Цель, значение и методы психологического изучения профессий

Психологическое изучение профессий является одной из важнейших задач психологии труда, которая решается в рамках комплексного научного направления, обозначаемого понятием «профессиография». Кратко определить данное понятие можно следующим образом: профессиография - это изучение, описание и классификация существующих профессий по различным техно­логическим, экономическим, медицинским, физиологическим и психологическим критериям. Из приведенного определения вид­но, что изучением профессий занимаются специалисты разных профилей: технологи, инженеры, экономисты, физиологи, психо­логи и т. д.

Главной целью специалиста-психолога, участвующего в раз­работке указанного комплексного научного направления, является установление тех требований, которые предъявляет профессия к человеку. На основе этих требований определяются профессио­нально важные психологические и психофизиологические качест­ва личности, те или иные особенности мышления, памяти, воспри­ятия, внимания, воли, нервной системы, психомоторики и г. д., наличие которых обеспечивает успешность работы человека в данной конкретной профессии. Занимаясь профессиографической работой, психолог труда должен проводить свои исследования в тесном контакте с другими квалифицированными специалистами -инженерами, медиками, гигиенистами, а также с руководителями соответствующих производственных подразделений и опытными рабочими-профессионалами, которые хорошо знают особенности и специфику выполняемой профессиональной деятельности.

Следует особо отметить, что психологическое изучение профессий не является самоцелью, оно служит средством реше­ния многих серьезных научно-практических задач. Прежде всего, психологическое изучение профессий служит предпосылкой для организации любой исследовательской и практической работы, направленной на рационализацию, гуманизацию, реконструкцию, проектирование профессиональной деятельности человека и вы­полняемых им производственных операций. На основе данных профессиографии совершенствуются условия труда, проектиру­ются рациональные режимы труда и отдыха, определяются крите­рии профессиональной пригодности того или иного человека к определенному виду деятельности, разрабатываются программы профессионального обучения, обеспечивающие необходимую подготовку кадров, и т. д. Кроме того, психологическое изучение профессий позволяет на научной основе решать ряд важнейших задач в сфере организации таких видов социальной деятельности, как профориентация, профконсультация, профессиональный от­бор. Кратко раскроем содержание этих понятий.

Под профориентацией понимается система мероприятий по ознакомлению учащихся и молодежи с миром профессий и их подготовке к сознательному выбору профессии. Профориентационную работу проводят не только психологи, но и врачи, школь­ные учителя, классные руководители, представители промышлен­ных предприятий, работники психологических служб и т. д.

Профессиональная консультация — это оказание помощи в выборе конкретной профессии, соответствующей индивидуаль­ным физическим и психологическим особенностям консульти­руемого, его интересам и способностям, а также информирование консультируемого о возможностях обучения и трудоустройства по данной профессии. Профессиональная консультация проводит­ся в виде беседы клиента с психологом, состоящим в штате раз­личных подразделений по профориентации молодежи. Этой дея­тельностью занимаются также специалисты Центров занятости населения, куда обращаются за помощью лица, потерявшие рабо­ту, или вынужденные стать на путь профессиональной реориентации (смены приобретенной ранее профессии).

Профессиональный отбор - это специальная процедура оп­ределения профессиональной пригодности кандидата к данному конкретному виду трудовой деятельности на основе оценки сте­пени соответствия его физических, психологических и психофи­зиологических качеств требованиям выбираемой профессии. Сис­тема психологического отбора включает обоснованный и экспе­риментально проверенный комплекс диагностических методик и стандартизированных процедур обследования, позволяющих де­лать научно-обоснованный прогноз об успешности работы чело­века по данной специальности (профессии). При этом надо посто­янно иметь в виду, что профессиональная пригодность - не врож­денное качество, она может формироваться в процессе самой трудной деятельности.

Профотбор проводится квалифицированными специалиста­ми и только на те профессии, где его целесообразность обуслов­лена практической, социальной и производственно-экономической необходимостью. Ю. В. Котелова [9] выделяют четыре типа таких профессий: первый — профессии, в которых имеются особо слож­ные сочетания психофизиологических требований; второй - про­фессии, требующие длительной и дорогостоящей подготовки кад­ров; третий - профессии, где могут возникать сложные и опасные ситуации; четвертый - профессии, в которых исключительную роль играют некоторые личностные особенности работающего человека. Именно на эти типы профессий, по мнению Ю. В. Котеловой, и должен производиться профессиональный отбор.

