Краткая история возникновения и развития
ОГЛАВЛЕНИЕ
ГЛАВА 1
КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ
ПСИХОЛОГИИ ТРУДА
ГЛАВА 2
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПСИХОЛОГИИ ТРУДА КАК НАУКИ
Виды труда
В процессе исторического развития человечества и общественного разделения труда выделилось несколько его видов: промышленный и сельскохозяйственный труд, труд в сфере строительства и транспорта, обслуживающий труд и т. д. В каждой из этих сфер деятельности труд, в зависимости от способа и характера использования средств производства, может быть трех типов: ручной, механизированный, автоматизированный. £ Ручной труд выполняется на основе чисто физических (ма-нипулятивных) действий с применением (или без применения) некоторых простых инструментов. Примером такого труда могут служить сортировка, упаковка, сборка, штукатурка, слесарные, малярные, плотницкие работы и т. п. Чаще всего он встречается при массовом, поточном производстве определенных изделий.
Механизированный труд характеризуется широким использованием различных машин, станков, аппаратов, измерительных инструментов. Механизация трудового процесса освобождает человека от тяжелой физической работы, а его главной функцией становится управление машиной, а также контроль за ее работой. Вместе с тем, обслуживая машины, человек осуществляет различные моторные (двигательные) действия и выполняет ряд ручных операций. Этим типом труда заняты станочники по холодной и горячей обработке металлов, работники швейного и полиграфического производства, водители транспорта, машинисты, трактористы, газоэлектросварщики и т. д.
Автоматизированный труд практически полностью исключает ручные действия, направленные непосредственно на предмет труда. Вся работа в данном случае выполняется при помощи автоматов, автоматизированных линий и установок. В условиях автоматизированного производства трудовая деятельность человека резко меняется - его основными функциями становятся слежение (наблюдение) за работой управляемой системы, прием и переработка информации о ходе производственного процесса, принятие соответствующих решений. Иначе говоря, при автоматизированном труде на первый план в регуляции деятельности выходят мыслительные действия и операции. К этому типу труда относится деятельность операторов станков с программным управлением, железнодорожных и авиационных диспетчеров, операторов энергосистем, аппаратчиков химического производства и т. д.
В особый вид труда принято выделять умственный труд, который нередко противопоставляется труду физическому. Это противопоставление корнями своими уходит далеко в глубь истории человеческого общества. Действительно, умственный труд (например, труд ученого, писателя, учебный труд студентов, школьников) в психофизиологическом отношении отличается рядом особенностей - малой активностью моторно-двигательного аппарата и высоким напряжением нервно-психических функций, преобладанием в деятельности интеллектуальных (умственных) действий и т. д. Однако разделение трудовой активности человека на физическую и умственную следует считать достаточно условным: нет физического труда, который бы не требовал от исполнителя участия интеллекта, и нет умственного труда, при котором бы не проявлялась активность двигательного аппарата и других физиологических систем организма. Речь, следовательно, может идти лишь о разной степени участия в обоих видах труда тех или иных психических и физиологических функций
Все перечисленные выше типы и виды труда представляют значительный интерес для психологии. Хотя труд в целом, как уже отмечалось, является категорией не психологической, а социально-экономической, он имеет и свою психофизиологическую основу. Трудовую деятельность можно рассматривать как своеобразный переход субъекта в объект, труд как бы «овеществляется» в предмете, «угасает» в продукте, соединяется с предметом труда. Это значит, что в ходе трудовой деятельности происходит реализация психических и физических сил человека, его возможностей и способности превращать вещество природы в полезные для общества продукты и предметы. В труде активизируются не только различные психофизиологические функции человеческого организма, но и «овеществляются», «материализуются» знания, умения, квалификация работающего. Ведь для того, чтобы изготовить какой-либо продукт, человек должен обладать определенным уровнем общих и профессиональных знаний, соответствующими способностями, умениями и навыками, а также определенными свойствами личности.
Из приведенного выше описания структуры целесообразной деятельности человека видно, что она невозможна без сознательного отражения окружающего мира. В любом виде труда человек осознает цель своих действий, предвосхищает ожидаемый результат, воспринимает и оценивает условия, в которых он действует, обдумывает последовательность операций, поддерживает свое внимание, применяет волевые усилия, получает и анализирует необходимую информацию, осуществляет контроль за ходом деятельности. Психика, отдельные мыслительные процессы и функции выступают, следовательно, в качестве регуляторов этой деятельности. Вот почему труд и производственная деятельность человека не могут находиться вне поля зрения психологической науки и соответствующих психологических исследований.
