Диагностика межличностных отношений в семье
Одним из важнейших направлений в деятельности практического психолога является работа с семьей (супругами, родителями и детьми). Характер, акцентуация, страхи, неврозы, интересы личности– все это закладывается в семье. Поэтому диагностика семейных отношений очень важна.
В отечественной психологии существуют два направления в диагностике семейных отношений. Первое – это сбор информации о супружеских отношениях, второе – о родительско-детских.
Собрать информацию о супругах, определить атмосферу в семье поможет тест-опросник удовлетворенности браком (ОУБ) В. В. Столина. Состоит он из 24 утверждений, показывающих отношение обследуемого к самому себе.
Тест-опросник удовлетворенности браком
Инструкция
Внимательно читайте каждое утверждение и выбирайте один из трех предлагаемых вариантов ответов. Старайтесь избегать промежуточных ответов типа "трудно сказать", "затрудняюсь ответить" и т. д.
Текст опросника
1. Когда люди живут так близко, как это происходит в семейной жизни, они неизбежно теряют взаимопонимание и остроту восприятия другого человека:
а) верно;
б) не уверен;
в) неверно.
2. Ваши супружеские отношения приносят вам:
а) скорее беспокойство и страдание;
б) затрудняюсь ответить;
в) скорее радость и удовлетворение.
3. Родственники и друзья оценивают ваш брак:
а) как удавшийся;
б) нечто среднее;
в) как неудавшийся.
4. Если бы вы могли, то:
а) Вы бы многое изменили в характере вашего супруга (вашей супруги);
б) трудно сказать;
в) Вы бы не стали ничего менять.
5. Одна из проблем современного брака в том, что все «приедается», в том числе и сексуальные отношения:
а) верно;
6) трудно сказать;
в) неверно.
6. Когда вы сравниваете вашу семейную жизнь с семейной жизнью ваших друзей и знакомых, вам кажется:
а) что вы несчастнее других;
б) трудно сказать;
в) что вы счастливее других.
7. Жизнь без семьи, без близкого человека – слишком дорогая цена за полную самостоятельность:
а) верно;
б) трудно сказать;
в) неверно.
8. Вы считаете, что без вас жизнь вашего супруга (вашей супруги) была бы неполноценной:
а) да, считаю;
б) трудно сказать;
в) нет, не считаю.
9. Большинство людей в какой-то мере обманывается в своих ожиданиях относительно брака:
а) верно;
б) трудно сказать;
в) неверно.
10. Только множество различных обстоятельств мешает подумать вам о разводе:
а) верно;
б) не могу сказать;
в) неверно.
11. Если бы вернулось время, когда вы вступали в брак, то вашим мужем (женой) мог бы стать:
а) кто угодно, только не теперешний супруг (супруга);
б) трудно сказать;
в) возможно, что именно теперешний супруг (супруга).
12. Вы гордитесь, что такой человек, как ваш супруг (супруга) рядом с вами:
а) верно;
б) трудно сказать;
в) неверно.
13. К сожалению, недостатки вашего супруга (супруги) часто перевешивают его достоинства;
а) верно;
б) затрудняюсь сказать;
в) неверно.
14. Основные помехи для счастливой супружеской жизни кроются:
а) скорее всего в характере вашего супруга (супруги);
б) трудно сказать;
в) скорее в вас самих.
15. Чувства, с которыми вы вступали в брак:
а) усилились;
б) трудно сказать;
в) ослабли.
16. Брак притупляет творческие возможности человека:
а) верно;
6) трудно сказать;
в) неверно.
17. Можно сказать, что ваш супруг (супруга) обладает такими достоинствами, которые компенсируют его недостатки:
а) согласен;
б) нечто среднее;
в) не согласен.
18. К сожалению, в вашем браке не все обстоит благополучно с эмоциональной поддержкой друг друга:
а) верно;
б) трудно сказать;
в) неверно.
19. Вам кажется, что ваш супруг (супруга) часто делает глупости, говорит невпопад, неуместно шутит:
а) верно;
6) трудно сказать;
в) неверно.
20. Жизнь в семье, как вам кажется, не зависит от вашей воли:
а) верно;
6) трудно сказать;
в) неверно.
21. Ваши семейные отношения не внесли в жизнь того порядка и организованности, которых вы ожидали:
а) верно;
б) трудно сказать;
в) неверно.
22. Неправы те, кто считает, что именно в семье человек меньше всего может рассчитывать на уважение:
а) согласен;
б) трудно сказать;
в) не согласен.
23. Как правило, общество вашего супруга (супруги) доставляет вам удовольствие:
а) верно;
б) трудно сказать;
в) неверно.
24. По правде сказать, в вашей супружеской жизни нет и не было ни одного светлого момента:
а) верно;
6) трудно сказать;
в) неверно.
Ключ
1в, 2в, 3а, 4в, 5в, 6в, 7а, 8а, 9в, 10в, 11в, 12а, 13в, 14в, 15а, 16в, 17а, 18в, 19в, 20в, 21в, 22а, 23а, 24в.
