Проблема сиротства в современно психологической науке.

Введение

В фильме «Кука» 2007года ярко представлена проблема сиротства, когда ребенок вынужден преждевременно взрослеть, в связи с чем, ребенок теряет детство и пытается выжить самостоятельно в мире взрослых.

Цель:подробно рассмотреть данную проблему и составить коррекционно-развивающую работу для конкретного клиента.

Задачи :

1. Описать ситуации, которые должны быть подвергнуты коррекционно-развивающей работе, с указанием ее объективных и субъективных характеристик.

2. Диагностика психического состояния главного героя с описанием конкретных поведенческих нарушений, их выраженности и динамики.

3. Подробное описание личного превентивного ресурса

Одной из самых значимых проблем, является проблема сиротства в России. С сожалением приходиться констатировать, что беспризорность и сиротство - явление не новое для России. Уже в XVIII в. создавались учреждения для присмотра за детьми-сиротами. Однако особо угрожающие масштабы сиротство приобрели в наши дни. В России согласно статистическим данным порядка 3 млн. детей растут на улице без попечения родителей.

Проблема сиротства появляется при разных обстоятельствах. Возможна потеря родителей по причине несчастного случая, просто отказ от ребенка, лишение родительских прав. Все это приводит к единому исходу , когда ребенок остается без семьи и должен рано самостоятельно привыкать к окружающему миру, отвечать за свои действия и поступки.

Данная проблема актуальна в современном мире , т.к. во многих семьях рождаются «ненужные» им дети , после чего ребенок не видит никакого внимания со стороны семьи , и чтобы как-то это компенсировать он выходит самостоятельно в мир, где нет поддержки со стороны близких, и он остается один. Только дети по-разному ищут себе утешение, кто-то через зависимости к алкоголии, наркомании, кто-то через сексуальное влечение, а кто-то, наоборот, через общественно-полезную работу.

В России, согласно статистическим данным, количество учтенных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, приближается к 1 млн. человек, и, что особенно тревожно, на протяжении последних десятилетий сохраняется устойчивая тенденция роста контингента таких детей (в среднем на 100 тыс. в год). Таким образом, на сегодняшний день дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, составляют значительный пласт населения нашей страны.

Теоретический обзор

Практическая часть

В фильме «Кука» ярко представлена картина , где девочка 6-ти лет , жила в маленьком доме вместе со своей бабушкой. В скорее она теряет своего последнего родственника , и держа тайну о смерти продолжает жить одна. Она боялась сообщить о смерти бабушки по той причине, что ее заберут в детский дом .

Она очень смышленая и очень «взрослая» девочка для своих 6-ти лет. Кука все делает сама – и в магазин ходит, и еду готовит, и за домом следит. Пытается выкрутиться в этом мире совсем одна.

С одной стороны я могу предположить , что девочка делала это все для себя , чтоб ей было хоть немного комфортно, возможно ей было так лучше.

С другой стороны самостоятельно героиня не смогла бы пройти процесс социализации, не могла бы получить образования , вероятность жить в семье маленькая, прячась от людей.

В данной ситуации , девочка должна подвергнуться коррекционно-развивающей работе.

Психическое состояние героини нарушено. Проявляется большая эмоциональная напряженность, испытание страха каждый день , большое количество ответственности в 6 лет заставляет взрослеть ребенка не по своим годам. Сформировано недоверие к миру, что мешает планомерному развитию ребенка.

