Занятие 7. Дети с расстройствами эмоционально-волевой сферы.
Контрольные вопросы:
1. В чем состоит особое значение работы с родителями в системе коррекционно-воспитательной работы с аутичными детьми?
2. Каковы возможности социализации для детей, страдающих аутизмом?
3. Какие существуют специфические отклонения во взаимоотношениях детей, страдающих аутизмом со сверстниками и близкими людьми?
Задания:
1. Перечислите основные принципы коррекционной работы с детьми с РДА.
2. Обоснуйте особое значение работы с родителями в системе коррекционно-воспитательной работы с аутичными детьми.
Занятие 8. Развитие и образование детей со сложными нарушениями в развитии.
Контрольные вопросы:
1. Объясните различия между понятиями «сложный дефект» и «сложная структура нарушения развития» у ребенка.
2. Какие причины могут привести к сложному нарушению развития у ребенка?
3. В чем различие сложного и осложненного нарушения развития?
Задания:
1. Опишите причины личностного отставания в развитии слепоглухих детей.
2. Охарактеризуйте особенности ощущений и восприятия у детей с ДЦП и нарушением зрения.
6.2. Темы рефератов и эссе для подготовки к практическим занятиям
1. 1. Психологические особенности детей, имеющих интеллектуальные нарушения, методы психолого-педагогической диагностики.
2. Психологические особенности детей с задержкой психического развития (ЗПР). Дифференциальная диагностика ЗПР.
3. Психологические особенности детей с умственной отсталостью (УО). Дифференциальная диагностика УО.
4. Психологические особенности лиц с нарушениями слуха.
5. Психологические особенности лиц с нарушениями зрения.
6. Психологические особенности детей с синдромом раннего детского аутизма. Психологическая диагностика и коррекция при раннем детском аутизме.
7. Психологические особенности детей со сложными нарушениями в развитии при ДЦП.
8. Личностные особенности педагога специального образования и его роль в работе с детьми с отклонениями в развитии и поведении.
9. Проблемы социальной адаптации детей, имеющих отклонения в развитии и поведении.
10. Программа социальной адаптации детей, имеющих отклонения в развитии дефицитарного вида дизонтогинеза.
11. Психологические особенности, методы обучения, коррекции, воспитания слепоглухонемых детей.
12. Психологические особенности, методы обучения, коррекции, воспитания детей общим недоразвитием речи (ОНР).
13. Взаимодействие биологических и социальных факторов в психическом развитии аномальных детей.
14. История становления и развития коррекционно-педагогической науки в истории развития человеческого общества.
15. Психологические особенности детей, имеющих интеллектуальные нарушения, методы педагогической коррекции.
16. Основные направления работы с родителями воспитывающих детей с отклонениями в развитии.
17. Психологические особенности, методы обучения, коррекции, воспитания детей с нарушениями устной речи.
18. Личность и особенности её развития при слепоте и слабовидении.
19. Психологическая готовность к школьному развитию детей с задержкой психического развития.
20. Психологические особенности, методы обучения, коррекции, воспитания детей с нарушениями письменной речи.
21. Основные виды нарушений опорно-двигательного аппарата у детей. Особенности коррекционно-педагогической работы с детьми, страдающими церебральным параличом, в условиях массовой общеобразовательной школы и в специальных учреждениях.
22. Психолого-педагогическая характеристика детей с речевыми нарушениями. Специфика работы специальных школ для детей с нарушениями речи.
23. Психологические особенности лиц с нарушениями зрения. Специфика работы специальных коррекционных школ для детей с нарушениями зрения.
6.3. Задания к контрольной работе по дисциплине и методические указания к их выполнению
Контрольная работа по дисциплине «Дефектология» выполняется с целью проверки и оценки усвоения теоретических знаний студентов по данной дисциплине, формирования умений проводить анализ научной и учебной литературы, отработки навыков диагностики и проведения профилактических и коррекционных мероприятий, обогащения навыками взаимодействия с «особыми» детьми и подростками.
Тематика самостоятельной работы студентов ориентирована на проблемы специальной педагогики и психологии несовершеннолетних с ограниченными возможностями здоровья, особыми образовательными потребностями, на специфику коррекционной работы и последующей адаптации этих категорий детей в социуме.
Студент должен овладеть не только теоретическими знаниями, но и уметь применять их для решения конкретных задач в реальной ситуации, владеть навыками психологической диагностики и педагогической коррекции различных видов отклонений в развитии и поведении. Оформление контрольной работы должно соответствовать требованиям, предъявляемым к данным видам работ.
