Общая характеристика учебной деятельности
Характеристика учебной деятельности состоит в том, что она:
- направлена на овладение учебным материалом и решение учебных задач;
- осваиваются общие способы действий и научные понятия;
- общие способы действия предваряют решение задач;
- отвечают познавательному, постоянно неудовлетворенному стремлению;
- ведет к изменениям в самом субъекте;
- изменения психических свойств и поведения учащихся зависят от результатов своих собственных действий;
- имеет общественный характер: по содержанию, так как она направлена на усвоение всех богатств культуры и науки, накопленных человечеством; по смыслу, ибо она общественно значима и общественно оцениваема; по форме, поскольку она соответствует общественно выработанным нормам общения и протекает в специальных общественных учреждениях.
Цели учебной деятельности:
- обогащение, совершенствование, формирование личности субъекта;
- развитие интеллектуальной, эмоциональной, волевой сферы учащихся;
- изменение, преобразование, приращение опыта ученика;
- подготовка к будущей самостоятельной деятельности;
- приобретение знаний, умений и навыков.
Продукт учебной деятельности - желаемые изменения в самом учащемся, которые состоят либо в приобретении некоторого знания, умения или их фрагментов, либо в трансформации свойств уже имеющихся у учащегося знаний и умений.
Пути формирования учебной деятельности:
Косвенный - подбор и организация содержания обучения, учебного материала, типов упражнений, методов различных организаций обучения, применение различных дидактических приемов.
Способы реализации:
- уплотнение, укрупнение дидактических единиц усвоения (Л.И. Балашова, П.М. Эрдниев);
- выделение ведущих идей каждой науки, которые сопровождают человека всю жизнь почти в неизменном виде (Б.С. Гершунский, И.Д. Зверев, А.М. Маркушевич);
- повышение роли теоретических знаний (В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин);
- создание проблемных ситуаций (А.М. Матюшкин);
- повышение осознанности школьниками процесса учения путем организации умственной деятельности по образцу, по аналогии, путем подбора серии привычных, знакомых ситуаций и т.д.;
- изучение материала высокого уровня трудности быстрым темпом работы (Л.В. Занков).
Прямой - воздействие на мыслительные операции учащихся путем специальных указаний, четкое определение структуры умственных действий, отбор необходимых операций, установление их строгой последовательности (Л.И. Айдарова, Г.И. Вергелес, Л.А.Матвеева, А.И. Раев).
Способы реализации:
- использование алгоритмов (Л.Н. Ланда, Л.М. Фридман);
- через теорию поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина).
Внешняя структура учебной деятельности.
Определяя структуру учебной деятельности, разные авторы выделяют в ней следующие компоненты:
- мотивационный
- познавательный
- исполнительный
- контрольный
(Й. Лингарт)
- побудительный
- программно-целевой
- действенно-операционный
- контрольно-регулирующий
(А.Ю. Юров)
- учебно-познавательные мотивы
- учебная задача
- учебные действия
- самоконтроль, самооценка
(Д.Б. Эльконин)
- содержательный
- операционный
- мотивационный
(Б.Г. Ананьев, С.Л. Рубинштейн)
- анализ задачи
- принятие учебной задачи
- актуализация имеющихся знаний необходимых для решения задачи
- составление плана решения задачи
- контроль и оценка решения задачи
- осознание способов осуществленной деятельности
(Г.И. Вергелес)
У детей, идущих в первый класс, отсутствует представление о целостной структуре учебной деятельности. Для ее формирования требуется несколько лет. Она конкретизируется в многообразии мотивов, требующих от детей выполнения учебных действий, в результате чего они овладевают способами построения тех или иных конкретных понятий, образов, ценностей, норм и усваивают их содержание посредством этих способов.
Учебная мотивация.
Мотивация – это соотнесение целей, стоящих перед человеком, которые он стремиться достигнуть, и внутренней активности личности, т.е. её желаний, потребностей и возможностей.
Мотив является определившимся намерением, желанием что-то сделать и вместе с целью составляет основной регулятор поведения, включенный в высший уровень психологической системы деятельности.
Виды учебных мотивов (Таблица 1)
Таблица 1
Виды учебных мотивов
Основание классификации | Виды мотивов |
Характер участия в деятельности | Принимаемые Реально действующие |
Продолжительность побудительного действия | Постоянные Длительные Кратковременные |
Сила побуждения | Ведущие Второстепенные |
Направленность побуждений | Познавательные: - широкие познавательные - учебно-познавательные - самообразования Социальные: - широкие социальные - узкие социальные сотрудничества |
Степень осознанности | Осознаваемые Неосознаваемые |
Отношение к деятельности и ее результатам | Внутренние: - процессуальные - результативные - саморазвитие Внешние: - общественные личностные - личностные |
Отношение к цели и ее достижения | Мотив достижения успеха Мотив избегания неудачи |
Отношение к содержанию выполняемой деятельности | Игровые Коммуникативные Самодеятельные Трудовые |
Отношение к уровню освоения деятельности | Мотив обучения Мотив воспроизведения Мотив творчества |
Отношение к формам освоения деятельности | Мотив моторный Мотив наглядный Мотив речемыслительный |
Эмоциональное отношение к деятельности | Мотивы-переживания |