Развитие отечественной психологии труда в 80-90-е гг.

В последние двадцать лет прошлого столетия психология труда развивалась по пути дальнейшей разработки традиционных научных направлений и проблем, наметившихся в предыдущий период ее развития, а также некоторых новых направлений. На основе системной методологии интенсивно разрабатывались об­щетеоретические и прикладные подходы к психологическому анализу трудовой деятельности, изучалась роль психического об­раза [21] и других психологических образований (психических состояний, процессов принятия решения, целеполагания и т. д.) в регуляции трудовой деятельности. Так, Г. 3. Бедный, реализуя принцип системного подхода, разработал концепцию системно-структурного анализа и проектирования трудовых процессов, ко­торая позволила не только проектировать прогрессивные методы труда, но и определять психологически обоснованные нормы вре­мени на выполнение различных элементов трудового процесса, объективно оценивать сложность труда, формировать оптималь­ный темп работы, практически совершенствовать профессиональ­ное обучение [6].

Е. М. Иванова, опираясь на труды А. Н. Леонтьева и других отечественных психологов и философов, разработала комплексную инструментально-методическую систему психологического изучения профессиональной деятельности [25]. Использование этой системы обеспечивает всесторонний анализ внешних и внут­ренних структур профессиональной деятельности и их функцио­нального взаимодействия. На примере системного изучения про­фессий электротехнического производства, включающего три уровня анализа — параметрический, морфологический и функцио­нальный, Е. М. Иванова наметила перспективные пути и методы психологического изучения профессиональной деятельности с позиций современной научной методологии.

Новые научные подходы были использованы и при иссле­довании некоторых «классических» проблем психологии труда. Так, А. К. Попов осуществил комплексное исследование работос­пособности человека. Он установил, что работоспособность является сложным иерархическим образованием, включающим в себя уровни разного порядка (психологический, социально-психологический, био­логический, клеточный и т. д.). Взаимодействие этих уровней обу­словливает динамику работоспособности, ее минимумы и макси­мумы в течение рабочей смены. На основе полученных результа­тов были составлены программы расчета работоспособности че­ловека для различных по характеру видов работ и режимов сна и бодрствования. За счет правильного совмещения часов работы и отдыха с периодами максимума и минимума в динамике работо­способности удалось значительно повысить производительность труда [42].

В исследовании Н. П. Фетискина [57] системный подход ис­пользовался при изучении проблемы монотонии в профессио­нальной деятельности. В результате удалось выявить влияние од­нообразной работы на все уровни личности, начиная от биохими­ческих процессов и кончая поведенческими характеристиками. Предложенный Н. П. Фетискиным новый комплекс методов диаг­ностики позволил адекватно оценивать степень монотонности труда, качество и глубину возникающих психических состояний (усталости, пресыщения, монотонии), а также степень монотоно-устойчивости личности. Кроме того, была разработана и внедрена оригинальная методика нейтрализации монотонии в трудовой и учебно-профессиональной деятельности.

В 80-90-е гг. продолжалось активное изучение проблем профориентации, трудового и профессионального обучения, под­готовки школьников к труду. Так, в исследованиях, проводив­шихся под руководством Э. А. Фарапоновой, был дан всесторон­ний анализ проблемы формирования психологической готовности к труду, определены пути и методы развития готовности к труду у школьников. Рассматривая готовность к труду как комплексное многоуровневое образование, Э. А. Фарапонова особое внимание уделила исследованию личностных составляющих процесса фор­мирования готовности к труду (положительной мотивации, осоз­нанной потребности в труде и т. д.). На основе изучения практики трудового обучения и результатов проведенных экспериментов был разработан новый подход к решению задач профориентации, в котором первостепенное значение приобретает активность лич­ности самого школьника, превращение его в субъект профессио­нального самоопределения [46]. Вопросам профессионального обучения было посвящено также исследование 3. А. Решетовой, в котором были рассмотрены теоретические основы методов про­фессионального обучения, показаны пути формирования систем­ного мышления учащихся и его значение для расширения позна­вательных и практических возможностей в процессе овладения профессиональной деятельностью [50].

