Отечественная психология труда в 60-70-е гг.
Ликвидация психотехники и педологии нанесла невосполнимый ущерб развитию всей отечественной психологической науки. Проблемы, которыми они занимались, на десятилетия выпали из поля зрения ученых-психологов. Наступил более чем двадцатилетний период, на протяжении которого исследования по психологии труда фактически не велись. Главные потери, которые понесла психология в результате выхода Постановления ЦК ВКП(б) и последующего затем уничтожения психотехники, связаны с тем, что психология «на многие годы перестала ориентироваться на развитие прикладных проблем и подготовку для этого кадров», она вынужденно ушла от изучения насущных запросов практики и замкнулась «в рамках чистой теории» [41].
Лишь после смерти Сталина и наступления в конце 50-х гг. определенной идеологической «оттепели» отношение к психологии со стороны высших партийных руководителей и понимание ими роли психологической науки в решении задач общественного развития стало изменяться. В 1956 г. в журнале ЦК КПСС «Коммунист» была опубликована редакционная статья «Крепить связь психологической науки с практикой», в которой признавалась необходимость широкого привлечения психологии к решению важнейших практических вопросов, выдвигаемых промышленностью, транспортом, политехнизацией общеобразовательной школы, и ставились конкретные проблемы, связанные с изучение трудовой деятельности и трудового воспитания.
Публикация официальной статьи, содержавшей призыв усилить связь психологической науки с практикой, позволила психологам собрать в феврале 1957 г. Всесоюзное совещание, на котором было принято решение о путях развертывания научно-исследовательской работы в области психологии труда и определены главные направления этой работы — психологическое изучение профессионального труда и профессионального обучения, психологические вопросы политехнического обучения. Были названы также конкретные теоретические и практические проблемы, которыми должны заниматься психологи труда. В том же 1957 г. в Институте психологии АПН РСФСР была организована лаборатория психологии производственного труда, которую возглавил профессор Д. А. Ошанин. В 1958 г. выходит в свет первая монография по психологии труда [1], а также сборник научных статей, подготовленный Институтом психологии АПН РСФСР [9]. На I съезде Общества психологов, состоявшемся в Москве в 1959 г., работала уже специальная секция психологии труда, на которой было заслушано 18 докладов. В начале 60-х гг. издаются первые учебники и учебные пособия по психологии труда. Их авторы -известные отечественные психологи Н. Д. Левитов и К. К. Платонов - систематизировали и обобщили накопленные знания, дали характеристику предмета и методов психологии труда, а также рассмотрели основные ее направления и проблематику. Все указанные выше события можно считать вехой, от которой начинается отсчет нового периода в развитии отечественной психологии труда - периода ее возрождения, формирования новых теоретических и методологических позиций и превращения в одно из самых значимых направлений психологической науки.
С конца 50-х гг. значительно активизируется научно-исследовательская работа в области психологии труда. Так, ряд интересных и ценных исследований был выполнен лабораторией психологии производственного труда Института психологии АПН РСФСР. Д. А. Ошаниным, его сотрудниками и аспирантами обстоятельно изучалась проблема объективных особенностей производственных операций как основных звеньев, из которых складывается трудовая деятельность промышленных рабочих. Исследования проводились на сборочных конвейерах, металлорежущих токарных станках и при работе с двигателями внутреннего сгорания [44]. В отличие от прежних профессиографических работ, решалась задача не общего описания профессии для выяснения требований, которые они предъявляют к человеку, а изучения и психологического анализа объективных структур производственных операций. При этом ставилась цель выявить такие закономерности, которые бы позволяли разрабатывать рекомендации по проектированию оптимальной структуры операций, учитывающей функциональные возможности среднего рабочего.
С помощью аналитического метода изучения трудовой деятельности были установлены те особенности производственных операций, которые при одной организации и требованиях производства не представляют для рабочего никаких трудностей, а при другой - могут оказаться критическими, что делает операцию трудно выполнимой для рабочего, снижает производительность его труда и отрицательно сказывается на качестве продукции. Эти критические, определяющие эффективность трудовой деятельности условия и требования данного конкретного производства, были названы производственными детерминантами. Применительно к работе на сборочных конвейерах в качестве таких детерминант выступают заданный («принудительный») темп работы, синхронность выполнения операций, их временная вариативность и другие факторы.