ГЛАВА 3
МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ ТРУДА
Любая наука, изучая свой предмет, опирается на определенную методологию и методы исследования. В широком смысле слова под методологией понимается философское учение о методах познания и преобразования существующей реальной действительности. В более узком значении методологию можно определить как совокупность общенаучных принципов и теоретических положений, которыми руководствуется та или иная наука при проведении научных исследований, анализе, интерпретации и обобщении научных данных.
Психология труда опирается в своей исследовательской практике на общетеоретические принципы, сформулированные в психологической науке. К их числу относятся принцип историзма (изучение психики человека в процессе ее возникновения и исторического развития), принцип детерминизма (причинной обусловленности и взаимосвязи психических явлений), принцип единства сознания и деятельности, принцип личностного подхода, принцип системного подхода и ряд других. Эти принципы определяют стратегию и логику исследования в любой отрасли психологической науки, в том числе и в психологии труда.
В отличие от методологии, методы - это конкретные приемы, средства и инструментарий, с помощью которых та или иная наука изучает свой предмет. Роль методов в научном исследовании исключительно велика. От того, какими методами «вооружена» наука (эффективными или неэффективными), напрямую зависит ее состояние, успехи или неудачи в познании предмета исследования. Выдающийся отечественный физиолог И. П. Павлов в свое время справедливо говорил, что наука движется толчками, в зависимости от успехов, делаемых методикой. «От метода, от способа действия зависит вся серьезность исследования. При хорошем методе и не очень талантливый человек может сделать много. А при плохом методе и гениальный человек будет работать впустую и не получит ценных, точных данных» [6, с. 26
В психологии труда применяется широкий набор различных методов. Часть из них носит общенаучный характер, т. е. используется не только в психологии труда, но и в других науках, а другая часть - преимущественно только в психологии труда. Однако даже в том случае, когда психология труда опирается на общенаучные методы, их применение имеет свою специфику, вытекающую из особенностей ее предмета и целей исследования. Прежде всего, в психологии труда широко используется такой классический научный метод как наблюдение, сущность которого состоит в изучении трудовой деятельности человека посредством целенаправленного восприятия фактов и явлений, характеризующих эту деятельность и психику человека в естественных условиях протекания. В отличие от других наук, наблюдение в психологии труда обычно сопровождается хронометражем, т. е. измерением различных временных характеристик трудового процесса (продолжительности производственной операции и отдельных ее элементов, объема почасовой выработки продукции, продолжительности микропауз между отдельными операциями и т. д.). Хронометраж проводится с помощью секундомера или других хронометрических приборов, а данные измерений обязательно заносятся в заранее подготовленный протокол.
В тех случаях, когда требуется составить представление о временной структуре всего рабочего дня (последовательных затратах времени на работу, отдых, простои и т. д.), на основании сплошного наблюдения и данных хронометрирования составляется так называемая хронофотография рабочего дня. Она имеет вид I таблицы, в которую наблюдатель заносит хронометражные данные о времени, затрачиваемом исполнителем на различные виды J работ, перерывы, простои и т. д. в течение всего рабочего дня (см. 1 табл. 1). В случае необходимости собрать массовый материал хронофотография может быть дополнена самофотографией рабочего дня, т. е. таким приемом, когда сами работающие фиксируют в специальных бланках расходы времени на выполнение собственно производственных операций и различные простои.
При проведении наблюдения в психологии труда используются и другие объективные способы регистрации изучаемых явлений. Так, фотографирование (см. рис. 1) позволяет оценить рабочую позу, выражение внимания, особенности организации рабочего места и т. д. На основании фотографирования была разработана методика циклографии, с помощью которой можно изучать характер рабочих движений при выполнении различных производственных операций. Сущность этой методики состоит в регистрации на фотопластинке траекторий рабочих движений, что достигается путем прикрепления светящихся лампочек к определенным точкам тела, (над центрами суставов). Получаемые на снимках траектории (см. рис. 2) обрабатываются и анализируются по правилам биомеханики. Из приведенного рисунка видно, что в неутомленном состоянии (А) траектории отдельных повторяющихся движений очень сходны между собой, они плотно «накладываются» одна на другую. В утомленном же состоянии (Б) кривые движений становятся больше, их полосы расширяются, цикличность траекторий делается менее точной. Еще более широкие возможности для изучения рабочих движений открываются при использовании видео- и киносъемки, а также других современных технических способов регистрации данных наблюдения.
