Отечественная психология труда в 20—30-е гг. прошлого столетия
Психология труда в нашей стране началась также с психотехники, которая особенно широкое и интенсивное развитие получила в 20-30-е гг. Ее ведущими теоретиками, организаторами и руководителями были известные психологи И. Н. Шпильрейн и С. Г. Геллерштейн. Эти ученые внесли большой вклад в развитие отечественной психологии труда - они сформулировали ряд важных теоретических положений психологии труда как науки, определили ее задачи, проблематику и методы исследования.
Если первые исследования отечественных психологов проводились с учетом опыта зарубежной психотехнической науки и на основе ее теоретических подходов, то в дальнейшем, глубоко проанализировав состояние зарубежной психотехники и выявив ее определенные недостатки (эмпиризм, отсутствие четкой системы понятий, преувеличение роли врожденных способностей и т. д.), отечественные психологи наметили собственную программу и методологию изучения проблем психологии труда. С. Г. Геллер-штейном и И. Н. Шпильрейном был сформулирован принцип комплексного применения методов исследования профессиональной деятельности, разработан трудовой метод изучения профессий, дано теоретическое обоснование некоторых важных проблем психологии труда (о соотношении биологического и социального в труде, о возникновении и развитии человеческих способностей в зависимости от характера экономических условий и т. д.), а также определены перспективы развития отечественной психотехники.
Психолог Ю. В. Котелова, много лет проработавшая в области психотехники и психологии труда, отмечает в своей книге [31], что в развитии отечественной психотехники можно выделить условно два этапа. Первый (1921 г. - середина 1930-х гг.) характеризуется, прежде всего, тем, что отечественные психологи, не имея еще собственной программы научных исследований, интенсивно осваивали иностранную психотехническую литературу, апробировали и проверяли различные экспериментальные методики изучения профессиональной деятельности, изложенные в переведенных на русский язык книгах зарубежных психотехников (В. Штерна, Г. Мюнстерберга, О. Липмана, Ф. Баумгартен и других авторов).
Развитие отечественной психотехники на первом этапе было непосредственно связано с общеполитической и социально-экономической обстановкой в России. После окончания разрушительной гражданской войны в стране началось восстановление подорванного народного хозяйства - достаточно быстро стала возобновляться работа на заводах, фабриках, транспорте и в сельскохозяйственном производстве. Потребности скорейшего восстановления и развития промышленности и сельского хозяйства выдвинули на первый план проблемы повышения производительности труда, его рациональной организации, подготовки квалифицированных рабочих кадров. В связи с этим возникает широкое движение по внедрению во всех отраслях народного хозяйства научной организации труда (НОТ).
В 1921 г. по решению правительства в Москве создается Центральный институт труда (ЦИТ), директором которого был назначен крупный ученый А. К. Гастев. Он одним из первых подверг критике концепцию зарубежных психотехников о наличии врожденной предрасположенности личности к определенному кругу профессий и выдвинул положение об упражняемости и воспитуемости основных профессиональных качеств. В соответствии с этим положением А. К. Гастев разработал метод «трудовых установок» или «установочный метод», который представлял систему быстрой, массовой и стандартизированной профессиональной подготовки рабочих кадров и формирования у них необходимых трудовых навыков. Для ее обоснования был привлечен значительный научный материал из психологии, физиологии, биомеханики и других наук.
В недрах Центрального института труда началась исследовательская работа и по психотехнике. В 1921 г. И. Н. Шпильрейн организовал при институте первую в России психотехническую лабораторию. Очень скоро подобные лаборатории стали возникать и в других научных институтах, а также в системе различных наркоматов и ведомств: здравоохранения, труда, просвещения, железнодорожного транспорта, связи и т. д. К 1927 г. многочисленные психотехнические лаборатории и кабинеты были открыты во всех крупных городах России.
