Первые зарубежные и отечественные исследования в области психологии труда

Психология труда относится к числу самых первых по вре­мени возникновения прикладных ответвлений психологической науки. Время ее зарождения относится к концу XIX в., когда фак­тически стала оформляться в самостоятельную науку и собствен­но психология. Важнейшей предпосылкой возникновения психо­логии труда явился усилившийся интерес к физиологическим и психологическим возможностям работающего человека. Этот ин­терес побуждался потребностями и запросами быстрого развития промышленного производства в передовых капиталистических странах, стремлением найти на основе изучения трудовой дея­тельности человека пути и способы повышения эффективности и производительности труда.

Возникновению и развитию психологии и физиологии труда способствовало также то обстоятельство, что в указанный период для изучения психических и физиологических функций работаю­щего человека стал достаточно широко использоваться метод экс­перимента и различные приборные методики. Так, в 1878 г. фран­цузский исследователь Ж. Марей разработал методику графиче­ской регистрации движений человека в процессе ходьбы и труда, итальянский ученый А. Моссо изобрел в 1893 г. эргограф - при­бор для записи работы и утомления. Еще раньше (в 1861 г.) швейцарским инженером Гиппом был изобретен хроно­скоп (прибор для изучения двигательных реакций), который, спустя некоторое время, в различных модификациях стал приме­няться не только в общей психологии, но и в психологии труда.

С помощью экспериментальных и других объективных ме­тодик уже к концу XIX в. и в первые годы XX столетия было про­ведено несколько крупных исследований, положивших начало дальнейшему систематическому изучению проблем и вопросов, относящихся к сфере психологии и физиологии труда. Одно из таких исследований было выполнено выдающимся отечествен­ным ученым И. М. Сеченовым. Его опыты, проводившиеся в 1902 г. на самом себе, состояли в следующем. Ученый работал на эргографе, поднимая и опуская правой рукой груз до момента на­ступления выраженного утомления, сопровождавшегося чувством усталости. Затем в одном варианте опытов следовал 10-минутный пассивных отдых, во время которого никакой работы не произво­дилось, а в другом варианте - в течение минуты выполнялась та же работа по поднятию и опусканию груза, но только левой рукой (активный отдых). После пассивного или активного отдыха в ра­боту вновь включалась правая рука.

В результате этих опытов И. М. Сеченов установил, что при пассивном отдыхе утомление не проходило даже после 10-минутного перерыва - об этом говорила запись эргограммы после повторного выполнения работы правой рукой и переживаемое чувство усталости. В том же случае, когда в период отдыха в ра­боту включалась левая рука, не работавшая ранее, то последую­щая работа правой руки резко возрастала — объективно это выра­жалось увеличением высоты подъема груза, а субъективно - ис­чезновением чувства усталости. Иначе говоря, И. М. Сеченов впервые доказал преимущество активного отдыха перед пассив­ным, что наилучшим способом повышения работоспособности человека является не покой, а смена деятельности. Объясняя при­роду открытого феномена, он пришел к выводу, что происходя­щее во время активного отдыха раздражение рецепторов рабо­тающих мышц порождает поток нервных импульсов, которые, поступая в мозг, «заряжают энергией» ранее утомленные центры [52]. В дальнейшем «феномен Сеченова» изучался многими уче­ными, подтвердившими эффективность активного отдыха челове­ка в процессе выполнения трудовой деятельности.

Значительный толчок развитию психологии труда дали ра­боты американских инженеров-рационализаторов Ф. Тейлора и Ф. Гилбрета по научной организации труда и управления, которые вышли в свет в начале XX в.* Эти исследователи считали, что, используя наблюдение, хронометражные замеры, опираясь на здравый смысл и анализ, можно рационализировать многие опе­рации ручного труда и добиться их более совершенного выполне­ния. В системе Тейлора большое внимание уделялось исследова­нию затрат времени на отдельные операции и трудовые движения и отбору тех способов работы, которые требуют меньших затрат времени. Тейлор предложил ряд рекомендаций по усовершенствованию рабочих инструментов, в частности, лопат. Для этой це­ли он тщательно измерял количество железной руды и угля, кото­рые человек может поднять на лопатах разной формы и разного размера. В результате было обнаружено, что максимальное коли­чество железной руды или угля может быть переброшено, если рабочие пользуются лопатой-совком емкостью в 21 фунт (8,6 кг). По сравнению с ранее используемым инструментом, это действи­тельно дало значительный выигрыш. В системе Тейлора призна­валась также необходимость перерывов в работе как способа борьбы с утомлением и важность отбора людей, которые по своим физическим и интеллектуальным качествам соответствуют вы­полняемой ими работе.

Ф. Гилбрет изучал трудовой процесс путем его разделения на отдельные микроэлементы, чтобы точно определить, какие движения выполняются при определенных операциях и сколько времени занимает каждое из них. С этой целью он использовал кинокамеру и изобретенный им прибор микрохронометр, позво­ляющий записывать интервалы времени продолжительностью до 1/2000 с. Гилбрету удалось выявить и описать 17 основных дви­жений кисти рук и дать им временные характеристики. Основыва­ясь на полученной информации, он изменял непосредственно на рабочих местах структуру трудовых операций, устранял лишние и непродуктивные движения и в результате добивался повышения эффективности работы. Классический пример из опытов Гилбрета - рационализация рабочих движений каменщика. Тщательно изу­чив его работу, Гилбрет предложил усовершенствованный способ кладки кирпича, который сократил количество рабочих движений каменщика на укладку одного кирпича с 18 до 4 с половиной, что привело к увеличению производительности труда на пятьдесят процентов.