Результаты производственных и экспериментальных исследований показали, что построение оптимальной структуры производственной операции достигается только в том случае, если ее основные особенности и характеристики соответствуют системе действующих производственных детерминант. Практической реализацией этого вывода явилась, в частности, замена цифровых сигнальных обозначений на сборочном конвейере резиновой обуви Московского завода «Красный богатырь» специальными цветными метками, облегчающими процесс восприятия рабочим различных сигнальных раздражителей и их соотнесения с требованиями технических инструкций. Наблюдения в одном из цехов этого завода показали, что при высоком темпе особую трудность для рабочих представляет возвращение обработанной колодки на ленту конвейера в технологически правильной позиции (перпендикулярно ленте, пяткой к себе). Спеша, рабочие забывают соответствующее требование инструкции и оставляют колодку в том положении, в котором она оказывается к концу выполнения последнего элемента операции, что, в свою очередь, порождает дополнительные трудности для исполнителей, занятых на последующих операциях. Эти трудности были устранены психологами путем введения таких зрительных сигналов, которые, указывая место колодки на ленте, в то же время напоминали рабочему своей формой правильную позицию колодки («ставь пяткой на пятку!»). Подобные сигналы, несущие в себе элементы технической инструкции и представляющие собой как бы ее зрительно воспринимаемый эквивалент, были названы «сигнал-инструкциями». При прочих равных условиях они позволили рабочим выполнять производственные операции наиболее эффективно.
Изучался в лаборатории и ряд других проблем, в частности, проблема психических состояний человека, возникающих при выполнении различных видов трудовой деятельности (утомление, стресс, монотония). Результаты этих исследований некоторое время спустя были обобщены в специальных монографиях и научных сборниках [2, 55, 45]. Несколько позже одним из ведущих направлений в работе лаборатории стало изучение внутренних, психофизиологических механизмов трудовой деятельности и процессов ее регулирования. Д. А. Ошанин разработал концепцию оперативного психического отражения [39], согласно которой в процессе выполнения какого-либо конкретного трудового действия у человека формируется идеальное, специализированное отражение того объекта, который преобразуется в деятельности, и это отражение («оперативный образ») выполняет функцию регулятора предметных действий.
Оперативность, как общее свойство отражения, обеспечивает эффективность регулирующей функции образа, тонкое приспособление субъекта труда к условиям деятельности и позволяет приводить содержание отражаемого в соответствие с требованиями конкретной задачи. Было установлено, что психологический механизм любого' предметного действия включает в себя не единый оперативный образ, а их упорядоченную, структурированную систему, в которой каждый из образов занимает определенное место и выполняет определенную функцию (образ текущего состояния объекта, образ его конечного состояния и т. д.). Эта комплексная, многоуровневая структура оперативных образов, регулирующих деятельность, была названа психологической функциональной системой предметного действия.
В исследованиях О. А. Конопкина [29], проводившихся в лаборатории Д. А. Ошанина, всесторонне изучался процесс саморегуляции деятельности. На основе полученных данных была разработана психологическая модель, отражающая функциональную структуру саморегулирования сенсомоторной деятельности. Она включает в себя ряд блоков и звеньев - целеполагание (принятую субъектом цель деятельности), блок программирования, блок оценивания результатов, звено коррекции деятельности и другие. Было установлено, что успешность выполнения любой произвольной деятельности, в том числе и трудовой, зависит от уровня сформированности как всего контура психической саморегуляции в целом, так и его отдельных функциональных звеньев. Сформулированные О. А. Конопкиным теоретические представления о функциональной структуре процесса осознанного саморегулирования были успешно использованы в целях анализа профессиональной деятельности машинистов электролокомотивов и построения методики диагностики профессиональной надежности машинистов. На основе предложенной концепции были также разработаны методы формирования некоторых профессионально важных умений водителей автотранспорта и рекомендации по коррекции учебной деятельности студентов.
Труды Д. А. Ошанина по изучению оперативных образов как динамической наглядной основы регуляции предметных действий и цикл исследований О. А. Конопкина по изучению саморегуляции действий на основе модели сознательной и целенаправленной активности человека внесли существенный вклад в разработку общепсихологической теории деятельности.