Собственно исследовательская работа отечественных психотехников велась на первом этапе в русле традиционных проблем, обозначенных еще В. Штерном и Г. Мюнстербергом, но особое внимание уделялось психологическому изучению профессий, упражняемости и развитию в процессе профессионального обучения различных психических функций, разработке принципов и методов исследования трудовой деятельности. Основные результаты этих исследований нашли отражение в сборнике «Трудовой метод изучения профессий» под редакцией И. Н. Шпильрейна (1925), книге С. Г. Геллерштейна «Психотехника» (1926), сборнике «Руководство по психотехническому профессиональному отбору» под редакцией И. Н. Шпильрейна (1929), а также в многочисленных журнальных статьях.
К концу первого этапа происходит дальнейшее организационное укрепление психотехники как научного направления: на крупных предприятиях и стройках создаются психотехнические лаборатории, в работе которых активное участие принимают не только психологи, но и врачи, физиологи, гигиенисты труда, педагоги; ряд учебных заведений России начинают готовить кадры психотехников. В 1927 г. организуется Всероссийское психотехническое общество, которое уже к началу 1930 г. насчитывало свыше 500 членов. С 1928 г. начал издаваться журнал «Психотехника и психофизиология труда», несколько позже переименованный в журнал «Советская психотехника». Это был фактически первый научный журнал отечественной психологии в советский период ее развития. Ведущие ученые-психотехники (И. Н. Шпиль-рейн, С. Г. Геллерштейн, А. И. Колодная, Н. Д. Левитов, М. Ю. Сыр-кин, М. А. Юровская и другие) начинают также принимать самое активное участие в работе международных психотехнических съездов и конференций.
Таким образом, первый этап развития психотехники был временем успешного научного и организационного становления и оформления нового направления отечественной психологической науки, которое выступало как связующее звено между теоретической психологией и практической. Несомненно, в работе психотехников были определенные недостатки и упущения. Как справедливо отмечает Ю. В. Котелова, к числу таковых следует отнести и недостаточно критическое использование зарубежного опыта, и попытки создать свою собственную, независимую от общей психологии, теорию психотехники, и ряд других. Однако все эти недостатки во многом объяснялись «болезнями роста» молодой психологической дисциплины, и они со временем могли быть преодолены.
Второй этап развития психотехники (1930-1936 гг.) совпал с периодом так называемой перестройки отечественной психологии на «марксисткой основе». Идеологизация психологической науки, провозглашение в качестве ее единственной методологической основы марксистко-ленинской философии, острые дискуссии о классовом или неклассовом, беспартийном характере науки непосредственно отразились и на развитии психотехники. На Всесоюзном психотехническом съезде, состоявшемся в мае 1931 г. в Ленинграде, развернулась резкая критика и самокритика «ошибок», допущенных якобы психотехникой. В выступлениях на съезде и в последующих публикациях его участников давался анализ ее ошибок, пересматривались прежние взгляды на теорию и практику психотехнической работы. В своей заключительной резолюции съезд призвал всех научных работников в области психотехники и психофизиологии труда «...на основе большевистской самокритики преодолеть враждебные советской науке теории и, руководствуясь марксистко-ленинским учением, с максимальной энергией взяться за решение актуальных вопросов социалистического строительства» [40, с. 275].
В сентябре 1931 г. в Москве проходила VII Международная конференция по психотехнике, на которой присутствовало 100 иностранных и 160 советских делегатов, а также 800 приглашенных гостей из различных городов Советского Союза и из-за рубежа. Процесс пересмотра теоретических и методологических позиций, начавшийся в советской психологии, отразился, естественно, на работе и результатах этой международной конференции. Находясь под давлением официального идеологического пресса, отечественные участники конференции фактически противопоставили советскую психотехнику зарубежной науке, выступив, как пишет А. В. Петровский, «страстными пропагандистами марксистской идеологии [40, с. 273]. Идеологическое противопоставление «передовой» советской психотехники «ошибочной» буржуазной исторически привело в конечном итоге к негативным последствиям.