Структура занятия

Элемент занятия Комментарий
1. Ритуал приветствия Первое занятие необходимо начать с введения ритуала приветствия. Ведущий объясняет детям, что занятия будут проходить в определенный день и начинаться с ритуала приветствия. Лучше, если этот ритуал вырабатывается самой группой. Варианты его чрезвычайно разнообразны. Ритуал группы, способствует ее сплочению, создает рабочую атмосферу, благоприятный психологический климат.
2. Разминка – воздействие на эмоциональное состояние детей, уровень их активности Разминка позволяет сбросить интенсивность физического и психического напряжения, нормализовать мышечный тонус, привлечь внимание и интерес ребенка к совместному занятию, настроить детей на активную работу и контакт друг с другом.
3. Основное содержание занятия – совокупность психотехнических упражнений и приемов, направленных на решение задач программы Приоритет отдается техникам, направленным одновременно на развитие эмоциональных процессов, решение проблем, формирование социальных навыков, динамическое развитие группы.
4. Рефлексия занятия – оценка занятия. Беседа. Разбор вопросов для обсуждения.
5. Ритуал прощания Завершение занятия осуществляется при помощи ритуала прощания.

Тематический план



№ п/п Наименование темы Количество часов
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. Знакомство Расскажи свои страхи Я тебя больше не боюсь Страха больше нет Безопасное убежище Развитие Школа Баба – Яга Темная ночка Страшный сон Мы расстаёмся
Всего 11 Часов    

Критерии эффективности Программы:

· повышение уверенности в себе у ребёнка;

· снижение тревожности;

· снижение количества страхов;

· улучшение взаимоотношений, педагог – ребенок.

Примерное тематическое планирование

Занятие 1 «Знакомство»

Содержание. Ритуал приветствия. Упражнение «Знакомство». Разминка «Меняются те, кто». Упражнение «Мне в тебе нравится». Упражнение «Большое животное». Ритуал прощания.

Хотелось бы получить занятия в таком виде:

Вступительная часть занятия

Дети знакомятся с кабинетом психолога, рассматривая все вокруг.

1. Игра «Солнышко и дождик»

Солнышко светит - дети играют, повторяя движения за взрослым, когда пошел дождик - прячутся под зонтик. Мимика, движения, настроение.

2. Игра «Дружба начинается с улыбки»

Дети становятся в круг и улыбаются друг другу, «передавая улыбку по кругу».

Основная часть занятия

1. Игра «Собери пирамидку» (развитие восприятия)

Для игры требуется две одинаковые пирамидки. Ребенок собирает пирамидку, глядя на образец (вторая пирамидка).

2. Игра «Найди игрушку» (развитие внимания)

Психолог описывает игрушку, которая находится в комнате. Дети могут задавать вопросы. Затем они должны найти игрушку по описанию.

3. Игра «Магазин» (развитие памяти)

Взрослый предлагает ребенку купить в «магазине» предметы, которые он должен запомнить. Начинают с 1-2-х предметов, постепенно увеличивая до 4-5-ти.

4. Игра «Что лучше катится» (развитие мышления)

Задания для детей: кто скорее докатит свою фигурку к игрушечным воротам. Что лучше катится: кубик или круг?

Заключительная часть занятия

1. Подвижная игра «Воробьи и автомобили»

2. Упражнение на дыхание «Пылесос».

Дети представляют себя пылесосами. Дышат попеременно то глубоко, то поверхностно.

Прощание. Рефлексия.

По названию упражнения невозможно понять как оно соотносится с предложенными вами выше формами работы.

Занятие 6. «Развитие».

Содержание. Ритуал приветствия. Упражнение «Росток». Рисунок «Развитие». Игра «Стенка». Игра «Мяч в кругу». Релаксация «Волны». Ритуал прощания.

Занятие 7. «Школа».

Содержание. Ритуал приветствия. Разминка «Кто умеет». Упражнение «Вспомни ситуацию». Игра «Школа». Работа со сказкой «О девочке и строгой учительнице». Ритуал прощания.

Занятие 8. «Баба – Яга».

Содержание. Ритуал приветствия. Разминка «Мячик». Игра «Баба – Яга». Выполнение рисунка по сказке «Бабка – Ёжка». Упражнение «Штанга». Ритуал прощания.

Занятие 9. «Темная ночка».

