Хрестоматийный материал к теме 4
<г>Печатается по изданию: Иванова Е.М. Основы психологического изучения профессиональной деятельности. - М., 1987
ОФОРМЛЕНИЕ ПРОФЕССИОГРАФИИ КАК ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Начиная с 1922 г. советские психотехники работают над созданием собственного подхода к психологическому исследованию профессиональной деятельности. Разработка принципов и методов психологического анализа профессиональной деятельности проводит в рамках двух основных направлений. Задача первого направления состояла в исчерпывающем описании и тщательном психофизиологическом знали; различных профессий для решения психотехнических задач: профотбора и профконсультации; профутомления и профобучения; рационализации рабочего места, реконструкции и проектирования профессий. В этом направлении развернулись работы методического и практического характера (Б.Г. Ананьев, Н.А. Бернштейн, А.В. Билибин, В.Т. Баранов, Е.С. Браиловский, Г.И. Левигурович, A.К. Гастев, С.Г. Геллерштейн, Н. Гусев, В.Д. Котляров, Н.Д. Левитов, B.И. Рабинович, А.И. Розенблюм И.П. Четвериков, И.Н. Шпильрейн, С. Яманов и др.).
Задача второго направления - создание психо логической классификации профессий хотя и планировалась как задача будущего, но некоторые принципы психологической систематики профессий уже начали разрабатываться психотехниками: С.Г. Геллерштейном, Н.К. Гусевым, А.Ф. Лазурским, С.Г. Струмилиным, И.Н. Шпильрейном.
Во второй половине 20-х гг., несмотря на отсутствие общеметодической и теоретической основы исследования в советской психологической науке, советские психотехники формулируют некоторые принципы, методы и приемы психологического изучения профессиональной деятельности и оформляют их в специальный подход - профессиографию. Сущность этого подхода выражена в самом понятии "профессиография" описательно-техническая и психофизиологическая характеристика различных видов профессиональной деятельности. В результате (профессиографирования составлялись профессиограммы профессий - сводки знаний (социально-экономических, технологических и психофизиологических) о профессии и организации труда, а также и психограммы профессий. Психограмма - психологический "портрет" профессии, представленный группой психологических функций, актуализируемых конкретной профессией.
В качестве одного из основополагающих принципов профессиографирования был установлен принцип дифференцированного подхода к изучению профессиональной деятельности, указывающий на необходимость целенаправленного исследования психологических особенностей профессионального труда. Сущность этого принципа заключается в том, что программа профессиографирования должна быть направлена на выявление тех психофизиологических характеристик, изменение которых в процессе деятельности позволило бы подойти к решению конкретных практических задач. Например, для целей профотбора и профконсультации нужно выделять те профессионально важные признаки, которые допускают дифференциацию испытуемых в отношении их пригодности к той или иной профессии. Для изучения профессионального утомления выделяются признаки, обнаруживающие наибольшую "хрупкость", являющиеся более лабильными в условиях профессиональной работы. Принцип целенаправленного профессиографирования обусловливает, таким образом, и объем получаемых о профессиональной деятельности данных.
В целом профессиографический подход к изучению психологических особенностей профессиональной деятельности включил в себя следующее:
1) схемы изучения профессиональной деятельности;
2) комплекс методов изучения, анализа и экспериментального исследования профессиональной деятельности;
3) правила организации экспериментального следования в профессиографии.
Схемы профессиографирования позволяли осуществлять сбор, описание, анализ и систематизацию материала о профессиональной деятельности и ее организации с разных сторон: с социально-экономической, производственно-технической, психологической, психофизиологической и т. п. Схемы представляли собой своеобразную программу исследования профессиональной деятельности, включающую перечень вопросов. Состав вопросов схемы был обусловлен конкретной целью исследования. Так, составлялись схемы профессиографирования для решения различных научно-практических задач: схема "ориентировочного профессиографирования" для установления психофизиологических функций, активируемых конкретной профессиональной деятельностью; "аналитический график" (схема-таблица) для решения задач профобучения, профотбора и рационализации производственного процесса; схема систематизации профессиографического материала для решения задач профконсультации.
В различных схемах профессиографирования отразилась многогранность подхода советских психотехников к психологическому исследованию профессии, так как с помощью этих схем изучались и oписывались не только специфические психофизиологические параметры профессиональной деятельности, но и организационные характеристики условий труда воздействующих на человека в процессе деятельности. Кроме того, в схемах отразилась определенна) методическая ориентация на изучение профессиональной деятельности совместными усилиями различны; специалистов. Некоторые исследования профессиональной деятельности проводились совместно раз личными специалистами (инженер, психолог, врач профпатолог и профгигиенист). Поэтому можно считать, что идея о комплексном подходе к изучению трудовой деятельности, выдвинутая В. М. Бехтеревым в 1921 г., и опыт работы психотехников сыграли определенную роль в формировании комплексного подхода в настоящее время.