Контрольная работа выполняется студентами по вариантам. При этом вариант контрольной работы выбирается в соответствии с последней цифрой номера зачетной книжки студента.
Таблица 6
Последняя цифра номера зачетной книжки студента | Вариант контрольной работы |
1 или 6 | |
2 или 7 | |
3 или 8 | |
4 или 9 | |
5 или 0 |
К контрольной работе предъявляются следующие требования:
Оформлениетитульного листа в соответствии с требованиями, предъявляемыми к контрольной работе в высшем учебном заведении. Пример приведен в приложении 1.
Оглавлениевключает перечень разделов работы и нумерацию страниц.
Введение предполагает определение актуальности одной из предложенных тем и обоснование мотива ее выбора с учетом реально существующих проблем обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями.
Определяются цель и задачи теоретической части работы.
Перед выполнением работы студентам необходимо внимательно ознакомиться с методическими указаниями, изучить теоретический материал, представленный в учебной и научной литературе, рекомендуемой для освоения данной дисциплины.
Теоретическая (первая) часть контрольной работы носит реферативный характер и предполагает ответ на один из теоретических вопросов, предложенных в перечне тематики, соответствующих одному из 5-ти вариантов. Данная часть работы должна содержать развёрнутое содержание исследуемого социально-психологического феномена, включать развернутое описание причин возникновения определенного вида нарушения развития, классификации изучаемого вида дизонтогенеза, характеристику особенностей развития познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы, особенностей общения лиц при данном конкретном виде нарушения развития. Необходимо рассмотреть содержание данного вопроса с точки зрения различных авторов, используя несколько научных источников, материалы из периодических изданий по дефектологии, коррекционной педагогике и психологии. Необходимо рассмотреть особенности коррекционно-педагогической деятельности, особенности обучения и воспитания детей данной категории.
Во второй части работы разработать программу психолого-педагогической диагностики психического развития ребёнка с описанным в первой части виде дизонтогенеза.
Заключениедолжно содержать общие выводы по изучаемой теме и пути педагогической помощи в процессе социальной адаптации лиц с данным видом психического дизонтогенеза.
Варианты контрольных работ
1. Психологические особенности детей, имеющих интеллектуальные нарушения, методы педагогической коррекции. Методы психолого-педагогической диагностики умственной отсталости в зависимости от тяжести повреждения.
2. Психологические особенности детей с задержкой психического развития (ЗПР). Методы дифференциальной психолого-педагогической диагностики умственной отсталостии детей с ЗПР.
3. Психологические особенности лиц с нарушениями слуха. Этиология и классификация нарушений слуха. Методы психолого-педагогической диагностики детей с нарушениями слуха.
4. Психологические особенности лиц с нарушениями зрения. Причины нарушений зрения, их классификация. Основные категории детей с нарушениями зрительного анализатора. Методы психолого-педагогической диагностики детей с нарушениями зрения.
5. Психологические особенности детей с синдромом раннего детского аутизма. Программа и методы психолого-педагогической диагностики детей с ранним детским аутизмом.
6. Психологические особенности детей со сложными нарушениями в развитии при ДЦП. Программа и методы психолого-педагогической диагностики личности детей со сложными нарушениями в развитии при ДЦП.
7. Личностные особенности педагога специального образования и его роль в работе с детьми с отклонениями в развитии и поведении. Методы профилактики и коррекции профессиональной деформации специалиста в сфере специального образования.
8. Проблемы социальной адаптации детей, имеющих отклонения в развитии и поведении. Методы и диагностика социальной адаптации детей, имеющих отклонения в развитии дефицитарного вида дизонтогинеза.
9. Психологические особенности, методы обучения, коррекции, воспитания слепоглухонемых детей. Особенности и методы психолого-педагогической диагностики слепоглухонемых детей.
10. Психологические особенности, детей общим недоразвитием речи (ОНР). Программа и методы психолого-педагогической диагностики детей с ОНР.
11. Взаимодействие биологических и социальных факторов в психическом развитии аномальных детей. Программа и методы психолого-педагогической диагностики детей с сенсорной алалией.
12. История становления дефектологии как науки. Современное развитие дефектологии. Цели и задачи ПМПК. Содержание деятельности и состав ПМПК
13. Психологические особенности детей, имеющих интеллектуальные нарушения. Программа и методы психолого-педагогической диагностики детей с умственной отсталостью и нарушением зрения.
14. Основные направления работы с родителями воспитывающих детей с отклонениями в развитии. Организация и методы психологической помощи родителям, воспитывающим детей с отклонениями в развитии.