Содержание. Ритуал приветствия. Разминка «Незаконченные предложения». Упражнение «Добрая фея - Темная ночка». Работа со сказкой «Темноландия»

(Р. Масленникова). Игра «Прятки в темноте». Ритуал прощания.

Занятие 10. «Страшный сон».

Содержание. Ритуал приветствия. Упражнение Дракон кусает свой хвост». Рисунок «Страшный сон». Игра «Проникновение и выход из круга». Упражнение «Цветок». Ритуал прощания.

Самоанализ

Данная работа представила мне трудности именно с этой проблемой, так как она на мой взгляд является очень серьезной, и смотря на таких детей понимаешь , что их жизнь идет совсем по другому направлению. Воспитание, окружение, условия не всегда соответствуют и многое другое. Сама тема очень актуально в нашем мире и работа психолога состоит в том , чтобы максимально помочь ребенку установить контакт с обществом , сформировать доверие, способствовать удалению страхов , помочь ребенку определиться в дальнейшей жизни , с учетом возрастных рамок.

Разрабатывая коррекционно-развивающую работу с детьми-сиротами нужно учитывать все психологические особенности каждого ребенка.

Создавая данную программу , отбирая игры, нужно «проигрывать» из в воображении, чтобы понять: можно его использовать с такими детьми и как они себя поведут? Это также создавало некую трудность.

Присутствовали некие эмоциональные переживания , так как я имела возможность пообщаться с детьми-сиротами и немного имею представление о них. Возможно, поэтому я выбрала данную проблематику. Эта тема вызывает у большинства сопереживание, эмоциональное напряжение. Работа с детьми-сиротами не может носить без эмоциональный характер.

Список литературы:

1. Захаров А. И. Дневные и ночные страхи у детей. – СПб. - Питер,2004.

2. Психолог в учреждении сиротского типа: опыт практической работы. М.: «ЭСЛАН», 2000.

3. Психология сиротства А.М.Прихожан, Н.Н.Толстых. Питер 2005г.

4. Хухлаева О. В.Основы психологического консультирования и психологической коррекции. – М., 2001.

5. Фопель К. Чтобы дети были счастливы: Психологические игры и упражнения для детей школьного возраста. М.: Генезис, 2005.

Введение

В фильме «Кука» 2007года ярко представлена проблема сиротства, когда ребенок вынужден преждевременно взрослеть, в связи с чем, ребенок теряет детство и пытается выжить самостоятельно в мире взрослых.

Цель:подробно рассмотреть данную проблему и составить коррекционно-развивающую работу для конкретного клиента.

Задачи :

1. Описать ситуации, которые должны быть подвергнуты коррекционно-развивающей работе, с указанием ее объективных и субъективных характеристик.

2. Диагностика психического состояния главного героя с описанием конкретных поведенческих нарушений, их выраженности и динамики.

3. Подробное описание личного превентивного ресурса

Одной из самых значимых проблем, является проблема сиротства в России. С сожалением приходиться констатировать, что беспризорность и сиротство - явление не новое для России. Уже в XVIII в. создавались учреждения для присмотра за детьми-сиротами. Однако особо угрожающие масштабы сиротство приобрели в наши дни. В России согласно статистическим данным порядка 3 млн. детей растут на улице без попечения родителей.

Проблема сиротства появляется при разных обстоятельствах. Возможна потеря родителей по причине несчастного случая, просто отказ от ребенка, лишение родительских прав. Все это приводит к единому исходу , когда ребенок остается без семьи и должен рано самостоятельно привыкать к окружающему миру, отвечать за свои действия и поступки.

Данная проблема актуальна в современном мире , т.к. во многих семьях рождаются «ненужные» им дети , после чего ребенок не видит никакого внимания со стороны семьи , и чтобы как-то это компенсировать он выходит самостоятельно в мир, где нет поддержки со стороны близких, и он остается один. Только дети по-разному ищут себе утешение, кто-то через зависимости к алкоголии, наркомании, кто-то через сексуальное влечение, а кто-то, наоборот, через общественно-полезную работу.