Работы Ф. Тейлора, Ф. Гилбрета и других представителей научной организации труда заметно стимулировали развитие соб­ственно психологических исследований в сфере промышленного производства. Уже в первое десятилетие XX в. профессиональные психологи начинают принимать активное участие в разработке прикладных проблем, возникающих в различных сферах практи­ки. Это новое направление психологических исследований назы­валось тогда разными терминами: «индустриальная психология», «хозяйственная психология», «промышленная психотехника» и т. д. Однако чаще всего для его обозначения стал использоваться термин «психотехника». Именно оформление психотехники как самостоятельного научного направления и явилось той вехой в истории психологии, от которой принято вести отсчет развития психологии труда.

Свое теоретическое обоснование психотехника получила в работах немецких психологов В. Штерна и Г. Мюнстерберга (рус­ские переводы их книг «Прикладная психология» и «Психология и экономическая жизнь» вышли в свет в 1924 г.). Они определили психотехнику как такое научное направление, которое занимает­ся, в отличие от чисто теоретической психологии, приложением и использованием психологических данных в экономике и в про­мышленности. Термин «техника», включенный в название этого направления, означал любую сферу практической деятельности человека - поэтому основатели психотехники выделяли в ней та­кие разделы, как хозяйственная психотехника, медицинская пси­хотехника, социальная психотехника и т. д. Объясняя и конкрети­зируя использование термина «техника», Г. Мюнстерберг отме­чал: «В более тесном смысле прикладной психологией должна считаться только та наука, которая пользуется психологией для осуществления человеческих задач. Она должна быть, таким об­разом, в известном смысле психологической техникой» [38, с. 27].

Психотехника ставила перед собой и решала широкий круг задач и проблем. Главными из них были: рационализация трудо­вого процесса, профессиональный отбор и профессиональная кон­сультация, профессиональное обучение и упражнение, производ­ственное утомление и травматизм, плакат и реклама на производстве и в торговле, исследование феномена монотонии и другие. Так, Г. Мюнстерберг, проведя тщательный психологический ана­лиз профессий телефониста и вагоновожатого, разработал систему тестов для профессионального отбора на эти профессии. Он же впервые исследовал проблему монотонности, выдвинув положе­ние, что степень переживания монотонии и однообразия работы зависит в большей степени от некоторых индивидуальных свойств человека, чем от характера и объективного содержания самой работы.

С целью выявления индивидуально-психологических разли­чий людей, обусловливающих собой то или иное отношение к од­нообразию работы, Г. Мюнстерберг провел ряд лабораторных экспериментов, в которых изучались реакции испытуемых на од­нородные и разнородные раздражители (серии специально подоб­ранных слов). Результаты этих опытов показали, что существуют значительные межиндивидуальные различия в восприятии одно­образных и разнообразных впечатлений. В то время как одни ис­пытуемые в процессе восприятия лучше усваивали слова разнооб­разные по смыслу, другие испытуемые обнаруживали обратную тенденцию. Отсюда Г. Мюнстербергом был сделан вывод, что решение проблемы монотонности должно заключаться в выявле­нии «внутренних свойств» индивидов и организации на этой ос­нове рациональной системы профотбора.

В теоретическом отношении психотехника опиралась на дифференциальную психологию (психологию индивидуальных различий людей), которая в начале XX в. достигла достаточно вы­сокого уровня развития и широко использовала метод тестирова­ния. Профессиональная пригодность в дифференциальной психо­логии того времени рассматривалась как некая постоянная и вро­жденная предрасположенность личности к определенному кругу профессий. Поэтому основатели психотехники и их последовате­ли исходили из представлений о том, что для каждой профессии и для каждого трудового поста существуют «заранее уготованные» типы людей и, следовательно, одна из задач психологии должна состоять в выявлении предрасположенности («диспозиций») дан­ного конкретного индивидуума и определения для него «подхо­дящей» работы. В соответствии с указанным положением боль­шое развитие в рамках психотехники получило такое направление как профконсультирование. Так, уже в 1908 г. профессор Бостон­ского университета Ф. Парсонс открыл бюро профессиональной консультации, в котором американские школьники бесплатно (или за небольшую плату) получали советы по выбору наиболее подходящей к их личностным особенностям профессии. В даль­нейшем проблема отбора людей для выполнения определенных видов деятельности и выбора профессии стала одной из главных в психотехнике.

В своих книгах Г. Мюнстерберг постоянно ставил вопрос об индивидуальных различиях людей и подбору рабочих для опреде­ленной хозяйственной цели с таким расчетом, чтобы они в наи­большей степени подходили для этой цели по своим психологиче­ским особенностям. «Рабочие, - писал он, - весьма пригодные к труду у небольших аппаратов, почти всегда совершенно непри­годны для обслуживания крупных машин... Молодые люди, кото­рые, несмотря на все их старания, не могут обслуживать некото­рые автоматические машины, оказываются превосходными в дру­гой, иногда более сложной отрасли труда на той же самой фабри­ке» [38, с. 106]. Для определения профессиональной пригодности людей к тому или иному виду труда необходимо, по Мюнстербергу, выявлять, «какое предрасположение для определенной, отно­сящейся к будущему, психической деятельности имеется налицо у данного индивидуума». Вот почему не случайно одним из основ­ных исследовательских методов для диагностики внутренних «предрасположений» и «диспозиций» личности стал в зарубежной психотехнике метод тестов.

Наши рекомендации