Ряд важных исследований выполнялся и в других подразделениях Института психологии АПН РСФСР. К. М. Гуреви-чем и его сотрудниками (лаборатория проблем профпригодности и психодиагностики) изучались вопросы формирования профессиональной пригодности и профессионального мастерства. Проведенные исследования показали, что быстрота и успешность формирования профессиональной пригодности зависят от трех решающих факторов - природных данных человека (отсюда процесс формирования профпригодности всегда должен быть индивидуализирован), особенностей профессиональной мотивации и от полноты и адекватности специальных знаний и умений. На основании полученных данных К. М. Гуревич предложил дополнить метод «психотренировки» профессионально важных качеств, применявшийся психотехниками и не учитывавший индивидуальных особенностей тренируемых, новым подходом, считающимся с личностью работающего и его мотивацией. Комплекс мероприятий по психологическому стимулированию трудовой деятельности и созданию положительной профессиональной мотивации, внедренный на некоторых московских предприятиях, позволил значительно сократить текучесть кадров и повысить качество выпускаемой продукции. Исследования, выполненные в лаборатории К. М. Гуревича, имели не только прикладное значение. Они выявили некоторые общие закономерности формирования профессиональных черт личности (становления личности профессионала), индивидуальные особенности овладения профессиональным мастерством, общие условия и предпосылки успешного формирования профпригодности в процессе обучения массовым рабочим специальностям.
В работах лаборатории психологии трудового обучения Института психологии АПН РСФСР большое внимание было уделено изучению процесса формирования общетрудовых умений и навыков, вопросам организации и планирования работы, самоконтролю в процессах труда, развитию пространственного воображения и технического мышления. Эти работы имели большое значение для обеспечения политехнического обучения в школе. Особенно значительный вклад в теорию и практику трудового и профессионального обучения внесли исследования В. В. Чебышевой [58]. Ею установлены закономерности и условия формирования специальных и общетрудовых умений и навыков, показана роль правильно выбранного оптимального рабочего темпа, раскрыто значение возрастных и индивидуальных различий учащихся и режима их труда. В. В. Чебышева также обстоятельно изучила проблему выбора учащимися профессии и основные психологические вопросы обучения учащихся рабочим профессиям.
Активная исследовательская работа в области психологии труда развертывается в 60-70-е гг. не только в Институте психологии АПН РСФСР, но и в других научных центрах страны. Так, психологи Ярославского университета (В. Д. Шадриков, Н. П. Ерастов, М. С. Роговин, В. В. Новиков, Ю. К. Корнилов, А. В. Карпов и другие), используя метод структурно-психологического анализа трудовой деятельности, приступают к комплексному изучению проблем рациональной организации труда и производственного коллектива, адаптации и профессиональной реабилитации, а также других вопросов. Результаты этих исследований опубликованы в серии научных сборников, выпущенных Ярославским университетом (см. например, сб. «Психологические проблемы рационализации деятельности». Ярославль, 1976).
Новые подходы к анализу трудовой деятельности были также разработаны психологами Московского университета. Г. М. Зараковский [18] предложил алгоритмическую модель деятельности, согласно которой последняя описывается с помощью системы символов, обозначающих отдельные элементарные действия и те логические условия, которые необходимо соблюдать, чтобы переходить к следующим действиям. Он ввел показатели стереотипности и логической сложности деятельности, применение которых позволило давать ей интегральную оценку и выявлять «узкие места» в трудовом процессе.
В Ленинградском университете на основе концепции Б. Г. Ананьева проводилось комплексное исследование влияния индивидуально-типических особенностей человека (соматических, нейродинамических и психофизиологических характеристик) на продуктивность труда и показатели производственной деятельности, изучалась мотивация и отношение к труду, профессиональная устойчивость молодых рабочих, разрабатывались психофизиологические рекомендации по рациональной организации режимов труда и отдыха на заводе «Красный треугольник» и в производственном объединении «Светлана». Результаты этих исследований периодически публиковались в сборниках «Человек и общество». В работах ленинградских психологов был дан также обстоятельный анализ профессии авиадиспетчера. М. А. Дмитриева, применив некоторые идеи теории информации, разработала тщательную психограмму этой профессии [16].
В Казанском университете Е. А. Климов на основе работ В. С. Мерлина и его научной школы по изучению типологических различий людей в труде, учении и спорте провел ряд интересных и важных для психологии труда исследований, которые показали, что наилучшее приспособление человека к различным видам труда достигается за счет выработки индивидуального стиля деятельности. Последний формируется в процессе взаимодействия конкретного субъекта и объекта труда и представляет собою интегральную систему индивидуально-своеобразных приемов и способов решения той или иной двигательной или познавательной задачи. В результате этого «инертные» и «подвижные» по своей нервно-психологической природе люди могут одинаково успешно выполнять одну и ту же работу. Полученные материалы позволили наметить некоторые пути индивидуализации профессионального обучения, ориентированные на выработку стиля деятельности в зависимости от особенностей общего типа высшей нервной деятельности [26]. В дальнейшем под руководством Е. А. Климова в Ленинградском НИИ профтехобразования развернулась серьезная работа по психологическому изучению профессий, трудовому воспитанию и профессиональной ориентации молодежи.
