Краткая история возникновения и развития

ОГЛАВЛЕНИЕ

ГЛАВА 1

КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ

ПСИХОЛОГИИ ТРУДА

ГЛАВА 2

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПСИХОЛОГИИ ТРУДА КАК НАУКИ

Виды труда

В процессе исторического развития человечества и общест­венного разделения труда выделилось несколько его видов: про­мышленный и сельскохозяйственный труд, труд в сфере строи­тельства и транспорта, обслуживающий труд и т. д. В каждой из этих сфер деятельности труд, в зависимости от способа и характе­ра использования средств производства, может быть трех типов: ручной, механизированный, автоматизированный. £ Ручной труд выполняется на основе чисто физических (ма-нипулятивных) действий с применением (или без применения) некоторых простых инструментов. Примером такого труда могут служить сортировка, упаковка, сборка, штукатурка, слесарные, малярные, плотницкие работы и т. п. Чаще всего он встречается при массовом, поточном производстве определенных изделий.

Механизированный труд характеризуется широким исполь­зованием различных машин, станков, аппаратов, измерительных инструментов. Механизация трудового процесса освобождает че­ловека от тяжелой физической работы, а его главной функцией становится управление машиной, а также контроль за ее работой. Вместе с тем, обслуживая машины, человек осуществляет различ­ные моторные (двигательные) действия и выполняет ряд ручных операций. Этим типом труда заняты станочники по холодной и горячей обработке металлов, работники швейного и полиграфиче­ского производства, водители транспорта, машинисты, трактори­сты, газоэлектросварщики и т. д.

Автоматизированный труд практически полностью исклю­чает ручные действия, направленные непосредственно на предмет труда. Вся работа в данном случае выполняется при помощи автоматов, автоматизированных линий и установок. В условиях ав­томатизированного производства трудовая деятельность человека резко меняется - его основными функциями становятся слежение (наблюдение) за работой управляемой системы, прием и перера­ботка информации о ходе производственного процесса, принятие соответствующих решений. Иначе говоря, при автоматизирован­ном труде на первый план в регуляции деятельности выходят мыслительные действия и операции. К этому типу труда относит­ся деятельность операторов станков с программным управлением, железнодорожных и авиационных диспетчеров, операторов энер­госистем, аппаратчиков химического производства и т. д.

В особый вид труда принято выделять умственный труд, который нередко противопоставляется труду физическому. Это противопоставление корнями своими уходит далеко в глубь исто­рии человеческого общества. Действительно, умственный труд (например, труд ученого, писателя, учебный труд студентов, школьников) в психофизиологическом отношении отличается ря­дом особенностей - малой активностью моторно-двигательного аппарата и высоким напряжением нервно-психических функций, преобладанием в деятельности интеллектуальных (умственных) действий и т. д. Однако разделение трудовой активности человека на физическую и умственную следует считать достаточно услов­ным: нет физического труда, который бы не требовал от исполни­теля участия интеллекта, и нет умственного труда, при котором бы не проявлялась активность двигательного аппарата и других физиологических систем организма. Речь, следовательно, может идти лишь о разной степени участия в обоих видах труда тех или иных психических и физиологических функций

Все перечисленные выше типы и виды труда представляют значительный интерес для психологии. Хотя труд в целом, как уже отмечалось, является категорией не психологической, а соци­ально-экономической, он имеет и свою психофизиологическую основу. Трудовую деятельность можно рассматривать как своеобразный переход субъекта в объект, труд как бы «овеществляется» в предмете, «угасает» в продукте, соединяется с предметом труда. Это значит, что в ходе трудовой деятельности происходит реали­зация психических и физических сил человека, его возможностей и способности превращать вещество природы в полезные для об­щества продукты и предметы. В труде активизируются не только различные психофизиологические функции человеческого орга­низма, но и «овеществляются», «материализуются» знания, уме­ния, квалификация работающего. Ведь для того, чтобы изготовить какой-либо продукт, человек должен обладать определенным уровнем общих и профессиональных знаний, соответствующими способностями, умениями и навыками, а также определенными свойствами личности.