Вместе с тем, на волне критики идеалистических и механистических концепций зарубежной психотехники и пересмотра теоретических и методологических подходов отечественной психологии в выступлениях и публикациях И. Н. Шпильрейна и С. Г. Геллерштейна были сформулированы и некоторые принципиально новые теоретические принципы и подходы к решению задач психологии труда, практическая реализация которых могла бы со временем выдвинуть отечественную психотехнику на передовые позиции в мире. Так, в ряде статей С. Г. Геллерштейна («О психологии труда в работах К. Маркса», «Проблемы психотехники на пороге второй пятилетки») были определены не только наиболее актуальные аспекты исследования традиционных проблем (профотбора, профконсультации, утомления, травматизма и т. д.), но и поставлены новые задачи, вытекающие из запросов практики (рационализация методов обучения и развитие политехнического мышления, формирование профессиональных навыков, реконструкция машин и техники ни основе психофизиологических критериев и т. д.).
Важнейшей особенностью, характеризующей второй этап развития психотехники, явилось то, что именно в этот период (30-е гг.) отечественными психологами был выполнен очень большой объем экспериментальных и конкретно-прикладных исследований в различных отраслях народного хозяйства (подробный обзор этих исследований дан в статье С. Г. Геллерштейна [10]). Если на первом этапе в связи с решением задач профотбора большее внимание уделялось изучению профессий, составлению профессиограмм и классификации профессий, то на втором тематика конкретных исследований значительно расширилась. Так, большое место в психотехнических исследованиях заняла проблема развития и совершенствования трудовых навыков и умений в процессе упражнения. С. Г. Геллерштейном и его сотрудниками было установлено, что для совершенствования приемов и навыков работы совершенно недостаточно простого повторения, а Необходимо качественное изменение «внутренней» организации деятельности на определенном этапе упражнения.
Психологи доказали, что так называемое «плато» на кривой упражнения вовсе не говорит о прекращении развития навыка, а представляет собой своего рода «творческую паузу», во время которой происходит изменение внутренних приемов работы, что в дальнейшем вызывает качественный скачок в эффективности упражнения. Эти исследования позволили сформулировать некоторые теоретические положения, важные не только для общей психологии навыка, но и для разработки психологических основ производственного обучения. Опираясь на знание психологических закономерностей формирования навыков, психотехники разрабатывали серии тренировочных упражнений и применяли их на практике в целях успешного развития профессионально важных качеств у работников различных отраслей промышленности, железнодорожного и автомобильного транспорта.
Дальнейшим развитием указанного направления исследований явился цикл работ по изучению феномена переноса навыков. Формирование трудовых навыков и умений, как правильно считали психотехники, не может рассматриваться в качестве самоцели. Задачи политехнического обучения и воспитания требовали развития обобщенных, генерализированных знаний, умений и навыков. Поэтому в процессе труда и обучения должна формироваться способность обобщения, когда частные навыки перерастают в более общие и обеспечивается положительный перенос ранее приобретенных навыков в новые условия деятельности и на новые виды труда. Этому аспекту проблемы навыков были посвящены работы С. Г. Геллерштейна, В. М. Коган, Е. Н. Меллер, Г. А. Рот-штейн [7]. В результате исследований было установлено, какую роль играют специальные методы упражнения для развития обобщенных навыков труда.
Много внимания уделялось вопросам рационализации системы производственного обучения. Так, в работах В. В. Чебышевой, Ю. И. Шпигеля [59] и Л. О. Селецкой [53] была поставлена задача совершенствования функций различения свойств стали сталеварами. В то время еще не существовало хорошо разработанных методов, с помощью которых учащиеся могли бы научиться верно оценивать состояние металла по некоторым внешним признакам. Опытные же сталевары делали это весьма точно и быстро при одном только взгляде на разлом взятой из печи и тут же охлажденной пробы металла. Психологический анализ показал, что опытные сталевары руководствуются в данном случае такими внешними признаками металла, как величина, форма и плотность зерен-кристаллов, их блеск, наличие волокон, бугорков, разнородность или однородность структуры и т. д. С помощью специальных упражнений учеников стали учить различать именно эти профессионально важные свойства объекта труда. В результате за сравнительно короткий срок они стали почти безошибочно определять «на глаз» процентное содержание углерода в пробе металла с точностью до 0,1 %.
