Психологические аспекты индивидуальной карьеры

Серьезные изменения социальной ситуации в нашей стране предъявляют особые требования к уровню профессионализма. Од­ним из важнейших аспектов профессионального развития личности, а также ее самореализации является сознательное планирование ка­рьеры.

В отечественной психологии до недавнего времени понятие «ка­рьера» практически не использовалось. В основном употреблялись такие термины, как профессиональный жизненный путь, профессио­нальная деятельность, профессиональное самоопределение.

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ «КАРЬЕРА»

Слово «карьера» (франц. carriere) означает успешное продвиже­ние в области общественной, служебной, научной и прочей деятель­ности, род занятий, профессию.

Может ли человек построить свою жизнь согласно плану, замыс­лу? Может ли он сам ее строить или жизнь все делает за него? Каково влияние «старта» жизни на «финиш»? Каковы критерии удавшейся жизни? Это вопросы, в которых смыкаются личные и общественные интересы. А критериями удавшейся карьеры являются удовлетворен­ность жизненной ситуацией (субъективный критерий) и социальный успех (объективный критерий). То есть объективная, внешняя сторо-



Организационная социальная психология

на карьеры - это последовательность занимаемых индивидом профес­сиональных позиций, а субъективная, внутренняя сторона - это то, как человек воспринимает свою карьеру, каков его образ профессио­нальной жизни и собственной роли в ней.

В последние годы стал исчезать негативный оттенок понятия «ка­рьера». Сейчас человек, «делающий карьеру», рассматривается, ско­рее, как имеющий ориентацию на реализацию личностного и про­фессионального потенциала. Карьера - это один из показателей ин­дивидуальной профессиональной жизни человека, достижение жела­емого статуса и соответствующего ему уровня и качества жизни, а также достижение известности и славы. Успешно построенная карье­ра позволяет человеку добиться признания своей неповторимости, значимости для других людей, для общества в целом.

У каждого человека имеются личностная концепция, таланты, побуждения, мотивы и ценности, которыми он не может поступиться, осуществляя выбор карьеры. Жизненный опыт формирует у каждого человека определенную систему ценностных ориентации, социальных установок по отношению к карьере в частности, и к работе вообще. Поэтому в профессиональном плане субъект рассматривается и опи­сывается через систему его диспозиций (здесь, на наш взгляд, очень продуктивна диспозиционная теория В. А. Ядова), ценностных ори­ентации, социальных установок, интересов и тому подобных соци­ально обусловленных побуждений к деятельности. Этим понятиям в американской психологии соответствует понятие карьерных ориен­тации. Это есть некоторый смысл, который человек хочет реализо­вать при выборе и осуществлении своей карьеры, это индивидуаль­ные сочетание и последовательность аттиьтюдов, связанных с опы­том и активностью в сфере работы на протяжении всей жизни. Поня­тие карьерных ориентации мы относим к диспозициям высшего уровня (по Ядову), которые являются устойчивым образованием и определя­ют профессиональный жизненный путь человека.

К сожалению, в нашей стране практически нет работ непосред­ственно по социально-психологическим аспектам карьеры. Поэтому обратимся к зарубежным исследованиям на эту тему.

Понятие успешной карьеры связывается прежде всего с успеш­ным профессиональным самоопределением. Одной из популярных в психологии является теория профессионального самоопределения


Наши рекомендации