Из приведенного выше описания структуры целесообразной деятельности человека видно, что она невозможна без сознатель­ного отражения окружающего мира. В любом виде труда человек осознает цель своих действий, предвосхищает ожидаемый резуль­тат, воспринимает и оценивает условия, в которых он действует, обдумывает последовательность операций, поддерживает свое внимание, применяет волевые усилия, получает и анализирует необходимую информацию, осуществляет контроль за ходом дея­тельности. Психика, отдельные мыслительные процессы и функ­ции выступают, следовательно, в качестве регуляторов этой дея­тельности. Вот почему труд и производственная деятельность че­ловека не могут находиться вне поля зрения психологической науки и соответствующих психологических исследований.

ГЛАВА 3

МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ ТРУДА

Любая наука, изучая свой предмет, опирается на определен­ную методологию и методы исследования. В широком смысле слова под методологией понимается философское учение о мето­дах познания и преобразования существующей реальной действи­тельности. В более узком значении методологию можно опреде­лить как совокупность общенаучных принципов и теоретических положений, которыми руководствуется та или иная наука при проведении научных исследований, анализе, интерпретации и обобщении научных данных.

Психология труда опирается в своей исследовательской практике на общетеоретические принципы, сформулированные в психологической науке. К их числу относятся принцип историзма (изучение психики человека в процессе ее возникновения и исто­рического развития), принцип детерминизма (причинной обу­словленности и взаимосвязи психических явлений), принцип единства сознания и деятельности, принцип личностного подхода, принцип системного подхода и ряд других. Эти принципы опре­деляют стратегию и логику исследования в любой отрасли психо­логической науки, в том числе и в психологии труда.

В отличие от методологии, методы - это конкретные прие­мы, средства и инструментарий, с помощью которых та или иная наука изучает свой предмет. Роль методов в научном исследова­нии исключительно велика. От того, какими методами «вооруже­на» наука (эффективными или неэффективными), напрямую зави­сит ее состояние, успехи или неудачи в познании предмета иссле­дования. Выдающийся отечественный физиолог И. П. Павлов в свое время справедливо говорил, что наука движется толчками, в зависимости от успехов, делаемых методикой. «От метода, от способа действия зависит вся серьезность исследования. При хо­рошем методе и не очень талантливый человек может сделать много. А при плохом методе и гениальный человек будет работать впустую и не получит ценных, точных данных» [6, с. 26

В психологии труда применяется широкий набор различных методов. Часть из них носит общенаучный характер, т. е. исполь­зуется не только в психологии труда, но и в других науках, а дру­гая часть - преимущественно только в психологии труда. Однако даже в том случае, когда психология труда опирается на общена­учные методы, их применение имеет свою специфику, вытекаю­щую из особенностей ее предмета и целей исследования. Прежде всего, в психологии труда широко используется такой классиче­ский научный метод как наблюдение, сущность которого состоит в изучении трудовой деятельности человека посредством целена­правленного восприятия фактов и явлений, характеризующих эту деятельность и психику человека в естественных условиях проте­кания. В отличие от других наук, наблюдение в психологии труда обычно сопровождается хронометражем, т. е. измерением различ­ных временных характеристик трудового процесса (продолжи­тельности производственной операции и отдельных ее элементов, объема почасовой выработки продукции, продолжительности микропауз между отдельными операциями и т. д.). Хронометраж проводится с помощью секундомера или других хронометриче­ских приборов, а данные измерений обязательно заносятся в зара­нее подготовленный протокол.

В тех случаях, когда требуется составить представление о временной структуре всего рабочего дня (последовательных затратах времени на работу, отдых, простои и т. д.), на основании сплошного наблюдения и данных хронометрирования составляется так называемая хронофотография рабочего дня. Она имеет вид I таблицы, в которую наблюдатель заносит хронометражные данные о времени, затрачиваемом исполнителем на различные виды J работ, перерывы, простои и т. д. в течение всего рабочего дня (см. 1 табл. 1). В случае необходимости собрать массовый материал хронофотография может быть дополнена самофотографией рабочего дня, т. е. таким приемом, когда сами работающие фиксируют в специальных бланках расходы времени на выполнение собственно производственных операций и различные простои.

