Основные составляющие процесса групповой психотерапии

Групповые методы основаны на использовании особой групповой динамики, т. е. отношений и вза­имодействий членов группы как с ведущим, так и между собой. Групповая динамика — это совокуп­ность групповых действий и интеракций, это разви­тие или движение отношений между участниками группы во времени.

Развитие группы проходит через ряд стадий, или фаз. Несмотря на различия в описаниях разных ав­торов, можно обнаружить некоторые общие черты динамики группового процесса.

Фаза 1 — ориентация и зависимость.

Фаза 2 — конфликты и протест.

Фаза 3 — развитие связей и сотрудничества.

Фаза 4 — целенаправленная деятельность.

1. В первой фазе члены группы ориентируются, ожидая, что ими будут руководить, требуют получе­ния информации о целях группы. Группа чрезвы­чайно зависима от руководителя, который ею идеа­лизируется и возносится на пьедестал. Характерным для этой фазы является стремление участников к по­искам взаимных контактов, к поискам средств реше­ния собственных проблем при помощи взаимных со­ветов, которые на данном этапе редко имеют дейст­вительную ценность, повторяя то, что человек уже много раз слышал. Советы в этом случае служат средством выражения и пробуждения взаимного ин­тереса. Подход к проблемам чисто рационалистиче­ский.

2. Для второй фазы характерны конфликты меж­ду членами группы, а также между группой и фор­мальным лидером. Появляется тенденция к самоут­верждению, соперничеству, наблюдается «борьба за власть» и дифференциация ролей на активные и пас­сивные, доминирующие и подчиняющиеся; каждый участник пытается завладеть инициативой и вниманием. Появляется агрессия на ведущего за то, что
он «плохо руководит группой», и эта агрессия тем закономернее, чем менее директивной является пози­ция фасилитатора. Если же ведущий играет более
активную роль, то агрессия на него возникает как реакция на попытку доминирования. Существенным для развития группы считается тот факт, что она
обязательно должна пройти через прямую, открытую конфронтацию с психотерапевтом. Отсутствие ответ­ ной реакции со стороны ведущего приводит к боль­шему ощущению безопасности и выявлению того, что проявление агрессии не всегда пагубно — она может быть понята, разъяснена и эмоционально пережита.

3. Для третьей фазы характерно снижение коли­чества конфликтов. Увеличение безопасности приво­дит к попыткам «снятия масок», желания проверить эту безопасность. Раскрытие касается, прежде всего, впечатлений, возникающих непосредственно в группе (чувств и оценок в адрес других участников). Появляется специфическое чувство «Мы». Теряет значение проблема лидерства, главным интересом группы ста­новится взаимное согласие (гармония).

4. В четвертой фазе группа уже не подавляет от­рицательные эмоции, а, наоборот, сознательно до» пускает их, чтобы конструктивно переработать в себе эти чувства. Начинается функционирование группы как единой рабочей единицы, где создана определен­ная структура со множеством изменяемых ролей. Подобное состояние длится все оставшееся время существования группы, прерываясь периодически до­вольно краткими кризисами, напоминающими неко­торые проявления предыдущих фаз.

Иногда две последние фазы развития групп объе­диняются в одну, при наступлении которой только и начинают говорить о группе, считая предыдущие фазы предгрупповой стадией.

От приведенных стадий развития групп взрослых несколько отличаются фазы развития детских групп, выделенные А. И. Захаровым, 1982).

В первой фазе — ориентации группы — происхо­дит эмоциональное объединение детей в группу и появление в них однородных устремлений. В этой фазе возможно возникновение критического периода в жизни группы — ее эмоционального расторможе­ния.

Во второй фазе — дифференциации группы — оформляются статусные различия, симпатии и анти­патии детей. Возможно появление другого критиче­ского периода, обусловленного отражением в группе конфликтных позиций детей в жизни.

В третьей фазе — интеграции — отмечаются ста­билизация ее структуры, сплочение детей и развитие коллективных отношений.

Важно отметить, что одновременное прохождение каждого члена группы через отдельные фазы невоз­можно; скорее, имеет место влияние уже сложившей­ся атмосферы на членов группы, которые приспосаб­ливаются к группе и ассимилируются ею.

