Первые зарубежные и отечественные исследования в области психологии труда
Психология труда относится к числу самых первых по времени возникновения прикладных ответвлений психологической науки. Время ее зарождения относится к концу XIX в., когда фактически стала оформляться в самостоятельную науку и собственно психология. Важнейшей предпосылкой возникновения психологии труда явился усилившийся интерес к физиологическим и психологическим возможностям работающего человека. Этот интерес побуждался потребностями и запросами быстрого развития промышленного производства в передовых капиталистических странах, стремлением найти на основе изучения трудовой деятельности человека пути и способы повышения эффективности и производительности труда.
Возникновению и развитию психологии и физиологии труда способствовало также то обстоятельство, что в указанный период для изучения психических и физиологических функций работающего человека стал достаточно широко использоваться метод эксперимента и различные приборные методики. Так, в 1878 г. французский исследователь Ж. Марей разработал методику графической регистрации движений человека в процессе ходьбы и труда, итальянский ученый А. Моссо изобрел в 1893 г. эргограф - прибор для записи работы и утомления. Еще раньше (в 1861 г.) швейцарским инженером Гиппом был изобретен хроноскоп (прибор для изучения двигательных реакций), который, спустя некоторое время, в различных модификациях стал применяться не только в общей психологии, но и в психологии труда.
С помощью экспериментальных и других объективных методик уже к концу XIX в. и в первые годы XX столетия было проведено несколько крупных исследований, положивших начало дальнейшему систематическому изучению проблем и вопросов, относящихся к сфере психологии и физиологии труда. Одно из таких исследований было выполнено выдающимся отечественным ученым И. М. Сеченовым. Его опыты, проводившиеся в 1902 г. на самом себе, состояли в следующем. Ученый работал на эргографе, поднимая и опуская правой рукой груз до момента наступления выраженного утомления, сопровождавшегося чувством усталости. Затем в одном варианте опытов следовал 10-минутный пассивных отдых, во время которого никакой работы не производилось, а в другом варианте - в течение минуты выполнялась та же работа по поднятию и опусканию груза, но только левой рукой (активный отдых). После пассивного или активного отдыха в работу вновь включалась правая рука.
В результате этих опытов И. М. Сеченов установил, что при пассивном отдыхе утомление не проходило даже после 10-минутного перерыва - об этом говорила запись эргограммы после повторного выполнения работы правой рукой и переживаемое чувство усталости. В том же случае, когда в период отдыха в работу включалась левая рука, не работавшая ранее, то последующая работа правой руки резко возрастала — объективно это выражалось увеличением высоты подъема груза, а субъективно - исчезновением чувства усталости. Иначе говоря, И. М. Сеченов впервые доказал преимущество активного отдыха перед пассивным, что наилучшим способом повышения работоспособности человека является не покой, а смена деятельности. Объясняя природу открытого феномена, он пришел к выводу, что происходящее во время активного отдыха раздражение рецепторов работающих мышц порождает поток нервных импульсов, которые, поступая в мозг, «заряжают энергией» ранее утомленные центры [52]. В дальнейшем «феномен Сеченова» изучался многими учеными, подтвердившими эффективность активного отдыха человека в процессе выполнения трудовой деятельности.
Значительный толчок развитию психологии труда дали работы американских инженеров-рационализаторов Ф. Тейлора и Ф. Гилбрета по научной организации труда и управления, которые вышли в свет в начале XX в.* Эти исследователи считали, что, используя наблюдение, хронометражные замеры, опираясь на здравый смысл и анализ, можно рационализировать многие операции ручного труда и добиться их более совершенного выполнения. В системе Тейлора большое внимание уделялось исследованию затрат времени на отдельные операции и трудовые движения и отбору тех способов работы, которые требуют меньших затрат времени. Тейлор предложил ряд рекомендаций по усовершенствованию рабочих инструментов, в частности, лопат. Для этой цели он тщательно измерял количество железной руды и угля, которые человек может поднять на лопатах разной формы и разного размера. В результате было обнаружено, что максимальное количество железной руды или угля может быть переброшено, если рабочие пользуются лопатой-совком емкостью в 21 фунт (8,6 кг). По сравнению с ранее используемым инструментом, это действительно дало значительный выигрыш. В системе Тейлора признавалась также необходимость перерывов в работе как способа борьбы с утомлением и важность отбора людей, которые по своим физическим и интеллектуальным качествам соответствуют выполняемой ими работе.
Ф. Гилбрет изучал трудовой процесс путем его разделения на отдельные микроэлементы, чтобы точно определить, какие движения выполняются при определенных операциях и сколько времени занимает каждое из них. С этой целью он использовал кинокамеру и изобретенный им прибор микрохронометр, позволяющий записывать интервалы времени продолжительностью до 1/2000 с. Гилбрету удалось выявить и описать 17 основных движений кисти рук и дать им временные характеристики. Основываясь на полученной информации, он изменял непосредственно на рабочих местах структуру трудовых операций, устранял лишние и непродуктивные движения и в результате добивался повышения эффективности работы. Классический пример из опытов Гилбрета - рационализация рабочих движений каменщика. Тщательно изучив его работу, Гилбрет предложил усовершенствованный способ кладки кирпича, который сократил количество рабочих движений каменщика на укладку одного кирпича с 18 до 4 с половиной, что привело к увеличению производительности труда на пятьдесят процентов.