При проведении наблюдения в психологии труда использу­ются и другие объективные способы регистрации изучаемых яв­лений. Так, фотографирование (см. рис. 1) позволяет оценить ра­бочую позу, выражение внимания, особенности организации ра­бочего места и т. д. На основании фотографирования была разра­ботана методика циклографии, с помощью которой можно изу­чать характер рабочих движений при выполнении различных про­изводственных операций. Сущность этой методики состоит в ре­гистрации на фотопластинке траекторий рабочих движений, что достигается путем прикрепления светящихся лампочек к опреде­ленным точкам тела, (над центрами суставов). Получаемые на снимках траектории (см. рис. 2) обрабатываются и анализируются по правилам биомеханики. Из приведенного рисунка видно, что в неутомленном состоянии (А) траектории отдельных повторяю­щихся движений очень сходны между собой, они плотно «накла­дываются» одна на другую. В утомленном же состоянии (Б) кри­вые движений становятся больше, их полосы расширяются, цик­личность траекторий делается менее точной. Еще более широкие возможности для изучения рабочих движений открываются при использовании видео- и киносъемки, а также других современных технических способов регистрации данных наблюдения.

Важную роль в исследовательской и практической работе психолога труда играет метод изучения производственной документации. С помощью этого метода можно получить ценные сведения о технологических особенностях производственных опера­ций, последовательности выполнения ее отдельных элементов, условиях труда и текучести кадров, травматизме и профессиональных заболеваниях, о выполнении производственных планов и качестве продукции, о технико-экономических и социально-психологических показателях, характеризующих деятельность предприятия.

К числу производственных документов относятся нормативные технологические карты, официальные отчеты администрации по различным аспектам деятельности предприятия, материалы многотиражных газет, стенограммы различных совещаний и собраний, многочисленные документы отдела кадров, медицинских пунктов, социологических служб, отделов НОТ и других структурных подразделений предприятия. Изучение и анализ информа­ции, содержащейся в документах, позволяют получить относи­тельно полное и объективное представление об особенностях производственного процесса и его организации, основных эконо­мических и социальных задачах трудового коллектива, сущест­вующем режиме труда и отдыха и других важных сторонах про­изводственной деятельности предприятия. Документальные све­дения служат хорошим исходным материалом для исследователь­ской и практической работы психолога - они помогают ему более успешно решать те конкретные психологические проблемы и за­дачи, которые ставятся перед ним на предприятии.

Интересный для психолога материал может быть получен также с помощью традиционных опросных методов - беседы и анкетирования. Беседа — это метод сбора информации путем лич­ного общения психолога с работниками предприятия. Она строит­ся на основе вопросов, поставленных психологом, и ответов на них собеседника. Следует, однако, иметь в виду, что не всякая беседа является научным методом, а только та, которая проводит­ся с соблюдением необходимых требований и отличается целена­правленностью, плановостью, точной формулировкой заранее продуманных вопросов, атмосферой доверительности, фиксацией содержания общения в протоколах (непосредственно в ходе бесе­ды или после нее). Беседа позволяет не только уточнить и допол­нить информацию, полученную из других источников, но и вы­явить такие факты, которые трудно или вообще невозможно по­лучить методом наблюдения, изучением документации или даже Л постановкой эксперимента (например, установить отношение ра­ботников к труду и собственной профессии, причины удовлетво­ренности или неудовлетворенности работой, отношение к трудо­вому коллективу и к его отдельным членам, мотивы трудовой ак­тивности и т. д.).

