Проблема оценки эффективности групповой психотерапии
Оценка эффективности психотерапии и психокоррекции представляет весьма сложную и еще не решенную проблему. Трудность точной оценки эффекта связана с психологической спецификой психотерапии и психокоррекции как особых форм психологического воздействия.
Особые требования, предъявляемые к ситуации оценки эффективности, ее методам, личности специалиста, проводящего оценку, подробно проанализированы Б. Д. Карвасарским (1985).
При оценке эффективности психотерапии некоторыми авторами за основу берется система структурализованного и контролируемого наблюдения, как, например, схема Р. Бэйлса (40; 41). Эта схема разработана для изучения динамики в малых группах, а также личностных особенностей участников и их взаимоотношений. Помимо качественной оценки, она дает количественную характеристику взаимодействия. Процесс взаимодействия описывается с помощью 12 категорий. Наблюдатель должен усвоить список этих категорий и смысл каждой из них. Причем, не в отдельности, а как упорядоченную систему. До начала взаимодействия он запоминает участников и обозначает каждого номером или буквой. При наблюдении он не выпускает группу из поля зрения. Он расчленяет поведение участников на отдельные акты, и каждый фиксирует, подводя под ту категорию в схеме, которая лучше всего описывает данный факт. С помощью символов помечается, от кого и кому направлено данное действие. Описанная методика — классический пример четкого анализа наблюдения для выяснения структуры и динамики группы. Однако применение данной методики осложнено из-за необходимости специально (в течение одного - двух месяцев) готовить наблюдателей-кодировщиков. Модифицированная и апробированная методика Р. Бэйлса успешно используется для учета межличностных отношений в групповых занятиях с больными афазией (Л. С. Цветкова и др., 1980).
Методика Т. Лири отправляется от личности ифокусирует внимание на процессах индивидуальной перцепции.
Для анализа рисунков, сочинений, интервью и т. п. участников психотерапевтической группы применяется контент-анализ материала.
К. Роджерс одним из первых стал применять неформализованные методы оценки эффективности в групповой психотерапии. По его словам, в эффективной психотерапии изменяется образ «Я» и меняется отношение между «Я» реальным и «Я» идеальным. На этом принципе и основана процедура оценки эффективности психотерапии. Методом Q-сортировки пациент ранжирует ряд высказываний, отвечая на вопросы типа: «Какой я сейчас?», «Каким я себя хочу видеть в будущем?», «Каким меня видят другие?» Критериями эффективности при этом К. Роджерс считает следующие показатели:
1. Увеличение доли высказываний, благоприятно характеризующих «Я» пациента (т. е. увеличение самопринятия).
2. Уменьшение разрыва между «Я» реальным и «Я» идеальным.
3. Большая реалистичность «Я» пациента за счет приближения «Я» идеального к реальности.
Конечным результатом эффективной психотерапии Роджерс видит «полноценно функционирующую личность», которая приобрела «способность к актуализации своего опыта», опыта эмоционального, опыта переживания, в отличие от опыта конвенционального.
В нашей стране критерии эффективности патогенетической групповой психотерапии неврозов выводятся из ее основных целей (Б. Д. Карвасарский, 1985). Критерии таковы:
1. Симптоматические улучшения состояния больного.
2. Достижение осознания и понимания больным психологических (интерперсональных) механизмов заболевания.
3. Реконструкция нарушенной системы отношений, проявляющаяся в изменении поведения, контактов с людьми, жизненных планов, целей.
4. Восстановление полноценности социального функционирования больного в различных сферах деятельности.
Это наиболее общие критерии, и чтобы применять их в конкретных случаях, необходимо создать некоторые психологические показатели для оценки эффективности психотерапии. По словам А. Е. Личко (1979), создание таких показателей является одной из наиболее актуальных задач медико-психологических исследований.
Убедительные и психологически обоснованные системы оценки эффективности групповой психотерапии неврозов у взрослых предлагают в исследованиях Г. Л. Исурина (1984) и Е. В. Кайдановская (1987).
Э. Г. Эйдемиллер использовал в целях контроля за семейной психотерапией взаимную характерологическую оценку подростка и его родителей. Для этого был модифицирован ПДО (патохарактеродиагностический опросник) и разработан еще один метод взаимной оценки характеров — метод идентификации по словесным характерологическим портретам (СХП).
Используются и другие экспериментально-психологические методы для оценки эффективности психотерапии: метод «незаконченных предложений», метод Розенцвейга, MMPI, различные самооценочные методики, цветовой тест отношений Люшера, методики Е. И. Головахи и А. А. Кроника (1984) по изучению психологического времени личности и др.
При этом необходимо учитывать, что при выборе методов оценки эффективности психотерапии и психокоррекции всякий раз перед исследователем остро, встает дилемма, четко сформулированная Л. А. Петровской (1982): «...довольствоваться строгими, но ограниченными данными, опускающими гамму в высшей степени интересных для исследователя аспектов,, либо, несколько потеряв в строгости, выиграть в полноте охвата исследуемого явления».
Глава III