Еще более ощутимый эффект был получен, когда этот же принцип был положен в основу упражнений на развитие функций цветоразличения. Для сталевара тех времен исключительно важно было уметь определять температуру мартеновской печи по накалу ее стенок и свода. При повышении температуры цвет огнеупорного материала печи изменяется: красные оттенки переходят в розоватые, а затем в ослепительно белые. На основе точного описания всех мельчайших оттенков цвета психологи составили специальные таблицы, которые применялись в процессе обучения сталеваров. Впоследствии таблицы удалось заменить на прибор, который воспроизводил все цветовые оттенки печи. Применение этого прибора для тренировки цветоразличения позволило быстро и эффективно обучать молодых рабочих различать цвета так, как это делали опытные сталевары.
В исследованиях Ю. В. Котеловой и А. А. Нейфах ставилась цель развития внимания и наблюдательности у аппаратчиков механизированного химического производства. Интерес к психологическому изучению этой профессии был продиктован тем обстоятельством, что ошибочные действия аппаратчиков, связанные с нарушением внимания и наблюдательности, могут приводить к серьезным авариям, вызывающим тяжелые производственные последствия. Вот почему важно было найти путь для построения такой системы упражнений, которая в сочетании с принятой методикой профессионального обучения содействовала бы развитию специфических для профессии аппаратчика форм внимания и наблюдательности. На основе приведенных исследований психологами и инженерами был сконструирован тренажер, который воспроизводил типичные аварийные ситуации и приучал молодых аппаратчиков не теряться в таких ситуациях. Тренировочные упражнения, выполнявшиеся с помощью тренажера, вырабатывали у обучаемых умение преодолевать напряженность и эмоциональные срывы, воспитывали готовность к встрече с непредвиденными ситуациями и умение быстро мобилизовать себя на быстрые, экстренные действия. Эффект от упражнений оказался поразительным. В умении предотвращать неполадки и потенциальные аварии выявилось значительное превосходство тех, кто обучался на тренажере. «Эта работа, - писал С. Г. Геллерштейн, - имеет глубокое принципиальное значение. Она демонстрирует реальную возможность участия психологов в создании и применении специальных упражнений для совершенствования профессионально важных функций» [10, с. 340].
Необходимо отметить как положительный тот факт, что психологи, работавшие в области психотехники, всегда очень оперативно откликались на все новые явления и проблемы, которые возникали в практике развития народного хозяйства. Так, когда в стране стала интенсивно внедряться поточно-конвейерная система производства (конец 20-х гг.), они обратили самое серьезное внимание на изучение профессиональных и психологических особенностей этой новой формы организации труда. О. П. Кауфман и Н. Маркир первыми в отечественной психологии дали обстоятельный анализ работы непрерывным потоком. Оценивая работу на конвейере как чрезвычайно простую, не требующую профотбора, они поставили вопрос о необходимости психофизиологического изучения операций в условиях поточно-конвейерного производства и учете индивидуально-психологических особенностей личности работающих с целью их рационального распределения внутри потока. Кроме того, эти психологи разработали методику, которая позволяла выявлять характер приспособления к однообразию работы, извне задаваемому темпу и к коллективным формам труда.
Активно откликаясь на запросы промышленности и транспорта, психотехника не прошла и мимо тех проблем, которые значительно позднее вошли в круг научных интересов эргономики и инженерной психологии. Был проведен, в частности, ряд исследований, в которых изучалась роль человеческого фактора при организации рабочего места, конструировании машин и транспортных механизмов, рычагов управления, контрольно-измерительных приборов, сигнализационных устройств и т. д. Самое раннее исследование в этом плане провел Н. А. Бернштейн. Оно было посвящено психофизиологической реконструкции рабочего места вагоновожатого. На основе полученных результатов Н. А. Бернштейн разработал рекомендации по переустройству рабочего места водителя трамвая с учетом законов биомеханики движений.
