Развитие стратегий межличностного познания в тренинге
Выше описан лекционный вариант применения методики. Ее можно также использовать и в различных тренингах. Далее приводятся тренинговые упражнения, собранные и разработанные аспирантами и соискателями под руководством автора (Березина, 2003, Малышева, 2003, Писарева, 2006, Мельникова, 2007, Мужичкова, 2008), с помощью которых можно формировать стратегии межличностного познания.
Упражнение «Испорченный телефон» (на оценку способности к вероятностному (гипотетическому) оцениванию и способности проверять свои суждения о личностных особенностях человека в адекватной для их проявления деятельности). Вся группа за исключением одного человека выходит из аудитории. Ведущий зачитывает ему сообщение, напечатанное на листе бумаги, объем которого не должен превышать половины листа. Затем приглашается второй участник, первый пересказывает ему сообщение как можно точнее. Приглашается третий участник, которому второй сообщает ту же информацию, и так до конца цепочки. Реципиент может уточнять, просить пояснить или повторить какие-то детали. Последний участник повторяет только что услышанную информацию перед всей группой. В заключение зачитывается исходный текст.
Как правило, исходная и конечная информации не совпадают. Ведущий акцентирует внимание участников на том, что группа только что увидела механизм порождения слухов, «мифов» и «легенд». Далее ставится вопрос: «Как относиться к такой информации?» После групповой дискуссии участники получают учебные карты с двумя принципами межличностного познания (принципом вероятностного – гипотетического – оценивания и принципом проверки своих суждений о личностных особенностях человека в адекватной для их проявления деятельности). Ведущий обобщает высказывания участников и предлагает использовать гипотетические оценки личностных свойств людей. Оценку необходимо проверять в типичной для участника деятельности. В качестве стимульного материала, подлежащего запоминанию и дальнейшему воспроизведению, можно использовать набор жестов и движений, а также рисунки. (Упражнение использовано для формирования стратегий МП в кандидатской диссертации И. В. Мельниковой, 2007.)
Упражнение «Всесторонняя характеристика личности» (на оценку способности к всесторонней оценке личности). Группа делится на две команды. Выбирается один участник группы, который хочет узнать, что о нем думают остальные члены группы. Командам предлагается по очереди называть личностные особенности этого участника. Категорически запрещается называть качества, унижающие и оскорбляющие человека. Повторяться нельзя, все названные качества записываются на доске ведущим. Выигрывает та команда, которая назвала больше различных качеств.
После того как команды завершают выполнение заданий, ведущий объявляет победителя и предъявляет участникам большой список личностных качеств, подчеркивая, что это лишь незначительная часть свойств, которые можно использовать для характеристики личности. Качеств настолько много, что их невозможно сосчитать, тем не менее в их многообразии достаточно легко ориентироваться, если расклассифицировать их по большим блокам свойств или сферам (мировоззрение, интеллект, эрудиция, эмоциональная сфера, воля, характер и способности), каждая из которых выполняет важную функцию в регуляции жизнедеятельности человека. Таким образом, составляется список основных личностных свойств (или сфер личности), которые должны анализироваться при всестороннем подходе к ее оценке. Участники получают учебную карту, и ведущий знакомит их с содержанием каждой сферы и ее функциональным назначением в структуре личности. После этого приглашается следующий участник, желающий узнать, как он воспринимается группой.
На одном занятии не следует выбирать более двух участников в качестве объектов оценки, чтобы упражнение не превратилось в рутинное мероприятие. (Упражнение апробировано в кандидатской диссертации А. В. Березиной, 2003.)
Упражнение «Рисунок дерева и создание волшебного леса» (назакрепление знаний, полученных на предыдущем занятии). Группа делится на две подгруппы. В одной подгруппе каждый участник оценивает себя. В другой – каждый участник оценивает одного из участников тренинга другой подгруппы. Ведущий зачитывает сказку «Волшебный лес»:
«Далеко, далеко, за высокими горами есть волшебный лес. Тот лес полон необыкновенных чудес! Высокие зеленые ели тянутся к небу, кудрявые дубы крепко держатся за землю своими корнями, краснолистные клены раскинули свои пышные шевелюры, а тоненькие осины красуются друг перед другом. Да, да, в этом лесу живут непростые деревья. Все они умеют разговаривать. Они смеются, спорят, беседуют или перешептываются друг с другом. Путешественник, попавший в этот лес, может даже и не заметить, что деревья живые. Они будут тихонечко стоять или незаметно помогать ему в пути через лес. Все они – очень добрые деревья!..» (М. Шкурина).
