Процесс и этапы психологической коррекции в родительских группах
Динамика родительской группы в целом совпадает с описываемой в литературе динамикой группового процесса. Она содержит три традиционно выделяемые фазы: 1) фаза ориентации и зависимости; 2) фаза конфликтов; 3) конструктивная фаза.
Для того чтобы получить более наглядное представление о качественных особенностях групповой динамики в родительских группах, опишем подробно каждую фазу.
1) фаза ориентации и зависимости
Для первой фазы характерна ориентировка участников в ситуации. Общий настрой первых занятий заинтересованный, у некоторых участников слегка негативный. В этот период группа находится в сильной зависимости от ведущего: ждет его реакции, указаний, информации о целях занятий. Однако первые высказывания ведущего весьма неопределенны и касаются в основном формы, а не содержания группового общения. Поэтому обсуждаются часто второстепенные, общеизвестные проблемы. Неопределенность щелей и вседозволенность самовыражения вызывают учленов группы чувство тревожности и неудовлетворенности. Участники постепенно знакомятся друг с другом, наблюдается осторожное взаимное «прощупывание». Приведем характерные выдержки из протоколов одного из циклов групповых занятий.
Из протокола занятия 1:
Л. Сейчас опять пауза. И мне не понятно, что мы должны сейчас делать. С чем мы вообще-то сюда сели?
С. Так в лоб нельзя начать обсуждение тех конкретных проблем, ради которых мы собрались сюда. Я, например, захватил с собой тетрадку и две ручки. То есть я предполагал, что нам прочитают свод неких правил, будут кой-какие упражнения. И я не ожидал, что это будет проходить в виде собеседования. И приступить сразу обсуждать... Надо сначала выйти за какой-то круг. Разбег. Сначала о чем-то. Там, глядишь, кто-то заговорил о том, о чем собираются здесь говорить.
А (психолог). Ты считаешь, что мы собирались здесь поговорить?
Б2 ... Я думал, что направление мысли будет задавать А (психолог).
А. Только по форме, но не по содержанию.
Б2 (к А), Тут у нас отсутствует определенность. Содержание и и форма. Содержание мысли пока плавает в совершенно различных направлениях, хотя форму обсуждения ты стараешься сконцентрировать в этом месте... Я никак не могу найти, в каком направлении... Может быть, ты нам подскажешь?
А. Будем искать. Наверное, лучше найти это самостоятельно, чем если кто-то даст готовый рецепт.
Из протокола занятия 2:
Один из участников — B1 — высказывает сложившееся у него впечатление о других участниках группы (сидя на «горячем стуле» в центре круга)
А (психолог), обращаясь к B1. Ты со мной все время разговариваешь? Ты что — мне рассказываешь? Ты же с людьми говоришь. Вот садись и поворачивайся...
Б3 (к Б1). Ты так смотришь на А, как будто спрашиваешь, можно ли мне дальше повернуться.
Б1. Да, пожалуй да.
А. Мне трудно... Ты возлагаешь на меня слишком большую ответственность. Если ты будешь решать все сам, мне будет легче.
2) фаза конфликтов
Давящая атмосфера «бесцельности коммуникации» приводит к проявлению недовольства бездеятельной властью ведущего.
Из протокола занятия 2:
Б1. У меня двоякое отношение к прошлому занятию осталось. Во-первых, мне казалось, что ты, А (психолог), это чисто мое мнение, должна играть более провоцирующую роль. Не устраняться. И, во-вторых, мое отношение к этому было и остается, к сожалению, несколько скептическое.
А. В каком плане скептическое?
Б1. Я как-то не вижу для себя здесь цели. Такой явной, четкое оконтуренной.
Постепенно в группе появляются эмоционально обособленные подгруппы. Идет процесс статусной дифференциации группы, разделение ее членов на активных и пассивных, доминирующих и подчиняющихся. Появляются временные напряжения, и конфликты между отдельными участниками группы, а также между сложившимися подгруппами. Негативные отношения между участниками возникают преимущественно в тех случаях, когда в ходе дискуссии или в игре затрагиваются жизненные ситуации, выявляющие несходство их взглядов и позиций. Появляющиеся эмоции носят в основном негативный характер. Приведем пример из протокола.
Из протокола занятия 3:
Обсуждается отношение к очереди, толпе.
Ис. Я согласен с Сашей, что у нас это объективная реальность, и от нее никуда не денешься. И совершенно не согласен с мнением его и мнением Лены, которые смотрят на толпу как на скотов.
Ин. Я слово «скоты» не произносила.
Ис (возмущенно). Но такое отрицательное отношение к людям, стоящим в толпе. Это такие же люди. Это идет от неуважения (бурное обсуждение, Таня и Лида поддерживают Исака).
