Взаимосвязь социально-психологических характеристик и жизненной перспективы личности

(на примере молодых менеджеров)

Специальность 19.00.05 – социальная психология

(психологические науки)

АВТОРЕФЕРАТ

Диссертации на соискание ученой степени

Кандидата психологических наук

Москва-2013

Работа выполнена на кафедре социальной педагогики и психологии

Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения

высшего профессионального образования

«Московский педагогический государственный университет»

(ФГБОУ ВПО «МПГУ»)

Научный руководитель: доктор психологических наук Лебедев Александр Николаевич  
Официальные оппоненты: доктор психологических наук, профессор Обознов Александр Александрович профессор кафедры социальной и этнической психологии АНО ВПО «Московский гуманитарный университет»  
  кандидат психологических наук Чаленко Наталья Владимировна старший преподаватель Учебного центра по авиационной и транспортной безопасности ЗАО «АэроМАШ – АБ»  
Ведущая организация: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации»  

Защита диссертации состоится 29 апреля 2013 г. в 15 час. на заседании диссертационного совета Д-002.016.01 при Федеральном государственном бюджетном учреждении науки Институте психологии Российской академии наук по адресу: 129366, г. Москва, ул. Ярославская, д. 13.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Федерального государственного бюджетного учреждения науки Института психологии РАН по адресу: 129366, г. Москва, ул. Ярославская, д. 13.

Автореферат разослан 25 марта 2013 г.

Ученый секретарь диссертационного совета доктор психологических наук, профессор     М.И. Воловикова

Общая характеристика работы

Актуальность темы исследования.Деловое взаимодействие является основной составляющей профессиональной деятельности менеджеров, вне зависимости от направления деятельности компании на рынке (Позняков В.П, 2009). Для успешного функционирования на рабочих местах молодым менеджерам необходимо обладать не только рядом социально-психологических характеристик и профессионально значимых качеств (Обознов А.А., 1998; Maddi S., 1987 и др.), но и навыками планирования своей деятельности.

Жизненной перспективе отводится роль точки отсчета при изучении характера влияния будущего на наличную социальную идентичность личности (Marcus H., Nurius P., 1984; Marcus H., Nurius P., 1986; Marcus H., Nurius P., 1987). Актуальным становится изучение восприятия и переживания пространства «возможного» (Березина Т.Н., 2011): будущих социальных ролей, оцениваемых как возможных (Cinnerella M., 1998) – «проспективных идентичностей», понимаемых как возможные образы «Я-в-будущем» в социальном окружении (Rosenberg M., 2004; Marcus H., Nurius P., 1987; Cinnerella M., 1998; Белинская Е.П., 1999; Минюрова С.А., Плеханова Л.Л., 2005). Рядом зарубежных авторов недостаточно изученным признается временной аспект индивидуальных и групповых представлений о возможности приобретения новых социальных и групповых идентичностей или улучшения существующих, рассматривающихся, как в рамках модели реакции на негативные социальные идентичности (Tajfel H., Turner J., 1979; Tajfel H., Turner J., 1986), так и в рамках изучения пространства «возможного» – измерения многомерной психической реальности, образованной нереализованными в прошлом вариантами взаимодействия с социумом, которые могут осуществиться в будущем (Березина Т.Н., 2001; 2011).

Несмотря на очевидное внимание к жизненной перспективе в рамках общей психологии, исследования, рассматривающие жизненную перспективу как научную проблему социальной психологии личности, практически не представлены в науке. Конкретизация социально-психологического содержания жизненных перспектив молодых менеджеров – актуальная проблема как для самих молодых менеджеров, так и для социальной психологии личности в целом.

Постановка проблемы исследования.В условиях совместной деятельности, как интегрального системообразующего фактора управленческих интеракций (Журавлев А.Л., 1988), планирование менеджерами профессионального взаимодействия, как и групповое планирование совместной деятельности в целом (Лебедев А.Н., 1986), связано с характеристикой, содержащей профессионально важные нормы социальной регуляции поведения – жизненной перспективой.