Каждому предлагается нарисовать дерево, основные свойства личности представить как ветви, исходящие из одного ствола, а уровень развития свойства обозначить как распустившийся цветок, бутон или чуть набухшую почку. После завершения работы подгруппам предлагается посадить свой лес из имеющихся у них деревьев, и они делают это на больших столах или полу. Каждый участник первой подгруппы рассказывает об особенностях своего дерева и ищет «своего двойника» в лесу второй подгруппы. Далее создатели деревьев обсуждают сходство и различия между «оригиналом» и «двойником». (В разных вариантах упражнение апробировано в кандидатских диссертациях Е. А. Писаревой, 2006 и Ю. Е. Мужичковой, 2008.)
Упражнение «Критерии оценки личностных свойств» (на оценку адекватности и существенности критериев оценки личностных свойств). Инструкция: «Люди постоянно оценивают друг друга. Для этого используются соответствующие критерии. Например, искренний человек – это тот, кто не обманывает, говорит правду, не лукавит. К сожалению, многие люди часто выбирают ошибочные критерии. Например, человек не прав, если считает, что люди, которые не умеют себя вести, обязательно склонны к обману. Наверное, каждый может привести подобные примеры из своей жизни. (Участникам тренинга предлагается это сделать.)
Давайте посмотрим, какими критериями вы пользуетесь, оценивая личностные свойства. Сейчас я раздам вам листочки, на каждом из которых написано одно свойство. Вы не должны показывать листочки друг другу. Задача каждого – описать словами это свойство, не называя его, другие же участники должны определить, о каком свойстве идет речь, и назвать его. После выполнения упражнения всеми участниками тренинга мы обсудим, какими критериями оценки данного свойства вы пользовались. Какие рекомендации дает психология, определяя критерии оценки этих свойств? Что делать, если критерии оценки одного и того же качества у двух и более людей не совпадают?»
Проводя это упражнение, не стоит спешить с правильными ответами. Следует провести развернутую дискуссию, задавая провокационные вопросы. Завершается упражнение анализом учебной карты с формулировкой принципа адекватности и существенности критериев оценки личностных свойств (упражнение апробировано в кандидатской диссертации А. В. Березиной, 2003).
Упражнение «Путешествие в прошлое и будущее» (на оценку личностных особенностей в развитии). Участникам раздаются рисунки (карты) со схематичным изображением пяти человек, выстроенных по росту, и предлагается вспомнить, какими они были 10, 8, 5 лет назад; 3 года и 1 год назад. На воспоминание отводится 2–3 мин. Под каждой фигуркой участники должны написать возраст, в который они себя вспомнили, и качества, которыми они обладали в этот период жизни. По мере возможности им предлагается на схемах отметить точками моменты, когда они приобрели новый опыт и в результате его воздействия изменились.
После выполнения задания всеми участниками группы каждый из них выслушивается и отвечает на вопросы: «В каком возрасте произошли изменения, и чем они были вызваны?» В завершение работы ведущий отмечает причины изменений, имевших место в прошлом, и возраст, который участники называли наиболее часто. Он подчеркивает, что изменения неизбежны и они происходят в любом возрасте. Чтобы понять человека, необходимо ознакомиться с тем, какой жизненный путь он прошел и какой жизненный опыт получил.
Далее добровольцу предлагается покинуть аудиторию, а группа «придумывает» его будущее и предполагает, какие изменения, возможно, произойдут в его личностной сфере. Ведущему важно направить работу группы в такое русло, чтобы характеристики «будущей личности» были привлекательны, достижимы, позитивны и реальны. В заключение каждый участник получает учебную карту, содержащую формулировку принципа развития личности, и группа обсуждает ее содержание. (Упражнение апробировано в кандидатских диссертациях С. В. Малышевой, 2003 и Ю. Е. Мужичковой, 2008.)
Упражнение «Гипотетическая оценка» . Участники тренинга разбиваются на пары в произвольном порядке. Каждая пара получает от ведущего картинку, по содержанию сходную с картинками теста Розенцвейга. Им требуется разыграть сценку, представленную на картинке. На обсуждение этюда отводится пять минут.
