Метод рисуночной фрустрации Розенцвейга

Фрустрация – состояние напряжения, расстройства, вызываемое препятствиями на пути к важной цели.

Эта методика легче в интерпретации, чем тест Рор­шаха. Состоит она из 24 схематичных рисунков, отра­жающих конфликтные ситуации. Испытуемый должен дописать фразу персонажу, изображенному на рисунке. Анализируя фразы испытуемого, выявляется уровень фрустрации и стиль поведения в конфликтной ситуа­ции (агрессия, самообвинение, компромисс). Иногда экспериментатор просит прочесть вслух написанное, обра­щая внимание на интонацию, тон голоса. Кроме того, можно задавать дополнительные вопросы относительно очень коротких или двусмысленных ответов.

Тест "Несуществующее животное"

Инструкция

Придумайте и нарисуйте несуществующее животное и назовите его несуществующим названием.

Показатели и интерпретация

Положение рисунка на листе. В норме рисунок рас­положен по средней линии вертикально поставленного листа. Лист бумаги лучше всего взять белый или слегка кремовый, неглянцевый. Пользоваться карандашом сред­ней мягкости; ручкой и фломастером рисовать нельзя.

Положение рисунка ближе к верхнему краю листа трактуется как высокая самооценка (чем ближе, тем более выражена), как недовольство своим положением в социуме, как претензия на продвижение и признание, тенденция к самоутверждению, связано с недостаточно­стью признания со стороны окружающих.

Положение рисунка в нижней части – обратная тен­денция: неуверенность в себе, низкая самооценка, по­давленность, нерешительность, незаинтересованность в своем положении в социуме, в признании, отсутствие тенденции к самоутверждению.

Центральная часть фигуры (голова или замещаю­щая ее деталь). Голова повернута вправо – устойчивая тенденция к деятельности, действенности: почти все, что обдумывается, планируется – осуществляется или, по крайней мере, начинает осуществляться (если даже и не доводится, до конца). Испытуемый активно переходит к реализации своих планов.

Голова повернута влево – тенденция к рефлексии, к размышлениям. Это не человек действия: лишь незна­чительная часть замыслов реализуется или хотя бы на­чинает реализовываться. Нередко также боязнь перед активным действием и нерешительность. (Вариант: от­сутствие тенденции к действию или боязнь активности – следует решить дополнительно.)

Положение "анфас", т. е. голова направлена на рису­ющего, трактуется как эгоцентризм.

На голове расположены детали, соответствующие органам чувств – уши, рот, глаза. 3начение детали "уши" – прямое: заинтересованность в информации, значимость мнения окружающих о себе. Дополнитель­но к другим показателям и их сочетанию определяет­ся, предпринимает ли испытуемый что-либо для завоевания положительной оценки или только провоцирует на оценки окружающих соответствующие эмоциональ­ные реакции (радость, гордость, обида, огорчение), не из­меняя своего поведения. Приоткрытый рот в сочета­нии с языком при отсутствии прорисовки губ тракту­ется как большая речевая активность (болтливость), в сочетании с прорисовкой губ – как чувственность; иногда и то и другое вместе. Открытый рот без прори­совки языка и губ, особенно зачерченный, трактуется как легкость возникновения опасений и страхов, недо­верия. Рот с зубами – вербальная агрессия, в большин­стве случаев – защитная (огрызается, задирается, гру­бит в ответ на обращение к нему отрицательного свой­ства, осуждение, порицание). Для детей и подростков характерен рисунок зачерченного рта округлой формы (боязливость, тревожность).

Особое значение придают глазам. Это символ прису­щего человеку переживания страха: подчеркивается резкой прорисовкой радужки. Обратить внимание на наличие или отсутствие ресниц. Ресницы – истероид­но-демонстративные манеры поведения; для мужчин: женственные черты характера с прорисовкой зрачка и радужки совпадают редко. Ресницы – также заинтере­сованность в восхищении окружающих внешней красо­той и манерой одеваться, придание этому большого зна­чения. Увеличенный (в соответствии с фигурой в целом) размер головы говорит о том, что испытуемый ценит рациональное начало (возможно, и эрудицию) в себе и окружающих.