К процессу групповой динамики относятся про­блемы целей и норм групп, проблемы руководства, сплоченности и внутреннего напряжения, проекции прошлого опыта и актуальных взаимосвязей, созда­ние подгрупп и отношений индивида с группой.

Цели группы при различных психокоррекционных задачах могут быть сформулированы следующим об­разом:

— разобраться в проблематике каждого члена группы и помочь ему понять ее, изменить собствен­ное состояние;

— постепенно изменить слабую приспособляе­мость, достигая адекватной социальной адаптации;

— сообщать сведения о закономерностях интер­персональных и групповых процессов как основы более эффективного и гармоничного общения с людьми;

— поддерживать процесс «созревания» личности в смысле развития собственного духовного потенциа­ла, достижения оптимальной работоспособности и ощущения радости бытия;

— устранить болезненные признаки и симптомы либо осознанием, либо эмоциональным переживанием интерперсональных и интрапсихических конфликтов,
которые эти болезни вызвали и поддерживали.

Структура группы: с одной стороны, чисто формальная (психотерапевт и пациенты), с другой — неформальная, т. е. данная интерперсональным взаимодействием людей.

Нормы, группы представляют собой совокупность неписанных правил, влияющие на отношения и по­ведение членов группы, частично затрагивающих да­же внегрупповые связи. Индивид, не принимающий групповые нормы, оказывается в позиции девианта, которого группа вначале пытается подчинить нормам, а в случае неудачи исключает из своей среды и объе­диняется против него. К психотерапевтическим нор­мам относятся: проявление эмоций, рассказ о своих проблемах, акцептация и толерантность по отноше­нию к другим, активность в различных групповых дискуссиях и т. д. Иногда в группе складываются «антитерапевтические» нормы: утаивание истинных чувств, создание подгрупп, эротических пар, наигран­ное преувеличение чувств, табу на выражение агрес­сивных чувств к терапевту или на сексуальные темы, псевдотерапевтический поиск сексуальных мотивов каждого поступка.

Роль в группе. Исходя из данных социометрии, Морено (1946) выделяет три основные роли в группе:

— лидер по способности к руководству, который обычно характеризуется как спокойный, интеллигент­ный, рациональный, трудолюбивый, заслуживающий доверия, самоотверженный, активный и надежный;

— лидер по популярности («звезда») — ими ста­новятся люди общительные, веселые, увлекательные, мирные и сердечные;

— «черная овца» — человек, для остальных чле­нов группы непривлекательный, равнодушный, несим­патичный и отрицательный.

Р. Шиндлер (1957) выделяет следующие группо­вые роли:

— «Альфа» — лидер, который импонирует группе, побуждает ее к действиям, составляет программу и придает отваги;

— «Бета» (эксперт) — имеет нужные группе или уважаемые ею специальные знания, навыки или спо­собности; поведение его рационально, самокритично,
нейтрально и безучастно;

— «Гамма» — преимущественно пассивные и легко приспосабливающиеся члены группы, старающие­ся сохранить свою анонимность; большинство из них
отождествляется с «Альфой»;

— «Омега» — самый «далекий» член группы, от­стает от нее, в силу отличия от остальных или страха, иногда отождествляется и объединяется с противни­ком, что провоцирует группу;

— «Противник» — символический представитель противоположной (неприятельской) группы.

Связи — взаимное тяготение членов группы друг к другу, проявляющееся в виде переживания чувства «Мы». В психотерапевтических группах некоторые элементы сплоченности видны с самого начала функ­ционирования группы. Зависит это от:

— удовлетворения потребности в помощи;

— эмпатии и толерантности членов группы;

— чувства солидарности при одинаковых пробле­мах и конфликтах;

— групповой ориентации на чувствах и их проявление.

Напряжение. Оно естественно возникает при вза­имной интеракции членов группы. Напряжение не­обходимо:

— как движущая сила, импульс, который стиму­лирует усилия изменить свое теперешнее состояние;

— как фактор, поддерживающий ориентацию про­водимого обсуждения на высказывание отрицатель­ных переживаний и чувств;

— как фактор, который возбуждает проявление негативных стереотипов поведения.