Важной вехой развития психологии труда в рассматриваемый период стало оформление в ее недрах нового научного раздела - инженерной психологии, которая очень скоро превратилась в самостоятельное научное направление. Началом ее рождения в нашей стране можно условно считать 1959 г., когда при Ленинградском университете была создана первая специализированная научно-исследовательская лаборатория инженерной психологии. Организатором и руководителем этой лаборатории в течение длительного времени был выдающийся отечественный психолог Б. Ф. Ломов. В 1963 г. он опубликовал первую в нашей стране монографию по инженерной психологии, в которой обобщил достигнутые к тому времени результаты зарубежных и отечественных исследований [36].
Инженерная психология сосредоточила свое внимание на анализе тех новых аспектов трудовой деятельности человека, которые возникли в связи с техническим прогрессом и изменением роли человека в производственном процессе. Объектом инженерной психологии стала деятельность человека в системах управления (труд операторов, диспетчеров и т. д.), где основные трудовые функции сводятся не к обслуживанию машин, а к контролю за управляемой технической системой, сбору информации и ее переработке, принятию решений. Центральное место в инженерно-психологических исследованиях заняла проблема операторской деятельности, ее строения и механизмов психической регуляции. В 60-70-е гг. было выполнено большое количество исследований, посвященных анализу деятельности оператора, управляющего сложной техникой. В работах Б.Ф. Ломова, В. Ф. Венды, В. Ф. Ру-бахина, В. П. Зинченко, А. А. Крылова и многих других психологов был дан глубокий анализ структуры труда оператора и надежности его деятельности, изучены процессы приема и переработки информации, определены предпосылки проектирования операторской деятельности на основе системного подхода.
Интенсивно велись также исследования таких специфических видов операторского труда как деятельность водителя, машиниста, летчика, космонавта. На основе этих исследований были сформулированы принципы проектирования органов управления и средств индикации пультов управления на железнодорожном транспорте, методики контроля за состоянием готовности к экстренным действиям (В. Н. Пушкин, Л. С. Нерсесян), выявлено влияние различных условий полета (невесомости, перегрузки и др.) на психические процессы и состояния человека, разработаны конкретные инженерно-психологические требования к летательным аппаратам, сформулирован принцип «активного оператора» [43, 35, 20]. Д. Н. Завалишиной изучалась роль практического мышления в регуляции трудовой деятельности. В результате удалось установить основные функции этого вида мышления и определить его типологию у работающих в сфере материального производства и в сфере управления. Ею же исследовался труд оператора в условиях дефицита времени. На основе полученных данных был сформулирован ряд психологических принципов целесообразной перестройки (построения) деятельности, использование которых предотвращает возможность возникновения ситуаций дефицита времени, выступающих в качестве негативных факторов организации труда [22]. Заметно активизировались также исследования по проблеме психических состояний человека при выполнении различных видов производственной деятельности. В результате были выявлены психофизиологические показатели ряда состояний (утомления, стресса, монотонии, дискомфорта и т. д.), установлены причины их возникновения и особенности развития, определены пути преодоления отрицательных состояний, возникающих у человека на производстве и в операторской деятельности [4, 51, 11].
Таким образом, отличительными особенностями развития психологии труда в 60-70-е гг. было то, что, во-первых, существенно расширились практические сферы ее исследовательской деятельности (промышленность, транспорт, авиация, космонавтика, управленческий труд и т. д.); во-вторых, усилилась ее теоретическая направленность и укрепились научно-методические основы; в-третьих, окончательно оформился и стал интенсивно развиваться новый раздел психологии труда - инженерная психология. Кроме того, психология труда значительно упрочила свои связи с другими науками, в частности, с эргономикой, а многие психологи (В. П. Зинченко, В. М. Мунипов и другие) приняли непосредственно личное участие в творческой разработке этой комплексной научной дисциплины. Укрепились также связи с физиологией труда. Работы М. И. Виноградова [8], С. А. Косилова [30], 3. М. Зо-линой [24] и других известных физиологов, вышедшие в свет в 60-е гг., имели большое значение и для психологии труда.