На голове также бывают расположены дополнитель­ные детали: например, рога – защита, агрессия. Опре­делить по сочетанию с другими признаками – когтями, щетиной, иглами – характер этой агрессии: спонтан­ная или защитно-ответная. Перья – тенденция к само­украшению и самооправданию, к демонстративности. Грива, шерсть, подобие прически – чувственность, под­черкивание своего пола и, иногда, ориентировка на свою сексуальную роль.

Несущая, опорная часть фигуры (ноги, лапы, иногда – постамент). Рассматривается основательность этой части по отношению к размерам всей фигуры и по форме:

а) основательность, обдуманность, рациональность при­нятия решения, пути к выводам, формирование суждения, опора на существенные положения и значи­мую информацию;

б) поверхностность суждений, легкомыслие в выводах и неосновательность суждений, иногда импульсивность принятия решения (особенно при отсутствии или почти отсутствии ног).

Обратить внимание на характер соединения ног с кор­пусом: точно, тщательно или небрежно, слабо соединены или не соединены вовсе – это характер контроля за своими рассуждениями, выводами, решениями. Однотипность и однонаправленность формы ног, лап, любых эле­ментов опорной части – конформность суждений и ус­тановок в принятии решений, их стандартность, баналь­ность. Разнообразие в форме и положении этих дета­лей – своеобразие установок и суждений, самостоятель­ность и небанальность; иногда даже творческое начало (соответственно необычности формы) или инакомыслие (ближе к патологий).

Части, поднимающиеся над уровнем фигуры. Могут быть функциональными или украшающими: крылья, дополнительные ноги, щупальцы, детали панциря, перья, бантики вроде завитушек-кудрей; цветково-функцио­нальные детали – энергия охвата разных областей че­ловеческой деятельности, уверенность в себе, "саморасп­ространение" с неделикатным и неразборчивым при­теснением окружающих, либо любознательность, жела­ние соучаствовать как можно в большем числе дел ок­ружающих, завоевание себе места под солнцем, увлечен­ность своей деятельностью, смелость предприятий (со­ответственно значению детали-символа – крылья или щупальцы и т. д.). Украшающие детали – демонстра­тивность, склонность обращать на себя внимание окру­жающих, манерность (например, лошадь или ее несуществующее подобие в султане из павлиньих перьев).

Хвосты. Выражают отношение к собственным дей­ствиям, решениям, выводам, к своей вербальной продук­ции – судя по тому, повернуты ли эти хвосты вправо (на листе) или влево. Хвосты повернуты вправо – отно­шение к своим действиям и поведению. Влево – отно­шение к своим мыслям, решениям; к упущенным воз­можностям, к собственной нерешительности. Положи­тельная или отрицательная окраска этого отношения выражена направлением хвостов вверх (уверенно, поло­жительно, бодро) или падающим движением вниз (не­довольство собой, сомнение в собственной правоте, сожаление о сделанном, сказанном, раскаяние и т. п.). Обра­тить внимание на хвосты, состоящие из нескольких, иног­да повторяющихся звеньев, на особенно пышные хвос­ты, особенно длинные и иногда разветвленные.

Контуры фигуры. Анализируются по наличию или отсутствию выступов (типа щитов, панцирей, игл), прори­совки и затемнения линии контура. Это защита от окру­жающих, агрессивная – если она выполнена в острых углах; со страхом и тревогой – если имеет место затем­нение, "запачкивание"; если поставлены щиты, "засло­ны", линия удвоена. Направленность такой защиты – соответственно пространственному расположению: верх­ний контур фигуры – против вышестоящих, против лиц, имеющих возможность наложить запрет, ограничение, осуществить принуждение, т. е. против старших по возрасту, родителей, учителей, начальников, руководителей; нижний контур – защита против насмешек, непризна­ния, отсутствия авторитета у нижестоящих подчиненных, младших, боязнь осуждения; боковые контуры – недифференцированная опасливость и готовность к самозащи­те любого порядка и в разных ситуациях; то же самое – элементы "защиты", расположенные не по контуру, а внут­ри контура, на самом корпусе животного. Справа – боль­ше в процессе деятельности (реальной), слева – больше защита своих мнений, убеждений, вкусов.