Традиционно жизненная перспектива рассматривалась как когнитивное образование. По мнению Б.Ф. Ломова, когнитивные процессы направлены не только на отражение действительности, но и на возможность адаптации психических процессов, свойств и состояний человека к тому, с чем он может столкнуться в течение всей своей жизни, их следует рассматривать не только как процессы психического отражения человеческого мира, но и как процессы, направляющие его деятельность на будущие изменения, то есть осуществляемые по механизму антиципации (Ломов Б.Ф., 1980). Б.Ф. Ломов неоднократно указывал на взаимосвязь когнитивных и социально-психологических компонентов, определяющих характер общения и взаимодействия: «деятельность, познание и общение развиваются в неразрывном единстве» (Ломов Б.Ф., 1975). Одной из функций общения в рамках совместного решения задач является обмен результатами познавательной деятельности и «формирование на этой основе общности группы» (Ломов Б.Ф., 1963). Обосновывая необходимость рассмотрения психических процессов и характеристик во взаимосвязи с целями и ценностями исследуемых субъектов, Б.Ф. Ломов подчеркивал: «Включаясь в общение с другими индивидами и выполняя совместно с ними определенную деятельность, индивид приобретает некоторые новые свойства» (Б.Ф. Ломов, 1975). Исходя из положений Б.Ф. Ломова, целесообразным становится выделение и категоризация, наряду с когнитивным, социально-психологического содержания в жизненной перспективе посредством изучения ее взаимосвязи с социально-психологическими характеристиками личности.

В рамках авторского концептуального подхода жизненная перспектива будет рассматриваться как сконкретизованное пространство значимых для личности связей и отношений, пронизанных ее жизненными смыслами и ценностями – т.е. как социально-психологическое пространство в форме жизненного сценария, имеющего социальную природу и включающего конкретные жизненные стратегии. Типологический подход к проблеме жизненной перспективы может дать научное приращение в рамках социально-психологической парадигмы о социальной детерминации характеристик личности человека: конкретность типов жизненных перспектив обусловлена неоднородностью социальных условий (Абульханова-Славская К.А., 1983).

Объект исследования – молодые менеджеры предприятий.

Предмет исследования – взаимосвязь социально-психологических характеристик личности и жизненной перспективы молодых менеджеров.

Цель исследования – выявление взаимосвязи социально-психологических характеристик личности и типов жизненной перспективы молодых менеджеров.

Общая гипотеза исследования

Жизненная перспектива личности – это образ будущего, возникающий в результате сочетания когнитивной деятельности человека и его общения с другими людьми, поэтому тип жизненной перспективы связан как с целями планируемой деятельности, так и с социально-психологическими характеристиками личности.

Частные гипотезы

1. Самостоятельность и независимость личности от мнения окружающих, с одной стороны, связаны с прогнозированием активности личности в будущем, с другой стороны, обусловливают наличие психического напряжения, проецируемого на будущее, стеничность и ощущение нехватки времени для выполнения всех намеченных задач.

2. Социальная смелость, выражающаяся в нечувствительности к угрозам, решительности, тяге к риску и острым ощущениям, обусловливает оптимистичное видение будущего, наличие ярких, положительных переживаний и представлений о будущем.

3. Подверженность аффективным переживаниям, эмоциональная лабильность, богатство и яркость эмоциональных проявлений положительно взаимосвязаны с количеством прогнозируемых позитивно окрашенных событий, связанных конечной целью с общением и взаимодействием с другими людьми.

Задачи исследования:

теоретические задачи:

- теоретический анализ подходов к определению жизненной перспективы, существующих в психологической науке;

- теоретический анализ научной проблемы взаимосвязи жизненной перспективы и социально-психологических характеристик личности;

методические задачи:

- операционализация понятия «жизненная перспектива»;

- разработка программы исследования взаимосвязи жизненной перспективы и социально-психологических характеристик личности;

- анализ психологического инструментария, направленного на изучение социально психологических характеристик личности и перспективы планируемого будущего;

- модификация методов изучения психологического времени, существующих в психологии, для изучения жизненной перспективы личности и ее социально-психологического содержания;

эмпирические задачи:

- исследование влияния социально-психологических характеристик личности на показатели жизненной перспективы;

- выделение типов жизненной перспективы и обоснование правомерности такой типологии;

- выявление и описание типообразующих характеристик жизненной перспективы;

- изучение взаимосвязи между показателями жизненной перспективы и социально-психологическими характеристиками личности в соответствии с полученной типологией;

- содержательная психологическая характеристика выделенных типов.

Эмпирическую базу исследованиясоставили данныеобследования и изучения 148 молодых менеджеров структурных подразделений предприятий, мужчин и женщин в возрасте от 23 до 29 лет. Выборка сопоставлена по полу, возрасту и семейному положению.