В России, согласно статистическим данным, количество учтенных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, приближается к 1 млн. человек, и, что особенно тревожно, на протяжении последних десятилетий сохраняется устойчивая тенденция роста контингента таких детей (в среднем на 100 тыс. в год). Таким образом, на сегодняшний день дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, составляют значительный пласт населения нашей страны.

Теоретический обзор

Проблема сиротства в современно психологической науке.

Отношение государства к детям, находящимся в опасной жизненной ситуации, к которым, в первую очередь, относятся дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, является показателем гуманности современного общества. В Международной Конвенции ООН о правах ребенка (1989 г.) определено, что "ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или который в его собственных наилучших интересах не может оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством" (ст. 20, разд.1).

Возрос интерес ученых к изучению проблем депривации, особенностей развития ребенка, лишенного родительского попечения. Изучаются особенности психического развития ребенка в условиях материнской депривации, при помещении в учреждения интернатного типа, различные аспекты социального сиротства, практические аспекты социально-трудовой адаптации, подготовки к семейной жизни, жизненному и профессиональному самоопределению, социально-педагогической адаптации в учреждениях профессионального образования, многочисленные работы посвящены защите прав детей-сирот.

В России к настоящему времени стала складываться определенная система помощи таким детям. За последнее десятилетие приняты основополагающие документы (Семейный кодекс РФ, Федеральный закон "О дополнительных гарантиях по социальной защите для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" в ред. № 122-ФЗ от 07.08.2000 г. и многие другие), определяющие целый комплекс прав, свобод, дополнительных льгот для этой категории детей. Сформулированы требования к условиям жизнедеятельности, качеству оказываемой педагогической, медицинской и психологической помощи, профессиональному уровню специалистов. Стали появляться новые образовательные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, негосударственные учреждения, инновационные формы устройства в семью. В настоящее время существует огромное количество общественных организаций - фондов, центров, - которые помогают в решении проблем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и просто спонсоров - организаций и частных лиц.

В большинстве современных исследований «сиротство» рассматривается как социальное явление, обусловленное наличием в обществе детей, родители которых умерли, а также детей, оставшихся без их попечения вследствие лишения родительских прав, признания в установленном порядке родителей нетрудоспособными, безвестно отсутствующими. Сюда отнесены также дети, родители которых не лишены родительских прав, но фактически не осуществляют какой-либо заботы о своих детях. Таким образом, сиротство - это социальное понятие, отражающее положение детей, которые временно или постоянно лишены своего семейного окружения или которые в их собственных интересах не могут оставаться в таком окружении, имеют право на особую защиту и помощь, предоставляемую государством.

Возрос интерес ученых к изучению проблем депривации, особенностей развития ребенка, лишенного родительского попечения. Изучаются особенности психического развития ребенка в условиях материнской депривации, при помещении в учреждения интернатного типа, различные аспекты социального сиротства, практические аспекты социально-трудовой адаптации, подготовки к семейной жизни, жизненному и профессиональному самоопределению, социально-педагогической адаптации в учреждениях профессионального образования, многочисленные работы посвящены защите прав детей-сирот.

Однако многие проблемы жизнедеятельности, в том числе создание условий для полноценного психологического развития, детей остаются прежними. Современные исследования, как и исследования конца 80-х - начала 90-х годов показывают, что общее физическое, психическое развитие детей, оставшихся без попечения родителей, отличается от развития сверстников, живущих в семьях.

Темп психического развития воспитанников детских домов и школ-интернатов замедлен, развитие имеет ряд качественных негативных особенностей: у детей ниже уровень интеллектуального развития, беднее эмоциональная сфера и воображение, значительно позднее и хуже формируется умение управлять своим поведением, навыки самоконтроля и т.п.