недостатком метода беседы является трудность создания условий для полной откровенности ответов собеседника и доста­точно большая продолжительность процедуры сбора материала при проведении обследований массового характера. Поэтому дан­ный метод часто дополняется анкетированием, которое преду­сматривает получение письменных ответов на поставленные во­просы и не требует прямого контакта психолога с опрашиваемым лицом. Анкетирование проводится с помощью опросников, кото­рые имеют определенную структуру и построены с соблюдением правил и критериев, предъявляемых к данному методу исследова­ния. Анкета, если она правильно составлена и грамотно применя­ется, служит незаменимым источником получения информации о внутреннем состоянии работающего человека, его личностных ценностях, мотивах деятельности и т. д. Проигрывая более точ­ным методам в глубине, а иногда и в степени достоверности по­лучаемых сведений, анкетирование выигрывает в скорости и мас­совости сбора материала.

В 20-е гг. прошлого столетия отечественными психологами был разработан совершенно новый и оригинальный способ иссле­дования - так называемый трудовой метод [9]. Его специфиче­ская особенность состоит в том, что та или иная профессиональ­ная деятельность изучается психологом в процессе собственного овладения данной деятельностью. Психолог сам становится уче­ником и систематически изучает профессию как бы «изнутри», соединяя в одном лице рабочего и исследователя. В течение всего периода обучения (до достижения достаточно высокого уровня мастерства) он ведет протокол (дневник), где ежедневно описыва­ет содержание рабочего дня, трудности в овладении профессией, положительные сдвиги, которые наблюдаются в день записи, по сравнению с работой в предыдущие дни, степень автоматизации различных трудовых действий, характер и силу утомления, недос­татки в организации труда и т. п. После того как профессия в ос­новном осваивается, протокол самонаблюдения тщательно анализируется, и на этой основе составляется психограмма исследован­ной профессии, включающая перечень основных психофизиоло­гических требований, которые предъявляет данная профессия к личности работающего. С помощью указанного метода психоло­гами были изучены профессии телефонистки, ткачихи, слесаря, токаря, наборщика, шофера, летчика, водителя трамвая, поездного диспетчера и ряд других.

Трудовой метод, несомненно, имеет некоторые преимущест­ва перед другими методами психологии труда. Он, в частности, дает возможность познавать профессию непосредственно в ходе постепенного овладения трудовыми навыками работы, с большей точностью устанавливать профессионально важные качества, тре­буемые профессией, выявлять нерациональные приемы работы, степень доминирования тех или иных психических функций в процессе труда. Вместе с тем, у трудового метода есть и опреде­ленные недостатки: он опирается только на данные самонаблюде­ния и потому не лишен элементов субъективизма при истолкова­нии наблюдаемых фактов, его применение требует от исследова­теля слишком много времени. Кроме того, и сфера применения трудового метода ограничивается определенными рамками. Пси­холог может прибегнуть к нему лишь при изучении сравнительно простых профессий, обучение которым не связано с большими затратами времени. Сложные же профессии, требующие длитель­ного обучения и большой практики, изучать с помощью трудово­го метода нецелесообразно.

Экспериментальный метод применяется в психологии труда в двух основных формах - производственный эксперимент и ла­бораторный. Первый проводится непосредственно в производст­венной обстановке (в цехе, на рабочем месте) и заключается в том, что исследователь сознательно вносит определенные измене­ния в технологию производственного процесса, в организацию рабочего места, темп и ритм работы и выявляет, к каким психоло­гическим и производственным последствиям приводят эти изменения. В реальных условиях производственный эксперимент, в зависимости от целей и конкретных задач исследования, может иметь разные виды и строиться на использовании самых различ­ных приемов и исследовательских процедур.