Важную роль в исследовательской и практической работе психолога труда играет метод изучения производственной документации. С помощью этого метода можно получить ценные сведения о технологических особенностях производственных операций, последовательности выполнения ее отдельных элементов, условиях труда и текучести кадров, травматизме и профессиональных заболеваниях, о выполнении производственных планов и качестве продукции, о технико-экономических и социально-психологических показателях, характеризующих деятельность предприятия.
К числу производственных документов относятся нормативные технологические карты, официальные отчеты администрации по различным аспектам деятельности предприятия, материалы многотиражных газет, стенограммы различных совещаний и собраний, многочисленные документы отдела кадров, медицинских пунктов, социологических служб, отделов НОТ и других структурных подразделений предприятия. Изучение и анализ информации, содержащейся в документах, позволяют получить относительно полное и объективное представление об особенностях производственного процесса и его организации, основных экономических и социальных задачах трудового коллектива, существующем режиме труда и отдыха и других важных сторонах производственной деятельности предприятия. Документальные сведения служат хорошим исходным материалом для исследовательской и практической работы психолога - они помогают ему более успешно решать те конкретные психологические проблемы и задачи, которые ставятся перед ним на предприятии.
Интересный для психолога материал может быть получен также с помощью традиционных опросных методов - беседы и анкетирования. Беседа — это метод сбора информации путем личного общения психолога с работниками предприятия. Она строится на основе вопросов, поставленных психологом, и ответов на них собеседника. Следует, однако, иметь в виду, что не всякая беседа является научным методом, а только та, которая проводится с соблюдением необходимых требований и отличается целенаправленностью, плановостью, точной формулировкой заранее продуманных вопросов, атмосферой доверительности, фиксацией содержания общения в протоколах (непосредственно в ходе беседы или после нее). Беседа позволяет не только уточнить и дополнить информацию, полученную из других источников, но и выявить такие факты, которые трудно или вообще невозможно получить методом наблюдения, изучением документации или даже Л постановкой эксперимента (например, установить отношение работников к труду и собственной профессии, причины удовлетворенности или неудовлетворенности работой, отношение к трудовому коллективу и к его отдельным членам, мотивы трудовой активности и т. д.).
недостатком метода беседы является трудность создания условий для полной откровенности ответов собеседника и достаточно большая продолжительность процедуры сбора материала при проведении обследований массового характера. Поэтому данный метод часто дополняется анкетированием, которое предусматривает получение письменных ответов на поставленные вопросы и не требует прямого контакта психолога с опрашиваемым лицом. Анкетирование проводится с помощью опросников, которые имеют определенную структуру и построены с соблюдением правил и критериев, предъявляемых к данному методу исследования. Анкета, если она правильно составлена и грамотно применяется, служит незаменимым источником получения информации о внутреннем состоянии работающего человека, его личностных ценностях, мотивах деятельности и т. д. Проигрывая более точным методам в глубине, а иногда и в степени достоверности получаемых сведений, анкетирование выигрывает в скорости и массовости сбора материала.
В 20-е гг. прошлого столетия отечественными психологами был разработан совершенно новый и оригинальный способ исследования - так называемый трудовой метод [9]. Его специфическая особенность состоит в том, что та или иная профессиональная деятельность изучается психологом в процессе собственного овладения данной деятельностью. Психолог сам становится учеником и систематически изучает профессию как бы «изнутри», соединяя в одном лице рабочего и исследователя. В течение всего периода обучения (до достижения достаточно высокого уровня мастерства) он ведет протокол (дневник), где ежедневно описывает содержание рабочего дня, трудности в овладении профессией, положительные сдвиги, которые наблюдаются в день записи, по сравнению с работой в предыдущие дни, степень автоматизации различных трудовых действий, характер и силу утомления, недостатки в организации труда и т. п. После того как профессия в основном осваивается, протокол самонаблюдения тщательно анализируется, и на этой основе составляется психограмма исследованной профессии, включающая перечень основных психофизиологических требований, которые предъявляет данная профессия к личности работающего. С помощью указанного метода психологами были изучены профессии телефонистки, ткачихи, слесаря, токаря, наборщика, шофера, летчика, водителя трамвая, поездного диспетчера и ряд других.