Роль терапевта и способ руководства группой. Роль проводящего группу существенно отличается от ролей остальных участников. Полного равенства те­рапевта с пациентами при изложении своих конф­ликтов быть не может. Исходя из этого некоторые терапевты принимают роль лидера. Они проводят занятия, предлагают тематику дискуссий, интерпре­тируют высказывания пациентов и даже оценивают их мнения. Другие, также не принимая основу пол­ного равенства, тем не менее, в групповых занятиях чувствуют себя наравне с участниками, а проблемы, затрагиваемые ими, неоднократно бывают и их про­блемами.

Автор наиболее распространенной классификации ролей С. Кратохвил выделяет следующие роли ве­дущего:

— роль активного лидера (руководителя);

— роль аналитика;

— роль комментатора;

— роль посредника;

— роль истинного члена группы.

Классификация групповых ролей Р. Шиндлера также приложима к способам руководства группой. Терапевт может находиться в позиции «Альфа», мо­жет перейти в позицию «Бета» с правом совещатель­ного голоса, попробовать включиться в работу груп­пы как «Гамма», либо в интересах помощи отвергае­мому члену группы встать в позицию «Омега».

Ф. Перлз (1969) — один из создателей гештальт-терапии — роль терапевта в группе уподобляет ка­тализатору, который помогает потребностям пациен­та найти самовыражение. Для этого от ведущего требуется вести себя естественно, в противополож­ность игре какой-либо роли.

Поведение ведущего — основное орудие его ра­боты. Встречается множество вариаций в стиле компетентных ведущих, тем не менее некоторые основные принципы являются общими.

Тактика психотерапевта должна заключаться не в объяснении и растолковании (прямые советы), так как этот путь, как правило, сводится лишь к узнава­нию уже знакомого, а новое, если и улавливается, то только в крайне обедненной или абстрактной фор­ме, но в обращенности к активности сознания членов группы, в стимулировании установки на открытие но­вого, на осознание причинно-следственных связей в разбираемой ситуации.

Некоторые авторы, например Хёк (1974), считают необходимым направлять поведение психотерапевта на особое выделение, заострение каждой стадии пси­хотерапевтического процесса. В первой фазе — зави­симости пациентов от психотерапевта — он никак не реагирует на их ожидания, сознательно повышает неуверенность и напряжение в группе. Его интерак­ции сводятся в основном к тому, чтобы прервать об­щение, к которому бессознательно стремится группа в целях снятия напряжения, и направить дискуссию в пока неприемлемое для всех русло — «здесь и те­перь». Во второй фазе, называемой фазой активации, действия психотерапевта направлены на ограничение дискуссий и ускорение процесса превращения груп­пового давления в открытую конфронтацию с ним, что осуществляется путем «раскалывания» склады­вающегося единства и сплоченности группы, благо­даря чему группа, разочаровавшись в ведущем, объе­диняется в своей агрессии против него. Руководство группой переходит к той ее части, которой удается хотя бы сравняться с авторитетом руководителя. В третьей фазе — конструктивной — наступает ста­бильное внутреннее расчленение группы с появлени­ем групповых норм и групповых связей. Теперь груп­па в состоянии работать самостоятельно, без зависи­мости от психотерапевта, который занимает позицию эксперта, помогающего группе своими замечаниями.

В отличие от психотерапевта ведущий группы тренинга ведет себя несколько иначе: он не предла­гает интерпретаций поведения участников. Прежде всего, он — член группы. Его чувства являются ча­стью группового процесса. Он получает обратную связь от участников, что может быть крайне важной Функцией, поскольку его манера давать и получать обратную связь служит моделью для других участ­ников.

Существенную проблему для руководителя груп­пы представляет необходимость быть самим собой чувствовать себя во время занятий достаточно свободно.

В целом от ведущего требуется очень широкий спектр умений: умение быть «катализатором», ролевой моделью, партнером, умение активно вмешивать­ся или, наоборот, умение молчать.

Наши рекомендации