Считается, что до 60% воспитанников Домов ребенка - дети с тяжелой хронической патологией (в основном центральной нервной системы), примерно 55% отстают в физическом развитии, примерно 30% страдают органическими поражениями головного мозга и другими заболеваниями. Здоровыми считаются менее 5% сирот. В 85-92% случаев воспитанники детских домов не способны обучаться по школьной программе, тогда как среди детей в целом этот показатель не превышает 10%.

Помимо задержки интеллектуального развития у детей-сирот формируются сложные нарушения в эмоциональной сфере - затруднение в общении, эмоциональное оскудение. Быстрая утрата побудительных мотивов к какой-либо деятельности, апатия, понижение активности или наоборот - гиперактивность (которая часто влечет за собой уход в криминальный мир, вызывающее поведение в обществе, стремление любой ценой привлечь к себе внимание). В условиях детдома такие нарушения возникают и у совершенно здоровых детей, а у воспитанников с патологиями они только осложняются

Анализ полученных результатов позволяет авторам обнаружить определенную специфику, которая интерпретируется не как простое отставание в психическом развитии, а как качественно иной его характер. Эта специфика проявляется в несформированности внутреннего, идеального плана, в связанности мышления, мотивации, поведенческих реакций с внешней ситуацией. У детей, растущих в детских учреждениях, идет интенсивное формирование некоторых принципиально иных механизмов, позволяющих приспособиться к жизни и тем самым как бы заменяющих ему личность.

Многие дети, поступающие в детские дома и школы-интернаты, прошли через сложные жизненные ситуации, испытали на себе жестокое обращение взрослых, сексуальное насилие, алкоголизм и наркоманию, и многое другое. Ситуация развития для ребенка, имеющего опыт проживания в семье, усиливается многими психотравмирующими факторами: изъятием ребенка из семьи, помещением его в, разного рода, учреждения (приют, детский дом и т.п.). Результатом переживания таких травмирующих ситуаций является утрата у ребенка чувства защищенности. Само помещение ребенка в детский дом, обеспечение его необходимой социально-психологической и педагогической помощью, приемлемыми условиями жизни рассматривается как социальная защита, условие формирования доверия и чувства защищенности. Однако закрытость учреждений интернатного типа, особый тип взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, социальная и эмоциональная нестабильность положения ребенка, лишенного родительского попечительства, нереализованные потребности в любви и признании препятствуют формированию чувства защищенности в детском доме. Поэтому в сочинениях воспитанников присутствует тревога о будущей самостоятельной жизни: "боюсь остаться один…", "не знаю, как жить…", "я никому не буду нужен…".

Проводятся большое количество психологических исследований, которые свидетельствуют, что общее физическое, психическое развитие детей, воспитывающихся без попечения родителей, отличается от развития их ровесников, растущих в семьях.

Практическая часть

В фильме «Кука» ярко представлена картина , где девочка 6-ти лет , жила в маленьком доме вместе со своей бабушкой. В скорее она теряет своего последнего родственника , и держа тайну о смерти продолжает жить одна. Она боялась сообщить о смерти бабушки по той причине, что ее заберут в детский дом .

Она очень смышленая и очень «взрослая» девочка для своих 6-ти лет. Кука все делает сама – и в магазин ходит, и еду готовит, и за домом следит. Пытается выкрутиться в этом мире совсем одна.

С одной стороны я могу предположить , что девочка делала это все для себя , чтоб ей было хоть немного комфортно, возможно ей было так лучше.

С другой стороны самостоятельно героиня не смогла бы пройти процесс социализации, не могла бы получить образования , вероятность жить в семье маленькая, прячась от людей.

В данной ситуации , девочка должна подвергнуться коррекционно-развивающей работе.

Психическое состояние героини нарушено. Проявляется большая эмоциональная напряженность, испытание страха каждый день , большое количество ответственности в 6 лет заставляет взрослеть ребенка не по своим годам. Сформировано недоверие к миру, что мешает планомерному развитию ребенка.

Наши рекомендации