Г. Н. Скородинским и Е. Э. Менделевой изучались рычаги управления на подъемных транспортных механизмах. Было установлено, что по ряду параметров (расстояние рычагов управления друг от друга, расположение педалей тормоза, стрелы и груза, направление движения рычагов и т. д.) устройство рабочего места явно нецелесообразно и служит источником различных ошибок и возможных аварий. По результатам этого исследования были внесены соответствующие предложения по рациональному с психофизической точки зрения размещению и взаимодействию рычагов управления. К данной группе психотехнических работ примыкают исследования Н. А. Эпле и Н. В. Зимкина, посвященные психологическому изучению авиационных приборов и их расположению на приборной доске самолета, а также Б. Н. Северного, который экспериментально проанализировал процесс восприятия водителем дорожных знаков и предложил спроектировать новые варианты сигнальных щитков, отвечающих законам зрительного восприятия. Интересную и ценную работу выполнили в это же время А. 3. Редько и Е. Н. Френкель [49], изучавшие труд поездного диспетчера и попытавшиеся установить психологическую специфику и особенности интеллектуальной деятельности, внимания и памяти у работающих за пультом управления.
Таким образом, за сравнительно короткий период своего развития отечественная психотехника к середине 30-х гг. добилась значительных успехов: были разработаны методы изучения трудовой деятельности человека, изготовлены различные тренажеры для формирования и укрепления профессионально важных качеств личности, внедрялись рекомендации по рационализации трудовых процессов и совершенствованию системы производственного обучения, а, главное, был получен большой фактический материал для теоретического обобщения и развития психологии труда. Имевшие место недостатки в развитии психотехники (определенный эмпиризм, теоретическая слабость, некритическое использование некоторых зарубежных тестов) уже в то время достаточно хорошо осознавались ее ведущими представителями, которые постоянно искали пути укрепления теоретической и методической базы своей науки. У психотехников были все возможности внести в развитие психологии труда еще более весомый вклад, если бы их научно-практическая, экспериментальная и теоретическая работа получила дальнейшее продолжение.
К сожалению, успешная деятельность психологов, работавших в указанном научном направлении, была необоснованно прекращена в результате директивного вмешательства высших партийных органов. В июле 1936 г. в главной газете советских коммунистов «Правда» появилось печально знаменитое постановление ЦК ВКП (б) «О педологических извращениях в системе Наркомпросов». В этом постановлении разгромной и во многом необоснованной критике подверглось молодое и перспективное научное направление- педология, которая занималась комплексным изучением психического и физического развития детей и школьников. Педологи обвинялись в том, что они якобы в своей теоретической и практической работе исходят из «антимарксистских положений», занимаются «ложно-научными» экспериментами среди школьников и их родителей, применяют «бессмысленные и вредные» тесты, «давно осужденные партией».
После выхода Постановления начался настоящий разгром педологии. И хотя в нем ничего не говорилось о психотехнике, оно, тем не менее, «рикошетом» ударило и по ней. Поскольку советские психотехники также широко применяли метод тестов и поддерживали контакты с «буржуазной» наукой, в официальной советской печати появился ряд публикаций, в которых психотехника называлась «псевдонаукой», а ее научные и практические достижения перечеркивались и дискредитировались. Так, в частности, 23 октября 1936 г. в газете «Известия» появилась статья В. Н. Колбановского с характерным названием «Так называемая психотехника». Заканчивалась она призывом «покончить» с психотехнической практикой, а все существующие психотехнические лаборатории ликвидировать. Это массовое идеологическое наступление закончилось тем, что уже к концу 1936 г. все лаборатории по промышленной психотехнике и психофизиологии труда были расформированы, психотехническое общество ликвидировано, а журнал «Советская психотехника» - закрыт. Нелегко сложилась и личная судьба многих психотехников: часть из них была лишена работы, часть - репрессирована, а И. Н. Шпильрейн - один из основателей отечественной психотехники - был арестован по незаконному обвинению в антисоветской деятельности и в 1937 г. расстрелян в сталинских лагерях. Так драматически завершился психотехнический период в развитии отечественной психологии труда.