Общая энергия. Оценивается количество изображен­ных деталей – только ли необходимое количество, что­бы дать представление о придуманном несуществующем животном (тело, голова, конечности или тело, хвост, кры­лья и т. п.): с заполненным контуром, без штриховки и дополнительных линий и частей, просто примитивный контур, – или имеет место щедрое изображение не толь­ко необходимых, но и усложняющих конструкцию до­полнительных деталей. Соответственно, чем больше со­ставных частей и элементов (помимо самых необходи­мых), тем выше энергия. В обратном случае – эконо­мия энергии, астеничность организма, хроническое со­матическое заболевание. (То же самое подтверждается характером линии – слабая паутинообразная линия, "возит карандашом по бумаге", не нажимая на него.) Обратный же характер линий – жирная с нажимом – не является полярным: это не энергия, а тревожность. Следует обратить внимание на резко продавленные ли­нии, видимые даже на обратной стороне листа (судорож­ный, высокий тонус мышц рисующей руки) – резкая тревожность. Обратить внимание также на то, какая деталь, какой символ выполнен таким образом (т. е. к че­му привязана тревога).

Тематически животные делятся на угрожаемых, уг­рожающих, нейтральных (подобия льва, бегемота, волка или птицы, улитки, муравья, либо белки, собаки, кошки). Это отношение к собственной персоне и к своему "Я", представление о своем положении в мире как бы иден­тификация себя по значимости (с зайцем, букашкой, сло­ном, собакой и т. д.). В данном случае рисуемое живот­ное – представитель самого рисующего.

Уподобление рисуемого животного человеку, начиная с постановки животного в положение прямохождения на две лапы, вместо четырех или более, и заканчивая одева­нием животного в человеческую одежду (штаны, юбки, банты, пояса, платье), включая похожесть морды на лицо, ног и лап на руки – свидетельствует об инфантильности, эмоциональной незрелости, соответственно степени выра­женности "очеловечивания" животного. Механизм схо­ден (и параллелен) аллегорическому значению животных и их характеров в сказках, притчах и т. п.

Степень агрессивности выражена количеством, распо­ложением и характером углов в рисунке, независимо от их связи с той или иной деталью изображения. Особенно весомы в этом отношении прямые символы агрессии – когти, зубы, клювы. Следует обратить внимание также на акцентировку сексуальных признаков – вымени, сосков, груди при человекоподобной фигуре и др. Это отноше­ние к полу, вплоть до фиксации на проблеме секса.

Фигура круга (особенно – ничем не заполненного) символизирует и выражает тенденцию к скрытности, зам­кнутость, закрытость своего внутреннего мира, нежелание давать сведения о себе окружающим, наконец, нежелание подвергаться тестированию. Такие рисунки обычно дают очень ограниченное количество данных для анализа.

Обратить внимание на случаи вмонтирования меха­нических частей в тело "животного" – постановка животного на постамент, тракторные или танковые гу­сеницы, треножник; прикрепление к голове пропеллера, винта; вмонтирование в глаз электролампы, в тело и конечности животного – рукояток, клавиш и антенн. Это наблюдается чаще у больных шизофренией и глубо­ких шизоидов.

Творческие возможности выражены обычно количе­ством сочетающихся в фигуре элементов: банальность, отсутствие творческого начала принимают форму "го­тового", существующего животного (люди, лошади, соба­ки, свиньи, рыбы), к которому лишь приделывается гото­вая существующая деталь, чтобы нарисованное живот­ное стало несуществующим – кошка с крыльями, рыба с перьями, собака с ластами и т. п. Оригинальность вы­ражается в форме построения фигуры из элементов, а не целых заготовок.

Название может выражать рациональное соединение смысловых частей (летающий заяц, "бегекот", "мухожер" и т. п.). Другой вариант – словообразование с книжно­-научным, иногда латинским суффиксом или окончанием ("ратолетиус" и т. п.). Первое – рациональность, конк­ретная установка при ориентировке и адаптации; второе – демонстративность, направленная главным образом на демонстрацию собственного разума, эрудиции, знаний. Встречаются названия поверхностно-звуковые без всяко­го осмысления ("лялие", "лиошана", "гратекер" и т. п.), знаменующие легкомысленное отношение к окружающим, неумение учитывать сигнал опасности, наличие аффектив­ных критериев в основе мышления, перевес эстетических элементов в суждениях над рациональными.