Трудовой метод, несомненно, имеет некоторые преимущества перед другими методами психологии труда. Он, в частности, дает возможность познавать профессию непосредственно в ходе постепенного овладения трудовыми навыками работы, с большей точностью устанавливать профессионально важные качества, требуемые профессией, выявлять нерациональные приемы работы, степень доминирования тех или иных психических функций в процессе труда. Вместе с тем, у трудового метода есть и определенные недостатки: он опирается только на данные самонаблюдения и потому не лишен элементов субъективизма при истолковании наблюдаемых фактов, его применение требует от исследователя слишком много времени. Кроме того, и сфера применения трудового метода ограничивается определенными рамками. Психолог может прибегнуть к нему лишь при изучении сравнительно простых профессий, обучение которым не связано с большими затратами времени. Сложные же профессии, требующие длительного обучения и большой практики, изучать с помощью трудового метода нецелесообразно.
Экспериментальный метод применяется в психологии труда в двух основных формах - производственный эксперимент и лабораторный. Первый проводится непосредственно в производственной обстановке (в цехе, на рабочем месте) и заключается в том, что исследователь сознательно вносит определенные изменения в технологию производственного процесса, в организацию рабочего места, темп и ритм работы и выявляет, к каким психологическим и производственным последствиям приводят эти изменения. В реальных условиях производственный эксперимент, в зависимости от целей и конкретных задач исследования, может иметь разные виды и строиться на использовании самых различных приемов и исследовательских процедур.
Положительной стороной производственного эксперимента является то, что он всегда проводится в реальных условиях, а его выводы имеют большое значение для решения практических задач. В этой связи можно привести целый ряд положительных примеров. Так, известным отечественным психологом К. К. Платоновым и его сотрудниками при проведении исследований непосредственно на самолетах было установлено ведущее значение навыка чтения показаний приборов у летчиков при полете в сложных метеорологических условиях, а затем разработаны психолого-педагогические требования, в соответствии с которыми был изготовлен учебный самолет-истребитель [7]; в исследовании Е. М. Ивановой [3] результаты производственного эксперимента по изучению влияния скорости станка на работоспособность намотчиц трансформатора позволили повысить производительность труда на семь-десять процентов; в нашей работе [2] внедрение системы чередования производственных операций в условиях поточно-конвейерного производства привело к улучшению самочувствия работающих, снижению их утомляемости и повышению качества выпускаемой продукции.
Несомненно, производственный эксперимент, как и другие методы, имеет свои ограничения: далеко не каждую научно-практическую задачу можно решить с помощью данного метода, трудно также добиться объективной регистрации некоторых важных параметров производственного процесса и состояния различных психофизиологических функций работающих. Кроме того, его отрицательным моментом является и сложность организации контроля за многими переменными, влияющими на ход исследования. В реальной производственной обстановке часто бывает невозможно глубоко изучить и учесть при решении задач организации труда те или иные факторы (объективного и субъективного характера), которые влияют на состояние человека и его работоспособность. В этом случае психологам приходится прибегать к помощи лабораторного эксперимента, который выгодно отличается от производственного эксперимента тем, что позволяет установить точный контроль за всеми переменными и обеспечить строго объективную регистрацию всех условий и факторов трудового процесса.
Лабораторный эксперимент проводится в искусственных условиях (специально оборудованных помещениях) и строится по принципу психологического моделирования какого-либо вида трудовой деятельности. Для этой цели изготавливаются специальные стенды, установки, тренажеры и имитаторы. В ходе проведения лабораторного эксперимента перед испытуемым ставится задача выполнять определенные действия, по своей психологической структуре наиболее полно соответствующие действиям реальной трудовой деятельности. На всем протяжении эксперимента идет регистрация всех интересующих исследователя параметров трудового процесса и показателей состояния испытуемого. Это позволяет с большей научной обстоятельностью и объективностью изучать поставленные проблемы. В качестве примера можно привести лабораторный эксперимент, который проводился нами с целью изучения утомления и других психических состояний, возникающих у человека при выполнении однообразных производственных операций [1]. В указанном эксперименте имитация трудовой деятельности и моделирование различных типов монотонных операций осуществлялась с помощью конвейерной установки и различных заготовок, которые, согласно инструкции, соответствующим образом «обрабатывались» испытуемыми. С помощью системы датчиков и приборов-самописцев регистрировались время выполнения операции, длительность микропауз в работе, движения обеих рук (механограмма), электрическая активность мышц, а также частота пульса и дыхания. Результаты этого эксперимента помогли выявить особенности и динамику психических состояний у человека, занятого выполнением различных по типу производственных операций, и разработать ряд практических рекомендаций по рациональному построению режима труда и отдыха, выбору оптимальных темпов работы и другим аспектам организации трудовой деятельности.
