социометрического выбора.
Составление социоматрицы (сведение всех результатов опроса с личных карточек в общую таблицу).
Делают это так. В горизонтальных строках указывают фамилии членов коллектива и присваивают им номера, вертикальные столбики обозначают цифрами, которые соответствуют номерам тек же работников в том же порядке. В таблице указаны фамилии тех, кто выбирает, а номера столбцов указывают на тех, кого выбирают.
На пересечении фамилии выбирающего и номера того, кого он выбрал, ставят 3 балла, если избранный стоял первым в списке; 2 балла, если он был под номером 2; 1 балл, если был 3-м в списке. В случае, когда выбор взаимный, количество баллов ставят в скобки (независимо от значения цифры).
Например:
Кто выбирает | Кого выбирают | ||||||
Фамилии | |||||||
1. Иванов | х | (1) | (3) | ||||
2. Петров | х | (2) | |||||
3. Сидоров | (3) | х | |||||
4. Рыбаков | х | (2) | |||||
5. Уткин | (3) | (1) | х | ||||
6. Зайцев | (1) | (2) | х | ||||
7. Табаков и т. д. | х | ||||||
Количество выборов | |||||||
Количество взаимовыборов | З | ||||||
Сумма баллов |
Число выборов показывает популярность члена коллектива.
Если у двух человек количество выборов одинаково, то смотрят по количеству набранных баллов.
Чтобы яснее представить положение каждого работника, можно составить карту социометрического выбора. Она представляет собой четыре окружности, расположенных друг в друге. В центральном, наименьшем круге, располагают испытуемых с большим, чем у других, количеством выборов – это "звезды". Во 2-м круге находятся номера "предпочитаемых", в 3-й окружности – "игнорируемых", если выборы отсутствуют – это "изолированные", они находятся в 4-м круге. Таким образом, в 1-м и 2-м кругах расположены фамилии людей, занимающих благоприятное положение в группе. А оказавшиеся в 3-м и особенно 4-м круге находятся в неблагоприятном положении.
Взаимовыборы на карте можно обозначить, соединив соответствующие номера стрелочками друг с другом. В результате можно увидеть составы микрогрупп.
Для более полного анализа данных часто используют индексы социометрического статуса. Положительный статус работника вычисляется по формуле:
Число работников, выбравших его
ПСр = Число работников, оценивающих его – 1.
Отрицательный статус конкретного работника определяют по формуле:
Число работников, отклонивших его
ОСр = Число работников, оценивающих его – 1.
Эти индексы характеризуют личность в общении: мера общительности, влиятельность.
Общий статус работника в группе можно определить следующим образом:
ПСр – ОСр
ОбСр = Число работников, оценивающих его – 1.
Этот индекс выражает отношение группы к одному из ее членов. Общий статус работника бывает со знаком "-", "+", равен 0 (нейтрален).
В результате социометрического опроса руководитель может получить не только сведения о положении каждого работника в группе, но и определить психологический климат в коллективе. О благополучии группы говорит преобладание числа "звезд" и "предпочитаемых" над суммой "изолированных" и "отверженных".
В оценке психологического климата в коллективе поможет и следующий тест.