Наблюдаются иронически-юмористические названия ("риночурка", "пузыренд" и т. п.) – при соответствен­но иронически-снисходительном отношении к окружа­ющим. Инфантильные названия имеют обычно повторяющиеся элементы ("тру-тру", "лю-лю", "кус-кус" и т. п.). Склонность к фантазированию (чаще защитно­го порядка) выражена обычно удлиненными названия­ми ("аберосинотиклирониния" и т. п.).

Цветовой тест Люшера

Разработан он швейцарским психологом Максом Люшером. Используется при подборе кадров, производ­ственном консультировании, при рекомендациях по вы­бору супругов. Направлен на изучение личности, ее ощу­щений и переживаний в данный момент времени. Тест не претендует на описание устойчивых черт характера. Основан он на гипотезе о различной значимости цветов в поведении человека. Это подтверждают эксперименты, в которых испытуемому предлагалось долгое время смот­реть на красный цвет. Результатом стало повышение кровяного давления, увеличение частоты дыхания, серд­цебиения. Таким образом, видно, что красный цвет ока­зал возбуждающее действие на нервную систему. А дей­ствие синего цвета вызвало противоположный эффект: кровяное давление падает, сердцебиение, дыхание замед­ляются. Синий цвет – успокаивающий.

М. Люшер дал свою интерпретацию цветов. В этой методике каждый цвет имеет свое постоянное значение: синий, например, означает покой и тишину; зеленый символизирует настойчивость, самоуверенность, упрям­ство; красный символизирует властность, сексуальность; желтый – изменчивость, оригинальность, веселость.

Наиболее часто используют сокращенный набор цвет­ных карточек – 8 штук. (Полный же набор состоит из 73 цветных карточек.)

Испытуемого просят выбрать одну из 8 карточек, раз­ложенных на белом фоне с наиболее приятным ему цветом. На его выбор не должен влиять ни вкус, ни мода. Эту карточку откладывают в сторону. После чего про­сят вновь выбрать из оставшихся, пока не останется ни одной. Через некоторое время процедура повторяется (не вспоминая ранее выбранные цвета).

К основным цветам относятся: синий, желтый, крас­ный и зеленый. Еще 4 дополнительных: фиолетовый, являющийся смесью красного и синего; коричневый – смесь желто-красного и черного; серый – не содержит никакого цвета, он психологически и физиологически нейтрален; и, наконец, черный – отрицание цвета.

Таким образом, цвет, который вызывает у испытуе­мого наибольшую симпатию, стоит на первом месте. Восьмое место занимает антипатичный цвет. Позиция в начале ряда означает предпочтение, далее расположена зона безразличия, и, наконец, зона неприятия.

При отсутствии конфликта и хорошем эмоциональ­ном состоянии основные цвета должны занимать первые позиции. Дополнительные цвета на первом месте гово­рят о наличии тревожности, стресса, страха, огорчения. Если основной цвет стоит на 6-м месте, тревожность вы­является слабовыраженной и обозначается одним вос­клицательным знаком (!). Если в 7-й позиции стоят основные цвета, ставят два восклицательных знака (!!); если основной цвет в 8-й позиции, ставят три знака (!!!).

В случае помещения основного цвета на 6-й и 8-й позиции, основной цвет на 1-м месте является показате­лем компенсации. В тех случаях, когда показатель ком­пенсации – это дополнительный цвет, результаты теста негативные. Если серый, коричневый или черный цвета занимают 3-ю позицию, ставят один восклицательный знак (!), если 2-ю позицию – ставят два знака (!!), если 1-ю позицию – ставят три знака (!!!). Чем больше зна­ков, тем прогноз неблагоприятнее.

Люшер составил специальную таблицу, в которой описал значение сочетания цветов в разных позициях. Ее можно найти в пособии: Столяренко Л. Д. Основы психологии. Практикум. Ростов н/Д, 1999.

Более подробно с интерпретацией проективных мето­дик можно познакомиться в книгах:

1. Беспалько И. Г., Гильяшева И. Н. Проективные мето­ды. Л., 1983.

2.Савенко Ю. С. Проективные методы в исследовании бессознательного. Тбилиси, 1978.

3. Соколова Е. Т. Проективные методы исследования личности. М., 1980.

Итак, мы закончили общий обзор тестов, направленных на изучение личности. Использование этих методик дает возможность получить обширнейшую информацию о кли­енте, но практический психолог всегда должен помнить, что тест – это всего лишь шаг к контакту с клиентом.

Наши рекомендации