Положительной стороной производственного эксперимента является то, что он всегда проводится в реальных условиях, а его выводы имеют большое значение для решения практических за­дач. В этой связи можно привести целый ряд положительных примеров. Так, известным отечественным психологом К. К. Пла­тоновым и его сотрудниками при проведении исследований непо­средственно на самолетах было установлено ведущее значение навыка чтения показаний приборов у летчиков при полете в сложных метеорологических условиях, а затем разработаны пси­холого-педагогические требования, в соответствии с которыми был изготовлен учебный самолет-истребитель [7]; в исследовании Е. М. Ивановой [3] результаты производственного эксперимента по изучению влияния скорости станка на работоспособность на­мотчиц трансформатора позволили повысить производительность труда на семь-десять процентов; в нашей работе [2] внедрение системы чередования производственных операций в условиях по­точно-конвейерного производства привело к улучшению само­чувствия работающих, снижению их утомляемости и повышению качества выпускаемой продукции.

Несомненно, производственный эксперимент, как и другие методы, имеет свои ограничения: далеко не каждую научно-практическую задачу можно решить с помощью данного метода, трудно также добиться объективной регистрации некоторых важ­ных параметров производственного процесса и состояния различ­ных психофизиологических функций работающих. Кроме того, его отрицательным моментом является и сложность организации контроля за многими переменными, влияющими на ход исследо­вания. В реальной производственной обстановке часто бывает не­возможно глубоко изучить и учесть при решении задач организации труда те или иные факторы (объективного и субъективного характера), которые влияют на состояние человека и его работо­способность. В этом случае психологам приходится прибегать к помощи лабораторного эксперимента, который выгодно отличает­ся от производственного эксперимента тем, что позволяет устано­вить точный контроль за всеми переменными и обеспечить строго объективную регистрацию всех условий и факторов трудового процесса.

Лабораторный эксперимент проводится в искусственных ус­ловиях (специально оборудованных помещениях) и строится по принципу психологического моделирования какого-либо вида трудовой деятельности. Для этой цели изготавливаются специ­альные стенды, установки, тренажеры и имитаторы. В ходе про­ведения лабораторного эксперимента перед испытуемым ставится задача выполнять определенные действия, по своей психологиче­ской структуре наиболее полно соответствующие действиям ре­альной трудовой деятельности. На всем протяжении эксперимента идет регистрация всех интересующих исследователя параметров трудового процесса и показателей состояния испытуемого. Это позволяет с большей научной обстоятельностью и объективно­стью изучать поставленные проблемы. В качестве примера можно привести лабораторный эксперимент, который проводился нами с целью изучения утомления и других психических состояний, воз­никающих у человека при выполнении однообразных производст­венных операций [1]. В указанном эксперименте имитация трудо­вой деятельности и моделирование различных типов монотонных операций осуществлялась с помощью конвейерной установки и различных заготовок, которые, согласно инструкции, соответст­вующим образом «обрабатывались» испытуемыми. С помощью системы датчиков и приборов-самописцев регистрировались вре­мя выполнения операции, длительность микропауз в работе, дви­жения обеих рук (механограмма), электрическая активность мышц, а также частота пульса и дыхания. Результаты этого эксперимента помогли выявить особенности и динамику психических состояний у человека, занятого выполнением различных по типу производственных операций, и разработать ряд практических ре­комендаций по рациональному построению режима труда и отды­ха, выбору оптимальных темпов работы и другим аспектам организации трудовой деятельности.

Нередко в психологии труда применяются и психофизиоло­гические методы, на основе которых оценивается функциональ­ное состояние отдельных систем организма [8]. К их числу отно­сятся электроэнцефалография (запись биоэлектрической активно­сти мозга в процессе трудовой деятельности), электромиография (регистрация суммарной электрической активности работающих мышц), электрокардиография (анализ изменений сердечного рит­ма в процессе труда), пневмография (изучение частоты, глубины и объема внешнего дыхания), регистрация кожно-гальванической реакции, как показателя эмоциональной напряженности человека в трудовой деятельности, и другие. Все эти методы опираются на использование специальной аппаратуры, которая устанавливается либо непосредственно на рабочем месте (см. рис. 3), либо за его пределами (при телеметрическом способе регистрации).

