Глава I. Предмет организационной социальной психологии
- лояльность по отношению к организации.
Все перечисленные задачи традиционно решались практическими психологами на отечественных предприятиях. Дополним этот список перечнем задач, которые отмечаются в современной зарубежной психологической литературе:
- введение нового работника в курс дел в организации. Психолог
беседует с новичком об истории фирмы, о его роли в выполняемой
работе, знакомит с начальством, традициями организации;
- решение вопросов о профессиональном обучении и повыше
нии квалификации работников. Психолог принимает решение о том,
кого учить (кто и в какой учебе нуждается), чему учить, как учить, как
стимулировать и оценивать результаты учебы и ее влияние на эффек
тивность труда;
- оценка трудового вклада работников. Психолог осуществляет
периодическую оценку труда каждого сотрудника и его соответствие
получаемой заработной плате. Типичными пунктами оценки являют
ся: а) качество работы; б) количество работы; в) физическая и мо
рально-психологическая надежность сотрудника; г) степень заслужен
ного доверия; д) склонность к сотрудничеству с администрацией;
- разработка средств поддержания дисциплины и эффективных
приемов поощрения и наказания сотрудников;
- участие в разборе жалоб, посредничество в переговорах рабо
чих и профсоюзов с администрацией, социально-психологическое
обеспечение переговорного процесса в ситуации конфликта;
- участие в организации системы коммуникаций в организации
(выбор и сравнительная оценка различных средств коммуникаций,
анализ содержания и доходчивости информации);.
- организация предпринимательской пропаганды и рекламы, изу
чение рыночного спроса (маркетинг);
- улучшение организации труда (уменьшение монотонии, созда
ние эстетической среды в организации);
- частные психологические консультации управляющих. Перечень
задач, которые приходится решать психологу в фирме, может быть рас
ширен в связи с конкретными проблемами той или иной организации.
Организационная социальная психология
Итак, предметом организационной социальной психологии является влияние процесса общения на профессиональную деятельность людей, и прежде всего на повышение эффективности их труда. Центральная проблема организационной социальной психологии состоит в изучении влияния социально-психологических факторов на повышение эффективности труда. Испытываемые российскими организациями в настоящее время трудности предъявляют к работе психологов повышенные требования. Поэтому проблемы, которыми приходится заниматься психологам в организации, сложны и трудоемки. Разрешение этих проблем требует от психолога достаточной профессиональной подготовки и владения широким арсеналом психологических методов исследования и воздействия на личность работника.
Контрольные вопросы
1. Что является предметом организационной социальной психо
логии?
2. С какими социально-психологическими проблемами сталкива
ется психолог в организации?
3. Какие функции выполняет практический психолог?
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Введение в практическую социальную психологию / Под ред. Ю. М. Жукова, Л. А. Петровской, О. В. Соловьевой. М, 1996.
Величко А., Подмарков В. Социолог на предприятии. М., 1976.
Подмарков В. Г. Введение в промышленную социологию. М, 1973.
Промышленная социальная психология / Под ред. Е. С. Кузьмина, А. Л. Свенцицкого. Л., 1982.
Социология труда/Под ред. Н. И. Дряхлова, А. И. Кравченко, В. В. Щербины. М., 1993.
ГЛАВА II