15. Психологические особенности, методы обучения, коррекции, воспитания детей с нарушениями устной речи. Программа и методы психолого-педагогической диагностики детей с нарушениями устной речи.
16. Личность и особенности её развития при слепоте и слабовидении. Особенности профилактики вторичных нарушений развития детей с нарушениями зрения.
17. Психологическая готовность к школьному развитию детей с задержкой психического развития. Программа и методы психолого-педагогической диагностики готовности к школьному обучению.
18. Психологические особенности, этиология и классификация нарушений письменной речи. Особенности диагностических мероприятий при дисграфией.
19. Основные виды нарушений опорно-двигательного аппарата у детей. Особенности коррекционно-педагогической работы с детьми, страдающими церебральным параличом, в условиях массовой общеобразовательной школы и в специальных учреждениях. Методы профилактики вторичных нарушений в развитии при НОДА.
20. Психолого-педагогическая характеристика детей с речевыми нарушениями. Специфика работы специальных школ для детей с нарушениями речи. Методы дифференциальной диагностики речевых нарушений у детей.
21. Психологические особенности лиц с нарушениями зрения. Специфика работы специальных коррекционных школ для детей с нарушениями зрения. Система специального образования лиц с особыми образовательными потребностями в Российской Федерации, специальные образовательные условия.
22. Вклад Л.С. Выготского в дефектологию как науку и практику. Современные подходы к диагностике нарушений в развитии.
6.4. Вопросы для подготовки к зачету
1. Понятие «дети со сложными нарушениями развития». Проблемы организации психолого-педагогической помощи детям и их семьям.
2. Система специального образования лиц с особыми образовательными потребностями в Российской Федерации, специальные образовательные условия.
3. Методы и диагностика социальной адаптации детей, имеющих отклонения в развитии дефицитарного вида дизонтогинеза.
4. Роль Л.С. Выготского в разработке теоретико-методологических основ дефектологии.
5. Методы дифференциальной диагностики речевых нарушений.
6. Учение Л.С. Выготского о структуре дефекта и его методологическое значение.
7. Понятие «психического дизонтогенеза». Виды психического дизонтогенеза.
8. Методы психолого-педагогической диагностики детей с нарушениями зрения.
9. Параметры психического дизонтогенеза.
10. История становления и развития дефектологии в России.
11. Виды психолого-педагогической диагностики: скрининг-диагностика, дифференциальная диагностика (ПМПК), углубленное изучение ребенка в образовательном учреждении.
12. Методы психолого-педагогической диагностики детей с нарушениями слуха.
13. Цели и задачи ПМПК. Содержание деятельности и состав ПМПК.
14. Понятие «умственная отсталость». Причины умственной отсталости: эндогенные и экзогенные факторы.
15. Степени умственной отсталости. Особенности психического развития детей с умственной отсталостью.
16. Методы психолого-педагогической диагностики детей с ОНР.
17. Специальные образовательные учреждения для детей с умственной отсталостью: дошкольные, школы VIII вида, специальные классы для умственно отсталых детей.
18. Понятие «задержка психического развития». Современные представления о ЗПР. Причины задержки психического развития, классификация ЗПР М.С. Певзнер и Т.А. Власовой.
19. Классификация задержки психического развития К.С. Лебединской.
20. Организация обучения и воспитания детей с задержкой психического развития: школы VII вида, классы выравнивания, классы коррекционно - развивающего обучения, классы компенсирующего обучения.
21. Причины речевых нарушений: эндогенные и экзогенные факторы.
22. Программа и методы психолого-педагогической диагностики готовности к школьному обучению.
23. Речевые нарушения, связанные с дефектами строения речевого аппарата: дисфония, дислалия, ринолалия. Направления коррекционной работы.
24. Тифлопедагогика, их цели и задачи. Особенности обучения и воспитания детей с нарушениями зрения.
25. Причины нарушений зрения. Психологические особенности детей с нарушениями зрения. Специальные коррекционные образовательные учреждения.
26. Сурдопедагогика, цели и задачи. Причины нарушений слухового анализатора.
27. Категории детей с нарушениями слуха: неслышащие (глухие), позднооглохшие, слабослышащие. Особенности развития детей, основные направления коррекционной работы.
28. Организация и содержание дошкольного и школьного образования детей с нарушениями слуха.
29. Понятие «нарушение опорно-двигательного аппарата». Причины нарушений. Особенности психического развития детей с НОДА.
30. Система обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Основные направления коррекционной работы.
31. Понятие «ранний детский аутизм». Основные признаки РДА, причины возникновения.
32. Группы детей с РДА в зависимости от нарушения взаимодействия с внешней средой. Основные направления психолого-педагогической коррекции детей с РДА.
