Тема 7. Дети с нарушениями речи.
Предмет, задачи, основные принципы логопедии. Причины речевых нарушений, их классификация. Фонетические, мелодико-интонационные, темпо-ритмические нарушения устной речи. Нарушения письма и чтения. Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с речевыми нарушениями. Особенности развития познавательной сферы у детей с речевой патологией. Диагностика нарушений речи.
Тема 8. Дети с расстройствами эмоционально-волевой сферы.
Психология детей с синдромом раннего детского аутизма. Предмет и задачи психологии детей с РДА. Исторический экскурс. Причины и механизмы возникновения РДА, классификация РДА по степени тяжести. Особенности развития познавательной сферы. Особенности развития личности и эмоционально-волевой сферы. Особенности деятельности. Психологическая диагностика и коррекция при раннем детском аутизме.
Тема 9. Развитие и образование детей со сложными нарушениями в развитии.
Комбинированные нарушения, их причины. Сложные нарушения развития как сочетание двух или нескольких первичных нарушений, приводящих к качественно новой характеристике нарушенного развития. Особенности психического развития детей с множественными нарушениями. Профилактика, диагностика, коррекция недостатков личностного развития детей, имеющих комбинированные нарушения развития.
4.4. Матрица компетенций, формируемых в процессе изучения дисциплины
Таблица 5
Темы дисциплины | Количество часов | Формируемые компетенции | ∑ | |||||||||||
ОПК-1 | ОПК-10 | ОПК-11 | ОПК-12 | ПКПП-2 | ПКД-1 | ПКД-2 | ПКД-3 | ПКД-4 | ПКД-5 | ПКД-6 | ||||
1. Предмет, задачи, принципы, основные категории дефектологии | + | + | ||||||||||||
2. История становления и развития дефектологии | + | + | ||||||||||||
3. Понятие нормативности развития. Виды дизонтогенеза. Диагностика отклонений в развитии | + | + | ||||||||||||
4. Дети с нарушениями познавательной деятельности | + | + | + | + | + | + | + | |||||||
5. Дети с сенсорными нарушениями в развитии | + | + | + | + | + | + | + | |||||||
6. Дети с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата | + | + | + | + | + | + | + | |||||||
7. Дети с нарушениями речи | + | + | + | + | + | + | + | |||||||
8. Дети с расстройствами эмоционально-волевой сферы | + | + | + | + | + | + | + | |||||||
9. Развитие и образование детей со сложными нарушениями в развитии | + | + | + | + | + | + | + | |||||||
Итого по дисциплине | ||||||||||||||
Лабораторные работы
Для дисциплины «Дефектология» лабораторных работ не предусмотрено.
Самостоятельная работа
При изучении дисциплины «Дефектология» предусмотрено выделение 29 часов на самостоятельную работу студентов. Виды самостоятельной работы регламентируются графиком учебного процесса и самостоятельной работы.
Видами самостоятельной работы студентов при изучении дисциплины «Дефектология» являются:
а) выполнение домашних заданий;
б) освоение и проработка теоретического материала лекционного курса;
в) выполнение заданий по самостоятельной работе.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Содержание дисциплины предполагает нелинейную организацию образовательного процесса, которая характерна для многоуровнего образования, что позволяет реализовывать новую проектно-исследовательскую модель обучения. Освоение данной дисциплины включают как традиционные технологии (лекционно-семинарские занятия), так и не имитационные неигровые методы и технологии: метод проектов, мультимедиа презентации, групповые дискуссии, семинары-конференции и др.
Практические занятия по дисциплине предполагают применение интерактивных методов обучения: анализ реальных проблем; обсуждение и решение проблемных ситуаций, а также использование методов активного социально-психологического обучения: дискуссия, метод «Круглого стола», кейс-метод, мультимедийные технологии и т.п.
6. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
Практические занятия – важная форма организации учебного процесса, необходимая при изучении дисциплины «Дефектология». Она способствуют закреплению и углублению знаний, полученных на лекциях и в результате самостоятельной работы над литературными и нормативными источниками, развивает самостоятельность мышления, умение делать выводы, связывать теоретические положения с практикой. Кроме того, они являются средством контроля преподавателей за самостоятельной работой студента.
6.1. Контрольные вопросы и задания для самостоятельной работы студентов для подготовки к практическим занятиям