Цель, значение и методы психологического изучения профессий
Психологическое изучение профессий является одной из важнейших задач психологии труда, которая решается в рамках комплексного научного направления, обозначаемого понятием «профессиография». Кратко определить данное понятие можно следующим образом: профессиография - это изучение, описание и классификация существующих профессий по различным технологическим, экономическим, медицинским, физиологическим и психологическим критериям. Из приведенного определения видно, что изучением профессий занимаются специалисты разных профилей: технологи, инженеры, экономисты, физиологи, психологи и т. д.
Главной целью специалиста-психолога, участвующего в разработке указанного комплексного научного направления, является установление тех требований, которые предъявляет профессия к человеку. На основе этих требований определяются профессионально важные психологические и психофизиологические качества личности, те или иные особенности мышления, памяти, восприятия, внимания, воли, нервной системы, психомоторики и г. д., наличие которых обеспечивает успешность работы человека в данной конкретной профессии. Занимаясь профессиографической работой, психолог труда должен проводить свои исследования в тесном контакте с другими квалифицированными специалистами -инженерами, медиками, гигиенистами, а также с руководителями соответствующих производственных подразделений и опытными рабочими-профессионалами, которые хорошо знают особенности и специфику выполняемой профессиональной деятельности.
Следует особо отметить, что психологическое изучение профессий не является самоцелью, оно служит средством решения многих серьезных научно-практических задач. Прежде всего, психологическое изучение профессий служит предпосылкой для организации любой исследовательской и практической работы, направленной на рационализацию, гуманизацию, реконструкцию, проектирование профессиональной деятельности человека и выполняемых им производственных операций. На основе данных профессиографии совершенствуются условия труда, проектируются рациональные режимы труда и отдыха, определяются критерии профессиональной пригодности того или иного человека к определенному виду деятельности, разрабатываются программы профессионального обучения, обеспечивающие необходимую подготовку кадров, и т. д. Кроме того, психологическое изучение профессий позволяет на научной основе решать ряд важнейших задач в сфере организации таких видов социальной деятельности, как профориентация, профконсультация, профессиональный отбор. Кратко раскроем содержание этих понятий.
Под профориентацией понимается система мероприятий по ознакомлению учащихся и молодежи с миром профессий и их подготовке к сознательному выбору профессии. Профориентационную работу проводят не только психологи, но и врачи, школьные учителя, классные руководители, представители промышленных предприятий, работники психологических служб и т. д.
Профессиональная консультация — это оказание помощи в выборе конкретной профессии, соответствующей индивидуальным физическим и психологическим особенностям консультируемого, его интересам и способностям, а также информирование консультируемого о возможностях обучения и трудоустройства по данной профессии. Профессиональная консультация проводится в виде беседы клиента с психологом, состоящим в штате различных подразделений по профориентации молодежи. Этой деятельностью занимаются также специалисты Центров занятости населения, куда обращаются за помощью лица, потерявшие работу, или вынужденные стать на путь профессиональной реориентации (смены приобретенной ранее профессии).
Профессиональный отбор - это специальная процедура определения профессиональной пригодности кандидата к данному конкретному виду трудовой деятельности на основе оценки степени соответствия его физических, психологических и психофизиологических качеств требованиям выбираемой профессии. Система психологического отбора включает обоснованный и экспериментально проверенный комплекс диагностических методик и стандартизированных процедур обследования, позволяющих делать научно-обоснованный прогноз об успешности работы человека по данной специальности (профессии). При этом надо постоянно иметь в виду, что профессиональная пригодность - не врожденное качество, она может формироваться в процессе самой трудной деятельности.
Профотбор проводится квалифицированными специалистами и только на те профессии, где его целесообразность обусловлена практической, социальной и производственно-экономической необходимостью. Ю. В. Котелова [9] выделяют четыре типа таких профессий: первый — профессии, в которых имеются особо сложные сочетания психофизиологических требований; второй - профессии, требующие длительной и дорогостоящей подготовки кадров; третий - профессии, где могут возникать сложные и опасные ситуации; четвертый - профессии, в которых исключительную роль играют некоторые личностные особенности работающего человека. Именно на эти типы профессий, по мнению Ю. В. Котеловой, и должен производиться профессиональный отбор.