После того как первая пара разыграет свой этюд, психолог предлагает остальным участникам тренинга высказать мнение: «Почему именно так поступил один из героев виньетки?» Выслушиваются ответы всех участников группы. Как правило, высказываются различные объяснения причин поведения. После того как выслушиваются все предположения, свою сценку разыгрывает следующая пара. Процедура повторяется до тех пор, пока все пары не покажут свои этюды и не закончится обсуждение причин поведения всех героев.
После этого ведущий раздает учебные карты, в которых содержится формулировка принципа вероятностного подхода к оценке личностных свойств человека, и отвечает на вопросы участников тренинга. При этом подчеркивается, что все трактовки действий и поступков людей выступают в виде гипотез и имеют право на существование. (Упражнение апробировано в кандидатской диссертации А. В. Березиной, 2003.)
Упражнение «Меня неправильно поняли». Оно проводится после того как в группе установится атмосфера доверия и доброжелательности и участники ознакомятся со всеми способами МП. Каждому участнику предлагается вспомнить случай из его жизни, когда учитель или воспитатель не понял его и обошелся с ним несправедливо. Далее на добровольной основе выбирается один из участников тренинга и его ситуация разыгрывается. После этого ему предлагается с позиции взрослого человека выразить свои чувства и объяснить своему бывшему учителю, что он был не прав. Далее в группе проводится так называемый шеринг, или обмен чувствами.
После этого по желанию каждому участнику предоставляется возможность отреагировать свои негативные эмоции, связанные с его негативным прошлым опытом. Участники поочередно говорят своим «обидчикам» о пережитых ими чувствах и объясняют, как надо познавать детей, чтобы ошибки учителей/воспитателей не травмировали детскую психику. В данном случае используется техника пустого стула. Участники тренинга имеют право отказаться от выполнения этого упражнения. Можно также использовать прием «переигрывания» ситуации, когда участнику предлагается проиграть свою ситуацию заново – так, как он хочет. В заключение ведущий просит участников тренинга объяснить, какие научно обоснованные стратегии должен был бы использовать педагог, чтобы не травмировать своего воспитанника.
Применение данного упражнения имеет одно серьезное ограничение – его могут использовать лишь специалисты, владеющие техниками проведения психодраматических ролевых игр. (Упражнение апробировано в кандидатской диссертации И. В. Мельниковой, 2007.)
Сравнительное изучение разных форм и методов формирования стратегий МП позволило нам сделать один, с нашей точки зрения, важный вывод в отношении организации процесса усвоения знаний и умений в тренинге.
В диссертационном исследовании И. В. Мельниковой (2007), посвященном изучению условий формирования научно обоснованных стратегий оценки личностных свойств детей у будущих педагогов, в частности, изучалась эффективность применения двух форм обучения: лекционной и тренинговой при использовании в обоих случаях «Методики совершенствования стратегий межличностного познания».
Анализ результатов исследования показал, что форма обучения – лекционная или тренинговая – существенно не влияет на формирование знаний, знания в полном объеме можно качественно сформировать при использовании обеих форм. Несоизмеримо большее воздействие на усвоение учебного материала оказывает правильная организация процесса обучения в соответствии с законом усвоения знаний и действий (умственных и практических). Согласно этому закону эффективность деятельности учения определяют три действия (по И. И. Ильясову): уяснение или понимание изучаемого материала, его отработка или закрепление и контроль за первыми двумя действиями (уяснением и отработкой). Быстро понятое, но не отработанное знание менее устойчиво к долговременному запоминанию.
К сожалению, нередко тренинги строятся без учета законов усвоения и в основном обеспечивают только рефлексию (понимание) нового опыта и/или содержания, с которыми участники знакомятся во время выполнения тренинговых заданий. Отработка во многих тренингах используется недостаточно. Мы считаем понимание самым важным компонентом процесса учения, тем не менее нельзя забывать, что без специальной отработки усваиваемого материала он либо быстро забывается, либо сохраняется в памяти в усеченном виде. Таким образом, тренинги, как и любые другие методики и технологии обучения и развития, не оправдывают возлагаемых на них надежд, если при их разработке и проведении законы учения не учитываются.
Помимо развивающих методик, разработаны и диагностические процедуры. Это – «Анкета для изучения стратегии познания личностных особенностей учащихся», созданная автором для проведения полуструктурированного интервью с педагогами и апробированная в диссертационном исследовании Е. В. Грачиковой (2002). Продолжением этой методики явилась «Методика диагностики стратегий познания личностных особенностей человека», созданная автором совместно с А. В. Сориным (2011) и апробированная в его кандидатской диссертации (Сорин, 2012).