Сформулировав принцип комплексного применения методов в профессиографии, советские психотехники показали специфичность применения каждого метода. Так, метод опроса позволял выявить личное отношение работников к выполняемой ими работе, получить предварительную ориентировку в профессии и некоторые сведения из жизни и трудового пути профессионала. Метод наблюдения позволял осуществить разложение процесса труда на отдельные операции с целью дальнейшей психологической расшифровки отдельных трудовых действий, составляющих основу профессии. Метод наблюдения является адекватным также для описания и изучения отдельных трудовых действий и движений при условии, если применяемая регистрация даст возможность изучать движения во времени и пространстве (хронометраж, хроноциклография и др.). Трудовой метод изучения профессий, созданный И.Н. Шпильрейном, давал возможность психологу, исполняющему одновременно функции и рабочего и психолога, проследить за теми изменениями, которыми сопровождается постепенное овладение квалификацией, выделить активируемые профессией психические функции, проследить влияние утомления, упражнения и адаптации на протекание этих функций в процессе трудовой деятельности. Ограничение применения трудового метода состояло в том, что достаточно сложные профессии практически не могли стать объектом изучения из-за длительного времени, необходимого психологу для их освоения. Не оправдывалось его применение и по отношению к слишком простым профессиям.
Завершающим в группе методов психологического анализа профессий выдвигался экспериментальный метод, задача которого состояла в экспериментальной проверке выделенных в ориентировочной психограмме психических и психофизиологических процессов, установлении меры их функционирования, необходимой для успешного выполнения профессиональной работы, путем подбора и испытания их адекватными приемами исследования. При этом использовались тесты из зарубежной практики (Бурдона, Винклера, Гизе, Мак-Кола, Марбе, Мёде, Руппа, Термана, Фридриха и др.) и разработанные советскими психотехниками: А.А. Кушинниковым, Е.И. Рузером, А.А. Толчинским, И.Н. Шпильрейном и др. Попытки применения экспериментального метода в качестве самостоятельного метода изучения профессии для определения профессионально значимых психических функций были подвергнуты серьезной критике с указанием на то, что в профессиографии недопустима подмена анализа эксперименте. Для проведения экспериментального исследования в профессиографии осуществлялись выбор методов и подбор испытуемых. Методы экспериментального исследования выбирались на основании оценки степени их эффективности по следующим данным: а) критериям, позволяющим вскрыть соотношение и внутреннюю связь отдельных активируемых профессией психологических функций, а также способу их сочетания и специфического взаимодействия с объектом труда; б) изменению профессионально важных признаков под влиянием упражнения; в) по специфическим формам активируемых профессией функциям.
Подбор испытуемых для эксперимента должен был отвечать следующим условиям: сохранению однородности в выборке испытуемых по возрасту, социальному положению, состоянию здоровья, профессиональному стажу и общеобразовательной подготовке, показателям производительности труда.
Итак, советским психотехникам к концу 20-х гг. удается в условиях отсутствия оформленной методологической и теоретической основы советской психологической науки впервые разработать методический подход к психологическому изучению профессиональной деятельности - профессиографию. Этот подход позволял составлять аналитическое описание профессии, включающее всю многообразную гамму внешних факторов, специфичных для конкретных видов труда, в определенной мере обусловливающих характер протекания профессиональной деятельности. Но психологическая структура, выделенная в процессе профессиографирования только на основании операционно-технологического анализа, представляла собой перечень отдельных психических и психофизиологических функций, актуализируемых при выполнении исследуемых операций. Поэтому проникнуть в "профессиональную структуру", т.е. в специфический способ сочетания профессионально важных признаков, как писал С.Г. Геллерштейн, "психотехникам так и не удалось, так как не был выяснен принцип структурного формирования профессии". Тем не менее данный подход не утратил своей актуальности и ныне. Так профессиография достаточно активно применяется в настоящее время не только в психологии труда, но и в инженерной психологии и эргономике.
Сохранил свое значение и получил дальнейшее развитие основной принцип применения методов в психологическом исследовании профессии - принцип комплексности. Сами методы не только не утратили своего значения в настоящее время, но и пополнились новыми. Так, для оценки степени напряженности труда Е.А. Деревянко с соавторами разработал метод дополнительных задач, состоящих из дискретных сенсорных сигналов с небольшим алфавитом арифметических примеров, простых логических задач. Метод экспертной оценки был применен для изучения ошибок и их причин, возникающих в процессе деятельности.
