Профессиограмма авиадиспетчера
I. Общая характеристика профессии
Авиадиспетчер, работающий в системе управления воздушным движением (УВД) - это высококвалифицированный специалист гражданской авиации, осуществляющий контроль и управление движением (полетом) воздушных судов от момента их взлета до посадки. Социальное значение профессии состоит в том, что авиадиспетчер обеспечивает безопасность и эффективность работы воздушного транспорта. От результатов труда и деятельности авиадиспетчера зависят также все экономические показатели работы отрасли. Работники службы УВД решают одну из главных задач в обеспечении полетов по обслуживанию хозяйственно-экономической деятельности страны.
Профессия авиадиспетчера имеет высокий уровень престижности и распространена не только в гражданской, но и в специальных видах авиации (сельскохозяйственной, санитарной, военной и т. д.). Овладение ею требует хорошей общеобразовательной подготовки (по физике, математике, основам информатики и вычислительной технике). Профессия предъявляет также большие требования к специальной подготовке работника. Авиадиспетчер должен хорошо знать профессиональную среду своей деятельности (природную, техническую, социальную), владеть навыками управления сложным радиотехническим и электронным комплексом, знать содержание своей профессиональной работы и уметь квалифицированно выполнять ее на всех этапах управления воздушным движением.
Работа авиадиспетчера относится к операторскому виду труда с преобладанием в профессиональной деятельности интеллектуальных функций. Ее выполнение связано с постоянным анализом и прогнозированием быстро меняющейся обстановки, принятием всевозможных управленческих решений, обеспечивающих безопасность полетов в контролируемом диспетчером воздушном секторе, причем каждое решение является следствием сложных интеллектуальных действий. Диспетчер УВД предотвращает опасные сближения и столкновения воздушных судов, дает им указания об изменении режима полета, принимает меры по оказанию помощи терпящим бедствия самолетам и вертолетам и выполняет целый ряд других ответственных функций.
Современные центры УВД оборудованы сложной радиоэлектронной аппаратурой, позволяющей осуществлять контроль за воздушной обстановкой с помощью особых телевизионных экранов (дисплеев). Рабочим местом авиадиспетчера является пульт управления, на котором имеются устройства отображения воздушной и метеорологической обстановки (индикаторы), средства радиосвязи с экипажами воздушных судов, информационно-справочный материал по правилам полетов и т. д. Пульты управления выполнены так, чтобы обеспечить оптимальные условия работы.
Санитарно-гигиеническая и физическая среда (температура, запыленность, освещенность, и т. д.), в которой работает авиадиспетчер, соответствует нормам, уровень шума на рабочем месте может превышать установленные параметры. Режим труда - посменный, в специальном помещении. В работе отсутствуют какие-либо выраженные профессиональные вредности, однако, высокий уровень нервно-психической напряженности может со временем неблагоприятно отразиться на состоянии нервной и сердечнососудистой систем работающего. Противопоказания: слабое физическое здоровье и низкий уровень работоспособности, дефекты в органах слуха, зрения и речи, эмоционально-волевая неустойчивость, плохая память и недостаточное развитие способности к оперативному мышлению.
Профессия авиадиспетчера открывает определенные возможности для дальнейшего профессионального роста и повышения квалификации работника. Перспективы профессионального продвижения связаны, прежде всего, с переходом на работу в вышестоящие подразделения службы управления воздушным движением, а также в другие административно-управленческие структуры гражданской авиации.
Профессию диспетчера УВД можно получить в высших и средних учебных заведениях гражданской авиации. На дневное отделение принимаются лица мужского пола, имеющие образование в объеме средней школы и прошедшие специальный психофизиологический отбор на профессиональную пригодность. Слушатели и курсанты учебных заведений гражданской авиации находятся на полном государственном обеспечении, им предоставляется бесплатное общежитие, питание, форменная одежда и стипендия.
//. Психограмма профессии
С психологической точки зрения основное содержание работы диспетчера УВД сводится к приему, переработке и передаче необходимой производственной информации. Диспетчер принимает, осмысливает и логически перерабатывает (классифицирует) информацию, поступающую от радиотехнического комплекса; закрепляет в логической и образной памяти данные, необходимые для решения задач УВД; конструирует в воображении целостный и динамичный образ воздушной обстановки; распределяет внимание между различными источниками информации; прогнозирует изменения ситуации (ее пространственно-временного образа); осуществляет последовательный ряд умственных действий, направленных на реализацию заданного алгоритма управления воздушным движением; принимает различные управленческие решения, в том числе при возникновении аварийной или непредвиденной ситуации; ведет радиопереговоры с экипажем воздушных судов. В связи с перечисленными функциями он выполняет следующие психологические действия:
1. Сенсорно-перцептивные - различает цвета сигнальных лампочек, оценивает градации яркости светящихся точек на экране локатора, определяет расстояние между воздушными судами, представленными на экране обзорного локатора в виде светящихся точек и различных формуляров.
2. Психомоторные и речемоторные — включает радиопереговорные устройства, манипулирует органами настройки аппаратуры и регулировки изображения, набирает номера самолетов на табло-эшелонаторе, передает речевые сообщения по телефону громкоговорящей связи.
3. Аттенционные (действия внимания) - сохраняет устойчивость внимания на управляемых объектах, периодически переключает внимание с одного объекта на другой, распределяет внимание на нескольких существенных элементах рабочей среды.
4. Мнемические (действия памяти) - запоминает информацию о параметрах движения воздушных судов, избирательно вспоминает данные, необходимые для решения той или иной задачи, воспризводит должностные инструкции и алгоритмы решения типичных задач, забывает информацию, потерявшую актуальность.