Теоретико-методологической основой исследованиявыступили:

- положения отечественных ученых, основанные на принципе единства сознания и общения (Б.Ф. Ломов, А.Л. Журавлев, А.Н. Лебедев, В.П. Позняков, В.Г. Асеев, А.А. Грачев, К.А. Абульханова, Т.А. Нестик);

- общеметодологические положения субъектного и системного подходов (К.А. Абульханова, Б.Г. Ананьев, А.Л. Журавлев, Б.Ф. Ломов, С.Л. Рубинштейн и др.);

- положения событийного подхода (К.А. Абульханова-Славская, С.Л. Рубинштейн),

- положение о конкретных жизненных событиях как основе периодизации жизненного пути личности (Б.Г. Ананьев).

С целью операционализациииспользуемого понятия жизненная перспектива изучалась, через такие ее показатели, как: (1) когнитивные характеристики – при помощи метода семантического дифференциала времени, (2) социально-психологическое содержание – при помощи модифицированных проективных методик «Кто я в будущем?» и «психологическая автобиография». Исходя из цели и эмпирических задач исследования, социально-психологические характеристики личности испытуемых изучались при помощи 16-факторного личностного опросника, метода Ш. Шварца и теста жизнестойкости.

В исследовании использовались следующие эмпирические методы:

1 – 16-факторный личностный опросник (16-PF, Р. Кеттелл);

2 – семантический дифференциал времени (СДВ, Л.И. Вассерман с соавт.);

3 – тест жизнестойкости (Hardiness Survey, С. Мадди) (адаптация Д.А. Леонтьева с соавт.);

4 – метод Ш. Шварца для изучения ценностей личности;

5 – рефлексивный тест-самоотчет «Кто я в будущем? («Кто я?» М. Куна и Т. Макпартленда в авторской модификации);

6 – проективная методика «психологическая автобиография» (Л.Ф. Бурлачук; Е.Ю. Коржова) в авторской модификации.

Использовались следующие методы статистической обработки данных, входящие в пакет Statistica 10 и SPSS 13.0:

1 – иерархический кластерный анализ (Hierarchical Cluster Analysis);

2 – кластерный анализ K-means (K-means cluster analysis);

3 – дискриминантный анализ (Discriminant analysis);

4 – множественный регрессионный анализ – МРА (Multiple Regression);

5– непараметрический U-критерий Манна-Уитни (Mann-Whitney U-test).

Достоверность и надежность полученных в ходе исследования результатов и сделанных на их основе выводов обеспечивалась следованием исходным методологическим и теоретическим принципам, надежностью, адекватностью и разнообразием использованных методов исследования, соответствующих предмету, целям и задачам исследования, репрезентативностью и достаточным объемом выборки, эмпирической проверкой выдвинутых гипотез, корректностью статистической обработки полученных данных и статистической значимостью полученных результатов.

Основные научные результаты, полученные лично соискателем, и их научная новизна.Эмпирически доказано, что когнитивное и социально-психологическое содержание жизненной перспективы взаимосвязано с социально-психологическими характеристиками личности. Операционализировано понятие жизненной перспективы. Показана историческая обусловленность возникновения и эволюции научных представлений о социально-психологическом аспекте жизненной перспективы: от античных философов до современных исследователей.

Жизненная перспектива впервые рассматривается как частный случай социально-психологического пространства личности. Теоретически и эмпирически обоснованы критерии для выделения типов жизненных перспектив молодых менеджеров. Первым критерием является выраженность социальной природы конкретных жизненных стратегий. В рамках перенесенных на проблему содержания жизненной перспективы реализаций теоретической модели «общения как деятельности» (А.Н. Леонтьев) и модели «общения как взаимодействия» (Б.Ф. Ломов) в жизненной перспективе может доминировать один из двух видов целей, которые личность ставит перед собой: субъект-субъектных (S-S) и субъект-объектных (S-O). Вторым основанием является детерминированное ценностными ориентациями преобладание социальных или личностных ролей в жизненной перспективе.

Эмпирически выявлены на основе предложенного концептуального подхода к изучению социально-психологической и индивидуально-психологической составляющих жизненной перспективы социально-психологические типы жизненных перспектив молодых менеджеров (I тип жизненной перспективы – «субъект-объектная, ориентированная на себя»; II тип жизненной перспективы – «субъект-субъектная, ориентированная на себя»; III тип жизненной перспективы – «субъект-субъектная, ориентированная на значимых других»; IV тип жизненной перспективы – «субъект-объектная, ориентированная на значимых других»).

Наши рекомендации