Новый («сопряженный») подход к изучению профессио­нального самоопределения и профессионального становления личности был предложен группой психологов Санкт-Петербурга под руководством Г. С. Никифорова. В рамках разработанной ими теоретической концепции была реализована система «сквозного» психологического обеспечения профессиональной деятельности. Она включает в себя такие взаимосвязанные и последовательно сменяемые этапы жизненного пути человека как профессиональ­ное самоопределение (выбор профессии), профессиональную под­готовку, профессиональную адаптацию, повышение квалифика­ции и переквалификацию, выход из профессии (адаптацию к но­вым условиям жизнедеятельности). Эту систему непрерывного психологического обеспечения от «входа» в профессию и до «вы­хода» из нее можно рассматривать в качестве важной предпосыл­ки успешного становления специалиста и его последующего про­фессионального совершенствования [47].

Значительное внимание в работах психологов рассматри­ваемого периода было уделено и такой актуальной проблеме, как адаптация молодых рабочих и выпускников ПТУ на производстве. Исследования в этом направлении, начатые еще в 70-е гг. (Будякина М. П., Русалинова А. А., Зотова О. И. и другие), получили дальнейшее развитие в 80-е гг. [54, 28, 5]. В результате теоретиче­ских и прикладных исследований был определен понятийный ап­парат, выделены виды производственной адаптации, разработаны методы, показатели и критерии адаптированности рабочего на производстве, установлена зависимость процесса адаптации от степени сформированности у работающего определенной струк­туры мотивов. На некоторых предприятиях (например, в произ­водственном объединении «Курганприбор») удалось внедрить психологически обоснованную систему мероприятий, обеспечи­вающих эффективное включение молодых рабочих в трудовой коллектив и профессиональную деятельность [56].

Новые аспекты в изучении процессов производственной адаптации наметились и на инженерно-психологическом уровне. В связи с необходимостью практического решения задач оптими­зации систем «человек - машина» возникла проблема взаимной адаптации технических устройств и человека [48]. Известно, что оперативный персонал для работы в системах управления отби­рался раньше на основе профотбора, профобучения и профтренировки. Подобный подход механически отстранял большую категорию способных людей от работы в профессиях операторского типа. Предложенный взамен принцип индивидуальной адаптации условий и орудий труда к особенностям человека позволил уси­лить гуманистическую направленность инженерно-психологических исследований и практически исключить психофизиологический отбор на престижные операторские профессии. Он также открыл возможность по-новому решать задачи распределения функций между человеком и техникой и поставил ряд творческих проблем перед проектировщиками систем управления.

В 80-е гг. достаточно четко оформилось еще одно направле­ние, связанное с изучением социально-психологических проблем организации трудовой деятельности, - социальная психология труда [17]. Ее предметом стали специфические психологические явления, возникающие в процессе коллективной производствен­ной деятельности людей - межличностные отношения в трудовом коллективе, психологический климат, отношение людей к труду, стимулирование активности рабочих, социально-психологические причины текучести кадров и т. д. Результаты исследований по этим вопросам нашли отражение в многочисленных публикациях. В рамках указанного направления изучались также различные ас­пекты деятельности психологических служб, которые к середине 80-х гг. действовали уже более чем на 200 промышленных пред­приятиях страны.

Особенно интенсивно и плодотворно развивалась в 80-90-е гг. инженерная психология. В исследованиях этого направления мно­го внимания уделялось, прежде всего, разработке теоретических и методологических основ инженерной психологии. Получили, в частности, дальнейшее развитие концепция иерархической струк­туры деятельности человека-оператора и слойно-ступенчатого строения процессов приема и переработки информации, концеп­ция активного оператора и другие. Большое внимание уделялось также изучению функциональных состояний в деятельности опе­ратора [19, 13, 34].

ГЛАВА 2

Наши рекомендации