Порядок подсчета: если выбранный испытуемыми вариант ответа (а, б или в) совпадает с приведенными в ключе, то начисляется 2 балла; если промежуточный (б) – то 1 балл; за ответ, не совпадающий с приведенными – 0 баллов. Далее подсчитывается суммарный балл по всем ответам. Возможный диапазон тестового балла от 0 до 48 баллов. Высокий балл говорит об удовлетворенности браком.
Диагностику родительско-детских отношений лучше начать с психологического анализа биографических данных. Можно, с целью получения дополнительной информации, провести беседу с ребенком, используя проективные методики, спросить его, например, с кем он живет. Обычно на первое место ребенок ставит наиболее авторитетного для него родителя.
Если кого-либо из взрослых он вообще забыл назвать, скорее всего, у них напряженные отношения.
Вопрос о том, кого бы ребенок изображал, играя в семью, даст возможность оценить, есть ли проблемы в отношениях с родителями и с кем конкретно. Так, дети обычно выбирают роль родителя того же пола, обнаруживая тем самым необходимость подражания. Если выбирается роль родителя противоположного пола или роль самого себя, это диагностирует проблему.
Характер отношений с родителями помогает понять рисунок семьи. Ребенка просят изобразить свою семью так, чтобы ее члены были чем-либо заняты. Дают ему стандартный лист, карандаш, ластик, цветные карандаши.
Обращать внимание надо на стирание, поправки, время вырисовывания каждого члена семьи и очередность появления каждого на рисунке.
Когда рисунок закончен, следует сравнить реальную семью с нарисованной. Если семья изображена в полном составе – это признак эмоционального благополучия семьи, особенно благоприятна обстановка в семье, где все члены семьи на рисунке держаться за руки. В случае эмоциональных конфликтов в семье, агрессии, ребенок пропустит наименее эмоционально привлекательного члена семьи. На вопрос, почему именно его не нарисовал, даст ответ защитного характера, например, "не хватило места".
Случай, когда на рисунке вообще нет людей, связанных с семьей, можно расценивать как отверженность, аутизм, тревожность.
Если ребенок не рисует себя, это обозначает разобщенность с семьей. Рисунок самого себя, без кого-либо, идет от наличия истерических черт характера (особенно если ребенок украшает себя множеством деталей, аксессуаров).
Вариант, когда на рисунке ребенок увеличивает состав семьи, можно объяснить тем, что он хочет иметь брата или сестру либо символически разрушить семью в знак мести родителям за ненужность им.
Отрицательное отношение к какому-либо члену семьи может выражаться большой паузой перед его изображением, недорисованностью каких-либо деталей, частей тела.
Наиболее значимый персонаж рисуется первым, продолжительное время, он – большого размера, тщательно детализирован.
Фон, на котором изображена семья, тоже важен. Так, все то, что касается холода (лед, вода, звезды, холодильник) – символ депрессивного настроения. А цветы и бабочки на рисунке говорят о спокойствии и безмятежности. Символы агрессии: детская кроватка, барабан, клетка, ножницы, ножи, оружие. Символы угрозы: метла, выбивалка для одежды, пылесос, поезд, большие здания, машины.
А теперь несколько слов о цвете карандаша, который предпочтет ребенок. О наличии эмоциональных проблем предупреждает использование зеленого, коричневого, черного, серого цветов. "3еленый" ребенок считает себя заброшенным и очень нуждаются в материнской ласке, Коричневый цвет используют дети со слабым здоровьем, с семейными неурядицами, принадлежащие к асоциальной группе, пережившие драматические события (эмиграцию, эвакуацию), а также умственно неполноценные. Предпочтение черного цвета в детском рисунке свидетельствует о стрессе, перевернувшем жизнь ребенка. Иную психологическую картину дает серый цвет, тоже противопоказанный детям. Выбор этого цвета говорит об отгороженности ребенка от коллектива.
Родительское отношение к своему ребенку принято диагностировать тестами. Наиболее известными является методика Е. Шеффера и Р. Белла. Предназначена она, прежде всего для матерей. Состоит из 115 утверждений, касающихся разных сторон жизни семьи (отношение матери к своей семейной роли, ее отношение к ребенку: эмоциональный контакт или разобщенность, наличие или отсутствие чрезмерной опеки). Отвечающий должен выразить полное (неполное) согласие или несогласие с утверждением. Подсчитывают баллы и распределяют их по шкалам при помощи ключа. Каждое утверждение относится к определенной шкале. Шкал - 23.
Шкалы эти выглядят следующим образом:
Отношение к семейной роли описывается с помощью 8-ми признаков, их номера в опросном листе 3, 5, 7, 11, 13, 23:
- ограниченность интересов женщины рамками семьи, заботами исключительно о семье (3);
- ощущение самопожертвования в роли матери (5);
- семейные конфликты (7);
- сверхавторитет родителей (11);
- неудовлетворенность ролью хозяйки дома (13);
- "безучастность" мужа, его невключенность в дела семьи (17);
- доминирование матери (19);
- зависимость и несамостоятельность матери (23).