Нередко в психологии труда применяются и психофизиологические методы, на основе которых оценивается функциональное состояние отдельных систем организма [8]. К их числу относятся электроэнцефалография (запись биоэлектрической активности мозга в процессе трудовой деятельности), электромиография (регистрация суммарной электрической активности работающих мышц), электрокардиография (анализ изменений сердечного ритма в процессе труда), пневмография (изучение частоты, глубины и объема внешнего дыхания), регистрация кожно-гальванической реакции, как показателя эмоциональной напряженности человека в трудовой деятельности, и другие. Все эти методы опираются на использование специальной аппаратуры, которая устанавливается либо непосредственно на рабочем месте (см. рис. 3), либо за его пределами (при телеметрическом способе регистрации).
Помимо перечисленных, в психологии труда применяются также тестирование, экспертиза, биографический метод, изучение продуктов деятельности и т. д. Описание названных методик дается в курсе общей психологии и в другой учебной и научной литературе, поэтому мы не останавливаемся здесь на их характеристике. Как правило, в конкретном психологическом исследовании используется не один, а система методов, что повышает ценность и научную значимость получаемых результатов. Эти результаты, как и в других науках, обязательно подвергаются количественному и качественному анализу с помощью различных интерпретационных методов и методов графической и статистической обработки экспериментальных данных.
В заключение следует особо подчеркнуть, что какие бы методы ни использовались в научно-практической работе, важно, чтобы они отвечали ряду требований. Прежде всего, они должны быть адекватны задачам исследования и соответствовать природе изучаемых психических процессов. Случайный подбор методов приводит к ошибкам и не позволяет правильно решать поставленную задачу. Важно также, чтобы они были объективными, т. е. обеспечивали не только накопление и описание фактического материала, но и позволяли находить реальные психические закономерности, которые лежат в основе трудовой деятельности человека. И, наконец, они должны соответствовать основным теоретическим и методологическим принципам отечественной психологии и учитывать мировой психологический опыт.
Характеризуя главные задачи современной психологии, выдающийся отечественный ученый Б. Ф. Ломов писал: «Одна из важнейших задач психологии... заключается в том, чтобы рассмотреть все... используемые ею методы как единую систему, раскрыть «разрешающую способность» и ограничения каждого из них, а также условия и возможности взаимопереходов между ними в зависимости от логики проводимого исследования» [4, с. 42]. Сказанное в полной мере относится и к психологии труда. К этому можно добавить, что психология труда (как и общая психология) нуждается на современном этапе не только в «ревизии» и переоценке существующих методов исследования, но и в разработке принципиально новых исследовательских средств и приемов. Именно на пути использования и тесного сочетания апробированных классических методик с новыми подходами и новым методическим инструментарием психология труда может совершить дальнейший качественный «скачок» в своем развитии и добиться серьезных успехов в изучении психологических закономерностей трудовой деятельности человека.
Рекомендуемая литература
1. Дмитриева М. А., Крылов А. А., Нафтульев А. И. Психология труда и инженерная психология. - Л., 1979.
2. Душков Б. А. Индустриально-педагогическая психология. -М., 1981.
3. Зинченко В. П., Мунипов В. М. Основы эргономики. - М., 1979.
4. Климов Е. А. К молодежи, посвятившей себя психологии // Вопр. психол. - 1989. - № 3.
5. Кчимов Е. А. Введение в психологию труда. - М., 1998.
6. Лоос В. Г. Промышленная психология. - Киев, 1974.
7. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. - Т. 23.
8. Маркс К, Энгельс Ф. Соч. - Т.42.