Работы Ф. Тейлора, Ф. Гилбрета и других представителей научной организации труда заметно стимулировали развитие собственно психологических исследований в сфере промышленного производства. Уже в первое десятилетие XX в. профессиональные психологи начинают принимать активное участие в разработке прикладных проблем, возникающих в различных сферах практики. Это новое направление психологических исследований называлось тогда разными терминами: «индустриальная психология», «хозяйственная психология», «промышленная психотехника» и т. д. Однако чаще всего для его обозначения стал использоваться термин «психотехника». Именно оформление психотехники как самостоятельного научного направления и явилось той вехой в истории психологии, от которой принято вести отсчет развития психологии труда.
Свое теоретическое обоснование психотехника получила в работах немецких психологов В. Штерна и Г. Мюнстерберга (русские переводы их книг «Прикладная психология» и «Психология и экономическая жизнь» вышли в свет в 1924 г.). Они определили психотехнику как такое научное направление, которое занимается, в отличие от чисто теоретической психологии, приложением и использованием психологических данных в экономике и в промышленности. Термин «техника», включенный в название этого направления, означал любую сферу практической деятельности человека - поэтому основатели психотехники выделяли в ней такие разделы, как хозяйственная психотехника, медицинская психотехника, социальная психотехника и т. д. Объясняя и конкретизируя использование термина «техника», Г. Мюнстерберг отмечал: «В более тесном смысле прикладной психологией должна считаться только та наука, которая пользуется психологией для осуществления человеческих задач. Она должна быть, таким образом, в известном смысле психологической техникой» [38, с. 27].
Психотехника ставила перед собой и решала широкий круг задач и проблем. Главными из них были: рационализация трудового процесса, профессиональный отбор и профессиональная консультация, профессиональное обучение и упражнение, производственное утомление и травматизм, плакат и реклама на производстве и в торговле, исследование феномена монотонии и другие. Так, Г. Мюнстерберг, проведя тщательный психологический анализ профессий телефониста и вагоновожатого, разработал систему тестов для профессионального отбора на эти профессии. Он же впервые исследовал проблему монотонности, выдвинув положение, что степень переживания монотонии и однообразия работы зависит в большей степени от некоторых индивидуальных свойств человека, чем от характера и объективного содержания самой работы.
С целью выявления индивидуально-психологических различий людей, обусловливающих собой то или иное отношение к однообразию работы, Г. Мюнстерберг провел ряд лабораторных экспериментов, в которых изучались реакции испытуемых на однородные и разнородные раздражители (серии специально подобранных слов). Результаты этих опытов показали, что существуют значительные межиндивидуальные различия в восприятии однообразных и разнообразных впечатлений. В то время как одни испытуемые в процессе восприятия лучше усваивали слова разнообразные по смыслу, другие испытуемые обнаруживали обратную тенденцию. Отсюда Г. Мюнстербергом был сделан вывод, что решение проблемы монотонности должно заключаться в выявлении «внутренних свойств» индивидов и организации на этой основе рациональной системы профотбора.
В теоретическом отношении психотехника опиралась на дифференциальную психологию (психологию индивидуальных различий людей), которая в начале XX в. достигла достаточно высокого уровня развития и широко использовала метод тестирования. Профессиональная пригодность в дифференциальной психологии того времени рассматривалась как некая постоянная и врожденная предрасположенность личности к определенному кругу профессий. Поэтому основатели психотехники и их последователи исходили из представлений о том, что для каждой профессии и для каждого трудового поста существуют «заранее уготованные» типы людей и, следовательно, одна из задач психологии должна состоять в выявлении предрасположенности («диспозиций») данного конкретного индивидуума и определения для него «подходящей» работы. В соответствии с указанным положением большое развитие в рамках психотехники получило такое направление как профконсультирование. Так, уже в 1908 г. профессор Бостонского университета Ф. Парсонс открыл бюро профессиональной консультации, в котором американские школьники бесплатно (или за небольшую плату) получали советы по выбору наиболее подходящей к их личностным особенностям профессии. В дальнейшем проблема отбора людей для выполнения определенных видов деятельности и выбора профессии стала одной из главных в психотехнике.
В своих книгах Г. Мюнстерберг постоянно ставил вопрос об индивидуальных различиях людей и подбору рабочих для определенной хозяйственной цели с таким расчетом, чтобы они в наибольшей степени подходили для этой цели по своим психологическим особенностям. «Рабочие, - писал он, - весьма пригодные к труду у небольших аппаратов, почти всегда совершенно непригодны для обслуживания крупных машин... Молодые люди, которые, несмотря на все их старания, не могут обслуживать некоторые автоматические машины, оказываются превосходными в другой, иногда более сложной отрасли труда на той же самой фабрике» [38, с. 106]. Для определения профессиональной пригодности людей к тому или иному виду труда необходимо, по Мюнстербергу, выявлять, «какое предрасположение для определенной, относящейся к будущему, психической деятельности имеется налицо у данного индивидуума». Вот почему не случайно одним из основных исследовательских методов для диагностики внутренних «предрасположений» и «диспозиций» личности стал в зарубежной психотехнике метод тестов.