Помимо перечисленных, в психологии труда применяются также тестирование, экспертиза, биографический метод, изучение продуктов деятельности и т. д. Описание названных методик да­ется в курсе общей психологии и в другой учебной и научной ли­тературе, поэтому мы не останавливаемся здесь на их характери­стике. Как правило, в конкретном психологическом исследовании используется не один, а система методов, что повышает ценность и научную значимость получаемых результатов. Эти результаты, как и в других науках, обязательно подвергаются количественно­му и качественному анализу с помощью различных интерпрета­ционных методов и методов графической и статистической обра­ботки экспериментальных данных.

В заключение следует особо подчеркнуть, что какие бы ме­тоды ни использовались в научно-практической работе, важно, чтобы они отвечали ряду требований. Прежде всего, они должны быть адекватны задачам исследования и соответствовать природе изучаемых психических процессов. Случайный подбор методов приводит к ошибкам и не позволяет правильно решать поставлен­ную задачу. Важно также, чтобы они были объективными, т. е. обеспечивали не только накопление и описание фактического ма­териала, но и позволяли находить реальные психические законо­мерности, которые лежат в основе трудовой деятельности челове­ка. И, наконец, они должны соответствовать основным теоретическим и методологическим принципам отечественной психологии и учитывать мировой психологический опыт.

Характеризуя главные задачи современной психологии, вы­дающийся отечественный ученый Б. Ф. Ломов писал: «Одна из важнейших задач психологии... заключается в том, чтобы рас­смотреть все... используемые ею методы как единую систему, раскрыть «разрешающую способность» и ограничения каждого из них, а также условия и возможности взаимопереходов между ни­ми в зависимости от логики проводимого исследования» [4, с. 42]. Сказанное в полной мере относится и к психологии труда. К это­му можно добавить, что психология труда (как и общая психоло­гия) нуждается на современном этапе не только в «ревизии» и пе­реоценке существующих методов исследования, но и в разработке принципиально новых исследовательских средств и приемов. Именно на пути использования и тесного сочетания апробирован­ных классических методик с новыми подходами и новым методи­ческим инструментарием психология труда может совершить дальнейший качественный «скачок» в своем развитии и добиться серьезных успехов в изучении психологических закономерностей трудовой деятельности человека.

Рекомендуемая литература

1. Дмитриева М. А., Крылов А. А., Нафтульев А. И. Психо­логия труда и инженерная психология. - Л., 1979.

2. Душков Б. А. Индустриально-педагогическая психология. -М., 1981.

3. Зинченко В. П., Мунипов В. М. Основы эргономики. - М., 1979.

4. Климов Е. А. К молодежи, посвятившей себя психологии // Вопр. психол. - 1989. - № 3.

5. Кчимов Е. А. Введение в психологию труда. - М., 1998.

6. Лоос В. Г. Промышленная психология. - Киев, 1974.

7. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. - Т. 23.

8. Маркс К, Энгельс Ф. Соч. - Т.42.

9. Основы инженерной психологии / под ред. Б. Ф. Ломова. -М, 1977.

Качествах личности

В настоящее время в научной литературе нет общепринятого определения понятия «профессия» и у многих авторов оно упот­ребляется в несколько разных значениях. Так, К. К. Платонов счи­тал, что «профессия — это совокупность специальностей, необхо­димый минимум знаний, навыков и умений, по которым в совре­менных условиях молодежи обеспечивается возможность обуче­ния в соответствующем по профилю учебном заведении» [11, с. 111]. К. М. Гуревич пишет: «Профессия - это длительно существующий комплекс трудовых обязанностей. Совокупность профессий данного общества обеспечивает его потребности, выполняет необходимые для жизни общества функции» [3, с. 17]. Ю. В. Котелова отмечает: «Под профессией обычно понимается типичная исторически сложившаяся форма деятельности, необходимая в соци­альном отношении, для выполнения которой работник должен обладать определенной суммой знаний, умений, навыков, а также иметь соответствующие способности и особенности личности» [9, с. 91]. Известный специалист в области социологии труда И. И. Чангли считает, что профессия «... представляет собой дос­таточно обширный и устойчивый вид деятельности, требующий определенных теоретических знаний и практических навыков» [14, с. 152]. Еще один автор Г. В. Щекин пишет: «Профессия - это определенный вид трудовой деятельности, возникающий в процессе общественного разделения труда и требующий для его выполне­ния определенных способностей, специальных теоретических зна­ний и практических навыков» [16, с. 13] и т. д.