9. Основы инженерной психологии / под ред. Б. Ф. Ломова. -М, 1977.
Качествах личности
В настоящее время в научной литературе нет общепринятого определения понятия «профессия» и у многих авторов оно употребляется в несколько разных значениях. Так, К. К. Платонов считал, что «профессия — это совокупность специальностей, необходимый минимум знаний, навыков и умений, по которым в современных условиях молодежи обеспечивается возможность обучения в соответствующем по профилю учебном заведении» [11, с. 111]. К. М. Гуревич пишет: «Профессия - это длительно существующий комплекс трудовых обязанностей. Совокупность профессий данного общества обеспечивает его потребности, выполняет необходимые для жизни общества функции» [3, с. 17]. Ю. В. Котелова отмечает: «Под профессией обычно понимается типичная исторически сложившаяся форма деятельности, необходимая в социальном отношении, для выполнения которой работник должен обладать определенной суммой знаний, умений, навыков, а также иметь соответствующие способности и особенности личности» [9, с. 91]. Известный специалист в области социологии труда И. И. Чангли считает, что профессия «... представляет собой достаточно обширный и устойчивый вид деятельности, требующий определенных теоретических знаний и практических навыков» [14, с. 152]. Еще один автор Г. В. Щекин пишет: «Профессия - это определенный вид трудовой деятельности, возникающий в процессе общественного разделения труда и требующий для его выполнения определенных способностей, специальных теоретических знаний и практических навыков» [16, с. 13] и т. д.
В каждом из приведенных выше определений более или менее рельефно подчеркиваются следующие характеристики: а) профессия - это вид человеческой деятельности; б) профессии возникают в результате общественного разделения труда; в) профессия - это социально необходимый вид трудовой деятельности; г) успешное занятие той или иной профессией предполагает наличие у человека определенных знаний, умений, навыков и требует соответствующих способностей. Учитывая все названные характеристики, можно сформулировать следующее обобщенное определение: профессия - это социально-необходимый вид трудовой деятельности, появившийся вследствие общественного разделения труда и требующий от человека наличия определенных способностей, знаний, умений и навыков. Многие профессии подразделяются на специальности, которые представляют собой более узкий вид деятельности в рамках данной профессии. Например, профессия врача включает в себя специальности хирурга, терапевта, окулиста, невропатолога. Профессия слесаря делится на специальности слесаря-сборщика, слесаря-сантехника, слесаря-инструментальщика. Профессия учителя делится на специальности: учитель русского языка и литературы, учитель физики, учитель химии, учитель математики и т. д.
Поскольку профессия является основным видом трудовой деятельности, которой человек нередко занимается всю свою жизнь, невозможно переоценить ее роль и значение в становлении и развитии личности. Прежде всего, через профессию человек реализует свои главные потребности - в труде, познании и в общении. Удовлетворение этих потребностей позволяет человеку раскрыть свою сущностную природу, выразить и утвердить собственное «Я», испытать высшую радость и чувство личного достоинства. Прилагая через профессию свои физические и духовные силы к определенной трудовой деятельности, человек получает взамен возможность удовлетворять свои материальные потребности, без чего сам факт существования и развития человека был бы немыслим. И, наконец, профессия - это такая сфера проявления человеческой активности, в которой реализуется творческий потенциал субъекта труда, происходит сложный процесс становления и формирования всех его психических свойств и особенностей. В ходе длительного профессионального труда, протекающего в определенных социально-экономических условиях, формируются не только отдельные функциональные системы и психические процессы человека (профессиональное восприятие, профессиональная память, профессиональное мышление и т. д.), но и его личность. Складывается социально-профессиональный тип личности с определенными ценностными ориентациями, характером, особенностями межличностного общения. Нередко профессия накладывает свой отпечаток даже на внешний облик человека.
Известно, что различные виды труда и профессии требует от человека разной степени активизации тех или иных психических функций. Одни профессии требуют от работника высокого уровня развития зрительной, слуховой чувствительности (настройщик музыкальных инструментов, настройщик телерадиоаппаратуры), другие - хорошо развитого внимания (контролер за качеством продукции, сборщик часов), третьи - активной мыслительной деятельности (авиадиспетчер, оператор автоматизированных систем управления и т. п.). Поэтому с самого начала психологического изучения профессий возникла необходимость говорить о таких качествах личности работающего человека, которые играют особо значимую роль в определенных видах трудовой деятельности. Их принято называть профессионально важными качествами.