33. Методы дифференциальной диагностики речевых нарушений у детей.
34. Объект, предмет, цели и задачи дефектологии.
35. Понятия «норма» и «отклонения» в психическом развитии. Виды норм развития: среднестатистическая, функциональная, идеальная.
36. Политика государства в области социальной поддержки людей с отклонениями в развитии и поведении.
37. Методы дифференциальной диагностики РДА.
38. Эндогенные и экзогенные вредности как причины отклонений в развитии.
39. Социальная и психологическая депривация как одно из условий нарушения развития личности ребенка.
40. Работа с семьей, имеющей ребёнка с нарушениями развития.
41. Основные направления психолого-педагогической помощи детям с нарушениями развития.
42. Методы дифференциальной диагностики умственной отсталости в и ЗПР.
43. Психологическая готовность к школьному обучению детей с задержкой психического развития.
44. Коррекционные умения и личностные качества, необходимые педагогу, работающему с детьми, имеющими нарушения развития и поведения.
45. Система методов обучения детей с особыми образовательными потребностями. Сочетание словесных, наглядных и практических методов в коррекционном обучении.
46. Категории и принципы дефектологии.
47. Взаимосвязь дефектологии с другими отраслями знаний.
48. Методы психолого-педагогической диагностики умственной отсталости в зависимости от тяжести повреждения.
49. Сущность коррекционно-педагогической деятельности.
50. Проблема интегрированного обучения детей с отклонениями в развитии.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
а) Основная литература
1. Гонеев А. Д. Основы коррекционной педагогики [Текст] : учеб. пособие для вузов [Гриф УМО] / А. Д. Гонеев, Н. И. Лифинцева, Н. В. Ялпаева ; под ред. В. А. Сластенина. - 7-е изд., стер. - Москва : Академия, 2011. - 267 с.
2. Обучение и воспитание детей с интеллектуальными нарушениями: учеб. пособие для вузов [Гриф УМО] / [Б. П. Пузанов и др.] ; под ред. Б. П. Пузанова. - Москва : Владос, 2011. - 439 с.
3. Психолого-педагогическое сопровождение семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья [Текст] : учебник для вузов по направлению "Специальное (дефектологическое) образование" [Гриф Московского педагогического государственного университета] / [В. В. Ткачева и др.] ; под ред. В.В. Ткачевой. - Москва : Академия, 2014. - 271 с.
4. Специальная дошкольная педагогика: учебник для вузов [Гриф Московского педагогического государственного университета] / [Е. А. Стребелева и др.]; под ред. Е. А. Стребелевой. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва : Академия, 2013. - 350 с.
б) Дополнительная литература
1. Аксенова Л.И.Специальная педагогика: учеб. пособие для вузов / Л. И. Аксенова [и др.] ; ред. Н. М. Назарова. - 9-е изд. - М. : Академия, 2009. – 395 с.
2. Гонеев А.Д., Лифинцева Н.И., Ялпаева Н.В. Основы коррекционной педагогики. – М., 2007. – 272 с.
3. Кузнецова Л.В. Основы специальной психологии: учеб. пособие для студ. средних пед. учеб. заведений / Л. В. Кузнецова [и др.] ; под ред. Л. В. Кузнецовой. - 5-е изд. - М. : Академия, 2008. – 480 с.
4. Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребенка [Текст] : пособие для учителя-дефектолога / Л. М. Щипицына, Е. И. Казакова, М. А. Жданова ; ред. Л. М. Щипицына. - М. : Владос, 2003. - 527 с.
5. Специальная педагогика // Под ред. Назаровой Н.М. – М. : Академия, 2008. – 507 с.
6. Трофимова Н.М., Дуванова С.П., Трофимова Н.Б., Пушкина Т.Ф. Основы специальной педагогики и психологии. – СПб. : Питер, 2006 – 304 с.
8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Учебные аудитории, оборудованные в соответствии с санитарно-техническими требованиями для проведения групповых форм работы; оргтехника для тиражирования материалов для слушателей.
Поскольку ряд практических занятий предполагает использование мультимедийных технологий, это предполагает наличие следующих технических средств и оборудования: персональный компьютер или ноутбук, мультимедийный проектор, экран.
Учебно-методический комплекс дисциплины
«Дефектология»
Подписано в печать _________. Формат 60´84/16. Бумага для множ. аппаратов.
Печать плоская. Усл. печ. л. ___. Уч.-изд. л.____. Тираж ____ экз. Заказ № ____.
ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет». Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11.
Ризограф ФГАОУ ВПО РГППУ. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11.