В каждом из приведенных выше определений более или ме­нее рельефно подчеркиваются следующие характеристики: а) профессия - это вид человеческой деятельности; б) профессии возникают в результате общественного разделения труда; в) про­фессия - это социально необходимый вид трудовой деятельности; г) успешное занятие той или иной профессией предполагает нали­чие у человека определенных знаний, умений, навыков и требует соответствующих способностей. Учитывая все названные харак­теристики, можно сформулировать следующее обобщенное опре­деление: профессия - это социально-необходимый вид трудовой деятельности, появившийся вследствие общественного разделе­ния труда и требующий от человека наличия определенных спо­собностей, знаний, умений и навыков. Многие профессии подраз­деляются на специальности, которые представляют собой более узкий вид деятельности в рамках данной профессии. Например, профессия врача включает в себя специальности хирурга, тера­певта, окулиста, невропатолога. Профессия слесаря делится на специальности слесаря-сборщика, слесаря-сантехника, слесаря-инструментальщика. Профессия учителя делится на специально­сти: учитель русского языка и литературы, учитель физики, учи­тель химии, учитель математики и т. д.

Поскольку профессия является основным видом трудовой деятельности, которой человек нередко занимается всю свою жизнь, невозможно переоценить ее роль и значение в становлении и развитии личности. Прежде всего, через профессию человек реализует свои главные потребности - в труде, познании и в об­щении. Удовлетворение этих потребностей позволяет человеку раскрыть свою сущностную природу, выразить и утвердить соб­ственное «Я», испытать высшую радость и чувство личного дос­тоинства. Прилагая через профессию свои физические и духовные силы к определенной трудовой деятельности, человек получает взамен возможность удовлетворять свои материальные потребно­сти, без чего сам факт существования и развития человека был бы немыслим. И, наконец, профессия - это такая сфера проявления человеческой активности, в которой реализуется творческий потенциал субъекта труда, происходит сложный процесс становле­ния и формирования всех его психических свойств и особенно­стей. В ходе длительного профессионального труда, протекающе­го в определенных социально-экономических условиях, форми­руются не только отдельные функциональные системы и психи­ческие процессы человека (профессиональное восприятие, про­фессиональная память, профессиональное мышление и т. д.), но и его личность. Складывается социально-профессиональный тип личности с определенными ценностными ориентациями, характером, особенностями межличностного общения. Нередко профес­сия накладывает свой отпечаток даже на внешний облик человека.

Известно, что различные виды труда и профессии требует от человека разной степени активизации тех или иных психических функций. Одни профессии требуют от работника высокого уровня развития зрительной, слуховой чувствительности (настройщик музыкальных инструментов, настройщик телерадиоаппаратуры), другие - хорошо развитого внимания (контролер за качеством продукции, сборщик часов), третьи - активной мыслительной деятельности (авиадиспетчер, оператор автоматизированных систем управления и т. п.). Поэтому с самого начала психологического изучения профессий возникла необходимость говорить о таких качествах личности работающего человека, которые играют особо значимую роль в определенных видах трудовой деятельности. Их принято называть профессионально важными качествами.