Профессионально-важные качества — это такие индивидуальные психические и психофизиологические особенности человека, наличие которых обеспечивает успешность выполнения данной конкретной профессиональной деятельности. Например, умение распределять внимание и быстрота реакции - профессионально важные качества водителя любого транспортного средст-' ва. Эмоционально-волевая устойчивость - профессионально важное качество для представителей тех профессий, где возможно возникновение экстремальной или аварийной ситуации (космонавт, летчик, машинист электровоза и другие). Такая особенность личности, как монотоноустойчивость очень важна для людей, занятых однообразным, монотонным трудом. Есть профессии, где ведущим качеством является хорошая осязательная чувствительность (браковщик тканей), тонкий вкус и обоняние (дегустатор различных продуктов, парфюмерных изделий). Выявление качеств личности, обеспечивающих эффективность трудовой деятельности, определение путей и методов их развития и совершенствования является одной из главных задач психологического изучения профессий.
Классификация профессий
Первые профессии появились еще на заре развития человеческого общества. Затем, по мере последующего исторического развития и углубляющегося общественного разделения труда, их количество резко возросло, стали возникать все новые и новые профессии, причем они не оставались неизменными - в связи с совершенствованием орудий производства и развитием научно-технического прогресса одни профессии исчезали, содержание других существенно изменялось. В настоящее время существует более 40 тысяч различных профессий. Поэтому не случайно многие ученые уже давно поставили вопрос о необходимости систематизации, классификации профессий. Под классификацией понимается упорядоченное распределение профессий по классам, типам, видам на основании их сходства и различия по определенным признакам и критериям.
В историческом плане было много попыток создать универсальную классификацию профессий, при этом использовались самые разные основания (критерии) для ее построения. Еще в 20-е гг. прошлого века известный ученый-экономист С. Г. Струмилин предложил систематизировать профессии на основе такого признака, как степень самостоятельности человека в работе. В связи с этим он разделил все виды труда на пять типов:
1) автоматический (труд строго регламентированный, с зависимым темпом работы, однообразным выполнением заданий и приемов, например, в условиях поточно-конвейерного производства);
2) полуавтоматический труд (трудовые действия человека не всегда строго регламентированы, имеется возможность выбора темпа и приемов работы, например, профессии телефонистки, машинистки);
3) шаблонно-исполнительский труд (задания и приемы работы многообразны, но заранее определены инструкциями, чертежами, шаблонами, например, труд слесаря, токаря);
4) самостоятельный труд в пределах задания (дает большой простор для проявления самостоятельности, но в пределах определенных рамок - труд учителя, врача, инженера);
5) свободный творческий труд (человек сам выбирает приемы и формы работы, результаты работы выражаются в создании оригинальной продукции - труд ученого, художника, композитора и т. д.).
В свое время эта классификация имела определенное значение, но для нашего времени она, конечно, устарела. Нередко для практических целей и удобства описания все существующие профессии классифицируют по отраслям народного хозяйства (промышленные, транспортные, строительные, сельскохозяйственные профессии и т. д.), а также по их содержанию (медицинские, педагогические, юридические, военные, административно-управленческие и т. д.). При такой систематизации не учитываются психологические критерии, опираться на которые необходимо при проведении, например, профконсультационной работы. Известно, что даже самые близкие между собой профессии и специальности могут существенно отличаться по своим психологическим компонентам.
В истории изучения профессий были и такие попытки, когда их классификация проводилась только по психологическим критериям. Так, немецкие психологи Г. Пиорковский и О. Липман в основу разделения профессий положили степень участия в трудовой деятельности функций интеллекта и выделили три их класса - низшие, средние и высшие. Низшие (неквалифицированные) не требуют участия интеллекта, средние - предполагают незначительную деятельность интеллекта и высшие - требуют активной деятельности интеллекта. В свою очередь, высшие профессии подразделялись еще на три группы: а) гностические (ученые); б) технические (инженеры, техники); в) символизирующие (художники, музыканты, поэты). Некоторыми другими авторами предлагалось также делить профессии по степени участия в трудовой деятельности функций внимания, памяти и других психических процессов.
Основной недостаток чисто психологических классификаций профессий состо