Т. Сегодня на занятии было неприятно, когда Лена говорила о своем отношении к толпе — у меня возникла неприязнь к Лене, к Борису, и к Ане тоже. И наоборот, положительное отношение к Исаку возникло.
3) Конструктивная фаза
Постепенно сглаживаются конфликты. Появляется искренность в высказывании чувств. Участники открыто рассказывают о своих проблемах. Для этой фазы характерен высокий накал эмоций. Группа начинает функционировать как единая рабочая единица. Повышается интерес к проблемам и личности каждого из участников. Группа приобретает терапевтическую способность.
Из протокола занятия 10:
Т. Больше всего мне группа дала в плане моих отношений с Борей (мужем). Я смогла иначе взглянуть на Борю. От этого увереннее себя чувствую, спокойнее. И с детьми. Возникают ситуации, кто-то рассказывал — элементы своего в каждом можно было найти и лучше понять. Само занятие давало хорошую встряску. Есть заряд на будущее. Уверенность в себе — я этим особенно не отличаюсь... Боря открылся мне с Другой стороны. Не то, чтобы открылся, но группа заставила более внимательно на него посмотреть. Потому что за цепью забот, переживаний, трудностей мы отдалились. А тут некая эмоциональная близость родилась...
Рамиль неизменно вызывал симпатию в основном. Некоторые взгляды его я не разделяю, но он всегда искренне выражал свои чувства, чувствовалось его единство с группой.
Борис2 мне сразу показался человеком, с которым легко общаться, контактировать. Мне понравилось его отношение к Ире, к семейным трудностям. Старается помочь. «Добрая душа», чувствуется. С Ирой нас объединили общие проблемы. С Ирой .мне было легко общаться, приятно. Не всегда я была с ней на одной волне, было даже противоположное. Но что-то общее все время было. Наташа всегда была мне симпатична. Мне нравилось, что она пошла навстречу, постаралась что-то сделать, над собой работать. Женственность ее мне понравилась. Исак. Могу сказать, что из всех мужчин, за исключением Бори3, у меня с ним наиболее близкая позиция, взгляды.
С Аней сложнее, тут было много противоречивых чувств. Я почувствовала, что Аня близкий мне по духу человек, но в то же время была какая-то граница. Ощущение, что, может быть, эта граница больше со стороны Ани, чем с моей. Аня очень сильно эволюционировала с момента прихода сюда. Мне бы хотелось ей чем-нибудь помочь.
Борис всегда был достаточно далеким мужчиной для меня в группе. На сегодняшнем занятии я впервые почувствовала к нему эмоциональную близость. И тоже хотелось бы помочь. Но, поскольку никакого продолжения не будет, у Бориса вряд ли возникнет стремление со мной общаться. И мне с ним будет трудновато общаться...
Как видно, групповая динамика в родительской группе в целом совпадает с описанными в литературе фазами группового процесса. Вместе с тем динамика групповых процессов родительской группы имеет ряд специфических черт.
1. Конфронтация с ведущим, традиционно описываемая как характерная особенность второй фазы развития группы, в родительской группе поначалу не «толь ярко выражена и принимает завуалированную форму.
Родители как бы сдерживают свои непосредственные чувства, зная, что психолог проводит занятия с их детьми и, как они думают, может «отыграться» на ребенке. Поэтому, обязательно специальное обсуждение всего комплекса подобных проблем.
Часто недовольство группы тактикой руководителя выливалось в нападки на второго участвующего в группе психолога (студента-стажера).
Из протокола занятия 3:
Ан. Я бы на месте А (психолога) чувствовала бы себя виноватой, что я ничего не могу сделать, чтобы разрядить обстановку.
Ис (к А). Это продуманная твоя тактика, чтобы кто-то проявился?
Б2 (к А). Ты ее тактику принимаешь как постулат и не оцениваешь.
Ис. Так и должно быть.
Ан. Раз А не удовлетворена, то, значит, что-то не так. А как Р (стажер) воспринимает эти паузы?
Р. Мне они неприятны.
Л (возмущенно). И ты не хочешь помочь нам это сделать?!
Р. А почему я должен за вас делать?
Б2 (с вызовом). А разве ты не с нами?!
Из протокола занятия 2:
Л. Мне кажется, что если бы был настоящий вопрос или тематика для нас, было бы легче...
Из протокола занятия 3:
А (обращаясь к С). То, что ты говоришь, следует понимать так: вот А — психолог, засадила нас в группу, вроде приятно, а в то же время она делает все не так, и вообще непонятно, что делать? Хочется иной раз ей все прямо сказать, но ведь она с ребенком потом играет, а вдруг последствия потом будут?