Профессионально-важные качества — это такие индивиду­альные психические и психофизиологические особенности челове­ка, наличие которых обеспечивает успешность выполнения дан­ной конкретной профессиональной деятельности. Например, умение распределять внимание и быстрота реакции - профессио­нально важные качества водителя любого транспортного средст-' ва. Эмоционально-волевая устойчивость - профессионально важ­ное качество для представителей тех профессий, где возможно возникновение экстремальной или аварийной ситуации (космонавт, летчик, машинист электровоза и другие). Такая особенность личности, как монотоноустойчивость очень важна для людей, за­нятых однообразным, монотонным трудом. Есть профессии, где ведущим качеством является хорошая осязательная чувствитель­ность (браковщик тканей), тонкий вкус и обоняние (дегустатор различных продуктов, парфюмерных изделий). Выявление ка­честв личности, обеспечивающих эффективность трудовой дея­тельности, определение путей и методов их развития и совершен­ствования является одной из главных задач психологического изучения профессий.

Классификация профессий

Первые профессии появились еще на заре развития челове­ческого общества. Затем, по мере последующего исторического развития и углубляющегося общественного разделения труда, их количество резко возросло, стали возникать все новые и новые профессии, причем они не оставались неизменными - в связи с совершенствованием орудий производства и развитием научно-технического прогресса одни профессии исчезали, содержание других существенно изменялось. В настоящее время существует более 40 тысяч различных профессий. Поэтому не случайно мно­гие ученые уже давно поставили вопрос о необходимости систе­матизации, классификации профессий. Под классификацией по­нимается упорядоченное распределение профессий по классам, типам, видам на основании их сходства и различия по определен­ным признакам и критериям.

В историческом плане было много попыток создать универ­сальную классификацию профессий, при этом использовались самые разные основания (критерии) для ее построения. Еще в 20-е гг. прошлого века известный ученый-экономист С. Г. Струмилин предложил систематизировать профессии на основе такого признака, как степень самостоятельности человека в работе. В связи с этим он разделил все виды труда на пять типов:

1) автоматический (труд строго регламентированный, с зависимым темпом работы, однообразным выполнением заданий и приемов, например, в условиях поточно-конвейерного произ­водства);

2) полуавтоматический труд (трудовые действия челове­ка не всегда строго регламентированы, имеется возможность вы­бора темпа и приемов работы, например, профессии телефонист­ки, машинистки);

3) шаблонно-исполнительский труд (задания и приемы работы многообразны, но заранее определены инструкциями, чер­тежами, шаблонами, например, труд слесаря, токаря);

4) самостоятельный труд в пределах задания (дает боль­шой простор для проявления самостоятельности, но в пределах определенных рамок - труд учителя, врача, инженера);

5) свободный творческий труд (человек сам выбирает приемы и формы работы, результаты работы выражаются в созда­нии оригинальной продукции - труд ученого, художника, компо­зитора и т. д.).

В свое время эта классификация имела определенное значе­ние, но для нашего времени она, конечно, устарела. Нередко для практических целей и удобства описания все существующие про­фессии классифицируют по отраслям народного хозяйства (про­мышленные, транспортные, строительные, сельскохозяйственные профессии и т. д.), а также по их содержанию (медицинские, педа­гогические, юридические, военные, административно-управленческие и т. д.). При такой систематизации не учитываются психологиче­ские критерии, опираться на которые необходимо при проведе­нии, например, профконсультационной работы. Известно, что да­же самые близкие между собой профессии и специальности могут существенно отличаться по своим психологическим компонентам.

В истории изучения профессий были и такие попытки, когда их классификация проводилась только по психологическим кри­териям. Так, немецкие психологи Г. Пиорковский и О. Липман в основу разделения профессий положили степень участия в тру­довой деятельности функций интеллекта и выделили три их клас­са - низшие, средние и высшие. Низшие (неквалифицированные) не требуют участия интеллекта, средние - предполагают незначи­тельную деятельность интеллекта и высшие - требуют активной деятельности интеллекта. В свою очередь, высшие профессии подразделялись еще на три группы: а) гностические (ученые); б) технические (инженеры, техники); в) символизирующие (худож­ники, музыканты, поэты). Некоторыми другими авторами предла­галось также делить профессии по степени участия в трудовой деятельности функций внимания, памяти и других психических процессов.

Основной недостаток чисто психологических классифика­ций профессий состо

Наши рекомендации