Поиск духовных ориентиров в индивидуальной жизни
Одни исследователи причину кризиса середины жизни видят в убывании жизненных сил.«Импульсивный блеск» молодости требует больших физических сил, но никто не может сохранять их беспредельно. В 35 или в 40 лет ведущий напряженную жизнь профессионал должен изменить темп своей жизни и не так «выкладываться». Проблема убывающих физических сил неизбежно возникает в жизни человека любой профессии.
Убывание физических сил и привлекательности – одна из многих проблем, с которыми сталкивается человек в годы кризиса среднего возраста.Многие люди просто жалуются на то, что они начинают слишком часто уставать. Большинство людей в среднем возрасте начинают все больше и больше полагаться на «мозги», а не на «мышцы». Они находят новые преимущества в знании, аккумулирующем жизненный опыт; они приобретают мудрость. Для тех, кто полагался на свои физические качества, когда был моложе, средний возраст может стать периодом тяжелой депрессии.[170]
Другие исследователи главную причину кризиса взрослости видят в осознании человеком расхождения между своими мечтами, жизненными планами и ходом их осуществления.Далеко не всем удается двигаться по жизненному пути в строгом соответствии с первоначальными замыслами. Как правило, действительность оказывается жестоким редактором идеальных планов . К тому же начинает ощущаться недостаток времени, когда человек не уверен, что он успеет сделать все, что хочет.
Творческие люди нередко жалуются, что с возрастом прибывает мастерство, возникают более интересные замыслы, заманчивые проекты, но убывают силы и здоровье. Этот парадокс жизни трудно дается даже самым философски настроенным индивидам. Обидно обладать развитыми способностями и одновременно ощущать признаки грядущей неспособности.[171]
Мы разделяем точку зрения третьей группы исследователей, которые обозначают кризис взрослости как кризис ценностей и объясняют его поиском новых ценностных оснований жизни.В молодости и во взрослости человек успешно пользовался определенной системой ценностей: работа, семья, социальное и материальное благополучие и т. п. Эта система ценностных ориентаций казалась единственно возможной и действенной; все жизненные проблемы решались в рамках этой системы.
Вступление на ступень универсализации развития означает поиск новых ценностей, ради которых стоит жить. Это поиск прежде всего духовных опор. Духовное развитие человека в конце тридцатых – начале сороковых годов находится на распутье. Или оно уменьшается вместе с биологическими функциями, или поднимается в совершенно новые сферы, где пробуждаются совершенно другие творческие силы, делающие возможной вторую кульминацию творческих сил человека. Этот подъем приходится на вторую половину пятидесятых годов и продолжается в некоторых случаях до семидесятых, хотя обычно после 65 отмечается явный спад. В этот период жизни начинают доминировать «духовно-душевные стремления».Человек входит в совершенно новую и очень важную фазу своей жизни, в которой он вырастает для зрелого человеческого бытия.
В период кризиса взрослости человеку приходится производить переоценку собственных ценностей.Если такая переоценка произведена, человек начинает перестраивать и свой образ жизни в соответствии с ней. Если этого не сделано, взрослый человек сохраняет иллюзии о себе как о молодом человеке – в дальнейшем это может привести к отчаянию и разочарованию в жизни.
Основа для переоценки ценностей закладывается на предыдущих стадиях развития. Б. Ливехуд пишет, что если человек в третьем десятилетии жизни не заложил хотя бы фундамента для установления содержательных связей с другими(на работе, в семье, с друзьями), то в кризисе сороковых годов он будет испытывать большие трудности . При этом решающим условием преодоления кризиса взрослости является идеал человека, который сознательно или бессознательно носят в душе. Тот, кто убежден, что у человека только биологическое существование, с ужасом будет думать о том времени, когда исчезнут скромные радости тела.В тоске по собственной юности такие люди стремятся найти более молодого спутника жизни.
В супружеских отношениях, как полагает Б. Ливехуд, должны совместно предприниматься поиски нового содержания жизни, которые могут привести к «новой встрече» друг с другом. Такой поворот в браке возможен при условии, если личность другого видится и принимается независимо от его физического облика. Это возможно на почве религиозного убеждения, но может также опираться на мировоззрение или глубокое уважение к индивидуальности ближнего. Чтобы научиться знать и любить этого другого человека, надо обратить внимание на его «личный облик».
В большинстве случаев для женщины это легче, чем для мужчины ; мужчина воспринимает чужое Я с помощью «женского» начала в себе, которое играет особую роль в ходе четвертого десятилетия.
«Из этих отношений, которые постепенно можно назвать любовью, вырастает верность, преодолевающая смерть, что происходит и с другим партнером. Эти отношения рождаются в тридцатые годы, они должны долго и тщательно сохраняться, и в пятидесятые годы они расцветают полностью. Эта любовь не требует, она отдает. В старости брак может стать еще интенсивнее».[172]