Метод заключается в опросе наиболее опытных специалистов, которые на основании знаний и опыта выявляют причины ошибок. В целях получения наиболее объективных оценок предложены специальные методы сбора и сравнения экспертных заключений: метод ранжирования, метод непосредственных оценок, метод неполного парного сравнения, метод последовательного сравнения. Расширено применение биографического метода для решения задач профориентации и профконсультации, и К.К. Платоновым предложен метод обобщения независимых характеристик, имеющий, по мнению автора, широкий диапазон применения. "Сущность метода обобщения независимых характеристик заключается в сборе и обобщении "жизненных показателей", т.е. факторов, характеризующих личность через особенности ее деятельности". Метод анализа ошибочных действий усовершенствован благодаря предложенной классификации ошибок, возникающих в процессе трудовой деятельности.
Четко определилась тенденция использования при анализе профессии операционно-логических метод заимствованных из кибернетики, математической логики и теории информации, теории графов и матриц. Так, в работах В.П. Зинченко, Н.И. Майзель, Л.В. Фаткина и М.А. Дмитриевой были использованы некоторые идеи теории информации при анализе профессий оператора на "стадии информационного поиска" и авиадиспетчера. В.Н. Пушкин и Г.М. Зараковский применили алгоритмический метод для анализа деятельности дежурного по станции и диспетчера и оператора. Г.В. Суходольский, анализируя виды моделей деятельное операторов, использует теории графов для создан абстрактной модели деятельности, достаточно общей, по его мнению, для теории инженерно-психологического проектирования. Профессиональная деятельность представляется Суходольским в виде системы элементов деятельности (вершины графа) связей между ними (дуги, соединяющие вершины). В результате получается абстрактный граф деятельности, в котором вершинам и дугам могут быть приписаны любые качественные и количественные характеристики.
Вместе с тем в ряде работ отмечается необходимость осторожно применения математических и операционно-логических методов анализа, так как они "часто оставляют в стороне самые существенные психологические стороны деятельности". "Не следует забывать, - писал Б. М. Теплов, - что из факторного анализа как математического метода не вытекает прямо содержательная интерпретация фактов".
В последние десятилетия были модифицированы регистрационно-измерительные методы, частично использовавшиеся и раньше (хронометраж, циклография, фотосъемка, психофизиологические методы), а также были разработаны и некоторые новые: хроноциклография; тензометрическая методика методика графической регистрации движений конечностей; методика специальной киносъемки; инструментальная методика профессиографирования и др.
В последнее время появилась тенденция к классификации методов профессиографии. Они были разбиты на описательные и инструментальные по характеру сбора исходной информации о профессии и о комбинации существенных признаков, выделенных профессиографических методах, на предметно-функциональные, операционно-логические, соматографические, психофизиологические, личностные. Нo ни одна из названных классификаций не раскрывает адекватной порядку научного исследования последовательности применения методов.
Схемы профессиографирования, разработанные психотехниками, в принципе сохранили свою начальную основу (имеется в виду перечень вопросов, подлежащих изучению), получив при этом более широкий диапазон применения в связи с развитием инженерной психологии и эргономики.
Идеи теоретического обоснования дифференцированного подхода к анализу деятельности при решении различных научно-практических задач также нашли свое отражение в целом ряде современных работ по психологии труда. Так, анализируя психологические особенности трудового обучения, В.В. Чебышева опирается на теоретические и экспериментальные данные об общих особенностях человеческой деятельности, разработанных в отечественной психологии. К.К. Платонов, рассматривая некоторые методические приемы профессиографии, отмечает необходимость дифференцированного подхода к решению различных практических задач и показывает специфику профессиографирования при решении задач профотбора и профориентации. Кроме того, он отмечает необходимость сопоставления структуры конкретной профессии с индивидуальными структурами личности. К.М. Гуревич, рассматривая проблему изучения психологических особенностей трудовой деятельности для решения задач профотбора, опирается на данные дифференциальной психофизиологии, теоретической и социальной психологии. Сходным образом к изучению психологических особенностей профессиональной деятельности человека подходит и Е.М. Борисова при изучении вопросов профессиональной пригодности. В.Г. Асеев, исследуя психологические особенности монотонного труда, обращается к теоретическим аспектам проблемы трудовой деятельности с целью определения ее структуры содержания и механизмов психической регуляции, а также к социально-психологическим работам теоретического и практического характера в целях выяснения возможностей формирования такой важной психологической и социальной черты личности, как отношение к труду и т. д. Анализируя роль психологических факторов в решении задач научной организации труда, М.А. Дмитриева выделяет теоретическую психологическую основу для их исследования и трактовки полученных результатов. В основе работ, направленных на изучение различных видов трудовой деятельности в целях создания классификации профессий, для решения проблемы профессиональной ориентации и консультации, проводимо под руководством Е.А. Климова, также учитываются данные дифференциальной психофизиологии, теоретической и социальной психологии.
Печатается по изданию: Иванова Е.М. Основы психологического изучения профессиональной деятельности. - М., 1987