Проведение профотбора, профориентации и профконсультации должно опираться на всестороннее знание особенностей профессий. Уже из краткого описания содержания этих видов социальной деятельности видно, что вся работа специалистов, занимающихся ими, может успешно осуществляться только на основе данных глубокого профессиографического исследования. Психологическое изучение профессий имеет также большое значение для составления и уточнения классификации профессий, которая нужна не только для теоретической систематизации знаний по психологии труда, но и для решения многих других практических задач.
Психологическое изучение профессий по своим задачам и методам отличается от их технико-экономического, социологического, гигиенического исследования. Поскольку, однако, психологические компоненты профессионального труда тесно связаны со всеми другими его условиями, собственно психологическое изучение должно начинаться с подробного предварительного ознакомления со всеми особенностями профессии. В целях такого ознакомления может быть использована прилагаемая ниже схема.
Схема предварительного ознакомления с профессией
Название предприятия_______________
Профессия_________________________
Специальность
I. Общие сведения о профессии
1. Социально-экономическое значение.
2. Распространенность и престижность.
3. Связь с другими профессиями.
4. Перспективы профессионального роста и повышения квалификации.
5. Какой общеобразовательной и специальной подготовки требует?
6. Есть ли медицинские и психофизиологические противопоказания?
П. Организация труда
1. Работа индивидуальная или коллективная (бригадная).
2. Поточно-конвейерная работа.
3. Наличие автоматизированных линий и участков.
4. Используемый в работе транспорт.
5. Организация рабочего места, основная рабочая поза.
III. Содержание труда
1. Труд физический или умственный, ручной, механизированный или автоматизированный.
2. Выполняемые операции: основные, подготовительные,
3. вспомогательные.
4. Приемы работы.
5. Материалы и инструменты, используемые в работе.
6. Изготавливаемая продукция.
IV. Санитарно-гигиенические условия
1. Особенности окружающей производственной среды (освещение, температура, запыленность, влажность, шум, вибрация).
2. Работа дневная или ночная.
3. Режим труда и отдыха.
4. Наличие или отсутствие профессиональных вредностей.
5. Средства охраны труда.
V. Социально-экономические условия
1. Форма заработной платы и ее размер.
2. Жилищные условия и общественное питание.
3. Социальное обеспечение и социальная защищенность.
4. Материальное и моральное стимулирование труда.
VI. Психологические особенности профессии
1. Особенности сенсорных процессов (требуется ли высокая чувствительность органов зрения, слуха, осязания; способность различать основные цвета и оттенки цвета; умение четко воспринимать и быстро узнавать различные предметы и их признаки).
2. Особенности психомоторики (умение координировать движения обеих рук и ног, способность выполнять точные и мелкие движения, быстро реагировать на различные сигналы, безошибочно и быстро осуществлять экстренные действия).
3. Особенности внимания (умение концентрировать и распределять внимание, длительное время сохранять его на выполняемой работе, способность быстро переключать внимание с одного вида деятельности на другой, умение осуществлять внимательный контроль за всеми выполняемыми трудовыми действиями).
4. Особенности памяти (вид памяти, актуализируемой в трудовой деятельности - образная, словесная, кратковременная, долговременная и т. д.; необходимость запоминать большой объем информации в процессе работы, опираться на представления памяти; способность точно и полно воспроизводить прошлый опыт и знания).
5. Особенности мыслительных процессов (виды мыслительных операций, необходимых для успешного выполнения профессиональной деятельности; степень активности мыслительных процессов при выполнении отдельных производственных функций; способность мысленно планировать, предвидеть и прогнозировать результаты деятельности).
6. Особенности эмоционально-волевой сферы (эмоциональная устойчивость в сложных и экстремальных производственных ситуациях; умение быть собранным, уравновешенным, решительным, инициативным, ответственным; способность сохранять активность, бдительность и высокий уровень работоспособности в условиях развивающегося утомления).
7. Особенности личности (требования, предъявляемые работой к общему уровню развития личности и интеллекта; виды специальных способностей, необходимые для успешной работы в данной профессии; тип личности, наиболее соответствующий профессии - мыслительный, чувствующий, интуитивный, практический, эмоционально-коммуникативный и т. д.; требования к темпераменту и характерологическим свойствам личности).