5. Имажинитивные (действия изображения) - на основе получения различной информации создает сложный динамический образ (модель) воздушной обстановки; опираясь на созданную модель, принимает все управленческие решения; с учетом текущей информации перестраивает созданный пространственно-временной образ, что позволяет предвидеть изменения воздушной обстановки.
6. Мыслительные — анализирует и выявляет взаимосвязи между элементами производственных ситуаций; определяет необходимую последовательность своих действий; устанавливает причины возникших рассогласований между прогнозируемой и фактической ситуацией; принимает решения в новой, неожиданной ситуации; находит оптимальные способы и средства для реализации своих решений.
Требования к психике авиадиспетчера
а. К сенсорно-перцептивным свойствам
Учитывая то обстоятельство, что зрительные и слуховые сигналы, поступающие к диспетчеру, имеют достаточную интенсивность, деятельность в системе УВД не предъявляет повышенных требований к зрительной и слуховой чувствительности работника. Достаточно иметь обычный нормальный слух и нормальное зрение (в некоторых случаях допустима его корректировка очками). Вместе с тем, профессионально важной является такая характеристика, как малая утомляемость зрительного и слухового анализаторов. Непрерывный поток достаточно интенсивных сигналов, характерный для деятельности диспетчера, требует от него сенсорной устойчивости. В экстремальных условиях решающее значение приобретает скорость развития ощущений, лежащая в основе построения целостного образа восприятия. Оба указанные свойства - сенсорная устойчивость и скорость развития ощущений - слабо поддаются тренировке и упражнению.
б. К психомоторике
При работе в нормальном режиме не требуется, чтобы скорость и точность двигательных реакций (нажатие на кнопки, тумблеры и другие органы управления приборами) превышала обычные, средние значения. В экстремальных же условиях требования к психомоторике резко повышаются. Скорость и точность реакций становятся важнейшими показателями надежности деятельности авиадиспетчера, большую роль начинает играть и устойчивость психомоторики к эмоциональным воздействиям.
в. К свойствам внимания
Основное требование к вниманию авиадиспетчера - его устойчивость. Это свойство непосредственно зависит от такого физиологического показателя как сила процесса возбуждения. При слабом возбудительном процессе снижение устойчивости внимания неизбежно - поэтому слабость нервной системы является прямым психофизиологическим противопоказанием к деятельности диспетчера. Два других свойства внимания - распределение и переключение - связаны с подвижностью нервных процессов. Обычные, средние показатели этих свойств достаточны для того, чтобы сформировать у работника необходимые аттенционные навыки и умения.
г. К мнемическим и имажинитивным свойствам
Работа авиадиспетчера связана с актуализацией двух видов памяти: долговременной и оперативной. Если требования к объему долговременной памяти обычны, то требования к объему оперативной памяти очень высоки. В процессе управления воздушным движением диспетчеру необходимо запоминать позывные самолетов, эшелоны следования, посадочный курс, метеоинформацию и большое количество других данных. Хорошая оперативная память - профессионально важное качество диспетчера УВД. Он должен также обладать развитым пространственным воображением, чтобы строить мысленный образ воздушной обстановки и изменять его с учетом поступающей информации. В экстремальной ситуации роль образов воображения резко повышается. И практической деятельности диспетчера УВД мнемические и имажинитивные умения и навыки очень тесно связаны между собой и включаются в единый целостный психический акт. Диспетчер запоминает, сохраняет, фильтрует цифровую информацию и одновременно переводит ее в зрительно-пространственные образы - поэтому высокий уровень сформированное мнемических и нмажитивных умений является одним из главных условий успешности его работы.
д. К мыслительным свойствам
Профессия авиадиспетчера предъявляет повышенные требования к скорости протекания мыслительных процессов. Это психологическое свойство связано с врожденными типологическими особенностями центральной нервной системы и не поддается упражнению. При работе в оптимальном режиме на первый план в деятельности авиадиспетчера выступает аналитическая функция мышления (анализ, сопоставление, оценка ситуации). В экстремальных условиях первостепенное значение приобретает синтетическая функция (мысленное построение динамической модели воздушной обстановки, создание плана действий и т. д.). Важную роль играют и такие свойства мышления, как его критичность, гибкость, а также интуиция.
е. К речевым и коммуникативным свойствам
Обязательным требованием к кандидату на профессию диспетчера УВД является отсутствие дефектов речи. При этом очень важна выносливость голосовых связок. К громкости и выразительности речи повышенных требований не предъявляется. Профессионально важными являются также следующие коммуникативные свойства: умение кратко и четко формулировать речевые сообщения (команды), легкость вступления в контакт, доброжелательность в общении.
ж. К эмоционально-волевой сфере
Диспетчер УВД должен обладать таким интегральным свойством личности, как нервно-эмоциональная устойчивость, т. е. способностью сохранять выдержку, хладнокровие и самообладание. Это свойство особенно необходимо в условиях дефицита времени и в экстремальных ситуациях. Он должен быть предельно собранным, уравновешенным, решительным, проявлять инициативность и высокоразвитое чувство ответственности. При работе в оптимальном режиме важным профессиональным требованием к личности диспетчера является наличие способности сохранять активность, бдительность и высокий уровень работоспособности в производственных условиях, вызывающих скуку, сонливость, состояние монотонии, а также в условиях развивающегося утомления.
з. К свойствам личности
Диспетчер УВД должен иметь высокий уровень интеллекта и хорошо развитые общие и специальные способности. Наиболее благоприятный тип нервной системы - сильный-уравновешенный-подвижный. Этот тип нервной системы обеспечивает высокий уровень умственной и физической работоспособности, необходимый в деятельности диспетчера. К числу важных личностных особенностей, наличие которых способствует успешности выполнения профессиональной деятельности, следует также отнести: дисциплинированность, способность к самоконтролю, умение работать в коллективе.