Проведение профотбора, профориентации и профконсультации должно опираться на всестороннее знание особенностей про­фессий. Уже из краткого описания содержания этих видов соци­альной деятельности видно, что вся работа специалистов, зани­мающихся ими, может успешно осуществляться только на основе данных глубокого профессиографического исследования. Психоло­гическое изучение профессий имеет также большое значение для составления и уточнения классификации профессий, которая нуж­на не только для теоретической систематизации знаний по психо­логии труда, но и для решения многих других практических задач.

Психологическое изучение профессий по своим задачам и методам отличается от их технико-экономического, социологиче­ского, гигиенического исследования. Поскольку, однако, психоло­гические компоненты профессионального труда тесно связаны со всеми другими его условиями, собственно психологическое изу­чение должно начинаться с подробного предварительного озна­комления со всеми особенностями профессии. В целях такого оз­накомления может быть использована прилагаемая ниже схема.

Схема предварительного ознакомления с профессией

Название предприятия_______________

Профессия_________________________

Специальность

I. Общие сведения о профессии

1. Социально-экономическое значение.

2. Распространенность и престижность.

3. Связь с другими профессиями.

4. Перспективы профессионального роста и повышения ква­лификации.

5. Какой общеобразовательной и специальной подготовки требует?

6. Есть ли медицинские и психофизиологические противо­показания?

П. Организация труда

1. Работа индивидуальная или коллективная (бригадная).

2. Поточно-конвейерная работа.

3. Наличие автоматизированных линий и участков.

4. Используемый в работе транспорт.

5. Организация рабочего места, основная рабочая поза.

III. Содержание труда

1. Труд физический или умственный, ручной, механизиро­ванный или автоматизированный.

2. Выполняемые операции: основные, подготовительные,

3. вспомогательные.

4. Приемы работы.

5. Материалы и инструменты, используемые в работе.

6. Изготавливаемая продукция.

IV. Санитарно-гигиенические условия

1. Особенности окружающей производственной среды (ос­вещение, температура, запыленность, влажность, шум, вибрация).

2. Работа дневная или ночная.

3. Режим труда и отдыха.

4. Наличие или отсутствие профессиональных вредностей.

5. Средства охраны труда.

V. Социально-экономические условия

1. Форма заработной платы и ее размер.

2. Жилищные условия и общественное питание.

3. Социальное обеспечение и социальная защищенность.

4. Материальное и моральное стимулирование труда.

VI. Психологические особенности профессии

1. Особенности сенсорных процессов (требуется ли высо­кая чувствительность органов зрения, слуха, осязания; способ­ность различать основные цвета и оттенки цвета; умение четко воспринимать и быстро узнавать различные предметы и их при­знаки).

2. Особенности психомоторики (умение координировать движения обеих рук и ног, способность выполнять точные и мел­кие движения, быстро реагировать на различные сигналы, без­ошибочно и быстро осуществлять экстренные действия).

3. Особенности внимания (умение концентрировать и рас­пределять внимание, длительное время сохранять его на выпол­няемой работе, способность быстро переключать внимание с одно­го вида деятельности на другой, умение осуществлять вниматель­ный контроль за всеми выполняемыми трудовыми действиями).

4. Особенности памяти (вид памяти, актуализируемой в трудовой деятельности - образная, словесная, кратковременная, долговременная и т. д.; необходимость запоминать большой объ­ем информации в процессе работы, опираться на представления памяти; способность точно и полно воспроизводить прошлый опыт и знания).

5. Особенности мыслительных процессов (виды мысли­тельных операций, необходимых для успешного выполнения профессиональной деятельности; степень активности мыслитель­ных процессов при выполнении отдельных производственных функций; способность мысленно планировать, предвидеть и про­гнозировать результаты деятельности).

6. Особенности эмоционально-волевой сферы (эмоцио­нальная устойчивость в сложных и экстремальных производст­венных ситуациях; умение быть собранным, уравновешенным, решительным, инициативным, ответственным; способность со­хранять активность, бдительность и высокий уровень работоспо­собности в условиях развивающегося утомления).

7. Особенности личности (требования, предъявляемые ра­ботой к общему уровню развития личности и интеллекта; виды специальных способностей, необходимые для успешной работы в данной профессии; тип личности, наиболее соответствующий профессии - мыслительный, чувствующий, интуитивный, практи­ческий, эмоционально-коммуникативный и т. д.; требования к темпераменту и характерологическим свойствам личности).

Наши рекомендации