С. Нет. Кое-что в действиях А мне непонятно и даже, может быть, не нравится; например, на прошлом занятии нужно было выстраивать людей по эмоциональной близости. Нет для эмоциональной окраски каждого из присутствующих, с моей стороны, никаких данных...
Постепенно родители начинают ощущать пользу и значимость для детей игровых занятий. Позитивные сдвиги в поведении детей служат основой роста доверия к психологу, к тем методам работы, которые он предлагает. И все это вместе содействует большей открытости в проявлении чувств, в том числе негативных, а также приближению психологов как равных участников группы.
Из протокола занятия 2:
Родители обмениваются впечатлениями от происходившего накануне первого совместного игрового занятия с детьми.
Ис. Мне нравится, потому что Нинка (дочь) довольна. И потом, она не так реагировать, как раньше, стала.
* *
А (психолог, обращаясь к Б3). Борис, а у тебя какие впечатления?
Б3. Вроде бы ничего играл, только боялся родителей потерять. Чувствуется, что ему хочется играть, но он все еще оглядывается. Но, по крайней мере, чувствует себя менее напряженно в группе.
* *
Ин. Мне просто интересно видеть, смотреть. Мне нравится, что дети играют с полным самозабвением, Особенно Ниночка. А Катя (дочь)... хоть и не принимает участия внешне, но внутренне все прокручивает. Дома она ничего не рассказывает, но начинает играть с бабушкой и со мной в какие-то игры отсюда.
Т. Ваня (сын) тоже не рассказывает. Однажды он предложил мне поиграть в «мальчика-наоборот».
2. Соответствие динамики в детской и родительской группах. Отношение к ведущему со стороны родителей закономерно изменяется в соответствии с изменением отношения к нему детей. Для определенного этапа работы с детьми начала реконструктивной фазы характерно резкое повышение открытой агрессивности. Тактика психолога в этот момент строится таким образом, чтобы не дать развиться чувству вины у детей, возникающему, как правило, после проявления агрессии. Такое поведение взрослого приводит к возникновению у детей особого отношения к психологу — чувства глубокой любви, привязанности. Тактика психолога строится так, чтобы создать принятие ребенком своих негативных эмоций, чтобы ребенок мог осознать и овладеть своими чувствами. В этот момент в родительской группе начинаются трудности. Если раньше отношение родителей к психологу могло быть охарактеризовано как холодно-уважительное или повышенно-требовательное (родители ожидают от него решения своих проблем), то теперь возникает не всегда неосознанная, но сильная ревность к нему. Родители подчеркивают отрицательные последствия игровых занятий, которые находятся в этот момент в очень сложной фазе, где у детей наблюдается заострение симптомов, высказывают психологу массу негативных оценок. Родители жалуются, но детей не забирают. Обычно через 2—3 занятия эти сложности успешно преодолеваются.
Из протокола занятия 5:
Ир. Последнее время у Стасика (сына) обострение поведения: он любит только папу, на меня он все время обижается, бабушку он просто бить начал... Его и так часто рвет за едой, а тут — почти каждый день.
Учет специфичности закономерной динамики гори параллельной работе в детских и родительских группах позволяет правильно строить тактику коррекционной работы. Необходимо, чтобы период ревности у родителей не совпадал с фазой конфликтов в родительской группе. В противном случае нарушение взаимоотношений родителей с ведущим может приводить к дезорганизации работы в группе и нарушению коррекционного процесса.
3. Характерной чертой родительской группы является наступающее иногда вследствие проработки супружеских проблем обострение супружеских конфликтов в процессе работы группы (отметим, что подобное явление наблюдается и в иных формах групповой работы, включающей супружескую проблематику).
Из протокола занятия 8:
А (психолог, обращаясь к супружеской паре, взаимоотношения которой обсуждались на предыдущем занятии). А что Борис с Аней скажут? В каком настроении пришли на сегодняшнее занятие?
Б1 Честно говоря, мне не хотелось идти, Плохое настроение. Сожалею о прошлом разе...
* *
А (к B1). Скажи, а вы с Аней как-нибудь обсуждали то, что произошло в прошлый раз?
Б1. Практически мы не разговаривали эту неделю. Атмосфера была хуже, чем обычно, крику было больше, обидных слов было достаточно. В общем, мы старались не сталкиваться.
Подчеркнем, что подобное обострение супружеских конфликтов является благоприятным признаком по ряду причин. Во-первых, усиление переживания создает условия для нового эмоционального опыта, отреагирования. Во-вторых, это ставит супругов перед необходимостью осознания ранее скрытых конфликтов и поиска новых форм взаимодействия. В-третьих, в контексте семейной общности это показывает перераспределение зоны конфликтности; ребенок перестает быть единственным слабым звеном в семейной структуре.