Общая характеристика учебной деятельности

Характеристика учебной деятельности состоит в том, что она:

- направлена на овладение учебным материалом и решение учебных задач;

- осваиваются общие способы действий и научные понятия;

- общие способы действия предваряют решение задач;

- отвечают познавательному, постоянно неудовлетворенному стремлению;

- ведет к изменениям в самом субъекте;

- изменения психических свойств и поведения учащихся зависят от результатов своих собственных действий;

- имеет общественный характер: по содержанию, так как она направлена на усвоение всех богатств культуры и науки, накопленных человечеством; по смыслу, ибо она общественно значима и общественно оцениваема; по форме, поскольку она соответствует общественно выработанным нормам общения и протекает в специальных общественных учреждениях.

Цели учебной деятельности:

- обогащение, совершенствование, формирование личности субъекта;

- развитие интеллектуальной, эмоциональной, волевой сферы учащихся;

- изменение, преобразование, приращение опыта ученика;

- подготовка к будущей самостоятельной деятельности;

- приобретение знаний, умений и навыков.

Продукт учебной деятельности - желаемые изменения в самом учащемся, которые состоят либо в приобретении некоторого знания, умения или их фрагментов, либо в трансформации свойств уже имеющихся у учащегося знаний и умений.

Пути формирования учебной деятельности:

Косвенный - подбор и организация содержания обучения, учебного материала, типов упражнений, методов различных организаций обучения, применение различных дидактических приемов.

Способы реализации:

- уплотнение, укрупнение дидактических единиц усвоения (Л.И. Балашова, П.М. Эрдниев);

- выделение ведущих идей каждой науки, которые сопровождают человека всю жизнь почти в неизменном виде (Б.С. Гершунский, И.Д. Зверев, А.М. Маркушевич);

- повышение роли теоретических знаний (В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин);

- создание проблемных ситуаций (А.М. Матюшкин);

- повышение осознанности школьниками процесса учения путем организации умственной деятельности по образцу, по аналогии, путем подбора серии привычных, знакомых ситуаций и т.д.;

- изучение материала высокого уровня трудности быстрым темпом работы (Л.В. Занков).

Прямой - воздействие на мыслительные операции учащихся путем специальных указаний, четкое определение структуры умственных действий, отбор необходимых операций, установление их строгой последовательности (Л.И. Айдарова, Г.И. Вергелес, Л.А.Матвеева, А.И. Раев).

Способы реализации:

- использование алгоритмов (Л.Н. Ланда, Л.М. Фридман);

- через теорию поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина).

Внешняя структура учебной деятельности.

Определяя структуру учебной деятельности, разные авторы выделяют в ней следующие компоненты:

- мотивационный

- познавательный

- исполнительный

- контрольный

(Й. Лингарт)

- побудительный

- программно-целевой

- действенно-операционный

- контрольно-регулирующий

(А.Ю. Юров)

- учебно-познавательные мотивы

- учебная задача

- учебные действия

- самоконтроль, самооценка

(Д.Б. Эльконин)

- содержательный

- операционный

- мотивационный

(Б.Г. Ананьев, С.Л. Рубинштейн)

- анализ задачи

- принятие учебной задачи

- актуализация имеющихся знаний необходимых для решения задачи

- составление плана решения задачи

- контроль и оценка решения задачи

- осознание способов осуществленной деятельности

(Г.И. Вергелес)

У детей, идущих в первый класс, отсутствует представление о целостной структуре учебной деятельности. Для ее формирования требуется несколько лет. Она конкретизируется в многообразии мотивов, требующих от детей выполнения учебных действий, в результате чего они овладевают способами построения тех или иных конкретных понятий, образов, ценностей, норм и усваивают их содержание посредством этих способов.

Учебная мотивация.

Мотивация – это соотнесение целей, стоящих перед человеком, которые он стремиться достигнуть, и внутренней активности личности, т.е. её желаний, потребностей и возможностей.

Мотив является определившимся намерением, желанием что-то сделать и вместе с целью составляет основной регулятор поведения, включенный в высший уровень психологической системы деятельности.

Виды учебных мотивов (Таблица 1)

Таблица 1

Виды учебных мотивов



Основание классификации Виды мотивов
Характер участия в деятельности Принимаемые Реально действующие
Продолжительность побудительного действия Постоянные Длительные Кратковременные
Сила побуждения Ведущие Второстепенные
Направленность побуждений Познавательные: - широкие познавательные - учебно-познавательные - самообразования Социальные: - широкие социальные - узкие социальные сотрудничества
Степень осознанности Осознаваемые Неосознаваемые
Отношение к деятельности и ее результатам Внутренние: - процессуальные - результативные - саморазвитие Внешние: - общественные личностные - личностные
Отношение к цели и ее достижения Мотив достижения успеха Мотив избегания неудачи
Отношение к содержанию выполняемой деятельности Игровые Коммуникативные Самодеятельные Трудовые
Отношение к уровню освоения деятельности Мотив обучения Мотив воспроизведения Мотив творчества
Отношение к формам освоения деятельности Мотив моторный Мотив наглядный Мотив речемыслительный
Эмоциональное отношение к деятельности Мотивы-переживания

Наши рекомендации