Преимущества групповой формы работы по сравнению с индивидуальной: Сколько детей должно быть в группе?
· общая тревожность детей в группе снижается, так как они видят, что страхи есть у всех и это вполне нормально;
· дети в группе становятся более инициативными;
· групповая работа позволяет детям повысить самооценку, развивать способность к рефлексии.
Программа включает в себя разнообразные формы работы. Основными из них являются:
· психогимнастика
Психогимнастика - курс специальных занятий, направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка. Психогимнастика примыкает к психолого-педагогическим и психотерапевтическим методикам, общей задачей которых является сохранение психического здоровья и предупреждение эмоциональных расстройств у детей. В психогимнастике придается большое значение общению детей со сверстниками, что очень важно для нормального развития и эмоционального здоровья детей. Психогимнастика помогает детям лучше понять себя и других, снимать психическое напряжение, дает возможность самовыражения.
· задания с использованием терапевтических метафор
Главная особенность саморазвития — это то, что личность берет на себя ответственность за свое развитие, для этого необходимо, чтобы у человека присутствовало знание о своих ресурсах и доступ к ресурсам. Поэтому эффективно использовать терапевтические метафоры, поскольку уже в самой структуре метафоры заложено обращение к внутренним ресурсам.
Обычно метафоры соответствуют тому или иному симптому и трудной ситуации, имеющихся у детей. Систематическое предъявление детям метафор помогает усвоить им основную её идею: в сложной ситуации необходимо искать ресурсы внутри самого себя, и это обязательно приведет к успеху. Таким образом, у ребенка формируется «механизм самопомощи»: «Ищи силы для разрешения конфликта в самом себе, ты их обязательно найдешь и наверняка победишь трудности».
Насколько целесообразно использовать данный метод в этой возрастной категории? Абстрактно-логическое мышление сформируется у детей к 12 годам.
· релаксационные методы
В программу включены упражнения, основанные на методе активной нервно-мышечной релаксации Э. Джекобсона. Метод нервно-мышечной релаксации предполагает достижение состояния релаксации через чередование сильного напряжения и быстрого расслабления основных мышечных групп тела.
· задания, направленные на развитие эмоциональной сферы
Эти задания предполагают обучение детей распознаванию эмоциональных состояний по мимике, жесту, голосу; обучение умению принимать во внимание чувства другого человека в конфликтных ситуациях.
· арт - терапия
Рисование предоставляет естественную возможность для развития воображения, гибкости и пластичности мышления. Рисуя, ребенок дает выход своим чувствам и переживаниям, желаниям и мечтам, перестраивает свои отношения в различных ситуациях и безболезненно соприкасается с некоторыми пугающими, неприятными и травмирующими образами. Не нужно бояться некоторого оживления страхов, происходящего в процессе рисования, поскольку это одно их условий полного их устранения.
Страхи рисуются карандашами, фломастерами или красками. Большинство детей младшего школьного возраста предпочитают набор фломастеров, однако им должна быть предоставлена возможность выбора, облегчающая саму процедуру рисования.
· психологически направленные игры
Игра способствует проявлению инициативности, самостоятельности ребенка, развивает умение владеть эмоциями и принимать решения. Цель психологически направленных игр состоит в снятии избытка торможения, скованности и страхов. В игре травмирующие жизненные обстоятельства переживаются в условном, а значит, ослабленном виде и, кроме того, происходит их эмоциональное отреагирование.
Структура занятия
Элемент занятия | Комментарий |
1. Ритуал приветствия | Первое занятие необходимо начать с введения ритуала приветствия. Ведущий объясняет детям, что занятия будут проходить в определенный день и начинаться с ритуала приветствия. Лучше, если этот ритуал вырабатывается самой группой. Варианты его чрезвычайно разнообразны. Ритуал группы, способствует ее сплочению, создает рабочую атмосферу, благоприятный психологический климат. |
2. Разминка – воздействие на эмоциональное состояние детей, уровень их активности | Разминка позволяет сбросить интенсивность физического и психического напряжения, нормализовать мышечный тонус, привлечь внимание и интерес ребенка к совместному занятию, настроить детей на активную работу и контакт друг с другом. |
3. Основное содержание занятия – совокупность психотехнических упражнений и приемов, направленных на решение задач программы | Приоритет отдается техникам, направленным одновременно на развитие эмоциональных процессов, решение проблем, формирование социальных навыков, динамическое развитие группы. |
4. Рефлексия занятия – оценка занятия. Беседа. | Разбор вопросов для обсуждения. |
5. Ритуал прощания | Завершение занятия осуществляется при помощи ритуала прощания. |
Тематический план
№ п/п | Наименование темы | Количество часов |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. | Знакомство Расскажи свои страхи Я тебя больше не боюсь Страха больше нет Безопасное убежище Развитие Школа Баба – Яга Темная ночка Страшный сон Мы расстаёмся | |
Всего 11 Часов |
Критерии эффективности Программы:
· повышение уверенности в себе у ребёнка;
· снижение тревожности;
· снижение количества страхов;
· улучшение взаимоотношений, педагог – ребенок.
Примерное тематическое планирование
Занятие 1 «Знакомство»
Содержание. Ритуал приветствия. Упражнение «Знакомство». Разминка «Меняются те, кто». Упражнение «Мне в тебе нравится». Упражнение «Большое животное». Ритуал прощания.
Хотелось бы получить занятия в таком виде:
Вступительная часть занятия
Дети знакомятся с кабинетом психолога, рассматривая все вокруг.
1. Игра «Солнышко и дождик»
Солнышко светит - дети играют, повторяя движения за взрослым, когда пошел дождик - прячутся под зонтик. Мимика, движения, настроение.
2. Игра «Дружба начинается с улыбки»
Дети становятся в круг и улыбаются друг другу, «передавая улыбку по кругу».
Основная часть занятия
1. Игра «Собери пирамидку» (развитие восприятия)
Для игры требуется две одинаковые пирамидки. Ребенок собирает пирамидку, глядя на образец (вторая пирамидка).
2. Игра «Найди игрушку» (развитие внимания)
Психолог описывает игрушку, которая находится в комнате. Дети могут задавать вопросы. Затем они должны найти игрушку по описанию.
3. Игра «Магазин» (развитие памяти)
Взрослый предлагает ребенку купить в «магазине» предметы, которые он должен запомнить. Начинают с 1-2-х предметов, постепенно увеличивая до 4-5-ти.
4. Игра «Что лучше катится» (развитие мышления)
Задания для детей: кто скорее докатит свою фигурку к игрушечным воротам. Что лучше катится: кубик или круг?
Заключительная часть занятия
1. Подвижная игра «Воробьи и автомобили»
2. Упражнение на дыхание «Пылесос».
Дети представляют себя пылесосами. Дышат попеременно то глубоко, то поверхностно.
Прощание. Рефлексия.
По названию упражнения невозможно понять как оно соотносится с предложенными вами выше формами работы.